Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в специальность по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в профессию
по профессии 15.01.05
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки)
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
|
Паспорт рабочей программы Результаты освоения рабочей программы Структура и содержание рабочей программы Условия реализации рабочей программы Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы |
3 5 6 10 12 |
1. Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в профессию
1.1. Область применения рабочей программы
Программа профильной дисциплины (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при освоении программ повышения квалификации и переподготовки, профессиональной подготовке по профессии: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки):
электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах; сварщик ручной дуговой сварки; электрогазосварщик при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи рабочей программы – требования к результатам освоения программы.
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения рабочей программы должен:
уметь:
- организовывать рабочее место;
- включать, выключать и регулировать сварочное оборудование;
- определять пригодность применяемых материалов;
- рассчитывать объём работ и потребности материалов;
- выполнять дуговую наплавку валиков и сварку пластин во всех пространственных положениях шва;
- контролировать качество подготовки поверхности;
- контролировать качество сварных швов;
- соблюдать безопасные условия труда.
знать:
- требования техники безопасности, пожаробезопасности, электробезопасности при выполнении сварочных работ;
- названия и назначения сварочного оборудования и материалов;
- основные виды и способы сварки, область применения;
- правила чтения чертежей;
- технологическую последовательность выполнения сварочных работ;
- требования, предъявляемые к качеству сварных швов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы:
максимальной учебной нагрузки обучающегося часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - часа;
самостоятельной работы – часа.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Код |
Наименование результата освоения практики |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем |
ОК 3 |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4 |
Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5 |
Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7 |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
ПК 1.1 |
Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке |
ПК 1.3 |
Выполнять сборку изделий под сварку |
ПК 1.4 |
Проверять точность сборки |
ПК 2.2 |
Выполнять ручную дуговую и плазменную сварку средней сложности и сложных узлов, деталей и трубопроводов из углеродистых и конструкционных сталей и простых деталей из цветных металлов и сплавов |
ПК 2.5 |
Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций |
ПК 2.6 |
Обеспечивать безопасное выполнение сварочных работ на рабочем месте в соответствии с санитарно – техническими требованиями и требованиями охраны труда |
ПК 4.1 |
Выполнять зачистку швов после сварки |
ПК 4.2 |
Определять причины дефектов сварочных швов и соединений |
ПК 4.3 |
Предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварных швах |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Тематический план программы
Коды ОК и ПК |
Наименование темы |
Учебная нагрузка обучающихся (час) |
||||
максимальная |
самостоятельная |
Обязательная аудиторная |
||||
всего |
Теор.обуч |
Паркт занят |
||||
ОК 1-7 |
Вводное занятие. Экскурсия на предприятие |
18 |
6 |
12 |
2 |
10 |
ПК 2.6 |
Правила техники безопасности при выполнении сварочных работ. |
9 |
9 |
6 |
2 |
4 |
ПК 2.2 |
Ознакомление с оборудованием для ручной дуговой сварки |
9 |
3 |
6 |
- |
6 |
ПК 4.1-ПК 4.3 |
Контроль качества сварных швов |
18 |
6 |
12 |
- |
12 |
ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.2 ПК 2.5 ПК 2.6 ПК 4.1- ПК 4.3 |
Дуговая наплавка валиков и сварка пластин в нижнем положении шва |
126 |
42 |
84 |
- |
84 |
Дуговая сварка пластин в наклонном положении шва |
36 |
12 |
24 |
- |
24 |
|
Наплавка валиков и сварка пластин в вертикальном и горизонтальном положениях шва |
72 |
24 |
48 |
- |
48 |
|
Дифференцированный зачёт |
2 |
6 |
12 |
- |
12 |
|
Итого |
108 |
204 |
4 |
200 |
3.2. Содержание программы
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Тема 1. Вводное занятие. Экскурсия на предприятие |
Содержание учебного материала |
12 |
||
1 |
История развития сварочного производства. Основоположники сварки. Виды и способы сварки. Область применения сварки. Новые технологии. Профессиональные качества сварщика. Значимость профессии. |
2 |
1 |
|
Практические занятия: Посещение сварочного цеха: ознакомление с выпускаемой продукцией, организацией рабочих мест, сварочным и газорезательным оборудованием, сборочно–сварочными приспособлениями, транспортировочными устройствами. Беседа с квалифицированными сварщиками. |
10 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Основоположники электродуговой сварки (выполнение реферата) |
6 |
|||
Тема 2. Правила техники безопасности при выполнении сварочных работ. |
Содержание учебного материала |
6 |
||
1 |
Ознакомление с инструкциями по технике безопасности при выполнении сварочных работ. Ознакомление с инструкциями по пожарной безопасности при выполнении сварочных работ. Ознакомление с инструкциями по электробезопасности при выполнении сварочных работ. |
2 |
1 |
|
Практические занятия: Организация рабочего места сварщика Правила пользования СИЗ сварщика Средства пожаротушения |
4 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Организация рабочего места сварщика |
3 |
|||
Тема 3. |
Содержание учебного материала |
6 |
||
Практические занятия: Ознакомление с источниками питания сварочной дуги, подготовка к сварке. Включение, выключение и регулирование сварочного трансформатора. Смена электрода в электрододержателе, фиксация сварочного провода на руке. Способы зажигания сварочной дуги, поддержание горения, расплавление электрода. |
6 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Источники питания электродуговой сварки. |
3 |
|||
Тема 4. Контроль качества сварных швов. |
Содержание учебного материала |
12 |
||
Практические занятия: Виды контроля и дефектов сварных швов. Причины их возникновения и способы устранения. Определение дефектов в сварных швах. Устранение (подварка) дефектов в сварных швах |
12 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Разновидности дефектов сварных швов. Причины их возникновения. Способы предотвращения дефектов в сварных швах (заполнение таблицы) |
6 |
|||
Тема 5. Дуговая наплавка валиков и сварка пластин в нижнем положении шва |
Содержание учебного материала |
84 |
||
Практические занятия: Наплавка отдельных валиков на пластины в направлении «слева направо», «справа налево»; Наплавка валиков «на себя», «от себя»; Сварка пластин встык без подготовки кромок в один проход; Сварка пластин встык без подготовки кромок на два прохода; Сварка углового соединения пластин (∟40˚, 90˚,135˚). Сварка пластин внахлёстку. Сварка таврового соединения. |
84 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление технологической последовательности сварки пластин встык в один и два прохода Составление технологической последовательности сварки угловых соединений. Составление технологической последовательности сварки тавровых соединений. Составление технологической последовательности сварки нахлёсточных соединений. |
42 |
|||
Тема 6. Дуговая сварка пластин в наклонном положении шва |
Содержание учебного материала |
24 |
||
Практические занятия: Наплавка отдельных валиков в наклонном положении шва снизу вверх, по окружности Однослойная сварка стыковых и угловых соединений в наклонном положении шва без подготовки кромок (угол наклона пластин 30˚ и 45˚) |
24 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление технологической последовательности наплавки валиков и сварки стыковых и угловых соединений в наклонном положении шва. |
12 |
|||
Тема 7. Наплавка валиков и сварка пластин при вертикальном и горизонтальном положениях шва |
Содержание учебного материала |
48 |
||
Практические занятия:
|
48 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление технологической последовательности сварки пластин встык вертикальным швом Составление технологической последовательности сварки пластин встык горизонтальным швом |
24 |
|||
Дифференцированный зачёт |
Содержание учебного материала |
12 |
||
Практические занятия: Проверочная работа: сварка стыкового соединения в нижнем и вертикальном положениях шва. |
12 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Защита презентации на тему: «Электродуговая сварка» |
6 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации рабочей программы профильной дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной сварочной мастерской.
Оборудование мастерской:
- рабочее место мастера;
- рабочие кабины по количеству студентов;
- доска;
- компьютер и телевизор;
- демонстрационный стол и стол самоконтроля;
- комплект инструментов и приспособлений;
- сварочное оборудование (трансформаторы, выпрямитель, балластные реостаты);
- вытяжная и приточная вентиляции;
- комплект учебно – наглядных пособий;
- демонстрационный материал, образцы сварных соединений;
- раковины с водой;
- аптечка.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень методической литературы:
Сенько В.П. Производственное обучение электрогазосварщиков. Инструкционно – технологические карты.
Учебно – методическое пособие. – Минск. Высшая школа, 2010
Перечень учебной литературы:
Жегалина Т.Н.
Сварщик. Технология выполнения ручной сварки: практические основы профессиональной деятельности: учебное пособие / Т.Н.Жегалина. – М.: Академкнига/Учебник, 2006. – 126с.
Акулова О.А.
Учебное пособие по профессии «Электрогазосварщик» «Подготовка баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки». – Катайск, 2011
Гордиенко В.Е., Гордиенко Е.Г., Степанов С.А., Кнышев Ю.В.
Сварка. Основные способы сварки. Учебное пособие. –
Санкт – Петербург, 2009
Васильев В.И., Ильященко Д.П., Павлов Н.В.
Введение в основы сварки. Рекомендовано в качестве учебного пособия, 2010
Мустафин Ф.М. и др.
Сварка трубопроводов.
Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «НЕДРА», 2002
Перечень справочной, технической литературы:
Юхин
Н.А.Выбор сварочного электрода.
Учебно – справочное пособие. Под общей редакцией О.И.Стеклова.
Издательство «СОУЭЛО», 2003
Юхин Н.А.
Ручная сварка при сооружении и ремонте трубопроводов пара и горячей воды.
Под
общей редакцией О.И.Стеклова. Издательство «СОУЭЛО», 2003Интернет – ресурсы:
5. Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы профильной Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы профильной дисциплины осуществляется мастером производственного обучения в процессе проведения практических занятий, контрольных заданий.
Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине разрабатываются мастером производственного обучения и доводятся до сведения студентов в начале обучения.
Для контроля создаются фонды оценочных средств (ФОС), которые включают в себя педагогические контрольно – измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.