Методическая разработка вводного урока для СПО «Введение в профессию «Повар, кондитер»
Пояснительная записка к презентации
Главное управление образования и науки Алтайского края КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» |
Методическая разработка урока
учебной дисциплины |
ОП.03 Техническое оснащение и организация рабочего места |
тема |
Введение в профессию «Повар, кондитер» |
преподаватель: Зимирева Александра Михайловна
группа студентов: 1 курс, ПК-161
профессия 19.01.17 Повар, кондитер
2016
Оглавление
Методические рекомендации для преподавателей ……………………… |
3 |
План занятия………………………………………………………………... |
4 |
Список использованных источников……………………………………… |
13 |
Приложение А Личная гигиена повара…………………………………… Приложение Б Сборник учебных элементов «Твое здоровье», учебный элемент «Твое здоровье и личная гигиена» …………………………….. Приложение В Индивидуальный лист студента.....……………………… |
14 15 18 19 |
|
|
Методические рекомендации для преподавателей
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности обучающегося. Данная задача требует от преподавателя нового подхода к организации процесса обучения. Три определяющих факторах учебного занятия: деятельность преподавателя, деятельность обучающегося и взаимодействия между ними являются факторами оценивания эффективности урока.
Эффективность, с дидактической точки зрения, это показатель того, как в процессе учебной деятельности конкретные результаты преобразуются в результаты, имеющие социальную и профессиональную значимость.
При создании данной методической разработки я ставила перед собой цель сформировать систему новых понятий, связанных со спецификой профессии «Повар, кондитер», расширить знания обучающихся за счет включения понятия о профессиональной пригодности, о творческом подходе к выполнению каждой профессиональной задаче повара и кондитера.
Для успешного проведения занятия необходимо:
разработать мультимедийную презентацию по теме «Введение в профессию «Повар, кондитер»»;
приготовить раздаточный материал «Требования к личной гигиене повара»;
приготовить учебный модуль «Твое здоровье», учебный элемент «Твое здоровье и личная гигиена»;
приготовить натуральные образцы: цветные карандаши; набор специй, нарезанные кубиком фрукты, набор сыпучих продуктов;
подготовить аудиторию для работы в четырех подгруппах по 6 человек.
Преподаватель выступает в роли ведущего. Начинает и заканчивает занятие.
В ходе данного мероприятия обучающиеся систематизируют свои знания, учатся работать в коллективе, развивают мышление, память, внимание, а также творческие способности.
В конце занятия подводятся итоги, проводится рефлексия.
Тема: Введение в профессию «Повар, кондитер»
Методическая идея: показать методику проведения занятия с использованием системно-деятельностного подхода.
Цели урока: создать условия:
- для формирования у обучающихся познавательного интереса к профессии «Повар, кондитер»;
- для развития умений взаимодействовать в учебном процессе;
- для формирования устойчивой мотивации достижения поставленной цели;
формирования коммуникативной компетентности.
Задачи урока: организовать деятельность обучающихся по:
- определению отличительных особенностей профессии;
- изучению требований к личной гигиене повара и кондитера;
- практическому выявлению профессиональной пригодности;
- выработке умений органично и последовательно действовать в новой обстановке.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы обучения: интерактивные: беседа, проблемно-поисковый.
Оснащение:
Методическое обеспечение: Опорный конспект «Требования к личной гигиене повара», мультимедийная презентация «Введение в профессию»; видеосюжеты «Я повар, я знаю, что говорю», «Творчество повара», «Веселый повар», Сборник учебных элементов «Твое здоровье», учебный элемент «Твое здоровье и личная гигиена».
Перечень оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов:
№ |
Наименование |
Назначение |
1 |
Компьютер: текстовый редактор Word 2013, Power Point |
Для демонстрации видеосюжетов и мультимедийной презентации |
2 |
Мультимедийный проектор |
Для демонстрации мультимедийной презентации, для просмотра видеоматериалов |
Отведенное время: 45 минут
Этап деятельности |
Время, мин. |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Примечание |
1. Органи-зационный момент |
2' |
Здравствуйте, уважаемые студенты, Вы обучаетесь в нашей образовательной организации с целью получения профессии «Повар, кондитер». Эта профессия очень интересная, многогранная и творческая. Я желаю вам сегодня успехов на уроке. Пусть наш учебный класс превратиться на 45 мин в экспертный отдел, а каждый из Вас сегодня будет немного заведующим производством, немного инженером, решающим сложные производственные задачи. А я, на правах преподавателя, позволю себе быть экспертом. Ответьте для себя на вопрос? "Я хочу..........., потому что могу..................." А для этого нам необходимо........ Работать на уроке мы будем в подгруппах, и индивидуально. У вас на столах лежат листы, в них вы будете заносить свои оценки за правильность изложения материала, логику, за дополнения к ответам других подгрупп, за умение сотрудничать. Каждая подгруппа определяет лидера. Лидер корректирует работу группы, и подводит итоги. Для работы Вам предлагается раздаточный методический материал: опорный конспект «Требования к личной гигиене повара», сборник учебных элементов «Твое здоровье», учебный элемент «Твое здоровье и личная гигиена» Помогать нам будет сегодня выпускник нашей образовательной организации, который расскажет об истории профессии. |
Приветствуют преподавателя, настраиваются на урок. Я хочу получать знания, потому что могу учиться. Быть активными на занятии. |
Слайд №2 |
2.Актуа-лизация знаний |
10' |
Приказом Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» утверждена профессия «Повар-кондитер». Что же это за профессия, так необходимая людям? На этот вопрос сегодня нам и предстоит найти ответ вместе. Нам предстоит разобраться в первом в Вашей профессиональной жизни меню, которое состоит из следующих «блюд, закусок и десертов»: блюдо: История профессии. блюдо: Тест на профпригодность /вкус, запах, цвет/ блюдо: Правила личной гигиены блюдо: Творчество повара и кондитера.
1 блюдо: История профессии Повара-профессионалы появились очень давно, сначала при дворах князей и царей, а затем на постоялых дворах, при гостиницах и тавернах. В 19 в. стали открываться одна за другой школы поварского искусства. Кулинарная школа, имела два отделения: женское и мужское. Женщин бесплатно обучали, как вести домашнюю экономику. У мужчин обучение было платным – они постигали секреты профессиональной кулинарии. Им преподавали также историю поварского искусства, ботанику, лепку, рисование, счетоведение. Повара работали у плиты готовили блюда. Им помогали помясы и курятники которые обрабатывали птицу, мясные туши. Были и хлебники, квасовары, кондитеры. Оплата хорошего повара была довольно высокой. Кроме жалования повару полагались одежда и жилье. Повара – профессионалы сохраняли традиции народной кухни, но и изобретали блюда, новые кондитерские изделия. В богатый дом брали на обучение нескольких детей от 6 до 10 лет. Задача поварят (учеников) была несложной. Они должны были следить за всем происходящим на кухне и исполнять мгновенно те или иные приказания повара: принести кастрюлю, соусник, почистить овощи… При этом поварята постепенно усваивали терминологию, учились чувствовать себя свободно на кухне. Поварята получали прочные знания, виртуозно выполняли работу, умели приготовить отличные и вкусные блюда из разных продуктов и не растеряться в любой кулинарной ситуации. Обобщение: из истории появления и развития профессии прослеживается факт: чтобы стать хорошим поваром, необходимо долго и серьезно обучаться. Для того, чтобы узнать, какими качествами должен обладать повар выполните задание: Задание №1:
Посмотрев видеосюжет «Я повар, я знаю, что говорю», ответьте на вопросы устно: 1.Какими качествами должен обладать повар? 2.Какие отличительные особенности имеет данная профессия? 3.Каждый ли человек может быть поваром? |
Смотрят презентацию, слушают докладчика (выпускника). 1.Повар должен быть ловким, быстрым, умелым. 2.Работники должны быть здоровыми людьми, знать технологию приготовления различных люд и изделий, уметь правильно обращаться с оборудованием и инвентарем, уметь красиво оформлять блюдо. 3.Человек, обучающийся по данной профессии, должен быть профессионально пригоден. |
Слайд №3 Слайд №4 Слайд №5 http://www.liveinternet.ru/users/historii/post164968149 Слайд №6 Слайд №7 с видео «Я повар, я знаю, что говорю» |
3 Поста-новка учебной задачи |
2' |
Вот, ребята, мы и подошли к теме нашего занятия. Какова тема нашего занятия? Откройте рабочие тетради, запишите дату и тему нашего урока. Как вы думаете, какова цель занятия? |
Тема: Введение в профессию. Студенты называют тему и цель урока самостоятельно. Цель: сформировать и повысить познавательный интерес к профессии «Повар, кондитер» |
Слайд №8 Слайд № 9 |
4 Реализа-ция плана |
25'
|
2 блюдо: Профпригодность /вкус, запах, цвет/ Профессиональная пригодность – это совокупность качеств, присущих каждому нормальному человеку, благодаря которым он может с успехом выполнять возложенные на него профессиональные обязанности. При этом трудовая деятельность, которой он непосредственно занимается, не должна наносить абсолютно никакого вреда здоровью в течение всей жизни. Для определения на профессиональную пригодность проведем практический эксперимент, для этого каждой подгруппе предложены: Цветные карандаши; Набор специй Нарезанные кубиком фрукты Набор сыпучих продуктов Результаты будем заносить в рабочую тетрадь. Выполните задание №2: 1подгруппа: определите и покажите цветные карандаши голубого, оливкового, оранжевого, фиолетового и сиреневого цвета. 2подгруппа: определите по запаху корицу, ваниль, кориандр, гвоздику. 3подгруппа: определите по вкусу яблоко, грушу, дыню, банан. 4подгруппа: определите по внешнему виду муку, крахмал, соду, соль. Итак, из проведенного практического эксперимента видно, чтобы стать полноценным поваром и кондитером необходимо развивать в себе чувства: цвет, обоняние, осязание. 3 блюдо. Личная гигиена повара Личная гигиена – это ряд санитарных требований, которые должны соблюдать работники общественного питания. Личная гигиена работников повышает культуру обслуживания потребителей и служит важным показателем общей культуры предприятия общественного питания. Чтобы познакомится с понятием «Личная гигиена» выполните задание: Задание №3: C помощью учебного модуля «Твое здоровья» учебного элемента «Твое здоровье и личная гигиена» и приложению №1 «Требования к личной гигиене повара» выпишите требования к: 1 подгруппа: прическе повара; 2 подгруппа: санитарной одежде и обуви повара; 3 подгруппе: рукам и ногтям повара; 4 подгруппа: употребление поваром косметических средств на рабочем месте.
Итак, теперь Вы знаете требования к личной гигиене повара и кондитера. Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос: «Какие нарушения во внешнем виде повара Вы видите?»
4 блюдо - Творчество повара Посмотрите видеосюжет и ответьте на вопрос: «Должен ли повар, по Вашему мнению, быть творческим человеком, и в чем заключается его творчество?»
Теперь мы можем сделать вывод, что повар-кондитер – специалист, умеющий искусно приготавливать сладкие лакомства, десерты, торты, пирожные и т.д. может готовить, экспериментируя, изобретая новые блюда, оригинальные сочетания вкусов и запахов. |
Работа в подгруппах по 6 человек.
1подгруппа: Выбирают по цвету и демонстрируют карандаши нужного цвета. 2подгруппа: Выбирают по запаху и демонстрируют корицу, ваниль, кориандр, гвоздику. 3подгруппа: Выбирают по вкусу и демонстрируют яблоко, грушу, дыню, банан. 4 подгруппа: Выбирают по внешнему виду и демонстрируют муку, крахмал, соду, соль. Необходимо содержать тело в чистоте. Тщательно мыть руки до локтя. Принимать ежедневно душ. Волосы должны быть убраны или коротко стриженные. Поправлять прически и расчесывать волосы можно только в туалетных комнатах Умеренно употреблять косметическими средствами и не пользоваться сильно пахнущими духами Иметь коротко стриженные ногти, без лака, чистое поднагтевое пространство Не носить украшения и часы. Не должно иметься на руках гнойничковых ран. Нельзя приступать к работе с простудными заболеваниями Санитарную одежду надевают в следующей последовательности: обувь (моем руки), головной убор, халат. Не пользоваться булавками при закалывании одежды. Не класть в карманы одежды посторонних предметов. Перед выходом из производственного помещения снимать санитарную одежду Менять одежду по мере загрязнения. Хранить санитарную одежду отдельно от верхней. Смотрят на слайд №14 и отвечают на вопрос. Волосы должны быть убраны под колпак. Нельзя носить украшения. Нельзя употреблять косметические средства в таком количестве.
Эти профессии можно сравнить с настоящим искусством, где требуются большой творческий потенциал, точность ювелира и художественный вкус. Приготовить аппетитное блюдо – это значит выбрать правильные вкусовые сочетания продуктов, их пропорции. Талант повара в том и заключается, чтобы установить свои “тайные”, неведомые для окружающих отношения с продуктами |
Слайд №10
Слайд №11
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14
Слайд №15 Слайд №16 Видеосюжет «Творчество повара»
|
5. Подведение итогов. |
3' |
1) Какую тему мы с вами изучали? 2) Какую ставили цель? 3) Посредством, каких задач, мы раскрыли цель урока? 4) Что было для вас главным достижением на уроке? 5) Как вы считаете, тему мы раскрыли? Преподаватель оценивает работу лидеров. Оценки заносятся в журнал. |
Отвечают на вопросы преподавателя устно. Лидер подгруппы анализирует работу каждого обучающегося и выставляет оценки. |
|
6.Домашнее задание. |
1' |
Выполните рисунок, который будет символизировать нашу профессию. По результатам работ будет проведен конкурс рисунков и лучший будет эмблемой Вашей группы. |
Записывают задание и уточняют его. |
|
7. Проведение рефлексии |
2' |
Ответьте на вопросы Понравился ли Вам урок? Интересно ли Вам было сотрудничать со мной и друг с другом на уроке? Не потеряли ли Вы интерес к профессии?
|
Отвечают на вопросы. Смотрят видеосюжет «Веселый повар», обмениваются мнениями. |
Слайд №17 Видеосюжет «Веселый повар» |
Список использованных источников
1. В.И. Богушева, Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания, Ростов-н/Д: Феникс, 2008.- 253 стр.
2. С.В. Семенцов, Н. Петрова. Из истории петербургских гостиниц. Часть I «Путеводитель по ресторанам и гостиницам» №1 (2), 2002 год. 3.http://www.liveinternet.ru/users/historii/post164968149/ - ИСТОРИЯ ГОСТИНИЦ ПЕТЕРБУРГА: ПОСТОЯЛЫЕ ДВОРЫ.5. Сборник учебных элементов «Твое здоровье», учебный элемент «Твое здоровье и личная гигиена», Международная организация труда. – М., 2005. – 178с
6. Федеральный центр гигиены и эпидемиологии http://www.fcgsen.ru
7. Волынская Е.В. Гигиеническая основа здоровья. – Липецк, 2007. – 110с.
Приложение А
Опорный конспект «Требования к личной гигиене повара»
Необходимо содержать тело в чистоте.
Тщательно мыть руки до локтя.
Принимать ежедневно душ.
Волосы должны быть убраны или коротко стриженные.
Поправлять прически и расчесывать волосы можно только в туалетных комнатах
Умеренно употреблять косметическими средствами и не пользоваться сильно пахнущими духами
Иметь коротко стриженные ногти, без лака, чистое поднагтевое пространство
Не носить украшения и часы.
Не должно иметься на руках гнойничковых ран.
Нельзя приступать к работе с простудными заболеваниями
Санитарную одежду надевают в следующей последовательности: обувь (моем руки), головной убор, халат.
Не пользоваться булавками при закалывании одежды.
Не класть в карманы одежды посторонних предметов.
Перед выходом из производственного помещения снимать санитарную одежду
Менять одежду по мере загрязнения.
Хранить санитарную одежду отдельно от верхней.
Приложение Б
Приложение В
Лист оценивания
Критерии оценивания работы в группах.
Каждый из критериев оценивается max в 3 балла, по которым суммируется общая оценка.
9–8 баллов – оценка «5»;
7–6 баллов – оценка «4»;
5–4 баллов – оценка «3».
Фамилия, имя обучающегося |
Правильность изложения материала, логика |
Дополнения к ответам других подгрупп |
Поведение в группе, умение сотрудничать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|