12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена119
учитель истории, обществознания МБОУ "Корниловская СОШ"
Россия, посёлок Двинской, Верхнетоемский район
Паспорт урока Дата: Учитель Тема учебного занятия: Семья Класс: 10 Тип учебного занятия: открытие нового знания ФОПД: групповая, индивидуальная Цель учебного занятия: сформировать у учащихся представление о семье как социальном институте и малой группе

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с понятием «семья как социальный институт», «семья как малая группа»; показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом; познакомить учащихся с типами семей, формами брака.

Развивающая: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся; создать условия для развития познавательного интереса учащихся;

Воспитательные: содействовать в ходе урока воспитанию сотрудничества, способствовать нравственному воспитанию учащихся, творческому подходу к решению поставленных задач.

Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные Метапредметные УУД Личностные УУД
Научатся: Определять функции семьи, характеризовать типы семей и формы брака Получат возможность научиться: Формулировать определения, анализировать схемы, решать практические задачи, высказывать свое мнение Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, применяют полученные знания в новой ситуации Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении заданий; обмениваются мнениями Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий, оценивают свою деятельность Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают свою учебную деятельность
Используемая технология: личностно-ориентированная, деятельностная, исследовательская, ИКТ Используемые информационно-технологические ресурсы:

Гринберг Р.С. Обществознание. Базовый уровень: 10 класс: учебник /Р.С.Гринберг, Г.Э.Королева, О.Б.Соболева, О.Г.Цыплакова; под общ. ред. В.А.Тишкова. – М.: Вентана-Граф, 2020.

Соболева О.Б. Обществознание. Базовый уровень. Рабочая программа.10-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2020.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, карточки с терминами, памятки для д/з, дидактические материалы.

Технологическая карта учебного занятия

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный

Создать благоприятный психологический настрой на работу


Приветствие, проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Приветствуют учителя, включение учащихся в деловой ритм.

Коммуникативные: планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знания и целеполагание

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.

Актуализация опорных знаний и способов действий

Формулировка темы и цели урока в виде проблемного задания.

Организует беседу по обсуждению решения задания. Подводит детей к выводу, предлагает назвать варианты темы и цели урока, организует обсуждение.

- О чем пойдет речь на уроке?

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить в течение урока?


Составление интеллект-карты на доске.


Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение. Предлагают свои варианты темы и цели урока.




Записывают тему урока.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цель урока

III.Усвоения и первичного закрепления новых знаний и умений.







































IV. Применение знаний и способов действий


Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления детьми изучаемой темы.

- Давайте попробуем ответить на вопрос – Что такое семья как социальный институт?

Работа с источником.

- У вас есть на столах тексты, сравните разные определения семьи как социального института, выделите главные слова. Подчеркните их.


Социальный институт - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Русский философ Н. Бердяев видел сущность семьи в том, что она "всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода" 

«Всякая семья составляет часть государства», - утверждал Аристотель.

«Семья – это кристалл общества» В.Гюго



-На основании определения выделите характерные признаки семьи как социального института.




Познакомьтесь с таблицей в учебнике (стр. 214-215), поработайте в группе, выполните задание: определить функцию семьи, о которой идет речь.

Познавательное задание: На конкретных жизненных примерах (жизненных ситуациях) раскрыть реализацию семьей одной из своих функций.

Проверка выполнения (фронтальная):

1

Воспитательная

2

Экономическая

3

Досуговая

4

Хозяйственная

5

Духовного общения

6

Репродуктивная



Придумайте свои примеры на те функции, о которых не шла речь в карточке.

Учитель делает вывод после ответов детей: выполняя эти функции, семья придаёт устойчивость и стабильность обществу.

- Все мы знаем о том, что семьи бывают разные.

- Давайте приведем примеры.

- А теперь приведем все сказанное вами в систему.

Работаем у доски. Рассмотреть одну типологию семей из учебника стр. 215-216, представить на доске в виде схемы.

Закрепление: опишите свою семью согласно своей типологии.


Одному учащемуся предлагается провести мини-исследование, сделать социологический срез на основе анкетирования учащихся класса и гостей, т. е. предлагает ученикам и учителям выступить в роли респондентов.


Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

- Что такое брак? Понятие «брак» произошло от древнерусского «брачити», что означало отбирать, выбирать. Какие бывают формы брака?


- Что такое семья как малая группа? Прочитаем в учебнике, стр. 212







Выполним задание в паре: «Семья ли это?» Вы должны выяснить, являются ли семьёй приведённые примеры отношений. Аргументируйте свою точку зрения.


Организует устную проверку.


Как распределяются роли в семье?

Обыгрывание  бытовой сцены в семье.  

- О каких ролях (супружеских, родительско-детских) идет речь?

- Что такое роль?

- Прокомментируйте сцену. Предположите, как  могла  эта сцена завершиться иначе.

- Нужно ли привлекать детей к выполнению домашних обязанностей?


Работают с текстом.























Отвечают на поставленные вопросы, формулируют определение.



Выполняют познавательное задание.







Проверяют выполнение задания, отвечают по очереди.








Предлагают свои примеры.







Работают у доски, составляют схемы, описывают свою семью согласно типологии.








Один учащийся проводит анкетирование, делает вывод о тенденциях развития семьи.






Отвечают на вопрос.



















Сообщение ученицы,  компьютерная презентация.





Признаки: Малая группа

Кровное родство

Брак

Совместное хозяйство

Взаимная ответственность.




Анализируют примеры, высказывают свое мнение.

Проводят самопроверку Участвуют в сценке. Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

Познавательные: проявляют умение работать с текстовой информацией, анализировать источники, применяют новый способ действия для решения задач

Регулятивные: осуществляют самопроверку. Отрабатывают способ решения задач.









V. Подведение итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся


Итак, скажите, на все ли вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока, мы получили ответы?

Проверяем по интеллект-карте на доске:

изучили семью как социальный институт и малую группу,

изучили функции и типы семьи,

провели анализ современной семьи.


Мы можем сделать вывод, что семья играет огромную роль в жизни общества и отдельного человека


Отвечают на вопросы













Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества

Познавательные: проявляют умение работать с информацией

Регулятивные: анализируют результаты учебной деятельности на уроке

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и пути их решения.

Организует рефлексию, раздает анкеты. Анкета:

Что узнали?

Каким способом?

Чему научились?

Какие испытывали трудности?

Интересно ли было на уроке?

Наш урок подошёл к концу. Мы многое успели. Вы показали себя хорошими, думающими собеседниками. Спасибо вам за урок!

Ставит отметки

Организует обсуждение

Проводят рефлексию - выявляют, что получилось, что - нет.

Регулятивные: проявляют умение делать самооценку учебной деятельности

Коммуникативные: высказывают собственное мнение

Личностные: самоопределение, корректировка личности

VII. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает домашнее задание (дифференцированное), раздает памятки:

Составить развернутый план (не менее чем из 3 пунктов, 2 из которых должны быть детализированы в подпунктах) «Семья как социальный институт», «Семья как малая группа»

Составить карту памяти по теме урока «Семья как социальный институт и малая группа», дополнив записи, сделанные во время урока на доске.


Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание

Познавательные: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности 

Регулятивные: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению







Приложения

Задание №1 на анализ высказываний.

Социальный институт - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Русский философ Н. Бердяев видел сущность семьи в том, что она "всегда была, есть и будет позитивистским мирским институтом благоустройства, биологическим и социальным упорядочиванием жизни рода" 

«Всякая семья составляет часть государства», - утверждал Аристотель.

«Семья – это кристалл общества» В.Гюго



Задание №2. На конкретных жизненных примерах (жизненных ситуациях) раскрыть реализацию семьей одной из своих функций.

Каждое утро отец вместе с сыном делает зарядку. И если раньше в течение ряда лет отец вставал первым и будил сына, то теперь сын просыпается самостоятельно и нередко будит отца. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели детские лыжи и стали брать его с собой. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

Отец много времени проводит в гараже с машиной: меняет масло, подкачивает колеса, заменяет вышедшие из строя детали новыми… Дети сначала просто наблюдали за его работой, потом понемногу стали помогать. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

Бабушка по вечерам читает внукам книжки. Закончит читать, усмехнется да и расскажет что-то, на что натолкнула книжка, из своей жизни. Дети так привыкли к этим вечерам, что, даже научившись читать самостоятельно, просят бабушку почитать и рассказать что-либо. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?

В семье родился третий ребенок. Мать с отцом убеждены, что это не предел. Какую функцию семьи иллюстрирует эта ситуация?



Задание №3. «Семья ли это?» Выясните, являются ли семьёй приведённые примеры отношений. Аргументируйте свою точку зрения.


Пётр и Ольга – супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.

Валентина Михайловна – вдова, она живёт вместе со своей дочерью, которой 17 лет, в общежитии того предприятия, в котором она работает.

Ивану Михееву – 40 лет. Он никогда не вступал в брак. Иван очень любит детей. Месяц назад он усыновил трёхлетнего ребёнка.

У Марины и Владимира Ермиловых двое детей – Ирина (21 год) и Константин (14 лет). Уже два года они живут в собственной квартире в молодом районе города.

Сергей и Дмитрий – гомосексуалисты. Более 10 лет они живут в одном доме на бульваре Освобождения.

У Рубена и Жанны Хачатрян трое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями Рубена.

Шесть месяцев назад Маргарита Долева развелась. После развода она перестала носить фамилию своего бывшего мужа. Суд присудил ей родительские права на дочь Лайму, и сейчас они вдвоём живут в однокомнатной квартире, которую нанимают. ​​​​​​​

Памятка №1 для выполнения домашнего задания.


Используя обществоведческие знания,  составить развернутый план (не менее чем из 3 пунктов, 2 из которых должны быть детализированы в подпунктах), раскрывающий по существу тему: «Семья как социальный институт», «Семья как малая группа».


Памятка №2 для выполнения домашнего задания.

Составить карту памяти по теме урока «Семья как социальный институт и малая группа», дополнив записи, сделанные во время урока на доске.

Правила создания интеллект-карт:

Для создания карт используются цветные ручки, карандаши, маркеры и т. д.

Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Одно из главных требований: чтение карты ведётся по часовой стрелке, т. е. с правого верхнего угла. Если же изменяется порядок чтения, то блоки следует пронумеровать.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.