12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Акимова Светлана Юрьевна49

Урок чтения (обучения грамоте)  в 1 классе

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема  урока:  Звук [ ж], буквы Ж, ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.

Задачи урока:     образовательные:

познакомить   звуком   [ж] и с буквами Ж,ж ;

учить  давать характеристику звукам;

учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

                         развивающие:

развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;

развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

                         воспитательные:

воспитывать интерес к чтению;

прививать навык культурного общения;

воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

     Формы обучения:

фронтальная работа;

парная;

индивидуальная

     

Оборудование: мультимедийный проектор, звуковые схемы, образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с буквами, касса букв, полоски для составления букв Жж, индивидуальные карточки с заданиями, круги для самооценки, звуковичок.



Технологическая карта урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД


1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте.

-Прозвенел уже звонок-

Начинается урок.

Мы друг к другу повернулись

И друг другу улыбнулись. Садитесь.


дети поворачиваются к гостям, кивают один раз головой и поворачиваются обратно



улыбнулись друг другу

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные УУД:

Готовность к обучению, отношение к учению.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

-Не смотря на то, что мы с вами проучились в школе совсем немного времени, чуть больше трёх месяцев, мы с вами кое-чему уже научились. Давайте кое-что вспомним, что мы уже знаем.

-Напомните, пожалуйста, какую букву мы недавно изучили?

-Каким звуком она обозначается?

-Охарактеризуйте этот звук.

-Прочтите слово (На карточке ШИТЬ)

-Какое правило есть в этом слове?

-Ребята, сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат схемы.(на доске эти же схемы большие)

- Ваша задача найти звуковую схему слова шить.

-Какая пара готова выйти, показать схему и охарактеризовать звуки?

-Кто согласен с выбором схемы? У кого такая же схема?

-Охарактеризуйте звуки.

Молодцы. Садитесь.


Игра «Живые буквы»

- Ребята, скажите, на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке?

- На письме звуки обозначаются …?

- У вас на партах лежат карточки с буквами.

-Выйдите к доске те ребята, у которых гласные буквы. (а,о,у,я,и,ы,е)

- Назовите буквы на ваших карточках.

- Ребята, проверьте. Кто согласен, что это все гласные?

- Садитесь.

- Теперь выйдите те, у кого согласные буквы. (б,п,г,к,д,т,з,с,ш)

- Это буквы, а вы назовите соответствующие звуки.

- Скажите, это все согласные, которые мы уже изучили?

- Какие ещё мы знаем? (н,м,л,р,в,ч) (дети называют, я показываю их на ленте букв)

- А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы можно разделить?

- Разделитесь на группы.

- Но это не просто звонкие и глухие согласные, но они ещё и …?

- Разбейтесь на пары.

Назовите парные звуки.

- Кто же остался без пары?

- Не расстраивайся, буква ш. У тебя тоже должна быть пара, и мы её сегодня найдём.

- Присаживайтесь все. Приступаем к поиску.






-Ша

-[ш]

-Согласный, всегда твёрдый, глухой

-ШИ пиши с буквой И








- Ш-согл., тв., глух.; Ы-гл.; Ть-согл., мягк., глух




- гласные и согласные

- буквами





- а,о,у,я,и,ы,е

поднимают руки




- б,п,г,к,д,т,з,с,ш


-нет

- н,м,л,р,в,ч



- звонкие и глухие

(делятся на 2 группы)


- парные

(берутся за ручки. б-п, г-к, д-т, з-с)

-(ш)




Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования
своего суждения.


3. Постановка учебной задачи.

-Отгадайте загадку.


Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (слайд- картинка жука)


- Произнесите первый звук отгадки.

- Какой звук в этом стихотворении чаще повторяется?

- Произнесите, как жужжит жук.

-Звук ж мы ещё не изучали. Так что же мы сегодня узнаем?

-Да. Тема нашего урока: Звук [ж]. Буквы Ж, ж. (Слайд с темой)

- Каковы цели нашего урока?







- жук


-жжж



-узнаем букву ж и каким звуком обозначается


-1.познакомиться со  звуком  [ж]  и буквой Ж. 2.научиться читать   слоги, слова, тексты с новой буквой



Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.


4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

-Откройте учебники по закладке.

-Итак, первый пункт плана: познакомиться с характеристикой звука Ж. (Слайд)

Характеристика нового звука. (Слайд. Гласный-согласный, звонкий-глухой, твёрдый-мягкий)

- Нам нужно охарактеризовать звук  [ж] .

- Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он или согласный?

- Кто согласен?

(Слайд. Остаётся только СОГЛАСНЫЙ)

- Почему он согласный? Как вы это определили?

- Теперь давайте определим: звонкий он или глухой. Приложите наушники. Какой?

- Почему звонкий?

(Слайд. Остаётся только ЗВОНКИЙ)

- Давайте одевать нашего звуковичка.

- Что ещё нам нужно определить?

-Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж, и назовите в словах первый звук

-Какой первый звук везде был?

-Попробуйте его произнести мягко. (…) Получилось? (нет)

- Вывод…

(Слайд. Остаётся только ТВЁРДЫЙ)

- Обуваем звуковичка

- Итак, теперь дайте полную характеристику нашему сегодняшнему звуку ж.

(Пустой слайд)


- Теперь поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова. Если вы услышите наш новый звук-один раз хлопните, если нет- ничего не делаете.

(Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.)


Физминутка


- Итак, первый пункт плана мы выполнили-звук Ж охарактеризовали. Какой второй пункт плана? (Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж) –Слайд.

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Повторите Ж.

- Посмотрите на неё. (слайд- крупная Ж)

- На кого похожа буква Ж?


Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!                (С.Я.Маршак)


-(Показ Ж в алфавите) (Слайд) Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали- буква Ё, а следует за буквой Ж буква З.

-На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю)

-Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные)

- Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику).Выйдите теперь пара. Назовите свои звуки (Ж-Ш) Садитесь.


- Работа в парах. У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают замочки.)

- Какие они у вас получились?

(слайд – Жж из полосок)

- У кого такие буквы получились? Молодцы.

- Для чего нужна заглавная Ж?



- Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж.

-Теперь слова на строчную ж.


- Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Что теперь? ( Слайд)

Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

            Сможем мы прочесть слоги и слова.

- Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву. Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним.

- Найдите слоги.(Слайд) Повторяйте за мной по одному слогу. (жа жо жу)

-А следующие 2 слога- особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ)

- Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам.

- Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. (Карточку повесить) Повторите.









- согласный



- Воздух встречает преграду, звук не поётся

- звонкий

- слышим свой голос

(выходит ученик и, объясняя, прикрепляет шапку с колокольчиком)


- жираф – Ж, жизнь-Ж……

- твёрдый



- Звук Ж всегда твёрдый

(выходит ученик, прикрепляет ботинки синие)


- согласный, звонкий, твёрдый


(дети, если услышали в слове звук Ж-хлопают)





(Дети выполняют движения из физминутки)


- Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж



-на жука













(выходят дети с буквами Ж и Ш)



(составляют из полосок 2 буквы Ж)



- большая и маленькая



- писать имена, фамилии, названия рек, городов, клички, начало предложения

- Женя-это имя, Жучка-кличка,…

- живот, журнал,…


- Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения










(читают слоги)






- ши пиши с буквой и

- ЖИ – ШИ пиши с буквой И



Познавательные: логические: 

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.

5. Первичное закрепление.

- Теперь прочтём слова по группам в учебнике. Что про них сможете сказать? (Слайд со словами)

-Читаем хором первую группу. (…) Теперь их прочтёт …(…) Итак, что про них можете сказать?

-Вторую группу хором(…) Один… (…) –А они? (не близкие по смыслу)

-Третью…

-Четвёртую… ( Пустой слайд)


- Откройте кассы букв. Мы сейчас будем составлять предложение с буквой ж. Вы будете работать в парах. А один человек (или пара) будут выполнять у доски. (на обратной стороне доски)

- Итак- Я жду Жору.

- Какие правила вы должны сразу вспомнить в этом предложении, чтобы правильно его составить?

(составляют)

-Проверяем.

- У доски ученик, прочти, что у тебя получилось.

- Проверьте. Кто увидел ошибки? Всё верно.

- Самопроверка. Проверьте свои предложения по доске. У кого всё правильно? Молодцы!


Гимнастика для глаз.


(читают слова)



- Близкие по смыслу











- начало предложения с большой буквы, имя Жора с большой буквы, в конце поставить точку

(составляют предложение)





Выполняют гимнастику для глаз

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.



6. Включение в систему знаний и повторение.

Индивидуальная самостоятельная работа.

- У каждого из вас на парте лежат две карточки: с одной звёздочкой и с двумя звёздочками по уровню сложности. С одной звёздочкой- попроще, с двумя-посложнее. (слайд) представляю задания.

t1607174117aa.gif

- Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число.

Живот, шило, железо, лыжи.

t1607174117aa.gift1607174117aa.gif

- Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число и разделите слова на слоги.

Живот, шило, железо, лыжи.


- В зависимости от того, как вы оцениваете свои возможности, возьмите соответствующую карточку и выполните задание. (выполняют)

Самопроверка.

-Прочтите слова по одному.

- Сколько букв Ж вы насчитали? (3) (Слайд)

- Проверяем слоги. (жи-вот-2, …) (на слайде появляются правильные записи.)

- Оцените свою работу. Нарисуйте соответствующий смайлик.


-Теперь прочитаем текст в учебнике. (Слайд с текстом)

-Я вам его сейчас прочту, а вы подумайте, как можно озаглавить этот текст? (Читаю)

-В какую игру играли дети? (жмурки)

-Как можно озаглавить текст? (Жмурки)

-Кому знакома эта игра?

-Какие правила этой игры? (…)

- Мы можем в неё играть в классе? (нет) А где можем?

- Какое слово спряталось у нас на страничке в звуковой схеме. Найдите. (жмурки)

-Какой по счёту наш звук Ж? (первый)

-Давайте определим ударный звук. Хором (…) (у)

-Теперь этот текст читаете вы по предложениям. Все следим (…) Хорошо. (Пустой слайд)


(Выбирают карточку и выполняют задание)


















(читают слова)

(выполняют самопроверку)



(оценивают свои работв)







-Жмурки







-жмурки

-первый


(Читают текст)

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД

уметь выполнять работу по предложенному плану.  Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Личностные УУД -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .


7.Рефлексия.

-Вот и заканчивается наш урок. Все пункты плана мы выполнили. Давайте подводить итоги.

-Какая была тема урока?

-Какие цели мы ставили перед собой?

-Поднимите руки те, кто достиг этих целей.

-Кто испытывал затруднения?

-Давайте посмотрим, кто как оценивает свою работу на уроке. Самооценка.

-У вас на парте есть круги. Возьмите карандаши и нарисуйте на них соответствующий смайлик:

(Появляются слайды)

-Если было легко, вы не допускали ошибки и довольны своей работой, то весёлый смайлик. (слайд)

Если вы испытывали затруднения, иногда допускали ошибки, то вот такой смайлик. (слайд)

Если было трудно, было много ошибок и вы совсем не довольны собой, то этот грустный смайлик.(слайд)

- Поднимите их. Покажите. (пустой слайд)

-Я очень довольна работой …,…,…

-Молодцы. Вы хорошо потрудились.

-На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. (слайд)Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажете на следующем уроке.


- Молодцы! Спасибо за хорошую работу. (слайд)

-Встаньте, пожалуйста. Урок окончен. Повернитесь, попрощайтесь с гостями.

-Вы свободны




- Звук Ж. Буквы Жж

-1.познакомиться со  звуком  [ж]  и буквой Ж. 2.научиться читать   слоги, слова, тексты с новой буквой


(оценивают свою работу на уроке)

(рисуют смайлик)
















(встают. Прощаются с гостями)

Личностные УУД:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке ,
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.