Урок в 1 классе по чтению «Звук [ ж], буквы Ж, ж»
Урок чтения (обучения грамоте) в 1 классе
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Тема урока: Звук [ ж], буквы Ж, ж.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: познакомить с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.
Задачи урока: образовательные:
познакомить звуком [ж] и с буквами Ж,ж ;
учить давать характеристику звукам;
учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивающие:
развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательные:
воспитывать интерес к чтению;
прививать навык культурного общения;
воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
фронтальная работа;
парная;
индивидуальная
Оборудование: мультимедийный проектор, звуковые схемы, образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с буквами, касса букв, полоски для составления букв Жж, индивидуальные карточки с заданиями, круги для самооценки, звуковичок.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь к гостям, поприветствуйте. -Прозвенел уже звонок- Начинается урок. Мы друг к другу повернулись И друг другу улыбнулись. Садитесь. | дети поворачиваются к гостям, кивают один раз головой и поворачиваются обратно улыбнулись друг другу | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные УУД: Готовность к обучению, отношение к учению. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | -Не смотря на то, что мы с вами проучились в школе совсем немного времени, чуть больше трёх месяцев, мы с вами кое-чему уже научились. Давайте кое-что вспомним, что мы уже знаем. -Напомните, пожалуйста, какую букву мы недавно изучили? -Каким звуком она обозначается? -Охарактеризуйте этот звук. -Прочтите слово (На карточке ШИТЬ) -Какое правило есть в этом слове? -Ребята, сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат схемы.(на доске эти же схемы большие) - Ваша задача найти звуковую схему слова шить. -Какая пара готова выйти, показать схему и охарактеризовать звуки? -Кто согласен с выбором схемы? У кого такая же схема? -Охарактеризуйте звуки. –Молодцы. Садитесь. Игра «Живые буквы» - Ребята, скажите, на какие 2 группы делятся все звуки в русском языке? - На письме звуки обозначаются …? - У вас на партах лежат карточки с буквами. -Выйдите к доске те ребята, у которых гласные буквы. (а,о,у,я,и,ы,е) - Назовите буквы на ваших карточках. - Ребята, проверьте. Кто согласен, что это все гласные? - Садитесь. - Теперь выйдите те, у кого согласные буквы. (б,п,г,к,д,т,з,с,ш) - Это буквы, а вы назовите соответствующие звуки. - Скажите, это все согласные, которые мы уже изучили? - Какие ещё мы знаем? (н,м,л,р,в,ч) (дети называют, я показываю их на ленте букв) - А те согласные, которые перед нами (у доски), на какие группы можно разделить? - Разделитесь на группы. - Но это не просто звонкие и глухие согласные, но они ещё и …? - Разбейтесь на пары. Назовите парные звуки. - Кто же остался без пары? - Не расстраивайся, буква ш. У тебя тоже должна быть пара, и мы её сегодня найдём. - Присаживайтесь все. Приступаем к поиску. | -Ша -[ш] -Согласный, всегда твёрдый, глухой -ШИ пиши с буквой И - Ш-согл., тв., глух.; Ы-гл.; Ть-согл., мягк., глух - гласные и согласные - буквами - а,о,у,я,и,ы,е поднимают руки - б,п,г,к,д,т,з,с,ш -нет - н,м,л,р,в,ч - звонкие и глухие (делятся на 2 группы) - парные (берутся за ручки. б-п, г-к, д-т, з-с) -(ш) | Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования | |
3. Постановка учебной задачи. | -Отгадайте загадку. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. (слайд- картинка жука) - Произнесите первый звук отгадки. - Какой звук в этом стихотворении чаще повторяется? - Произнесите, как жужжит жук. -Звук ж мы ещё не изучали. Так что же мы сегодня узнаем? -Да. Тема нашего урока: Звук [ж]. Буквы Ж, ж. (Слайд с темой) - Каковы цели нашего урока? | - жук -ж -ж -жжж -узнаем букву ж и каким звуком обозначается -1.познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. 2.научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания). | -Откройте учебники по закладке. -Итак, первый пункт плана: познакомиться с характеристикой звука Ж. (Слайд) Характеристика нового звука. (Слайд. Гласный-согласный, звонкий-глухой, твёрдый-мягкий) - Нам нужно охарактеризовать звук [ж] . - Произнесите ещё раз этот звук и скажите: гласный он или согласный? - Кто согласен? (Слайд. Остаётся только СОГЛАСНЫЙ) - Почему он согласный? Как вы это определили? - Теперь давайте определим: звонкий он или глухой. Приложите наушники. Какой? - Почему звонкий? (Слайд. Остаётся только ЗВОНКИЙ) - Давайте одевать нашего звуковичка. - Что ещё нам нужно определить? -Вспомните слова, которые начинаются на букву Ж, и назовите в словах первый звук -Какой первый звук везде был? -Попробуйте его произнести мягко. (…) Получилось? (нет) - Вывод… (Слайд. Остаётся только ТВЁРДЫЙ) - Обуваем звуковичка - Итак, теперь дайте полную характеристику нашему сегодняшнему звуку ж. (Пустой слайд) - Теперь поиграем в игру « Поймай звук». Я буду называть слова. Если вы услышите наш новый звук-один раз хлопните, если нет- ничего не делаете. (Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.) Физминутка - Итак, первый пункт плана мы выполнили-звук Ж охарактеризовали. Какой второй пункт плана? (Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж) –Слайд. -Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? Повторите Ж. - Посмотрите на неё. (слайд- крупная Ж) - На кого похожа буква Ж? Эта буква широка и похожа на жука. И при этом точно жук издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак) -(Показ Ж в алфавите) (Слайд) Вот буква Ж в алфавите. Перед ней стоит буква, которую мы ещё не изучали- буква Ё, а следует за буквой Ж буква З. -На ленте букв буква Ж располагается вот здесь. (Показываю) -Над какой буквой она расположилась? (ш) Значит они… (парные) - Буква Ша, нашли мы тебе пару. (Вручаю букву Ж ученику).Выйдите теперь пара. Назовите свои звуки (Ж-Ш) Садитесь. - Работа в парах. У вас на партах лежат полоски из бумаги. Составьте вместе с соседом по парте 2 буквы Ж. Обратите внимание на длину полосок. (Кто закончил-поднимают замочки.) - Какие они у вас получились? (слайд – Жж из полосок) - У кого такие буквы получились? Молодцы. - Для чего нужна заглавная Ж? - Назовите слова, которые будут писаться с большой буквы Ж. -Теперь слова на строчную ж. - Продолжаем работу по плану. Звук изучили, букву узнали. Что теперь? ( Слайд) Чтение слогов с буквой «Ж, ж». Букву новую узнали Образ мы её создали, А теперь вперёд, друзья, Сможем мы прочесть слоги и слова. - Покажите в учебнике пальчиком нашу сегодняшнюю новую букву. Каким звуком она обозначается? Этот звук всегда…? (твёрдый) И читать мы его будем твёрдо, не зависимо от того, какой звук следует за ним. - Найдите слоги.(Слайд) Повторяйте за мной по одному слогу. (жа жо жу) -А следующие 2 слога- особенные. Несмотря на то, что после Ж следуют Е и И, звук Ж произносится твёрдо. (ЖЕ, ЖИ) - Запомните: жи пиши с буквой и. А схожее правило напомните нам. - Теперь соединяем эти 2 правила: ЖИ – ШИ пиши с буквой И. (Карточку повесить) Повторите. | - согласный - Воздух встречает преграду, звук не поётся - звонкий - слышим свой голос (выходит ученик и, объясняя, прикрепляет шапку с колокольчиком) - жираф – Ж, жизнь-Ж…… - твёрдый - Звук Ж всегда твёрдый (выходит ученик, прикрепляет ботинки синие) - согласный, звонкий, твёрдый (дети, если услышали в слове звук Ж-хлопают) (Дети выполняют движения из физминутки) - Познакомиться с буквой, которой обозначается на письме звук Ж -Ж -на жука (выходят дети с буквами Ж и Ш) (составляют из полосок 2 буквы Ж) - большая и маленькая - писать имена, фамилии, названия рек, городов, клички, начало предложения - Женя-это имя, Жучка-кличка,… - живот, журнал,… - Научиться читать с новой буквой слоги, слова и предложения (читают слоги) - ши пиши с буквой и - ЖИ – ШИ пиши с буквой И | Познавательные: логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - подведение под понятие, выведение следствий; общеучебные: - постановка и решение проблемы; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; (знаково - символические) - создавать и преобразовывать модели. Регулятивные: - планировать, определять последовательность действий; Коммуникативные: - умение работать в паре; - учитывать разные мнения; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: установка на здоровый образ жизни. Познавательные: логические: - выбор оснований и критериев для сравнения. | |
5. Первичное закрепление. | - Теперь прочтём слова по группам в учебнике. Что про них сможете сказать? (Слайд со словами) -Читаем хором первую группу. (…) Теперь их прочтёт …(…) Итак, что про них можете сказать? -Вторую группу хором(…) Один… (…) –А они? (не близкие по смыслу) -Третью… -Четвёртую… ( Пустой слайд) - Откройте кассы букв. Мы сейчас будем составлять предложение с буквой ж. Вы будете работать в парах. А один человек (или пара) будут выполнять у доски. (на обратной стороне доски) - Итак- Я жду Жору. - Какие правила вы должны сразу вспомнить в этом предложении, чтобы правильно его составить? (составляют) -Проверяем. - У доски ученик, прочти, что у тебя получилось. - Проверьте. Кто увидел ошибки? Всё верно. - Самопроверка. Проверьте свои предложения по доске. У кого всё правильно? Молодцы! Гимнастика для глаз. | (читают слова) - Близкие по смыслу - начало предложения с большой буквы, имя Жора с большой буквы, в конце поставить точку (составляют предложение) Выполняют гимнастику для глаз | Познавательные: общеучебные: -формировать смысловое чтение; Личностные: установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |
6. Включение в систему знаний и повторение. | Индивидуальная самостоятельная работа. - У каждого из вас на парте лежат две карточки: с одной звёздочкой и с двумя звёздочками по уровню сложности. С одной звёздочкой- попроще, с двумя-посложнее. (слайд) представляю задания. - Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число. Живот, шило, железо, лыжи. - Прочитайте слова, подчеркните буквы Ж, посчитайте их, запишите число и разделите слова на слоги. Живот, шило, железо, лыжи. - В зависимости от того, как вы оцениваете свои возможности, возьмите соответствующую карточку и выполните задание. (выполняют) Самопроверка. -Прочтите слова по одному. - Сколько букв Ж вы насчитали? (3) (Слайд) - Проверяем слоги. (жи-вот-2, …) (на слайде появляются правильные записи.) - Оцените свою работу. Нарисуйте соответствующий смайлик. -Теперь прочитаем текст в учебнике. (Слайд с текстом) -Я вам его сейчас прочту, а вы подумайте, как можно озаглавить этот текст? (Читаю) -В какую игру играли дети? (жмурки) -Как можно озаглавить текст? (Жмурки) -Кому знакома эта игра? -Какие правила этой игры? (…) - Мы можем в неё играть в классе? (нет) А где можем? - Какое слово спряталось у нас на страничке в звуковой схеме. Найдите. (жмурки) -Какой по счёту наш звук Ж? (первый) -Давайте определим ударный звук. Хором (…) (у) -Теперь этот текст читаете вы по предложениям. Все следим (…) Хорошо. (Пустой слайд) | (Выбирают карточку и выполняют задание) (читают слова) (выполняют самопроверку) (оценивают свои работв) -Жмурки -жмурки -первый (Читают текст) | Коммуникативные: - умение работать в паре; - учитывать разные мнения. Регулятивные УУД –уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | |
7.Рефлексия. | -Вот и заканчивается наш урок. Все пункты плана мы выполнили. Давайте подводить итоги. -Какая была тема урока? -Какие цели мы ставили перед собой? -Поднимите руки те, кто достиг этих целей. -Кто испытывал затруднения? -Давайте посмотрим, кто как оценивает свою работу на уроке. Самооценка. -У вас на парте есть круги. Возьмите карандаши и нарисуйте на них соответствующий смайлик: (Появляются слайды) -Если было легко, вы не допускали ошибки и довольны своей работой, то весёлый смайлик. (слайд) Если вы испытывали затруднения, иногда допускали ошибки, то вот такой смайлик. (слайд) Если было трудно, было много ошибок и вы совсем не довольны собой, то этот грустный смайлик.(слайд) - Поднимите их. Покажите. (пустой слайд) -Я очень довольна работой …,…,… -Молодцы. Вы хорошо потрудились. -На память о нашем уроке я хотела бы подарить картинку-раскраску. (слайд)Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, расскажете на следующем уроке. - Молодцы! Спасибо за хорошую работу. (слайд) -Встаньте, пожалуйста. Урок окончен. Повернитесь, попрощайтесь с гостями. -Вы свободны | - Звук Ж. Буквы Жж -1.познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. 2.научиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой (оценивают свою работу на уроке) (рисуют смайлик) (встают. Прощаются с гостями) | Личностные УУД: Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке , | |