Методическая разработка урока по теме «Правоохранительные органы РФ» (Обществознание, 9 класс)
Технологическая карта урока
Учитель: Гоголева И. В.
Класс: 9 «Б»
Тема: «Правоохранительные органы РФ»
Предметная область: обществознание
Межпредметные связи: история, профориентация
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности.
В результате урока учащиеся смогут
Предметные результаты:
создать условия для закрепления представлений о государственных правоохранительных органах; понятий «правоохранительные органы», «прокуратура», «нотариат», дополнить и расширить имеющиеся знания и представления о правоохранительных органах; осуществить поиск информации, проверить ее с помощью справочной литературы;
Метапредметные результаты на уровне УУД
познавательные: развитие познавательных интересов, анализ ситуации на основе законодательства РФ, умение делать выводы, осуществлять поиск информации в источниках;
коммуникативные: эффективно слушать и активно задавать вопросы; выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках групповой работы на основе кейс-технологии: уметь представлять собственную точку зрения перед аудиторией, следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
регулятивные: давать оценку своим действиям, высказывать согласие или несогласие с вариантом решения ситуации с учетом мнения других людей, в том числе и для корректировки собственного поведения; осуществлять и извлекать социальную информацию в источниках права.
Личностные результаты:
высказывать свою точку зрения о необходимости соблюдения правовых норм при возникновении реальных жизненных ситуаций; представлять алгоритм решения правовых ситуаций, давать оценку с моральной точки зрения соблюдения или несоблюдения договорных отношений как залога развития жизни общества; применять правовые знания в случае возникновения различных правовых ситуаций.
Применяемые технологии и приёмы: системно-деятельностный подход, кейс-технология, приёмы интерактивного обучения
Формы организации познавательной деятельности обучающихся на уроке:
- индивидуальная работа
- парная работа
- групповая работа
- фронтальная работа
УМК: Учебник «Обществознание» - 9 класс под ред. Л.Н. Боголюбова и др. М.: «Просвещение» - 2019 г.
Материально-техническое оснащение: презентация PowerPoint, раздаточный материал: карточки для выполнения заданий, кейс-папки.
Этапы урока
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
1.Организационный момент (1 мин.) | Словесное приветствие | Приветствие учащихся. Проверка посещаемости, наличия учебников, тетрадей. | Ученики приветствуют учителя, присаживаются | Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | |
2.Проверка остаточных знаний (3 мин.). | Фронтальная работа Парная работа | Ребята, несколько уроков мы изучаем раздел «Право», включающий в себя достаточное количество правовой информации, а на предыдущем уроке нами была изучена тема «Правонарушения и юридическая ответственность». Чтобы перейти к изучению нового материала нам необходимо закрепить знания, полученные на предыдущем уроке. Дайте определения обществоведческим терминам и приведите примеры Задание на карточке (Карточка 1) | Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы обучающихся: Преступление - виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. -Проступок виновное, общественно опасное, противоправное деяние. -От преступления проступок отличается меньшей степенью общественной опасности (вредности). -Юридическая ответственность- это мера государственного воздействия, применяемая к лицу, совершившему правонарушение. -уголовная, административная, дисциплинарная, гражданская Выполняют задание на карточке (обсуждение в паре) | | |
3. Актуализация, постановка учебной задачи (5 мин.). | Встреча с проблемой Формулирование темы Создание проблемной ситуации Осознание и формулирование проблемы Формулирование учебной задачи | Конституция РФ в ст. 45 гарантирует всем гражданам государственную защиту их прав и свобод. В основном законе нашей страны сказано, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. А что это за способы? Куда следует обращаться, если ваши права кто-либо нарушил? Всем нам хорошо известны такие учреждения как полиция, суд, прокуратура. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти учреждения? Как называются все эти учреждения? Итак, ребята как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, давайте эту тему зафиксируем в ваших тетрадях. Группе учеников нашего класса было дано задание, провести исследование в виде социологического опроса, предметом изучения которого являлось решение проблемных ситуаций в сфере правовых отношений, давайте заслушаем, что же у них получилось. (Результаты представлены с помощью интернет-сервиса piktochart) https://create.piktochart.com/output/53717605-my-visual Благодарю за ценную работу. Присаживайтесь. Из всего этого можно сделать вывод о том, что граждане занимают активную позицию, если считают, что их права нарушены или требуется их подтвердить, для этого они обращаются за помощью в правоохранительные органы. И наиболее часто именно в полицию. Как вы думаете, все ли граждане правильно выбрали орган, в который обратились? Вернёмся к этому вопросу в конце урока. Знаете ли вы, в каких случаях и в какой орган можно обращаться? Какой информацией для этого необходимо обладать? Молодцы! Вы самостоятельно сформулировали задачи сегодняшнего урока. Нам с вами действительно предстоит: 1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов, цели их деятельности: Полиция Прокуратура Суд Адвокатура Нотариат 2. Выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. | Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы обучающихся: Все эти учреждения помогают людям в решении проблемных ситуаций в сфере правоотношений. (или учащиеся отвечают, что не знают или знания их ограничены) Правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ Записывают тему урока. Представляют результаты работы Учащиеся отвечают на вопросы, тем самым формулируя учебную задачу урока. | Познавательные: Выдвигать гипотезы о связях событий, явлений Регулятивные: Прогнозировать дальнейшее развитие событий | |
4. Открытие нового знания Осознание и осмысление. (22 мин.).
| Групповая, поисковая работа с информацией, источниками, документами (10мин.). | А прежде, чем начать изучение, ответим на вопрос, что такое правоохранительные органы. Обратимся к словарю. Различают государственные правоохранительные органы и негосударственные. Попробуйте разделить на две группы правоохранительные органы, указанные на карточке (Карточка 2). Из самого названия, правоохранительные органы, следует, что они призваны охранять право. Как вы думаете, какой смысл вкладывают в словосочетание «Охрана права». Но можно ли считать такое толкование полным? Рассмотрим ситуацию (Карточка 3) Чтобы ответить на поставленные вопросы сегодня мы будем работать с таблицей «Деятельность правоохранительных органов». (Кейсы) Для того чтобы собрать нужную информацию сформируем 5 групп. Каждой группе будет дано задание о конкретном правоохранительном органе. (Спикер группы выбирает карточку с названием правоохранительного органа и получает кейс-папку для работы в группе). Задача заключается в изучении текста учебника и правовых источников. Нужные данные занести в таблицу. После групповой работы, мы заслушаем ваши выступление и дополним нашу таблицу. | Зачитывают из словаря определение Обсуждают в парах. Отвечают на вопрос Предполагаемые ответы обучающихся: Нарушенное право должно быть восстановлено, нарушитель должен быть наказан. Делают вывод: Каждому гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право восстанавливалось, а нарушителей ждало наказание, но и чтобы его права никем не нарушались. Следовательно, охрана права предполагает также создание условий, препятствующих нарушению права. Чертят таблицу в тетрадях. Получают листы с заданием для групповой работы, изучают статьи с фрагментами законов РФ, заполняют таблицу, обмениваются информацией. | Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию Коммуникативные: Стремиться к сотрудничеству, участвовать в коллективном обсуждении проблем Регулятивные: Анализировать средства достижения цели, ставить учебные задачи | |
Построение объяснения. (13 мин.). Формулировка вывода | Итак, время. Каждая группа объясняет материал по своей теме. В то время, когда одна группа выступает, другие очень внимательно слушают, так как для вас это новый материал и по необходимости задавайте вопросы или уточняйте сведения, которые вам не совсем понятны. (После выступления, каждой группе задается ситуационная задача, отвечают сразу на месте с группой). Ребята, сейчас я предлагаю вам реализовать свои теоретические знания на практике. Для этого вам необходимо соотнести жизненные ситуации с правоохранительными органами, которые эти вопросы разрешают. (Карточка 4) Сделаем вывод по полученным вами знаниям о деятельности правоохранительных органов. Вернемся к поставленной проблеме в начале урока. Итак, правы ли были опрошенные вами респонденты? | Выступают группой по своему конкретному правоохранительному органу. Советуясь друг с другом решают ситуационную задачу. Делают вывод Предполагаемые ответы обучающихся: Правоохранительные органы выполняют важные функции в обществе, взаимодействуют, каждый орган занимает свое место и не является лишним. Для решения тех или иных проблем, необходимо знать в какой орган обратиться в конкретной ситуации, для этого нужно изучать документы и законы. Отвечают на вопрос | Коммуникативные: Формулировать свою позицию, излагать её письменно и устно Познавательные: Знать требования к работникам правоохранительных органов. Делать выводы на основе документа | ||
5. Первичное закрепление (5 мин.). | Выполнение интерактивного упражнения с помощью интернет-сервиса learningapps.org. | Закрепим новый материал, выполним упражение. https://learningapps.org/display?v=pxmp9od7j21 | Выполняют интерактивное упражнение | | |
6. Рефлексия | Рефлексивно-оценочный этап | Учитель предлагает оценить факт достижения цели урока: 1. Познакомились ли мы с правоохранительными органами, их функциями, целями их деятельности, требованиями, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов 2. Ответили ли мы на проблемный вопрос? Предлагаю произвести оценку урока способом творческой рефлексии, ответить на рефлексивные вопросы в виде составления синквейна. (Памятка) Таким образом, граждане РФ могут быть уверены, что их права и свободы надёжно защищены. Но всё - таки более надёжной гарантией законности, правопорядка является правомерное поведение каждого из нас, наше уважение к закону и его представителям. Тогда и поводов обращаться в полицию, суд, прокуратуру, адвокатуру станет меньше. | Отвечают на вопросы | | |
7. Домашнее задание (2 мин.). | | Параграф 15 прочитать, задание по группам – с помощью интернет-сервиса piktochart создать коллаж или буклет (на выбор) о правоохранительных органах, используя полученную информацию на уроке, дополнить пунктами, какими личными качествами должны обладать люди этих профессий, учебные заведения. Инд. задания на карточке. | Запись домашнего задания | |
Исследование в виде социологического опроса.
1) Представьте себе такую ситуацию. Вам предстоит разрешить имущественный спор с соседями о возмещении расходов на ремонт затопленной квартиры. Куда вы обратитесь в данной ситуации?
2) Куда вы обратитесь для передачи в наследство сыну квартиры, оставленной бабушкой? 3) Представьте себе, что с вами произошла такая история, снимая вечером деньги с банкомата, вы неподалёку нашли банковскую карту? Как вы поступите?
Карточка № 1
Определите, к каким видам правонарушений (преступлению или проступку) относится деяние и какая ответственность последует:
1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора.
2. Ирина не выполняет свои договорные обязательства о найме жилья, не выплачивала деньги за квартиру в течение 2 месяцев.
3. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики.
4. Дядя Сережа опоздал на работу.
5. Из предложенных ситуаций выберите те, за которые наступает уголовная ответственность.
- Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.
- Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
- На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.
- Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.
Карточка № 2
Прокуратура, адвокатура, МВД, частные охранные службы, частный нотариат, ФСБ.
Карточка № 3 СИТУАЦИЯ
В светлое время суток в переулке гражданин К. подвергся нападению со стороны группы молодых людей. Они избили его и отобрали сумку с ноутбуком.
Карточка № 4
Куда вы обратитесь для передачи в наследство сыну квартиры, оставленной бабушкой?
Поздно вечером, возвращаясь с работы домой, на гражданина К. напали хулиганы и отобрали личные вещи?
Гражданина Н. подозревают в каком-либо правонарушении куда следует обратиться за помощью?
Гражданке С. не производят своевременно выплату зарплаты?
Супруги желают расторгнуть брак и разделить совместно нажитое имущество?
Памятка для составления «Синквейна»
Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Кейс-папки
ПОЛИЦИЯ
- это централизованная система государственных органов, составная часть Министерства внутренних дел, предназначенная, для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Она осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с законом, защищает права, свободы и законные интересы человека независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозных чувств и убеждений. Деятельность полиции строится на принципах открытости и публичности. Федеральный закон «О полиции» указывает, что ее деятельность должна обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.
Деятельность полиции осуществляется по следующим направлениям, перечислим некоторые: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения. Всего выделено 13 основных направлений.
На полицию возлагаются обязанности, перечислим некоторые: принятие и регистрация заявлений и сообщений о преступлениях и административных правонарушениях, информирование заявителей об их рассмотрении; пребывание незамедлительно по вызову, обеспечение сохранности на месте происшествия; оказание первой помощи пострадавшим; выявление причин преступлений и административных правонарушений, осуществление профилактической работы по пресечению преступлений и правонарушений; обеспечение общественного порядка, в т.ч. во время проведения массовых мероприятий; осуществление розыска лиц и оперативно-розыскной деятельности. Всего перечислено 42 пункта.
О полиции: федеральный закон Российской Федерации от 7 фев. 2011 г. № 3-ФЗ // Консультант Плюс.
СУД
Статья 118 Конституции РФ указывает, что правосудие в РФ осуществляется только судом. В нашей стране выделяется конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Правосудие осуществляется на принципах открытости и публичности, основано на состязательности и равноправии сторон процесса.
На федеральном уровне судебная власть представлена: Конституционным судом и Верховным судом (до недавнего времени был еще Высший арбитражный суд).
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. Он решает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик в составе РФ (уставов), а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению РФ и субъектов; договоров между РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. Кроме того он разрешает споры о компетенции: между федеральными органами власти; между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ; между высшими органами субъектов РФ; по жалобам граждан и запросам судов проверяет конституционность закона примененного в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, а также дает заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении.
Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. Существуют нижестоящие суды, для которых Верховный суд РФ будет вышестоящим, - это суды субъектов РФ (общей юрисдикции), арбитражные суды РФ.
1) Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2)О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ// Консультант Плюс
ПРОКУРАТУРА
Прокуратура Российской Федерации — это единая централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Главными задачами Прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Систему органов Прокуратуры РФ возглавляет Генеральный Прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами. Все нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Срок полномочий прокуроров всех уровней — 5 лет.
Высшим звеном в системе органов прокуратуры является генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РФ входят: прокуратуры субъектов Федерации, районные, городские прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта Федерации, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные прокуратуры. Они осуществляют главным образом организационные функции.
Органы прокуратуры представляют единую систему, основанную на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим, и осуществляют свои полномочия независимо от каких-либо органов и организаций. Запрет на вмешательство в деятельность прокурора закреплен в ст. 5 Закона РФ "О прокуратуре РФ".
Выделяются направления деятельности прокуратуры:
отрасли прокурорского надзора
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
Свои правозащитные функции прокурор выполняет путем вынесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые их издали; вынесением представления должностному лицу с требованием об устранении нарушений закона; рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении закона; издания постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. В определенных случаях для защиты интересов граждан, общества и государства прокурор вправе обратиться в установленном порядке в суд.
Все требования прокурора об устранении нарушений закона подлежат безусловному исполнению в установленный срок. За неисполнение требований прокурора виновные должностные лица и граждане привлекаются к юридической ответственности.
АДВОКАТУРА
Адвокатура – это организованное особым образом объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается.
Порядок приема в коллегию состоит в следующем: в члены коллегии адвокатов принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Прием в члены коллегии указанных лиц может быть обусловлен прохождением испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. Лица, окончившие высшие юридические учебные заведения, не имеющие стажа работы по специальности юриста или имеющие такой стаж менее двух лет, могут быть приняты в коллегию после прохождения стажировки в коллегии сроком от шести месяцев до одного года.
Члены коллегии адвокатов и стажеры не могут состоять на службе в государственных и общественных организациях. Исключение может быть допущено президиумом коллегии адвокатов для лиц, занимающихся научной и педагогической деятельностью, а также для членов коллегии, работающих в районах, в которых объем адвокатской работы, является недостаточным.
В наши дни перед адвокатурой официально поставлены задачи:
содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц,
отправлению правосудия,
соблюдению и укреплению законности,
воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов,
уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц.
Осуществлению этих задач подчинены основные направления деятельности адвокатуры:
дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок по действующему законодательству;
представительство в судах и других государственных органах по гражданским и административным делам;
составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
участие адвокатов при производстве по уголовным делам и качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;
оказание правовой помощи трудовым коллективам.
Являясь членом общественной самоуправляющейся организации, адвокат имеет право: избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов; ставить перед органами коллегии адвокатов вопросы, касающиеся деятельности коллегии; вносить предложения по улучшению ее работы и принимать участие в их обсуждении; принимать личное участие во всех случаях обсуждения органами коллегии его деятельности или поведения; выйти из состава коллегии адвокатов.
Принадлежность к адвокатуре накладывает на лицо, состоящее в ней, обязанность в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обратившихся к нему за юридической помощью. Адвокат обязан добросовестно оказывать юридическую помощь, должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения, постоянно повышать свою деловую квалификацию.
НОТАРИАТ
Нотариат обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Необходимость в актах нотариальных действий возникает при реализации права собственности, в предпринимательской деятельности, в семейных и наследственных отношениях. Роль нотариата значительно возросла, а его деятельность расширилась в условиях рыночной экономики.
Деятельность нотариата регламентируется Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г, законами, постановлениями Правительства РФ и иными правовыми актами. В соответствии с Основами нотариальные действия в России от имени государства совершают:
— государственные нотариальные конторы;
— должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия;
— нотариусы, занимающиеся частной практикой.
И государственные, и частные нотариусы назначаются на должность государством, совершают нотариальные действия от имени государства и несут личную ответственность за обеспечение законности. Минюст России ведет Реестр государственных нотариальных контор и частных нотариусов.
При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Нотариальная деятельность осуществляется на основании лицензии, которая выдается уполномоченными на то органами юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена.
Нотариальной деятельностью могут заниматься граждане России, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку не менее одного года в нотариальной конторе, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли.
Нотариус является должностным лицом, в своей деятельности и руководствуется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами России и субъектов Федерации, а также международными договорами. Нотариусу при исполнении служебных обязанностей запрещено разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий.
Все нотариальные действия регистрируются в реестрах, и нотариальное производство осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Минюстом России и Федеральной нотариальной палатой. Нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Он не может совершать нотариальные действия на свое имя, от своего имени, на имя и от имени супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).
Основы о нотариате определяют перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами и уполномоченными на это должностными лицами. Перечень нотариальных действий, совершаемых частными нотариусами, содержит 18 наименований и не является закрытым.
Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с российским законодательством и присягой. Он обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству России или международным договорам. Нотариус обязан по решению суда возместить ущерб, причиненный его противоправными действиями при исполнении должностных обязанностей.
Деятельность правоохранительных органов
| Полиция | Адвокатура | Нотариат | Прокуратура |
Определение | | | | |
Функции | | | | |
Требования | | | | |