Методическая разработка урока по теме «Россия и США в современном мире — сотрудничество или конфронтация?»
Методическая разработка открытого урока.
Тема: «Россия и США в современном мире – сотрудничество или конфронтация?»
Технология: Дебаты.
Цель: создать условия для формирования компетентного общественного суждения по актуальным и сложным вопросам современности.
Задачи:
- расширить знания учащихся в области основных подходов к решению политических проблем;
- способствовать развитию основных компетенций учащихся;
- содействовать распространению активных форм занятий в системе гражданского образования и воспитания;
- способствовать принятию учащимися гуманистических ценностей современного общества.
Участники Дебатов: Студенты 2 курса специальности «Технология машиностроения».
Предполагаемое время – 1 час 30 мин.
Дебаты – это дискуссия, в процессе которой участники движутся от фактов и мнений к информированному глубокому суждению.
Этапы проведения Дебатов:
Подготовительный этап - студенты дома самостоятельно знакомятся с материалами, представленными в Приложении 1.
Представление темы и этапов работы.
Объяснение правил дискуссии.
Представление подходов к решению данной проблемы.
Дискуссия - анализ различных подходов.
Подведение итогов дискуссии.
Правила для участников Дебатов.
Ведущий направляет обсуждение, оставаясь при этом нейтральным.
Все расположены к участию в дискуссии.
Никто не доминирует в беседе, каждый имеет возможность высказаться.
Обсуждение не должно выходить за рамки данной темы, оно сосредоточено на определении вашей позиции.
Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме, анализируются альтернативы.
Мы слушаем и слышим друг друга.
Ход занятия.
Урок сопровождается презентацией. (1 слайд - Тема занятия.)
Организационный момент.
Вступительное слово учителя: Проблема, вынесенная в качестве темы нашего урока, бесспорно, является одной из самых обсуждаемых как в политических, так и в журналистских кругах: приводятся доводы в пользу той или иной точки зрения, делаются прогнозы будущих отношений между странами. Однозначный ответ мы вряд ли получим. Вопрос остается открытым и дискуссионным.
Мотивационный этап.
Учитель: я хочу предложить вашему вниманию несколько цитат известных политиков по данному вопросу.
2 видеофрагмента, отражающие разные подходы к данной проблеме.
И то, и другое мнение имеет право на существование. Сегодня мы тоже попробуем включиться в процесс обсуждения этой проблемы.
Ребята делятся на 2 группы – Утверждение (У) и Опровержение (О).
В каждой группе существует 4 подгруппы: У1, У2,У3,У4 – О1, О2, О3, О4.
2 человека назначаются членами экспертной группы, задача которых внимательно следить за ходом дискуссии и делать выводы, какая группа была более убедительной в споре. Имеют право задавать вопросы участникам дискуссии.
Утверждение - Сотрудничество между Россией и США возможно, несмотря на наличие разногласий между странами.
Опровержение - Между Россией и США слишком большие противоречия, взаимовыгодное сотрудничество невозможно.
(оба тезиса расположены на слайде презентации).
Этап осмысления.
Задание: На основе анализа предложенных источников, сделать подборку фактов в пользу каждого тезиса. (Приложение 1)
Проблема разбита на несколько ключевых вопросов (вопросы размещены на слайде презентации).
Отношение России и США к Сирийской проблеме (У1 – О1)
Отношения в рамках Россия – НАТО (У2 - О2)
Экономические отношения РФ – США (У3 -О3)
Украинский вопрос. (У4 – О4)
После завершения анализа источников работа строится следующим образом:
У1 – предлагает подборку фактов по своему ключевому вопросу;
О1 – опровергает доводы подгруппы У1, приводит свои;
У1 – вносит дополнения по своему вопросу;
О2 - вносит дополнения по своему вопросу;
Все участники дискуссии имеют право задавать вопросы выступающим.
У1 и О1 делают заключение по своей теме.
Чтобы выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться
ПОПС-формулой:
П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) -…поэтому….
По такому же принципу строится работа каждой подгруппы.
Выступление Экспертов – анализ работы студентов, оценка их деятельности.
(Оценочный бланк в Приложении 2)
Этап рефлексии.
Просмотр видеосюжетов с фрагментами выступлений глав РФ и США - точки зрения на отношения между странами.
После просмотра ребятам предлагается продолжить следующий тезис:
(возможна вероятность того, что кто-то в ходе дискуссии изменит свое мнение на противоположное)
- Сотрудничество РФ и США возможно, если…..
- Сотрудничество России и США невозможно, потому что…
(тезисы расположены на слайде презентации).
Подведение итогов занятия. Выставление оценок.
Для разработки урока использованы следующие источники:
Дискуссия. Контент-платформа Pandia.ru
Куликова Людмила Анатольевна «Активные методы обученияна уроках информатики». nsportal.ru
Приложение 1. Материалы, используемые для дискуссии.
1. Г.Г. Тищенко «Россия и США: что впереди?»
2. Махмуд Шури «США и Россия обойдут проблему Украины»
3. Алексей Малашенко «Возможно ли сотрудничество РФ и США в борьбе с ИГ?»
4.Александр Рулев «Истинные цели США в Украине»
5. Томас Грэм «Где искать будущее»
6.Павел Каневский «Экономические отношения России и США: старые проблемы и новые горизонты»
Приложение 2. Бланк оценивания результатов дискуссии.
Критерии оценивания |
|
||||||||||||||||
· ищут правильные, убедительные аргументы и четко их формулируют |
|
||||||||||||||||
· говорят спокойно, уважительно относятся друг к другу; |
|
||||||||||||||||
· анализируют выступления противника; |
|
||||||||||||||||
· внимательно выслушивают чужие мнения; задают вопросы; |
|
||||||||||||||||
· подводят итоги дискуссии; |
|
Презентация к уроку.