Методическая разработка урока по теме «Россия и США в современном мире — сотрудничество или конфронтация?»

2
0
Материал опубликован 20 March 2018 в группе

Методическая разработка открытого урока.

Тема: «Россия и США в современном мире – сотрудничество или конфронтация?»

Технология: Дебаты.

Цель: создать условия для формирования компетентного общественного суждения по актуальным и сложным вопросам современности.

Задачи:

- расширить знания учащихся в области основных подходов к решению политических проблем;

- способствовать развитию основных компетенций учащихся;

- содействовать распространению активных форм занятий в системе гражданского образования и воспитания;

- способствовать принятию учащимися гуманистических ценностей современного общества.

Участники Дебатов: Студенты 2 курса специальности «Технология машиностроения».

Предполагаемое время – 1 час 30 мин.

Дебаты  – это дискуссия, в процессе которой участники движутся от фактов и мнений к информированному глубокому суждению.

Этапы проведения Дебатов:

        Подготовительный этап - студенты дома самостоятельно знакомятся с материалами,           представленными в Приложении 1.

Представление темы и этапов работы.

Объяснение правил дискуссии.

Представление подходов к решению данной проблемы.

Дискуссия - анализ различных подходов.

Подведение итогов дискуссии.

Правила для участников Дебатов.

Ведущий направляет обсуждение, оставаясь при этом нейтральным.

Все расположены к участию в дискуссии.

Никто не доминирует в беседе, каждый имеет возможность высказаться.

Обсуждение не должно выходить за рамки данной темы, оно сосредоточено на определении вашей позиции.

Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме, анализируются альтернативы.

Мы слушаем и слышим друг друга.

Ход занятия.

Урок сопровождается презентацией. (1 слайд - Тема занятия.)

Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Проблема, вынесенная в качестве темы нашего урока, бесспорно, является одной из самых обсуждаемых как в политических, так и в журналистских кругах: приводятся доводы в пользу той или иной точки зрения, делаются прогнозы будущих отношений между странами. Однозначный ответ мы вряд ли получим. Вопрос остается открытым и дискуссионным.

Мотивационный этап.

Учитель: я хочу предложить вашему вниманию несколько цитат известных политиков по данному вопросу.

2 видеофрагмента, отражающие разные подходы к данной проблеме.

И то, и другое мнение имеет право на существование. Сегодня мы тоже попробуем включиться в процесс обсуждения этой проблемы.

Ребята делятся на 2 группы – Утверждение (У) и Опровержение (О).

В каждой группе существует 4 подгруппы: У1, У2,У3,У4 – О1, О2, О3, О4.

2 человека назначаются членами экспертной группы, задача которых внимательно следить за ходом дискуссии и делать выводы, какая группа была более убедительной в споре. Имеют право задавать вопросы участникам дискуссии.

Утверждение - Сотрудничество между Россией и США возможно, несмотря на наличие разногласий между странами.

Опровержение - Между Россией и США слишком большие противоречия, взаимовыгодное сотрудничество невозможно.

(оба тезиса расположены на слайде презентации).

Этап осмысления.

Задание: На основе анализа предложенных источников, сделать подборку фактов в пользу каждого тезиса. (Приложение 1)

Проблема разбита на несколько ключевых вопросов (вопросы размещены на слайде презентации).

Отношение России и США к Сирийской проблеме (У1 – О1)

Отношения в рамках Россия – НАТО (У2 - О2)

Экономические отношения РФ – США (У3 -О3)

Украинский вопрос. (У4 – О4)

После завершения анализа источников работа строится следующим образом:

У1 – предлагает подборку фактов по своему ключевому вопросу;

О1 – опровергает доводы подгруппы У1, приводит свои;

У1 – вносит дополнения по своему вопросу;

О2 - вносит дополнения по своему вопросу;

Все участники дискуссии имеют право задавать вопросы выступающим.

У1 и О1 делают заключение по своей теме.

Чтобы выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться

ПОПС-формулой:

П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что…
О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) -…поэтому….

По такому же принципу строится работа каждой подгруппы.

Выступление Экспертов – анализ работы студентов, оценка их деятельности.

(Оценочный бланк в Приложении 2)

Этап рефлексии.

Просмотр видеосюжетов с фрагментами выступлений глав РФ и США - точки зрения на отношения между странами.

После просмотра ребятам предлагается продолжить следующий тезис:

(возможна вероятность того, что кто-то в ходе дискуссии изменит свое мнение на противоположное)

- Сотрудничество РФ и США возможно, если…..

- Сотрудничество России и США невозможно, потому что…

(тезисы расположены на слайде презентации).

Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Для разработки урока использованы следующие источники:

Дискуссия.  Контент-платформа Pandia.ru

 

Куликова Людмила Анатольевна «Активные методы обученияна уроках информатики». nsportal.ru

Приложение 1. Материалы, используемые для дискуссии.

1. Г.Г. Тищенко «Россия и США: что впереди?»

2. Махмуд Шури «США и Россия обойдут проблему Украины»

3. Алексей Малашенко «Возможно ли сотрудничество РФ и США в борьбе с ИГ?»

4.Александр Рулев «Истинные цели США в Украине»

5. Томас Грэм «Где искать будущее»

6.Павел Каневский «Экономические отношения России и США: старые проблемы и новые горизонты»

Приложение 2. Бланк оценивания результатов дискуссии.

 

 

Критерии оценивания

Утверждение

Опровержение

У1

У2

У3

У4

О1

О2

О3

О4

 

·         ищут правильные, убедительные аргументы и четко  их формулируют

 

·         говорят спокойно, уважительно относятся друг к другу;

 

·         анализируют выступления противника;

 

·         внимательно выслушивают чужие мнения;

задают вопросы;

 

·         подводят итоги дискуссии; 

 

Презентация к уроку.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.