Методическая разработка урока «Потребности потребителя. Потребительские блага»
Цель урока: Показать, что потребитель является основным субъектом современной экономики; выяснить содержание потребностей и их классификацию; выяснить различие понятий «потребности» и «потребительские блага»; выяснить причины безграничности потребностей, структуру потребительских благ; формировать логичность и последовательность в изложении своей мысли; воспитывать экономическое мышление и развивать любознательность и самостоятельность.
Основные понятия: потребительское благо, потребность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: плакат с девизом урока: «Человеческие существа – это несчастные создания, обременении потребностями, которые они должны всю жизнь удовлетворять» (Кол.Г. Макконнел).
Схемы: «Пирамида потребностей по Маслоу», «Потребительские блага».
Ход урока
Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Задание ученикам: написать по пять желаний.
- Можно ли выполнить все желания?
- Есть ли у вас еще какие-то желания?
- Можно ли все их назвать потребностями?
- Какие потребности имеет любой человек независимо от возраста, места проживания, цвета кожи?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Нас окружают товары и услуги. Воображение потребителей постоянно рисует все новые и новые товары и услуги, поэтому они являются главным действующим лицом для производителей. В современном мире тратится большое количество денег на рекламу, чтобы заставить потребителя как можно больше покупать товаров и услуг, а производителю производить и богатеть.
Сегодня на уроке мы выясним, каким образом происходит удовлетворение наших потребностей. Обратите внимание на выражение: «Мы не можем обладать всем». Это говорит о том, что с появлением новых видов товаров и услуг наши потребности растут. Изучив тему, вы должны ответить на ключевой вопрос:
1. Каждый ли человек может достичь вершины реализации?
Подготовить презентацию тематического вопрос:
1.Если вы попали на необитаемый остров, что нужно для употребления и чем удовлетворить свои потребности?
IV. Изучение нового материала.
Содержание потребностей и их классификация.
Движущей силой деятельности человека являются его потребности.
Потребность – это необходимость в определенных вещах, желание обладать ими, ощущение нехватки чего-то важного. Они возникают тогда, когда человек не в состоянии их удовлетворить. Потребности чрезвычайно разнообразны, поэтому существует несколько разных классификаций: по характеру возникновения, по значимости, за средствами, которые обеспечивают удовлетворение потребностей, последние подразделяются на материальные и нематериальные.
Виды потребностей
по характеру возникновения | по значимости | По способу удовлетворения | По способу удовлетворения | По критерию значимости |
базовые врожденные развитием цивилизации | первоочередные вторичные | материальные нематериальные | индивиндуальные коллективные | определение общение самореализация гарантии |
Материальные – это потребности, которые обеспечиваются вещами, а нематериальные – которые удовлетворяются услугами. Материальные потребности считаются базовыми или существенными потребностями.
Выделяют также неразумные (нерациональные) потребности человека. Среди материальных потребностей человека они отличается тем, что их удовольствие вредит здоровью, мешает духовному развитию и вызывает деградацию личности. Например, алкоголь, сигареты, наркотики и др.
К нематериальным потребностям относят духовные и социальные потребности. Духовные потребности – это потребности в образовании, повышении квалификации и профессионального мастерства, в художественном творчестве, развития науки и искусства. Духовные потребности становятся для человека такими же необходимыми, как и материальные потребности.
Личные экономические потребности
Физиологические | Интелектуальные | Социальные |
Подукты питания Одежда, обувь жилье товары хозяйственно-бытового назначения | Получение образования Повышение квалификации Культурный отдых предметы и услуги культурного назначения | Охрана здоровья Жилищно – бытовые условия Условия труда Транспорт, связь |
Потребности и потребительские блага
Социальные потребности – это потребности человека в медицинском обслуживании, воспитании детей, в свободном времени, отдыхе, в надлежащих условиях труда и обучения.
Человек стремится удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть для нее движущим мотивом. Одновременно возникает стимул к удовлетворению следующей по важности потребности. Например, человека, который голодает, не интересуют ни события, происходящие в мире искусств, ни то, как на нее смотрят и насколько уважают окружающие, ни то, чистым ли воздухом он дышит. Но по мере удовлетворения очередной наиболее важной потребности на первый план выходит следующая за ней. Свои потребности люди удовлетворяют с помощью товаров и услуг.
Почувствовав жажду, мы пьем воду, чай, кофе. Замерзнув, одеваем теплую одежду. Все, что удовлетворяет наши потребности – это блага. Способность товара или услуги удовлетворять потребность называют потребительским благом.
Часть необходимых для жизни человека благ она берет от природы. Это воздух, солнечные лучи, источники воды, лесные ягоды и орехи, грибы и рыба, цветы и лечебные растения. Все это бесплатные блага. Бесплатные блага человек не создает, а находит в природе в готовом для использования виде. Бесплатность таких благ относительна. Она означает бесплатность таких благ относительна. Она означает только то, что эти блага не является продуктом человеческого труда, а полученные от природы.
Однако человеку нужно значительно больше благ, чем природа способна дать. Поэтому люди научились производить и создавать необходимые им блага. Значит, те блага, которые человек создает специально, производит с целью удовлетворения своих потребностей, называют экономическими. Экономические блага производятся на предприятиях. Примерами экономических благ является хлеб, автомобили, телевизоры, авторучки, велосипеды и др.
Экономические блага делятся на долговременные и кратковременные. Долговременными благами можно пользоваться много лет, например, мебелью, холодильниками, автомобилями. Другие экономические блага человек использует только раз. К непродолжительным экономическим благам относятся продукты питания, продукты нефтеперерабатывающей промышленности и др.
Однако значительно чаще в повседневной жизни мы пользуемся другой классификацией экономических благ. Это – товары и услуги. Товары и услуги – это экономические блага, которые являются результатом человеческого труда.
Главный их признак в условиях развитой экономики – способность продаваться и покупаться. Товары – это вещественные экономические блага. Их можно упаковывать, транспортировать, хранить.
Услуги – это экономические блага, не имеющие товарной формы; их предоставляют людям, которым они нужны, в форме целенаправленного полезного действия или обслуживания.
Суть закона убывающей полезности заключается в том, что при росте запасов товаров потребитель будет оценивать ценность каждого следующего товара все ниже.
Предельная полезность – это полезность последней части блага, что есть в распоряжении потребителя.
Полезность блага можно понять, изучая его способность удовлетворять определенные потребности. Однако одно и то же благо может удовлетворять несколько потребностей, например, автомобиль можно рассматривать и как средство передвижения, и как возможность обеспечить комфорт, и как средство добиться признания, и как способ самовыражения. Поэтому один и тот же автомобиль может иметь большую полезность для перевозки грузов, но может быть непригодным для перевозки пассажиров и не удовлетворять потребности в престиже.
Основные понятия
Потребность - это проявление необходимости в определенных вещах, желание обладать ими, ощущение нехватки, если это желание остается неудовлетворенным.
Базовые потребности - возникают из необходимости поддержания жизни (воздух, вода, пища и др.)
Потребности, порожденные развитием цивилизации - комфорт, мода, телевидение, современное медицинское обслуживание и тому подобное.
Потребительское благо - способность вещи или услуги удовлетворять потребности. Товары личного потребления - удовлетворяют базовые потребности и делают жизнь содержательнее и богаче (еда, жилье, одежда, мебель и прочее).
Товары производственного назначения является частью производственных ресурсов (сырье, оборудование, офисы, заводы).
Личные услуги - должны удовлетворить наши потребности непосредственно и направляться на каждого потребителя в частности (услуги врача, учителя, парикмахера.
Производственные (коммерческие) услуги - информационное обеспечение и банковские услуги, услуги транспорта, торговли, страхования.
Закон уменьшения предельного потребительского блага -при увеличении запасов благ оценка потребительского блага каждой следующей единицы такого запаса все ниже.
Степень насыщения потребности - отношение фактического уровня удовлетворения потребности к идеальному или такому, что определяется научно обоснованными нормативами потребления.
Степень насущности потребности - доля в общих доходах потребителя расходов на удовлетворение данной потребности.
Эластичность потребления - соотношение между приростом всего бюджета потребителя и приростом его расходов для удовлетворения определенной потребности.
Полезность - это удовлетворение, которое потребитель получает от потребления товаров или услуг от любой деятельности. Субъективная ценность определенного товара для потребителя в определенный момент времени.
Потребительские предпочтения - это ранги, которые потребитель устанавливает для альтернативных вариантов удовлетворения потребностей.
Бюджетное ограничение формирует доход потребителя а также цены товаров и услуг (то есть покупательная сила денег).
V. Закрепление новых знаний и умений студентов.
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1.
Заполните таблицу и определите, товар это или услуга, их вид (потребительские, общественные, инвестиционные)
Товары и услуги | Классификация экономических благ |
Уголь | |
Концерт рок-группы | |
Национальная оборона | |
Вечернее платье | |
Консультация врача-стоматолога | |
Учебник по химии | |
Щетка для чистки зубов | |
Общее среднее образование | |
Трубы газопровода | |
Троллейбусный парк. | |
Освещение улиц | |
Новое оборудование для хлебопекарни | |
Задание 2
Определите, какие утверждения являются правильными, а какие – нет.
1. Экономические потребности – это вещи и услуги, которые вы можете приобрести на ограниченные ресурсы.
2. Экономические блага – это блага, которые производятся только для собственного потребления.
3. До производственных ресурсов деньги не принадлежат.
4. Машины и станки являются инвестиционными благами.
5. Общественным товаром есть государственная школа (образование).
6. Общая полезность от потребления определенного товара растет с увеличением количества товаров.
7. Предельная полезность никогда не бывает отрицательной.
8. Комплементарные товары – это товары, которые дополняют друг друга и тем самым делают невозможным их потребление как отдельной единицы.
9. Товары-субституты удовлетворяют одну и ту же потребность, и их не потребляют отдельно.
10. Услуги – это действия, которые удовлетворяют потребности человека.
Задание 3.
В соответствии с иерархией потребностей по А. Маслоу расположите нижеприведенные потребности человека по степени значения: обучение, одежду, победа в конкурсе скрипачей, бытовое обслуживание, медицинские услуги, еда, телевизор, жилье, работа, компьютер, спорт, семья, составление текста песни, защиту от преступников, ботинки, лыжи, деловой костюм, словарь иноязычных слов, услуги нотариуса, современная мебель, газета.
Задание 4.
Кроссворд по теме:
«Потребности потребителя и закономерности его экономического поведения»
| |
2. потребления 4. форд 5. распределение 6. потребительский 9. пирамида 10. обмен 11. товар 14. институты | 1. воспроизведение 3. кооперация 7. полезность 8. цена 9. потребности 12. инвестиционный 13. производительность 15. услуги |
1. Стадии производства, распределения, обмена и потребления как один непрерывный процесс.
2. Физические и духовные человеческие нужды, которые удовлетворяются с помощью материальных и нематериальных благ.
3. Иерархия человеческих потребностей.
4. Способность вещи удовлетворить потребности людей.
5. Товары, которые имеют нематериальную природу.
6. Любая вещь или услуга, которая дает пользу.
7. Товары, которые заменяют друг друга в производстве или в домашнем хозяйстве.
8. Третья стадия процесса воспроизводства.
9. Вторая стадия воспроизводственного процесса.
10. Последняя стадия процесса воспроизводства, побудительный мотив нового круг обращения.
11. Автор изобретения, который вызвал революцию в автомобилестроении.
12. Способность человека произвести за определенное время некоторое количество изделий.
13. Форма организации труда, при которой много лиц работают рядом, взаимодействуя друг с другом.
14. Оценка жизненных благ или доходов, которых мы лишаемся, когда выбираем иной вариант.
15. Группа товаров, к которой относится кирпич, купленная для строительства дачи с целью использования.
16. Домашний компьютер для выполнения работ производственного назначения. К какой группе товаров он относится по цели использования.
VI. Итоги урока.
Заключительное слово преподавателя.
Потребность – это необходимость, которую испытывает человек в определенных вещах, желание обладать ими, ощущение недостатка в чем-то.
Потребности можно классифицировать так: базовые и порожденные развитием цивилизации, первоочередные и второстепенные, материальные и нематериальные, индивидуальные и коллективные, а также физиологические, потребности в защите, общении, признании и самореализации.
Потребности удовлетворяются потребительскими благами. Носителями потребительских благ являются: товары личного потребления, товары производственного потребления, личные услуги, производственные услуги.
Потребности людей безграничны. Экономическое развитие общества определяется разнообразием человеческих потребностей и средств их удовлетворения.
VII. Домашнее задание.
Представьте, что вы с друзьями отправились в кругосветное путешествие на судне среди океана попали в шторм. Судно разбилось о рифы. Вы с друзьями спаслись на необитаемом острове. Пофантазируйте, какие потребности и каким образом вы будете удовлетворять на необитаемом острове в первую, вторую и последующие очереди. Провести исследования и решить проблему: «Что нужно для выживания на необитаемом острове?». Результат самостоятельной исследовательской работы – презентация по выбранному вопросу исследования. (Приложение 1).
Литература
2. Антонов Н. А. Основы экономики. — СПб.: Питер, 2021.
3. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. — М.: МГУ, 2023.
4. Методические рекомендации для преподавателей. — М.: Учитель, 2022.