Методическая разработка урока: «Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя»

5
0
Материал опубликован 28 January 2016

Пояснительная записка к презентации

Методическая разработка урока:

«Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя»

Раздел: «Экономика» (обществознание, 11 класс)

Автор: Подымова Ксения Владимировна, учитель истории и обществознания, МОБУСОШ № 13, п. Глубокий, Новокубанского р-на, Краснодарского края.

Учебник: Обществознание: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень/Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2010.-349с.

 Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Вид урока: Комбинированный

Цели урока:

- обучающая: ознакомить учащихся с рациональным экономическим поведением потребителя и производителя.

- развивающая: решать экономические задачи, продолжить развитие общеучебных умений (анализировать, рассуждать, аргументировать, делать выводы).

- воспитательная: Научиться принимать решения при выборе и приобретении товаров и услуг с учетом полезности товаров, качества и количества; научить рациональному поведению производителя.

Задачи урока:

Сформировать навыки сотрудничества с одноклассниками во время создания памятки производителю/потребителю.

Продолжить развитие навыков, необходимых для подготовки к ЕГЭ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация; учебник; пакеты с иллюстрациями, для создания памятки производителю / потребителю; 2 ватмана (формат А 2); карточки с текстом (формат А4), магниты, карточки с номерами (1,2) для разделения на группы.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: 1.индивидуальная (участие в беседе, решение задач, формулировка собственного мнения);

2.групповая (работа над созданием памятки производителю / потребителю);

3.фронтальная.

План урока:

1. Этапы рационального экономического поведения потребителя.

2. Рациональное экономическое поведения производителя.

3. «Человек в системе экономических отношений», решение экономических задач.

4. Работа в группах: создание «памятки производителю / потребителю».

Предварительная подготовка:

Приготовить карточки с номерами 1 и 2 для разделения на группы. Подготовить листы А 4 формата с этапами рационального поведения. Подготовить корзину и положить туда предмет (в моем случае, это гречка).

Ход урока.

Орг. момент

Изучение нового материала

(1 слайд) (Приложение 1)Здесь будет файл: /data/edu/files/e1453998435.pptx (Презентация)

Вопрос к учащимся: Ответьте, пожалуйста, что изображено на слайде?

Ученики отвечают.

Вопрос к учащимся: а что, если все эти продукты сложить в корзину?

(слайд 2) Как этот термин трактует экономика?

Потребительская корзина — это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи.

Но я принесла сегодня свою корзину. В ней лежит товар, которого нет в данном перечне, но который очень популярен в последнее время и вызвал даже ажиотаж. Что это?

Ученики отвечают.

Это - гречневая крупа. Почему именно она лежала в моей корзине?

Ученики отвечают.

Учитель: Гречка, оказывается, как продукт популярна только у нас и на постсоветском пространстве, а значит, производим ее только мы, и взять за границей не получится, следовательно, цену на нее поднимают сами покупатели. Вопрос, это рациональное поведение?

Ученики отвечают.

Учитель: На сегодняшнем занятие мы узнаем, что значит рациональное экономическое поведение производителя и потребителя.

(3 слайд)

Обратите внимание на слайд. Между покупателем и производителем есть таинственные буквы СП. Что же они означают, вы узнаете в конце сегодняшнего урока.

(4 слайд)

Что же такое рациональное экономическое поведение?

Ученики отвечают.

Учитель: Это поведение экономического объекта (потребителя, производителя, хозяйственной организации и т. п.), которое удовлетворяет некоторым заданным правилам установления предпочтений.

1. Этапы рационального экономического поведения потребителя.

(5 слайд)

Кто же такой потребитель?

Ученики отвечают.

Учитель: Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Каждый человек пользуется предметами, которые он приобрел за деньги. Потребителями, вне зависимости от пола, возраста, профессии, являемся все мы. Так же, потребителем является не только человек, который приобрел товар и использует его, но и тот, кто собирается это сделать.

Как вы думаете, что должен делать потребитель, придя в любой магазин, чтобы его поведение было рациональным?

Ученики отвечают.

Учитель: Существуют определенные этапы рационального экономического проведения потребителя. Какие же они? (6 слайд)

Выходит один ученик. Он будет вешать на доску листы А 4 (Приложение 2) при помощи магнитов.Здесь будет файл: /data/edu/files/n1453998336.docx (Приложение 2)

1 этап. Осознание необходимости покупки.

Процесс покупки начинается с осознания покупателем необходимости приобретение товара. Это решение зависит от индивидуальных потребностей и ожиданий, вашего стиля жизни.

(Повесили первый лист)

2 этап. Поиск информации о товаре или услуге.

Когда вы поняли, что вам необходимо приобрести данный товар, то проходит процесс поиска информации об услуге. Например, вы тратите много времени на выбор колледжа или университета. Какими способами можно осуществлять сбор информации о товаре или услуге?

Ученики отвечают. (Семья и друзья, реклама и персонал магазина, СМИ, опыт и др.)

(Повесили второй лист)

3 этап. Оценка возможных вариантов покупки.

Вы, как потребители, часто используете при выборе услуг и товара определенные критерии. Какие они могут быть?

Ученики отвечают (цена, качество, репутация, удобство и др.)

(Повесили третий лист)

4 этап. Принятие решения.

Это окончательный этап рационального поведения. На каждое решение о покупке воздействуют внутренние и внешние факторы, количественные и качественные показатели, чувства, а также знания.

(Повесили четвертый лист)

Ученик присаживается на свое место.

(слайд 7)

Расходы потребителя можно разделить на 2 вида: обязательные и произвольные. Как вы думаете, что представляет из себя каждый вид?

Ученики отвечают.

(Слайд 8)

Чем богаче страна и выше уровень жизни ее населения, тем меньшая часть доходов идет на обязательные расходы.

В подтверждение моих слов, прочите со слайда экономический закон немецкого ученого Эрнеста Энгеля.

Ученики читают закон.

Введенная Энгелем зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. Статистика показывает, что доля расходов на питание в США составляет 10-15% от дохода, тогда как в России – 40-48 %.

Вопрос к учащимся: Ребята, а как вы думаете, важно ли грамотно размещать свои накопления? И как это можно сделать?

Ученики отвечают, (слайд 9)

2. Рациональное экономическое поведения производителя.

А теперь давайте обратимся к другому участнику экономики – к производителю.

Как вы думаете, кто такой производитель?

Ученики отвечают.

(слайд 10)

Производители – это люди, фирмы, предприятия, т. е. все те, кто изготавливает и продаёт нам товары и предоставляет услуги.

Цель производителя в рыночной экономике – получить как можно большую прибыль. Для этого он стремится снизить затраты на производство, ведь чем ниже затраты, тем выше прибыль. Снижению затрат способствуют более экономичная комбинация ресурсов, внедрение новой техники, экономия сырья и энергии и многое другое.

(слайд 11)Проблема ограниченности производственных ресурсов заставляет производителя отвечать на 3 главных вопроса экономики.

Какие это вопросы?

Ученики отвечают.

Что производить? Т.е. производитель решает, какие из необходимых обществу и потребителям в данный момент времени благ произвести и в каком количестве; отдать ли приоритеты, например, производству военной техники или бытовой.

Как производить? Производство выбранного объёма продукции можно осуществить по-разному. Обработать землю, собрать урожай можно вручную, привлекая значительное число работников, или обойтись их меньшим числом, используя сельскохозяйственную технику.

Для кого производить? Производителям приходится решать, на какие слои общества ориентироваться при производстве товаров и услуг, кто будет их потенциальным потребителем.

Большинство стран сегодня, сталкиваясь с проблемой истощения сырья или его удорожания, делают акцент на способе расширения границ производственных возможностей за счёт улучшения продуктивности или производительности. Это приводит к росту производительности труда

Что значит производительность труда?

Ученики отвечают.

(слайд 12)

Факторы, которые определяют рост производительности труда, одновременно можно рассматривать как факторы увеличения объёма выпускаемой продукции. Каковы они, эти факторы?

(слайд 13)

Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, просите одного ученика выйти к доске: вешать листы А4 (Приложение 3).Здесь будет файл: /data/edu/files/h1453998373.docx (Приложение 3)

1 фактор. Разделение труда. Что это? Ученики отвечают.

Т.е. это специализация производителей на каком-либо конкретном виде деятельности.

2 фактор. Технический прогресс. Как вы это понимаете?

Т.е. этот фактор предполагает использование в производстве новой, более производительной техники или технологии.

3 фактор. Уровень образования и профессиональной подготовки работников. Для чего необходимо это условие? Ученики отвечают.

Ученик присаживается на свое место.


 

«Человек в системе экономических отношений», решение экономических задач.


 

(слайд 14)

А сейчас, на уроке, вы попробуете себя в роли главы семейства, перед которым стоит серьезная задача – рассчитать, сколько энергии расходуется в квартире? И как уменьшить затраты на электроэнергию.


 

(Слайд 15)

Ученики решают задачу. Решение проверяют на слайде.


 

А что, если мы заменим лампы на энергосберегающие? Ученики решают задачу 2. (слайд 16)


 

Вывод: надо экономить электроэнергию.


 

Вопрос к учащимся: согласны ли вы с утверждение «если мы экономим электроэнергию, мы экономим не только семейные деньги, но и топливные ресурсы, и заботимся об окружающей среде, а значит о себе»?


 

Ученики отвечают.


 

Работа в группах: создание «памятки производителю / потребителю».


 

Делим класс на 2 группы: первой половине класса положить карточки заранее на стол, второй половине – предложить взять с учительского стола (по очереди).


 

Учитель: Вы обратили внимание, что тем кому я предложила взять карточки со стола – у них был выбор, а те, кому я сама положила карточки, остались без возможности выбирать. Какие это напоминает типы экономических систем?

Ученики отвечают (плавная и рыночная).


 

Под цифрой 1- команда потребителей. Ваша задача: составить памятку рационального поведения потребителей.

Выдается ватман, клей и листы формата А4 (приложение 4).Здесь будет файл: /data/edu/files/s1453998206.docx (Приложение 4)


 

Под цифрой 2 – команда производителей. Ваша задача: составить памятку рационального экономического поведения для производителя.

Выдается ватман, клей и листы формата А4 (приложение 5).


Здесь будет файл: /data/edu/files/q1453998242.docx (Приложение 5)



 

Время работы : 7 минут.


 

Ученики совместно выполняют работу. Учитель наблюдает, направляет и напоминает про время.


 

По окончанию работы, представители каждой группы представляют свою памятку, в течении 2х минут.


 

А теперь давайте вспомним начало урока: что значит СП между производителем и потребителем? Ученики отвечают.

СП - это социальное партнёрство.


 

Итог урока.

Слова учителя: Таким образом, сегодня на уроке мы определили, кто такой экономически культурный потребитель – это благоразумный покупатель; и кто такой экономически культурный производитель – грамотный, инициативный, деятельный человек.

Самостоятельные выводы учащихся.


 

Домашнее задание:

Составить синквейн слов «потребитель» и «производитель».

Написать эссе по высказыванию Э.Сервуса, русского литератора:

«Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги».          

Предварительный просмотр презентации

Потребительская корзина — это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи

Тема урока: Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя

РАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ поведение экономического объекта (потребителя, производителя, хозяйственной организации и т. п.), которое удовлетворяет некоторым заданным правилам установления предпочтений.

1. Рациональное экономическое поведение потребителя. Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Рациональное поведение - поведение потребителя, направленное на максимизацию полезности потребляемых благ.

Этапы рационального поведения потребителя:

1. Рациональное поведение потребителя Потребительские расходы Обязательные расходы Произвольные расходы

1. Рациональное поведение потребителя Закон Энгеля (1821-1896): чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов на продовольственные товары и выше расходы на предметы роскоши, изысканные вещи, сбережения. Доля расходов на питание составляет 10-15% от дохода Доля расходов на питание составляет 40-48% от дохода

1. Рациональное поведение потребителя Рациональному потребителю важно грамотно размещать свои накопления.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ – это люди, фирмы, т.е. те, кто изготавливает и продает товары и предоставляет услуги. Цель производителя – снижение затрат и получение максимальной прибыли. 2. Рациональное поведение производителя

Рациональное поведение производителя ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ: ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА - экономический показатель эффективности использования производственных ресурсов. Характеризуется количеством продукции, производимой одним работником за одну единицу времени. 1 час

Факторы, определяющие производительность труда

«Человек в системе экономических отношений» П Р О И З В О Д И Т Е Л Ь П О Т Р Е Б И Т Е Л Ь

Экономические задачи Задание №1. Сколько энергии расходуется. Если в квартире в течение 5 часов включены следующие осветительные приборы: Условие Люстра – 5 лампочек Торшер – 2 лампочки Бра – 1 лампочка Светильники на кухне и в коридоре – по 1 лампочке Мощность 1 лампочки 100 ватт в час Условие Сколько семья заплатит за освещение в месяц при таком ежедневном расходе энергии, если стоимость 1 киловатт-часа 3 рубля. 1 кВт=1000 Вт. Решение  10 лампочек* 100 ватт=1000ват 1000ват* 5ч=5000ват Решение  5000ват= 5кВт 5кВт*3р=15р в день 30 дней* 15 р=450 руб в месяц

Задача2. Рассчитайте экономию электроэнергии в месяц, если обычную лампу заменить на энергосберегающую. Мощность энергосберегающей лампочки - 20 ватт. 10 лампочек* 20 ватт =200 ват 200 ват* 5ч=1000 ват 1000 ват= 1кВт 1кВт*3р=3р в день 30 дней* 3 р= 90 руб. в месяц 450 – 90 = 360 р. ЭКОНОМИЯ

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации