12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Копытова Татьяна Михайловна71

ПРиложение к уроку "Иллюстрации"
DOC / 20.9 Мб

/data/files/j1608108602.doc (Приложение к уроку "Иллюстрации")


Презентация к уроку
PPT / 512.5 Кб

/data/files/l1608108851.ppt (Презентация к уроку)

Музыкальное приложение к уроку "Бал Гроссфатер"
MP4 / 69.94 Мб

Тема урока Повседневная жизнь и быт при Петре I

Цель урока: на основе изучения изменений в повседневной жизни русского человека в эпоху Петра I подвести учащихся к пониманию причин этих кардинальных перемен, их содержания и оценке.

Планируемые результаты:

Личностные:

-изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

-формулирование ценностных суждений и своей позиции по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание.

Регулятивные:

-планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи.

Познавательные:

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую, визуальную информацию, обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы );

-использовать современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде;

-использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

-собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных

видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности

(высказывания, беседа, сообщение), а также в виде творческих работ (презентация).

Коммуникативные :

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть основами монологической и диалогической форм речи;

-устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами

группы для принятия совместных решений.


Предметные результаты:

-анализировать информацию из различных источников по отечественной истории;

-давать оценку событиям и личностям отечественной истории ;

-систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории;

-объяснять причины и следствия событий и процессов отечественной истории.

Тип урока: урок комбинированный

Используемые приемы активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: работа с учебником, фрагментами исторических документов, электронными образовательными ресурсами, решение проблемных вопросов и заданий, подготовка монологических высказываний на заданную тему, выполнение индивидуальных заданий.

Способ организации общения участников учебно-воспитательного процесса: работа в малых группах, работа в парах, участие в обсуждении.

Дидактический процесс (используемые технологии): технология развития критического мышления технология проблемного обучения, информационно- коммуникативная технология, технология группового обучения

Основные понятия: ассамблея

Основные источники: «Юности честное зерцало»

Оборудование:

1. Мультимедийная презентация «Повседная жизнь и быт при Петре I».

2. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер

3. Рабочий лист учащегося (Приложение).

4. Учебник История России.8 класс.В 2ч. Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов ; под редакцией А.В.Торкунова.-М.: Просвещение, 2018

Ход урока:

I. Организация класса. Вступительное слово учителя

- Добрый день, ребята, уважаемые коллеги! Сегодня урок истории перенесет нас в эпоху правления первого Всероссийского императора, великого реформатора, выдающегося государственного деятеля, определившего направление развития России в XVIII веке, о котором А.С. Пушкин писал:

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник

это эпоха правления …… ПЕТРА I (СЛАЙД 1)

- Для изучения нового материала мы с вами поделимся на группы. Для этого проведем блиц-опрос. Отвечая на вопрос, вы определите, в какой из групп будете работать.

II. Проверка домашнего задания

а/ Блиц-опрос .

Реформа – ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПЕРЕУСТРОЙСТВО В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

Великое посольство – ДЕЛЕГАЦИЯ РУССКИХ ЗА ГРАНИЦУ (1697-1698 ГГ.) С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ БЫТА И ЖИЗНИ ЕВРОПЕЙЦЕВ, ОБУЧЕНИЯ РАЗНЫМ НАУКАМ.

Ефим Никонов - АВТОР ПЕРВОЙ РУССКОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Ведомости, 1703 - НАЗЫВАЛАСЬ ПЕРВАЯ ОФИЦИАЛЬНАЯ РУССКАЯ ГАЗЕТА,

Кунсткамера – ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ РЕДКОСТЕЙ, ПЕРВЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, 1719 Г.

О чем гласил указ 1724 г., который стал венцом петровских преобразований в области науки и просвещения (УКАЗ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ АКАДЕМИИ НАУК И ХУДОЖЕСТВ).

Какое культурное учреждение было открыто в 1714 г. (ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА).

Гравюра – ПЕЧАТНЫЙ ОТТИСК РЕЛЬЕФНОГО РИСУНКА НА БУМАГЕ.

Канты - ВИД МНОГОГОЛОСОЙ ПЕСНИ

«Бородовой налог» (НАЛОГ НА БОРОДЫ).

1662 – 1725 гг – ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА 1.

- Сегодня у нас будут работать 4 группы. - Итак, Группа №1 - дворяне, крестьяне №2, горожане №3, группа №4 – эксперты. (ОТКРЫТЬ ДОСКУ).

б/ Работа по группам (Карточка №1) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

1.Сохранилось множество распоряжений Петра I о посылке в школы и другие учебные заведения детей и молодых людей. Во всех этих документах особенно подчеркивается, что все они должны изучать арифметику, геометрию.

Перечислите все возможные причины усиления внимания к этим предметам в начале XVIII в., учитывая, что в XVII в. такого внимания к ним не было.

2. Во второй половине XVII в. за границей начал издаваться ряд пособий по русскому языку. В Силезии вышел русский букварь. В Англии издана «Русская грамматика». Она же была перепечатана в Германии. Появляются новые книги иностранных авторов о России. Одновременно в России выпускаются иностранные словари и разговорники. Детей знати обучают иностранцы или их отправляют за границу.

Проанализируйте эти факты.

3. Известно, что Петра I стремился к парадной архитектуре, живописи, скульптуре. При этом его личный быт, обстановка жилых комнат, одежда, еда были очень скромными.

Попытайтесь объяснить это странное, на первый взгляд, сочетание.

III. Мотивация учебной деятельности. Этап целеполагания

1.Работа в парах. Проблемная ситуация (СЛАЙД №3)

Указ Федора Алексеевича от 1675 года гласил: "чтоб бояре иноземских, немецких и иных избычаев не перенимали, волосов у себя на голове не постригали, тако ж и платья, кафтанов и шапок с иноземским образцом не носили и людям своим потому ж носить не велели, а буде кто впредь учнет волосы постригать и платья носить с иноземного образца, или такое ж платье объявится на людях их, и тем от великого государя быть в опале и из высших чинов написаны будут в нижние чины".

-Зная о реформах Петра I, подумайте, как должен был отнестись Петр I к этому указу. Объясните, почему?

В начале XVIII века с преобразованиями Петра I в экономике и внешней политике в Россию начала проникать заграничная мода. В этом столетии изменились облик, одежда, интересы и нравы русских людей. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (СЛАЙД №4)

-Исходя из этого, попробуйте определить задачи нашего урока.

Сегодня на уроке мы узнаем об изменениях в повседневной жизни русского человека в эпоху Петра I и разнице в быте различных слоев общества. Запишите дату и тему урока в Рабочие листы. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

-Просмотрите текст параграфа № 11 стр. 70, предложите план нашего урока. (СЛАЙД №5)

План урока

1. Дворянский образ жизни.

2. Повседневная жизнь и быт крестьян.

3. Повседневная жизнь и быт горожан.

4. Новшества в повседневной жизни россиян.

3.«Думаем, сравниваем, оцениваем» (проблемное задание на урок) (СЛАЙД №6)

- Почему Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей?

IV.Усвоение новых знаний и способов действия

1.Определение путей изучения первого -третьего вопросов плана:

- Познакомьтесь с имеющимися в нашем распоряжении информационными источниками. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

На столах у вас имеются Рабочие листы, куда вы будете заносить необходимую информацию согласно заданию.

Работая в группах, вы составите рассказ «Изменения в повседневной жизни россиян при Петре I» (дворяне, горожане, крестьяне) по предложенному алгоритму (ПРИЛОЖЕНИЕ №4), но при этом представление результатов работы должно сопровождаться иллюстрациями, которые вы подберете на доске.

- Группа №4 – это эксперты, которые поработав с историческими источниками, определят новшества в повседневной жизни, введенные при Петре 1. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

2 . Работа в группах (Рабочий лист).

ГРУППА №1 –дворяне

ГРУППА №2 – крестьяне.

На основе предложенных материалов и составленного вами плана подготовьте рассказ от имени крестьянина, оказавшегося в городе на ярмарке о повседневной жизни и быте своих односельчан. Сделайте свои выводы. Свой рассказ иллюстрируйте отобранными картинами.

- Почему, на ваш взгляд, новшества, вводимые Петром 1 в повседневную жизнь россиян, воспринимались крестьянами с осуждением?

ГРУППА №3 – горожане, быт горожан в Зауралье при Петре 1.

На основе предложенных материалов и составленного вами плана подготовьте от имени простого жителя Петербурга рассказ по теме «Повседневная жизнь и быт горожан при Петре 1». Проанализируйте таблицу, сделайте вывод о численности жителей. В своем рассказе сравните, что изменилось в жизни горожан, а что осталось по -прежнему. Сделайте выводы. Свой рассказ иллюстрируйте отобранными картинами.

Изменение числа жителей Петербурга

Год

1703

1725

1737

1750

Количество жителей

5000

40000

70000

95000

ГРУППА №4 – эксперты.

-Перечислите новшества в повседневной жизни россиян при Петре I.

3. Представление результатов работы групп.

- По мере выступления одноклассников заполняйте перечень новшеств в жизни россиян.

IV. Коррекция знаний и способов действий подведение итогов.

-Почему, по вашему мнению, Пётр I стремился изменить традиции и повседневную жизнь людей?

-Дайте оценку изменениям в повседневной жизни россиян в результате Петровских преобразований. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

V. Итог урока. Игра «Крестики-нолики».

1) Учиться дворянину Петровской эпохи было очень легко (НЕТ)

2) При Петре I молодые дворяне должны были с 16—17 лет нести пожизненную службу. (ДА)

3) Мать Петра I звали Наталья Нарышкина (ДА)

4) Царский указ не запрещал дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье» (НЕТ)

5) При Петре I появились новые праздники (ДА)

6) Жизнь крестьян в Петровскую эпоху резко изменилась (НЕТ)

7) Известия о небывалых новшествах – «немецком» платье, новых праздниках с участием женщин – доходили в деревню очень быстро и радовали крестьян (НЕТ)

8) Дамы сменили русские сарафаны на пышные платья с открытыми плечами, освоили модные причёски (ДА).

9) Городское население в эпоху Петра I было очень велико (НЕТ)

10) На столе дворян появились разные новые кушанья (ДА).

11) Петр 1 ввел новые собрания - ассамблеи, на которых обязаны были присутствовать и мужчины и женщины (ДА).

12) Во время царствования Петра 1 были запрещены танцы (НЕТ)

ВЫВОД: Правление Петра I внесло существенные коррективы в систему устройства и традиционного порядка жизни России. Его реформы оказали влияние на социальную, экономическую и политическую структуру общества, при нем был принят новый курс государственной политики, изменениям подверглась традиционная культура. Россия вступила на активный путь европеизации, получив новый ориентир на долгое время. Самое сильное влияние петровские реформы оказали на положении высших слоев общества; уклад жизни крестьян же мало поменялся. По-прежнему крестьянство составляло 90 % населения страны, то есть было абсолютным большинством, но при этом испытывало усиление нищеты, бесправия и крепостнический гнет. Образ же жизни крестьян был максимально традиционен и не менялся столетиями, сохраняя обычаи предков. Труд Крестьянин мог заниматься: земледелием; скотоводством, промыслами ( бортничество, охота); ремеслами: металлургическое, столярное дело и пр. Главным занятием крестьянина во все времена было земледелие. Земледельческие работы велись с апреля по октябрь. Способы обработки земли, приемы выращивания урожая, типы сельскохозяйственного инвентаря, формируясь в течение долгого времени, передавались из поколения в поколение. Естественно, что в каждой области имелись отличия, которые зависели от климатических условий, однако, в целом технология оставалась одинаковой.


V. Рефлексия (Рабочий лист)

Продолжите предложение

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я попробую…

VI. Информация о домашнем задании

а/ закрепите материал по учебнику: параграф 11;

б/ выполните задание на выбор: Стр.73 учебника «Думаем, сравниваем, размышляем» №1,2,4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Карточка №1.

1.Сохранилось множество распоряжений Петра I о посылке в школы и другие учебные заведения детей и молодых людей. Во всех этих документах особенно подчеркивается, что все они должны изучать арифметику, геометрию.

Перечислите все возможные причины усиления внимания к этим предметам в начале XVIII в., учитывая, что в XVII в. такого внимания к ним не было.

Карточка №1.

3. Известно, что Петра I стремился к парадной архитектуре, живописи, скульптуре. При этом его личный быт, обстановка жилых комнат, одежда, еда были очень скромными.

Попытайтесь объяснить это странное, на первый взгляд, сочетание.

Карточка №1.

2. Во второй половине XVII в. за границей начал издаваться ряд пособий по русскому языку. В Силезии вышел русский букварь. В Англии издана «Русская грамматика». Она же была перепечатана в Германии. Появляются новые книги иностранных авторов о России. Одновременно в России выпускаются иностранные словари и разговорники. Детей знати обучают иностранцы или их отправляют за границу.

Проанализируйте эти факты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Карточка №2.

ГРУППА №1 – БЫТ ДВОРЯН

А) Основные занятия

Б) Жилище

В) Образование

Г) Одежда и еда

Д) Досуг

Карточка №2.

ГРУППА №2 – БЫТ КРЕСТЬЯН

На основе предложенных материалов подготовьте рассказ от имени крестьянина, оказавшегося в городе на ярмарке о повседневной жизни и быте своих односельчан. Сделайте свои выводы. Свой рассказ иллюстрируйте отобранными картинами.

- Почему, на ваш взгляд, новшества, вводимые Петром 1 в повседневную жизнь россиян, воспринимались крестьянами с осуждением?

Карточка №2.

ГРУППА №3 – БЫТ ГОРОЖАН

На основе предложенных материалов и составленного вами плана подготовьте от имени простого жителя Петербурга рассказ по теме «Повседневная жизнь и быт горожан при Петре 1». Проанализируйте таблицу, сделайте вывод о численности жителей. В своем рассказе сравните, что изменилось в жизни горожан, а что осталось по-прежнему. Сделайте выводы. Свой рассказ иллюстрируйте отобранными картинами.

Изменение числа жителей Петербурга

Год

1703

1725

1737

1750

Количество жителей

5000

40000

70000

95000

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Дата: _______ Тема ____________________________________________________

Дворяне

Крестьяне

Горожане




















Новшества, вводимые при Петре 1: ___________________________________

_____________________________________________________________________________


Игра «Крестики-нолики»























ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

ГРУППА № 4 – эксперты.

Изучив исторические источники, перечислите новшества в повседневной жизни россиян при Петре I:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ГРУППА №2 – ДВОРЯНЕ

При Петре I молодые дворяне должны были с 16—17 лет нести пожизненную службу. В первой половине XVIII в. они часто служили рядовыми в пехотных и драгунских полках или матросами на кораблях — вместе со вчерашними крестьянами и посадскими. Служба и в XVII в. была нелёгкой. Но теперь, помимо обычных боевых и походных тягот, дворянину надо было облачаться в «немецкий» мундир, усваивать приёмы «полкового строя» по новому уставу, заниматься ротным и полковым хозяйством, учить солдат. Самим им нужно было учиться артиллерийскому или инженерному делу и в соответствии с царскими указами стараться дать образование своим детям.

«Отставка» — по болезни или по ранению — при Петре I не означала вольной жизни в имении. Дворянин увольнялся с военной службы и тут же назначался на «статскую» — воеводой в провинциальный город, чиновником в новое учреждение или сборщиком подушной подати.

Петровская эпоха ознаменовалась проникновением стиля, стали постепенно строить дома-дворцы. Городская и сельская усадьбы дворян имели ряд общих черт: расположение жилого дома в глубине двора, усадебный характер застройки, приверженность к дереву, замкнутости владений и регулярному парку. Европейские интерьеры домов знати оформлялись в красно-брусничных тонах и с зелеными изразцовыми печами по старой русской традиции. Визитной карточкой дворянского особняка стал портик с колоннами и облицовка деревянных деталей под камень.

Учиться же дворянину Петровской эпохи было очень трудно — не было ни системы преподавания, ни профессиональных учителей, ни учебников. Юному недорослю приходилось сталкиваться с «премудростью» на невразумительном научном языке, терпеть порки, холод в неотапливаемых помещениях и голод, поскольку копеечное жалованье выдавалось нерегулярно. Отправлявшиеся по приказу Петра за границу дворянские отпрыски должны были (умея лишь читать и писать по-русски) изучать математику или «навигацию» на чужом языке.

Но молодежь должна еще уметь правильно себя вести в обществе. Этому она должна научиться не только в учебных заведениях и в ассамблеях, но и штудируя специальные наставления. Одно из них под маловра­зумительным названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» пользовалось особенно широкой по­пулярностью.

Покоя не было и дома. Надо было носить «немецкий» кафтан и брить бороду — царский указ запрещал даже отставным дворянам под страхом штрафа и битья батогами ходить «с бородами и в старинном платье».

А ещё надо было отмечать новые праздники, являться на маскарад, обучаться манерам. Пётр приказывал также собираться на ассамблеи, куда мужчины обязаны были приходить с жёнами и взрослыми дочерями. Пленные шведские офицеры и жительницы немецкой слободы учили русских полонезу, менуэту и любимому Петром танцу — гросфатеру. Дамы сменили русские сарафаны на пышные платья с открытыми плечами, освоили модные причёски. На исторические подмостки врывается шум­ная, пестрая толпа раззолоченных, последнего париж­ского фасона, кургузых кафтанов и камзолов, пышно вздутых фижм, завитых, напудренных париков и щеголь­ских треуголок…

ГРУППА №2 – КРЕСТЬЯНЕ.

Документ 1. Информация к размышлению. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

- …Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок, по крайней мере, поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь сморкающийся в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастливая изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина...

Документ 2. Историки о жизни крестьян в петровскую эпоху

Как и раньше шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика. Быт их был традиционен и беден. Даже по воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на своем участке, чтобы хоть как-то обеспечить пищей свою семью. А крестьянская семья, как правило, была многодетной. Денег не было. Свободного времени тоже. Поэтому и организованного досуга как такового у них не было. В свободное от работы время крестьяне чаще всего занимались домашними делами или ходили в церковь. В зимние праздники и на Масленицу катались на санях с гор. В Рождество колядовали. Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы в праздники, занятия рыбалкой, охотой , прогулки на природе. Еда была однообразной и довольно скудной - похлебка, щи и мучные изделия, овощи , садовые культуры и ягоды, дары леса).По праздникам- рыба, мясо. Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей. Изменения в одежде крестьян практически не коснулись: они ,по-прежнему, носили традиционную одежду из холстины и других дешевых материалов. Рубаха, сарафан, телогрея, шуба – гардероб женщин из народа оставался таким же, как и несколько веков назад. Европейские моды пришли в деревню только в конце XVIII века.

Известия о небывалых новшествах – «немецком» платье, отмене патриаршества, новых праздниках с участием женщин – доходили в деревню с большим опозданием и воспринимались жителями села с осуждением.

Учебник стр.71, пункт 2.

ГРУППА №3 – ГОРОЖАНЕ

Городское население в эпоху Петра I было очень невелико: около 3 % населения страны. Единственным крупным городом была Москва, которая до царствования Петра являлась столицей. Хотя по уровню развития городов и промышленности Россия сильно уступала Западной Европе, но в течение XVII в. происходил их постепенный рост.

Дома, построенные много лет тому назад, — очень низкие и деревянные. Все комнаты — на одном этаже. Окна в домах держат закрытыми всю зиму, и все щели забивают так плотно, что они вообще не пропускают воздуха. Жителям не приходится много тратиться на пропитание, так как они могут насытиться куском кислого чёрного хлеба с солью, луком или чесноком. Напиток... — квас. Хотя в большом изобилии рыба ...корюшка..., карась. Хороши судаки и икра... В изобилии превосходное мясо… Способ приготовления пищи — варка или выпечка. Впервые стали использовать плиты и сковороды. Трапезы стали совместными: в них принимают участие и мужчины, и женщины. У каждого теперь появляется свой столовый прибор. Петербуржцы большие любители мясного бульона, который приготавливают из постного мяса, заправляют его крупой..., большим количеством трав и луком. Русские часто варят суп из рыбы.


Горожане ходят в церковь вечером, как и днём. В домах... есть многочисленные живописные и резные изображения, перед которыми горят восковые свечи.


Специальные люди разбивают лед в тех местах на реке, где не проходит дорога. И каждая семья платит немного этим людям за поддержание незамерзающей проруби. Туда носят полоскать белье; вытащенное из воды, оно так замерзает, что его, для того чтобы развесить, приходится оттаивать в теплой комнате.


Замужние женщины укладывают волосы под головной убор..., считается неприличным показывать их. Незамужние стягивают волосы на затылке лентой; носят жакет без рукавов. Юбки сшиты обычно из очень яркой ткани. Головные уборы даже у бедных людей спереди жёсткие благодаря картону и возвышаются надо лбом...; сверху накладывают бисер, золотые или серебряные галуны... Зимой русские одеваются в подбитыё мехом жакеты, достигающие до бёдер. Передвигаться горожане стали на экипаже с извозчиком. В праздники устраивали фейерверки. Смотрели представления кукольников.


Горожане (особенно в столицах) могли “принимать участие” в праздниках знати, наблюдая за ними со стороны. В дни коронационных торжеств или вступления на престол нового царя они могли получать от его щедрот вино и пироги. Все могли наблюдать за устраивавшимися по этому случаю фейерверками и иллюминациями.

.

ГРУППА №4 - ЭКСПЕРТЫ.

Документ 1. В XVIII веке знать познакомилась с лучшими образцами европейской кухни. Следование западной моде в питании привело к тому, что употреблять традиционную русскую кухню знать старалась лишь дома, без лишних посторонних глаз. С официальных приёмов исчезли щи, похлёбки, вместо них теперь подавали супы, бульоны. Вместо любимых русских пирожков теперь подавались пироги из слоеного текста. На обед могли подавать десять видов различных супов, куриные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. К мясным блюдам – красное, а к рыбным – белое вино. Горячие мясные блюда – ростбифы и антрекоты. Салаты, фаршированные козлята и поросята под соусами, копченые языки, угри, раки и креветки, потроха по-королевски, устрицы. Чай и кофе, конфеты и торты, экзотические фрукты. Застолья обычно длились по 4-5 часов. Пока собирались гости, пришедшим предлагалась водка с легкой закуской — икрой, сырами, соленой рыбой. После же приглашения в обеденный зал начиналась основная часть. За обедом могли быть поданы 80—100 блюд.

Документ 2. Ассамблеи происходили с четырех часов пополудни до десяти часов вечера. Возбранялись азартные игры; специальный указ 28 июня 1718 года воспрещал карты и кости под страхом кнута: Отдельная комната предназначалась для игроков в шахматы, она же должна была служить курительной комнатой, но в действительности курили повсюду, чему сам Петр подавал пример; кожаные кисеты, наполненные табаком, лежали на всех столах; голландские купцы с трубкой в зубах разгуливали среди щеголей, одетых по последней парижской моде. Танцы занимали первое место среди развлечений на ассамблеях, и так как подданные Петра не умели танцевать, то он сам принялся за обучение их этому искусству. Помимо этого полное равенство: каждый гость имел право пригласить танцевать саму государыню. 

Документ 3. В 1704 году он обрушился на ужасную черту нравов: постоянно практиковавшееся уничтожение детей уродливых и внебрачных. Он обратил внимание на судьбу несчастных подкидышей и в 1715 г. принял решительные меры для разрешения этой печальной задачи, приказав учредить «госпитали для зазорных младенцев» во всех больших городах империи. 

Документ 4. Из Указа Петра I «О достоинстве гостевом на ассамблеях и корпоративных пьянках»

Перед появлением в многолюдье гостю надлежит быть:

a) мыту старательно воды не жалеючи, без пропускания иных мест. Опосля цветошной водой обрызгану, дабы дамы морды не воротили от вони конской и пороховой;
б) бриту с тщанием, дабы нежностям дамским щетиною мерзкою урону не нанести;
в) голодному наполовину и пьяному самую малость. До тово, зелье пить не сивушное и яства жрать без чесночново, луковово и другова каково гадково выдоха…

Яства употреблять умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствий танцам не чинить. Зелье же пить вволю, доколе ноги держут. Кады откажут — пить сидя. Основные силы береги на конец, ибо, приняв на посошок, можешь не сдюжить и до палат не добраться…

Ежели в питье меры не знаешь, то надзор вверь супруге своей, али какую имеешь, —оный страж поболе государственных бдение имеет…

Без пения нету веселия на Руси. В раж входя, соседа слушай — оря в одиночку, уподобляешься ослице валаамовой. Напротив, музыкальностью и сладкоголосием снискаешь многие почести гостей и дамскую благодать. Помни: сердце дамское на музыку и пение податливо и во время оных умягчается. Не упущай моменту для штурма!

Задумав табачищем побаловаться, выдь на двор, а вонью гадкою дух в зале не порти…

Документ 5. Наконец с началом 1700 года сделан был новый важный шаг к совершенному соединению ее с Европой. Надобно сказать вам, что предки наши до того времени праздновали начало года не 1 января, как делают все христиане, а 1 сентября. Разумеется, что эти четыре месяца разницы причиняли часто большие беспорядки в сношениях русских с европейцами, и вот Петр 19 декабря 1699 года объявил народу, что 1 января начнется новый год. Всем приказано было присутствовать в этот день на богослужении в церквах и по выходе обмениваться общепринятыми поздравлениями и пожеланиями. Реформа вызывала сильное неудовольствие: «Разве Бог мог сотворить мир зимою?..» Но Петр не обращал на это никакого внимания…

Документ 6. Заботясь, чтобы самые увеселения московские походили на европейские, Петр выписал из Германии актеров, которые играли уже не только в придворном, но и в публичном театре. Нередко приезжал туда и сам царь и, всеми силами стараясь возбуждать в народе своем охоту к новой забаве, был всегда весел и ласков ко всем в театре.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.