Методическая разработка урока чтения во 2 классе: русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

11
0
Материал опубликован 13 May 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Предмет: Литературное чтение

УМК: « Гармония»

Тема: Лисичка со скалочкой (русская народная сказка)

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой»

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Предметные умения:

- формирование способа анализа сказки (событие, персонаж, автор, язык);

- формирование способов интерпретации сказки (выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование);

- развитие речевого «чутья» (особенности повествования, определение настроений персонажей);

Метапредметные умения:

Регулятивные:

- формирование умения корректировать ошибки, неточности;

- формирование контрольно-оценочных действий;

Познавательные:

- формирование способов поиска новой информации;

- формирование умения пояснять незнакомые по смыслу слова;

Коммуникативные:

- формирование умений отвечать на вопросы по тексту сказки;

Личностные умения:

- проявлять желание читать произведения устного народного творчества;

- проявлять эмоциональное отношение к герою произведения;

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Оборудование:

Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс, ч.3, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2012г

Мультимедийная презентация /data/edu/files/w1463118850.pptx (Лисичка со скалочкой)

Приёмы работы: «удивляй», технология критического мышления, обращение к личному опыту.

 

Ход урока.

Организационный момент.

Улыбнемся, детвора!
Заниматься нам пора.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

- У каждого из вас лежит маршрутный лист, на котором отражены все этапы урока. На уроке мы будем оценивать себя сигнальными карточками (зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – надо подтянуться).

Актуализация знаний.

- А сейчас в маршрутном листе вам нужно соединить название животного и его сказочное прозвище. Если вы справитесь с заданием, то узнаете, кому из животных не хватило прозвища. Этот персонаж станет главным героем сегодняшнего урока.
(Работа с таблицей)

- Назовите, как вы соединили название животного и его сказочное прозвище.

- Какое животное осталось без прозвища? (Лиса)

- Проверьте правильность выполнения работы по таблице.

- Оцените свою работу.

(Показ таблицы на доске.)

- Героиней нового произведения на уроке будет Лиса. Вспомните, как Лису называют в литературных произведениях. (Лисичка-сестричка; плутовка; Патрикеевна)

- А кто знает, что обозначает слово ЛИСА? (слово лиса произошло от слова лисый – желтоватый, рыжий цвет)

- Какой по характеру бывает лиса в произведениях? (хитрая, лживая, изворотливая)

- В произведениях какого жанра можно встретить эту героиню? (В сказках)

- Давайте вспомним названия сказок, где героиней была лиса. («Лиса и заяц», «Лиса и медведь», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Кот, лиса и петух»)

- Почему же в сказках так часто главной героиней оказывается лиса? (Наверное, народ осуждает хитрость, обман, лесть и заставляет задуматься, что нельзя вести себя так, как лиса)

- Подумайте, могут ли в этой книге быть произведения о лисе? Как об этом можно догадаться?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Лисичка со скалочкой». Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? (Познакомиться с произведением «Лисичка со скалочкой»; научиться бегло и грамотно читать произведение; узнать, какой по характеру проявила себя лиса; выяснить, чему учит сказка.)

- Перед вами солнышко. Посмотрите на него и попытайтесь выбрать, чем бы вы хотели заняться на этом уроке?

(На доске солнышко, в центре которого размещено слово «хочу» и ряд слов)

*читать

*слушать

*играть

*отвечать на вопросы

*обсуждать

*инсценировать

*петь

*прыгать

*спать

- А теперь я заменю слово ХОЧУ на слово МОГУ.

- Что произошло с вашим выбором? Он изменился?

- На уроке постараемся работать дружно, помогая друг другу и, тогда у нас получится выполнить все виды работ, отмеченные вами.

 

Осмысление: первичное восприятие и усвоение нового материала.

- Послушайте произведение и определите его жанр. Подумайте, как можно доказать ваш выбор.

(Показ учителем презентации: иллюстраций к сказке и чтение текста)

- В маршрутных листах отметьте жанр произведения.

-Докажите ваш выбор жанра произведения. (Троекратное повторение; лиса разговаривает как человек и общается с людьми на равных; добро побеждает зло; используется приём повтора песни)

- Проверьте правильность выполнения работы по таблице.

(Показ таблицы на доске.)

- Оцените правильность выполнения работы.

- Откройте учебник страница 93, назовите автора произведения.

- Как вы понимаете: «русская народная сказка»?

- О ком рассказала нам сказка?

- С чего начался обмен у лисички? (Со скалочки)

- Как встретили хозяева лисичку со скалочкой? (Неприветливо)

- Почему же лисичку пустили переночевать? (Просила скромно, ласково, хитрым голоском - убедила хозяев в том, что не потеснит их.)

- Что лиса говорила людям, чтобы ей поверили?

- С какой интонацией голоса нужно читать, произносить эти слова? Выберите в таблице слова и назовите. (Таблица со слова на доске: радостно, любезно, решительно, вежливо, требовательно, ласково, скромно, удивлённо.)

- Произнесём эти слова так, как должна произнести лиса, чтобы ей поверили. (Выразительное чтение слов учащимися)

- Как лиса обманывала людей? (Ночью сжигала скалку, съедала курочку, гусочку и взамен просила что – то другое)

- Что говорила лиса, когда просила что-то взамен?

- С какой интонацией голоса она это произносила? Выберите в таблице слова и назовите. (Таблица со слова на доске: радостно, любезно, решительно, вежливо, требовательно, ласково, скромно, удивлённо.)

- Произнесём эти слова так, как должна произнести лиса. (Выразительное чтение слов учащимися)

- В тексте вам встретились мало употребляемые слова в нашей речи. Каким способом можно узнать значение этих слов?

- В маршрутных листах прочитайте слова в первой колонке, найдите значение этих слов во второй колонке и соедините.

СКАЛКА

Стеснить, заставить теснее встать, сесть, расположиться

ПОТЕСНИТЬ

Длинный деревянный валик для раскатывания, катания чего-нибудь (например, тесто раскатывать)

ЮРКНУЛА

Приводить в беспорядок, колебать, дёргать, тормошить.

ТРЕПАТЬ

Юрким движением скрыться куда-нибудь, скользнуть

(проверка выполнения работы учащимися)

- Назовите, как соединили слово со значением.

- Проверьте правильность выполнения работы по таблице и оцените себя.

(Показ таблицы на доске.)

 

Физминутка для глаз: упражнение для глаз «Тренажёр»

 

Вторичное закрепление учебного материала

- Какие виды работ на уроке уже выполнили? (Слушали, отвечали на вопросы, учились выразительно читать слова лисички.)

- Переходим к следующему виду работы: чтение. Прочитайте сказку «в парах» по предложению и проверьте, какого события нет среди перечисленных пунктов плана. Допишите этот пункт плана.

Лисичка с курочкой.

Лисичка с гусочкой.

Лисичка с девочкой.

Лисичка и собачка.

- Какого события нет среди перечисленных пунктов плана?

- Что узнали в этой части текста?

- Как озаглавили эту часть?

- Проверьте правильность выполнения задания по таблице.

(Показ таблицы на доске.)

- Оцените правильность выполнения работы.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Мозаика»: каждая группа (класс поделить на 5 групп) получает пакет с карточками. На карточках находится текст одной из частей сказки. Ваша задача: прочитать текст каждой карточки и соединить в нужной последовательности; проверить правильность выполнения работы по учебнику; подготовить группой выразительное чтение данной части сказки.

- Назовите заголовок части сказки.

- Вспомните критерии оценивания выразительного чтения.

(проверка выполнения детьми работ)

- Оцените правильность выполнения работы.

- Как заканчивается первая часть сказки? (Лисичка идёт по дороге во вторую деревню и поёт песенку.)

- Прочитайте слова песенки так, как должна петь их лисичка.

- Как заканчивается вторая часть сказки? (Лисичка идёт по дороге в третью деревню и поёт песенку.)

- Прочитайте слова песенки так, как должна петь их лисичка.

- Для чего в сказке используют приём повторения? (Хотели показать, как удачно лиса обманула людей и довольная собой она направлялась в следующую деревню.)

- Закройте глаза, представьте, как выглядит лисичка в сказке.

- Опишите лисичку, как вы её представляете. (В красивом рыжем меховом наряде, хитрые глазки блестят от удачного обмана, довольная собой)

- Этот образ довольной лисички сохраняется в сказке от начала и до конца сказки? Докажите свой выбор.

 

Физминутка

Ой, ты, лисонька-лиса,

Пройдись по лесу, краса,

Ты зверушкам улыбнись,

Низко в пояс поклонись.

С зайцами попрыгай вместе,

С волком покружись на месте,

С белкой спрячь ты урожай,

Никого не обижай!

- Как перехитрили лису? Прочитайте в тексте предложения, где об этом говорится.

- Как была наказана лиса?

- Давайте составим характеристику главной героини. В маршрутных листах отметьте слова, характеризующие поведение лисы в сказке.

Характеристика Лисы

Хитрая

Умная

Храбрая

Добрая

Злая

Выносливая

Трудолюбивая

Лживая

Расчётливая

- Назовите слова, которые вы отметили. Докажите свой выбор.

- Проверьте правильность выполнения работы и оцените себя.

(Показ таблицы на доске.)

- Ребята, кому из вас понравилась сказка, поднимите руку.

- Что понравилось в сказке?

- Что не понравилось в сказке?

- Чему учит нас сказка? (Обманывать нехорошо; на чужом горе своё счастье не построишь.)

- В маршрутном листе прочитайте пословицы. Выберите и подчеркните пословицу, которая не подходит к теме сказки «Лисичка со скалочкой». Докажите свой выбор.

Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.

Дружба - великая сила.

На обмане далеко не уедешь.

- Назовите пословицу, которая не подходит к теме сказки «Лисичка со скалочкой». Докажите свой выбор.

- Подумайте, к кому из героев подходит эта пословица. Почему?

- Проверьте правильность выполнения работы.

(Показ таблицы на доске.)

- Оцените правильность выполнения работы.

- На нашем «солнышке» остался ещё один лепесток: инсценирование. Обсудите с товарищем по парте как нужно подготовиться к инсценировке эпизода сказки?

Определить количество героев в тексте (части текста)

Распределить роли;

Обозначить границы реплик героев, автора;

Отработка выразительности чтения реплик героев;

(распределение по группам заданий для инсценировки: 1 группа - «Лисичка со скалочкой», 2 группа – «Лисичка с курочкой», 3 группа – «Лисичка с гусочкой».)

- Оценивать работу будем по критериям:

Умение передать образ героя;

Техника речи: внятность, выразительность

- На подготовку к инсценировке вам предоставлено 4 минут.

(Проверка выполнения работы учащимися)

 

Рефлексия

- Сегодня на уроке вы все молодцы: рассуждали, слушали, играли. Какие задачи поставили в начале урока?

- Удалось ли нам выполнить их?

- Оцените свою работу на уроке:

Старался, у меня всё получилось.

Старался, но были ошибки.

У меня не получилось, но я буду стараться.

 

Домашнее задание

- Каждому из вас хочу предложить буклет с домашним заданием: выберете понравившиеся задания и выполните к следующему уроку.

Найди и прочитай русские народные сказки

Найди и запиши пословицы,

которые подходят к теме сказки:

Нарисуй главную героиню сказки:

Спасибо дети за урок

Сегодня каждый мне помог.

Предварительный просмотр презентации

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Задание 1   Соедини название животного и его сказочное прозвище: Лиса Косолапый Медведь   Заяц Квакушка Петух Трусишка, косой Лягушка Золотой гребешок

Задание 1   Соедини название животного и его сказочное прозвище: Лиса Косолапый Медведь   Заяц Квакушка Петух Трусишка, косой Лягушка Золотой гребешок

Задание 2   Определить жанр произведения и подчеркнуть слово -название жанра.   Басня Рассказ Сказка  

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла её и пошла дальше.  

Пришла в деревню и стучится в избу: Стук-стук- стук! Кто там? Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

- У нас и без тебя тесно! - Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Её пустили. Вот легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Рано поутру лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом спрашивает: - Где же моя скалочка? Давайте за неё курочку!  

Мужик – делать нечего! – отдал ей за неё курочку. Взяла лисичка курочку, идёт да поёт: Шла лисичка по дорожке, Нашла скалочку, За скалочку взяла курочку!

Пришла она в другую деревню: Стук-стук- стук! Кто там? Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать! - У нас и без тебя тесно! - Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. Её пустили.

Рано утром лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съела, а после и говорит: - Где же моя курочка? Давайте мне за неё гусочку!

Ничего не поделаешь, пришлось хозяину отдать за курочку гусочку. Взяла лисичка курочку, идёт да поёт: Шла лисичка по дорожке, Нашла скалочку, За скалочку взяла курочку! За курочку взяла гусочку!

Пришла она под вечер в третью деревню: Стук-стук- стук! Кто там? Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

- Да у нас и без тебя тесно! - А я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку. Её пустили.

Вот она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку.

Утром чуть свет лисичка вскочила, схватила гусочку, съела да и говорит: А где же моя гусочка? Дайте мне за неё девочку! А мужику девочку жалко отдавать. Посадил он в мешок большую собаку и отдал лисе: - Бери, лиса, девочку.

Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит: - Девочка, пой песни!

А собака в мешке как зарычит! Лиса испугалась, бросила мешок – да бежать…

Тут собака выскочила из мешка – да за ней!

Лиса от собаки бежала-бежала да под пенёк в нору юркнула. Сидит там и говорит: Ушки мои, ушки, что вы делали? Мы всё слушали. А вы, ножки, что делали? Мы всё бежали. А вы, глазки? Мы всё глядели. А ты, хвост? А я всё тебе мешал бежать.

- А, ты всё мешал! Ну постой же, я тебе задам! – И высунула хвост из норы. – Ешь его, собака!

Тут собака ухватилась за лисий хвост, вытащила лисицу из норы и давай её трепать.

Задание 2   Определить жанр произведения и подчеркнуть слово -название жанра.   Басня Рассказ Сказка  

Радостно Неприветливо Недоброжелательно Радушно Вежливо Хмуро Ласково Скромно

Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Радостно Любезно Решительно Вежливо Требовательно Ласково Скромно Удивлённо

- Где же моя скалочка? Давайте за неё курочку!

Задание 3   Прочитай слова в первой колонке, найди и соедини со значением этих слов во второй колонке. СКАЛКА Стеснить, заставить теснее встать, сесть, расположиться ПОТЕСНИТЬ Длинный деревянный валик для раскатывания, катания чего-нибудь (например, тесто раскатывать) ЮРКНУЛА Приводить в беспорядок, колебать, дёргать, тормошить. ТРЕПАТЬ Юрким движением скрыться куда-нибудь, скользнуть

Задание 2   Прочитай слова в первой колонке, найди и соедини со значением этих слов во второй колонке. СКАЛКА Стеснить, заставить теснее встать, сесть, расположиться ПОТЕСНИТЬ Длинный деревянный валик для раскатывания, катания чего-нибудь (например, тесто раскатывать) ЮРКНУЛА Приводить в беспорядок, колебать, дёргать, тормошить. ТРЕПАТЬ Юрким движением скрыться куда-нибудь, скользнуть

Задание 4   Прочитать текст сказки «в парах» и проверить, какого события нет среди перечисленных пунктов плана. Дописать этот пункт.  Лисичка со скалочкой. Лисичка с курочкой. Лисичка с гусочкой. Лисичка с девочкой. Лисичка и собачка.  

Ой, ты, лисонька-лиса, Пройдись по лесу, краса, Ты зверушкам улыбнись, Низко в пояс поклонись. С зайцами попрыгай вместе, С волком покружись на месте, С белкой спрячь ты урожай, Никого не обижай!

Задание 5 Отметить слова, характеризующие поведение лисы в сказке, знаком « + » Характеристика Лисы Хитрая Умная Храбрая Добрая Злая Выносливая Трудолюбивая Лживая Расчётливая

Характеристика Лисы Хитрая + Умная Храбрая Добрая Злая + Выносливая Трудолюбивая Лживая + Расчётливая + Задание 5 Отметьте слова, характеризующие поведение лисы в сказке, знаком « + »

Задание 6 Прочитайте пословицы. Выберите и подчеркните пословицу, которая не подходит к теме сказки «Лисичка со скалочкой». Докажите свой выбор. Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить. Дружба - великая сила. На обмане далеко не уедешь.

План работы «Подготовка инсценирования эпизода произведения в группе» Определить количество героев в тексте. Распределить роли. Обозначить границы реплик героев, автора. Отработать выразительное чтение реплик героев.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.