Методическая разработка урока чтения во 2 классе: русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
Пояснительная записка к презентации
Предмет: Литературное чтение
УМК: « Гармония»
Тема: Лисичка со скалочкой (русская народная сказка)
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой»
Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
Предметные умения:
- формирование способа анализа сказки (событие, персонаж, автор, язык);
- формирование способов интерпретации сказки (выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование);
- развитие речевого «чутья» (особенности повествования, определение настроений персонажей);
Метапредметные умения:
Регулятивные:
- формирование умения корректировать ошибки, неточности;
- формирование контрольно-оценочных действий;
Познавательные:
- формирование способов поиска новой информации;
- формирование умения пояснять незнакомые по смыслу слова;
Коммуникативные:
- формирование умений отвечать на вопросы по тексту сказки;
Личностные умения:
- проявлять желание читать произведения устного народного творчества;
- проявлять эмоциональное отношение к герою произведения;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование:
Учебник О.В. Кубасова «Литературное чтение» 2 класс, ч.3, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2012г
Мультимедийная презентация /data/edu/files/w1463118850.pptx (Лисичка со скалочкой)
Приёмы работы: «удивляй», технология критического мышления, обращение к личному опыту.
Ход урока.
Организационный момент.
Улыбнемся, детвора!
Заниматься нам пора.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
- У каждого из вас лежит маршрутный лист, на котором отражены все этапы урока. На уроке мы будем оценивать себя сигнальными карточками (зеленый – отлично, желтый – хорошо, красный – надо подтянуться).
Актуализация знаний.
- А сейчас в маршрутном листе вам нужно соединить название животного и его сказочное прозвище. Если вы справитесь с заданием, то узнаете, кому из животных не хватило прозвища. Этот персонаж станет главным героем сегодняшнего урока.
(Работа с таблицей)
- Назовите, как вы соединили название животного и его сказочное прозвище.
- Какое животное осталось без прозвища? (Лиса)
- Проверьте правильность выполнения работы по таблице.
- Оцените свою работу.
(Показ таблицы на доске.)
- Героиней нового произведения на уроке будет Лиса. Вспомните, как Лису называют в литературных произведениях. (Лисичка-сестричка; плутовка; Патрикеевна)
- А кто знает, что обозначает слово ЛИСА? (слово лиса произошло от слова лисый – желтоватый, рыжий цвет)
- Какой по характеру бывает лиса в произведениях? (хитрая, лживая, изворотливая)
- В произведениях какого жанра можно встретить эту героиню? (В сказках)
- Давайте вспомним названия сказок, где героиней была лиса. («Лиса и заяц», «Лиса и медведь», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Кот, лиса и петух»)
- Почему же в сказках так часто главной героиней оказывается лиса? (Наверное, народ осуждает хитрость, обман, лесть и заставляет задуматься, что нельзя вести себя так, как лиса)
- Подумайте, могут ли в этой книге быть произведения о лисе? Как об этом можно догадаться?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Лисичка со скалочкой». Как вы думаете, какие задачи мы поставим на сегодняшнем уроке? (Познакомиться с произведением «Лисичка со скалочкой»; научиться бегло и грамотно читать произведение; узнать, какой по характеру проявила себя лиса; выяснить, чему учит сказка.)
- Перед вами солнышко. Посмотрите на него и попытайтесь выбрать, чем бы вы хотели заняться на этом уроке?
(На доске солнышко, в центре которого размещено слово «хочу» и ряд слов)
*читать
*слушать
*играть
*отвечать на вопросы
*обсуждать
*инсценировать
*петь
*прыгать
*спать
- А теперь я заменю слово ХОЧУ на слово МОГУ.
- Что произошло с вашим выбором? Он изменился?
- На уроке постараемся работать дружно, помогая друг другу и, тогда у нас получится выполнить все виды работ, отмеченные вами.
Осмысление: первичное восприятие и усвоение нового материала.
- Послушайте произведение и определите его жанр. Подумайте, как можно доказать ваш выбор.
(Показ учителем презентации: иллюстраций к сказке и чтение текста)
- В маршрутных листах отметьте жанр произведения.
-Докажите ваш выбор жанра произведения. (Троекратное повторение; лиса разговаривает как человек и общается с людьми на равных; добро побеждает зло; используется приём повтора песни)
- Проверьте правильность выполнения работы по таблице.
(Показ таблицы на доске.)
- Оцените правильность выполнения работы.
- Откройте учебник страница 93, назовите автора произведения.
- Как вы понимаете: «русская народная сказка»?
- О ком рассказала нам сказка?
- С чего начался обмен у лисички? (Со скалочки)
- Как встретили хозяева лисичку со скалочкой? (Неприветливо)
- Почему же лисичку пустили переночевать? (Просила скромно, ласково, хитрым голоском - убедила хозяев в том, что не потеснит их.)
- Что лиса говорила людям, чтобы ей поверили?
- С какой интонацией голоса нужно читать, произносить эти слова? Выберите в таблице слова и назовите. (Таблица со слова на доске: радостно, любезно, решительно, вежливо, требовательно, ласково, скромно, удивлённо.)
- Произнесём эти слова так, как должна произнести лиса, чтобы ей поверили. (Выразительное чтение слов учащимися)
- Как лиса обманывала людей? (Ночью сжигала скалку, съедала курочку, гусочку и взамен просила что – то другое)
- Что говорила лиса, когда просила что-то взамен?
- С какой интонацией голоса она это произносила? Выберите в таблице слова и назовите. (Таблица со слова на доске: радостно, любезно, решительно, вежливо, требовательно, ласково, скромно, удивлённо.)
- Произнесём эти слова так, как должна произнести лиса. (Выразительное чтение слов учащимися)
- В тексте вам встретились мало употребляемые слова в нашей речи. Каким способом можно узнать значение этих слов?
- В маршрутных листах прочитайте слова в первой колонке, найдите значение этих слов во второй колонке и соедините.
СКАЛКА |
Стеснить, заставить теснее встать, сесть, расположиться |
ПОТЕСНИТЬ |
Длинный деревянный валик для раскатывания, катания чего-нибудь (например, тесто раскатывать) |
ЮРКНУЛА |
Приводить в беспорядок, колебать, дёргать, тормошить. |
ТРЕПАТЬ |
Юрким движением скрыться куда-нибудь, скользнуть |
(проверка выполнения работы учащимися)
- Назовите, как соединили слово со значением.
- Проверьте правильность выполнения работы по таблице и оцените себя.
(Показ таблицы на доске.)
Физминутка для глаз: упражнение для глаз «Тренажёр»
Вторичное закрепление учебного материала
- Какие виды работ на уроке уже выполнили? (Слушали, отвечали на вопросы, учились выразительно читать слова лисички.)
- Переходим к следующему виду работы: чтение. Прочитайте сказку «в парах» по предложению и проверьте, какого события нет среди перечисленных пунктов плана. Допишите этот пункт плана.
Лисичка с курочкой.
Лисичка с гусочкой.
Лисичка с девочкой.
Лисичка и собачка.
- Какого события нет среди перечисленных пунктов плана?
- Что узнали в этой части текста?
- Как озаглавили эту часть?
- Проверьте правильность выполнения задания по таблице.
(Показ таблицы на доске.)
- Оцените правильность выполнения работы.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Мозаика»: каждая группа (класс поделить на 5 групп) получает пакет с карточками. На карточках находится текст одной из частей сказки. Ваша задача: прочитать текст каждой карточки и соединить в нужной последовательности; проверить правильность выполнения работы по учебнику; подготовить группой выразительное чтение данной части сказки.
- Назовите заголовок части сказки.
- Вспомните критерии оценивания выразительного чтения.
(проверка выполнения детьми работ)
- Оцените правильность выполнения работы.
- Как заканчивается первая часть сказки? (Лисичка идёт по дороге во вторую деревню и поёт песенку.)
- Прочитайте слова песенки так, как должна петь их лисичка.
- Как заканчивается вторая часть сказки? (Лисичка идёт по дороге в третью деревню и поёт песенку.)
- Прочитайте слова песенки так, как должна петь их лисичка.
- Для чего в сказке используют приём повторения? (Хотели показать, как удачно лиса обманула людей и довольная собой она направлялась в следующую деревню.)
- Закройте глаза, представьте, как выглядит лисичка в сказке.
- Опишите лисичку, как вы её представляете. (В красивом рыжем меховом наряде, хитрые глазки блестят от удачного обмана, довольная собой)
- Этот образ довольной лисички сохраняется в сказке от начала и до конца сказки? Докажите свой выбор.
Физминутка
Ой, ты, лисонька-лиса,
Пройдись по лесу, краса,
Ты зверушкам улыбнись,
Низко в пояс поклонись.
С зайцами попрыгай вместе,
С волком покружись на месте,
С белкой спрячь ты урожай,
Никого не обижай!
- Как перехитрили лису? Прочитайте в тексте предложения, где об этом говорится.
- Как была наказана лиса?
- Давайте составим характеристику главной героини. В маршрутных листах отметьте слова, характеризующие поведение лисы в сказке.
Характеристика Лисы |
Хитрая |
Умная |
Храбрая |
Добрая |
Злая |
Выносливая |
Трудолюбивая |
Лживая |
Расчётливая |
- Назовите слова, которые вы отметили. Докажите свой выбор.
- Проверьте правильность выполнения работы и оцените себя.
(Показ таблицы на доске.)
- Ребята, кому из вас понравилась сказка, поднимите руку.
- Что понравилось в сказке?
- Что не понравилось в сказке?
- Чему учит нас сказка? (Обманывать нехорошо; на чужом горе своё счастье не построишь.)
- В маршрутном листе прочитайте пословицы. Выберите и подчеркните пословицу, которая не подходит к теме сказки «Лисичка со скалочкой». Докажите свой выбор.
Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.
Дружба - великая сила.
На обмане далеко не уедешь.
- Назовите пословицу, которая не подходит к теме сказки «Лисичка со скалочкой». Докажите свой выбор.
- Подумайте, к кому из героев подходит эта пословица. Почему?
- Проверьте правильность выполнения работы.
(Показ таблицы на доске.)
- Оцените правильность выполнения работы.
- На нашем «солнышке» остался ещё один лепесток: инсценирование. Обсудите с товарищем по парте как нужно подготовиться к инсценировке эпизода сказки?
Определить количество героев в тексте (части текста)
Распределить роли;
Обозначить границы реплик героев, автора;
Отработка выразительности чтения реплик героев;
(распределение по группам заданий для инсценировки: 1 группа - «Лисичка со скалочкой», 2 группа – «Лисичка с курочкой», 3 группа – «Лисичка с гусочкой».)
- Оценивать работу будем по критериям:
Умение передать образ героя;
Техника речи: внятность, выразительность
- На подготовку к инсценировке вам предоставлено 4 минут.
(Проверка выполнения работы учащимися)
Рефлексия
- Сегодня на уроке вы все молодцы: рассуждали, слушали, играли. Какие задачи поставили в начале урока?
- Удалось ли нам выполнить их?
- Оцените свою работу на уроке:
Старался, у меня всё получилось.
Старался, но были ошибки.
У меня не получилось, но я буду стараться.
Домашнее задание
- Каждому из вас хочу предложить буклет с домашним заданием: выберете понравившиеся задания и выполните к следующему уроку.
Найди и прочитай русские народные сказки
Найди и запиши пословицы,
которые подходят к теме сказки:
Нарисуй главную героиню сказки:
Спасибо дети за урок
Сегодня каждый мне помог.