Русская народная сказка «Петушок — золотой гребешок» (Урок чтения во 2 классе)
Пояснительная записка к презентации
План-конспект
Тема: русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок».
Тип урока: урок внеклассного чтения
Цель: знакомство с русской народной сказкой «Петушок-золотой гребешок»; развитие устойчивого интереса учащихся к книгам как источнику знаний и социального опыта.
Задачи:
Дидактическая:
- ознакомление учащихся с содержанием сказки;
- формирование читательских и речевых умений;
Коррекционная:
- коррекция артикуляции.
Развивающая:
- совершенствование навыка сознательного, правильного, интонационного чтения;
- развитие речевой деятельности, мыслительных операций.
Воспитательная:
- воспитание учебной мотивации;
- воспитание нравственных качеств: чувства товарищества, дружбы, взаимовыручки.
Ход урока
I. Приветствие. Организация класса для работы
Воспитатель: Ребята, встаньте, поздоровайтесь.
Дети: Здравствуйте.
II. Постановка цели урока
Воспитатель: - Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой. Сказка эта называется «Петушок золотой гребешок». Мы познакомимся с характерами персонажей этой сказки, подумаем над тем, чему нас учит эта сказка.
III. Изучение нового материала
1. Решение задач по ориентировке в художественной книге
Воспитатель:
- Как вы думаете, о ком эта книга расскажет, если ее прочесть? (слайд 1)
Дети: О петушке, лисе.
Что написано на обложке книги? На обложке книги написан ее автор? Почему?
Дети: Автора нет, потому что это народная сказка. Ее сочинил народ.
2. Чтение текста детьми.
3. Эмоционально-оценочная беседа
Воспитатель:
- Почему сказка называется «Петушок-золотой гребешок»?
Дети:
- Потому, что главный герой сказки – петушок
Воспитатель:
- Кто ещё является персонажем сказки?
Дети:
- Кот, дрозд, лиса.
Воспитатель:
- Почему лисе удавалось несколько раз похитить петушка?
Дети:
- Лиса была хитрая, петушок – доверчивый, непослушный.
5. Физминутка
6. Лексико–орфоэпическая работа
Воспитатель:
Значение каких слов вам показалось непонятным?
Поняли ли вы, что означает слово «домовничать»? Почитайте предложение с этим словом.
Дети:
- Работать дома.
Воспитатель:
- ДомовнИчать- находиться дома для присмотра за хозяйством во время отсутствия других.
Голоса не подавай – сиди тихо, молчи.
Понятно ли вам было слово «проведала»? ПровЕдала – узнала.
Кот дерёт – царапает.
Гусельцы – гусли, музыкальный инструмент. (слайд 2)
Лукошко – небольшая корзина.
7. Работа над осмыслением содержания.
Воспитатель:
- Сейчас будем рассматривать картинки. Прочитайте в тексте предложения к первой картинке.
Дети:
- Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют. ( слайд 3)
Воспитатель:
- Найдите в тексте предложения ко второй картинке.
Дети:
- Уходят — строго приказывают:
Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай. (слайд 4)
Воспитатель:
- Найдите к 3 картинке. (слайд 5)
Дети:
- Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:
Петушок, петушок, —
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Воспитатель:
-Получилось у лисы выманить петушка? Найдите в тексте.
Дети:
- Петушок и выставил головку в окошко. (слайд 6)
Воспитатель:
- Что произошло дальше?
Дети:
- Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
Несет меня лиса —
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы...
Кот и дрозд, спасите меня! (слайд 7)
Воспитатель:
- Удалось ли коту и дрозду спасти петушка?
Дети:
- Да. Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.
Воспитатель:
- Что случилось в другой раз? (Чтение по цепочке)
Дети:
- Лиса обманула петушка и опять его украла.
Воспитатель:
- Сразу ли петушок выглядывал после того, как лиса пропела песенку?
Дети:
- Нет. Он сидел и помалкивал.
Воспитатель:
- Верно. Но лиса была хитрая.
-Как повели себя в этой ситуации кот и дрозд? Каким способом они спасли петушка? Подберите предложения к этой картинке.
Дети:
- Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит... Прибежали к лисицыной норе. Кот взял гусельцы и давай играть:
Трень, брень, гусельцы, —
Золотые струночки...
Еще дома ли Лисафья-кума,
Во своем ли теплом гнездышке?
Лисица слушала, слушала и думает:
«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».
Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла. (слайд 8)
Воспитатель:
- Чем же закончилась сказка?
Дети:
- Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.
И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут. (слайд 9)
Воспитатель:
- Как вы думаете, кот и дрозд хорошие друзья? Почему?
Дети:
- Кот и дрозд — выручили петушка из беды, помогли смекалка, дружба, взаимовыручка, готовность защищать слабого.
Воспитатель:
- Как вы думаете, чему учит эта сказка?
Дети:
- Эта сказка учит нас быть дружными и уметь дорожить дружбой.
Воспитатель:
- Встаньте. Давайте прочитаем пословицы о дружбе. (слайд 10)
1. Без друга в жизни туго.
2. Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
3. Будешь работать вместе с друзьями, сердце станет сильным, как у льва.
4. К дому друга дорога никогда не бывает длинной.
5. Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
IV Итог
Воспитатель:
- На этом занятие окончено. Встаньте. Попрощайтесь.
Дети:
До свидания.