Русская народная сказка «Петушок — золотой гребешок» (Урок чтения во 2 классе)

5
0
Материал опубликован 2 October 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

План-конспект

Тема:  русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок».

Тип урока: урок внеклассного чтения

Цель:  знакомство с русской народной сказкой «Петушок-золотой гребешок»;  развитие устойчивого интереса учащихся к книгам как источнику знаний и социального опыта.

Задачи:

Дидактическая: 

  • ознакомление учащихся с содержанием сказки;
  • формирование читательских и речевых умений;

Коррекционная:

  • коррекция артикуляции.

Развивающая:

  • совершенствование  навыка сознательного, правильного, интонационного  чтения;
  • развитие речевой деятельности, мыслительных операций.

Воспитательная:

  • воспитание учебной мотивации;
  • воспитание нравственных качеств: чувства товарищества, дружбы,  взаимовыручки.

 

Ход урока

 

I. Приветствие.  Организация класса для работы

Воспитатель: Ребята, встаньте, поздоровайтесь.

Дети: Здравствуйте.

II. Постановка цели урока

Воспитатель: - Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой. Сказка эта называется «Петушок золотой гребешок».   Мы познакомимся с характерами персонажей  этой сказки, подумаем над тем, чему нас учит эта сказка. 

III. Изучение нового материала 

1. Решение задач по ориентировке в   художественной книге

Воспитатель:

- Как вы думаете, о ком эта книга расскажет, если ее прочесть? (слайд 1)

Дети: О петушке, лисе.

Что написано на обложке книги?  На обложке книги написан ее автор? Почему?

Дети: Автора нет, потому что это народная сказка. Ее сочинил народ.

2.  Чтение текста детьми.

3.  Эмоционально-оценочная беседа

Воспитатель:

- Почему сказка называется «Петушок-золотой гребешок»?

Дети:

- Потому, что главный герой сказки – петушок

Воспитатель:

- Кто ещё является персонажем сказки?

Дети:

- Кот, дрозд, лиса.

Воспитатель:

- Почему лисе удавалось несколько раз похитить петушка?

Дети:

- Лиса была хитрая, петушок – доверчивый, непослушный.

5.  Физминутка      

6. Лексико–орфоэпическая работа

Воспитатель:

Значение каких слов вам показалось непонятным? 

 Поняли ли вы,  что означает слово  «домовничать»? Почитайте предложение с этим словом. 

Дети:

- Работать дома.

Воспитатель:

- ДомовнИчать- находиться дома для присмотра за хозяйством во время отсутствия других.

Голоса не подавай – сиди тихо, молчи.

 Понятно ли вам было слово «проведала»?  ПровЕдала – узнала.

Кот дерёт – царапает.

Гусельцы – гусли, музыкальный инструмент. (слайд 2)

Лукошко – небольшая корзина.

7.  Работа над осмыслением содержания.

Воспитатель:

- Сейчас будем рассматривать картинки. Прочитайте в тексте предложения к первой картинке.

Дети:

- Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют. ( слайд 3)

Воспитатель:

- Найдите в тексте предложения ко второй картинке.

Дети:

- Уходят — строго приказывают:

Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай. (слайд 4)

Воспитатель:

- Найдите к 3 картинке. (слайд 5)

Дети:

- Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:

Петушок, петушок, —

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Воспитатель:

-Получилось у лисы выманить петушка? Найдите в тексте.

Дети:

- Петушок и выставил головку в окошко. (слайд 6)

Воспитатель:

- Что произошло дальше?

Дети:

- Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

Несет меня лиса —

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня! (слайд 7)

Воспитатель:

- Удалось ли коту и дрозду спасти петушка?

Дети:

- Да. Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.

Воспитатель:

- Что случилось в другой раз? (Чтение по цепочке)

Дети:

- Лиса обманула петушка и опять его украла.

Воспитатель:

- Сразу ли петушок выглядывал  после того, как лиса пропела песенку? 

Дети:

- Нет. Он сидел и помалкивал.

Воспитатель:

- Верно. Но лиса была хитрая.

-Как повели себя в этой ситуации кот и дрозд? Каким способом они спасли петушка? Подберите предложения к этой картинке. 

Дети:

- Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит... Прибежали к лисицыной норе. Кот взял гусельцы и давай играть:

Трень, брень, гусельцы, —

Золотые струночки...

Еще дома ли Лисафья-кума,

Во своем ли теплом гнездышке?

Лисица слушала, слушала и думает:

«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».

Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла. (слайд 8)

Воспитатель:

- Чем же закончилась сказка?

Дети:

- Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.

И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут. (слайд 9)

Воспитатель:

- Как вы думаете, кот и дрозд хорошие друзья? Почему?

Дети:

- Кот и дрозд — выручили петушка  из беды,  помогли смекалка, дружба, взаимовыручка, готовность за­щищать слабого.

Воспитатель:

- Как вы думаете, чему учит эта сказка?

Дети:

-  Эта сказка учит нас быть дружными и уметь дорожить дружбой.

Воспитатель:

- Встаньте. Давайте прочитаем пословицы о дружбе. (слайд 10)

1. Без друга в жизни туго.

2. Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.

3. Будешь работать вместе с друзьями, сердце станет сильным, как у льва.

4. К дому друга дорога никогда не бывает длинной.

5. Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

IV Итог

Воспитатель:

- На этом занятие окончено. Встаньте. Попрощайтесь.

Дети:

До свидания.


Презентация к сказке.
PPTX / 2.36 Мб

Предварительный просмотр презентации

Русская народная сказка «Петушок-золотой гребешок»

Гусельцы (гусли) – музыкальный инструмент.

Картинка №1

Картинка №2

Картинка №3

Картинка №4

Картинка №5

Картинка №6

Картинка №7

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.