12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Погодина Наталия Леонидовна3093
Учитель - это не профессия. Это образ жизни. Быть учителем невероятно интересно, почётно и ответственно. Являюсь учитель начальных классов высшей категории. Стаж работы 15 лет.
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для жюри конкурсов»

Методическая разработка урока русского языка (обучение грамоте по «Прописям»)


Класс: 1.

Программа: «Планета Знаний».

Тема: Письмо заглавной буквы Ш.

Цель: Создать условия для формирования умения писать заглавную букву Ш.

Задачи: - учить писать букву Ш, развивать графические навыки;

- способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера;

- развивать словарный запас учащихся;

- воспитывать аккуратность, опрятность, чувства коллективизма, самостоятельность.

Планируемые результаты

Предметные: Различают строчную и заглавную буквы; умеют находить знакомые элементы в букве Ш; различают слова, которые всегда пишутся с большой буквы; наблюдают за словами, которые имеют изменения на конце, доказывают разницу между ними; наблюдают за написанием слов со слогом жи - ши; списывают с печатного текста.

Личностные: Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование желания применять полученные знания на практике.

Метапредметные: Регулятивные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Оборудование: презентация, компьютер, прописи № 3, карточка с печатной и письменной буквой ш (заглавной и строчной), бумажный буквенный конструктор, оценочный лист «Светофор», шаблон зонтика для каждого ученика, приложение.

План урока



Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые
действия

формируемые
умения

I. Организация
начала урока

- Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Садимся на свои места.

«Поздоровайтесь глазками»

- И сейчас я предлагаю вас поприветствовать друг друга глазками. Улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу успехов тоже глазками.

- У нас с вами урок русского языка. Чему мы учимся на уроке русского языка?

- Что нам понадобится к этому уроку?

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок





- Учимся писать буквы, слова, предложения.

- Пенал, пропись.

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

II. Постановка учебной задачи

«Удивляй!»

- Сегодня на уроке будет интересно…. А о чем пойдет речь, я предлагаю вам узнать, отгадав ребус. (слайд 2)

- Какое слово зашифровано?

- Из какого она произведения пришла и кто автор этого произведения?

- Назовем это слово. С какой буквы мы бы написали слово Шапокляк?

- Почему?

- Сформулируйте тему урока.

- Чему будем учиться?

Первый этап.

Второй этап.

Третий этап.(Приложение 1)


«Зонтик»

- Шапокляк пришла к нам с зонтиком. Поставьте точку на зонтике, если вам ясна цель нашей работы на уроке.





- Шапокляк.

Крокодил Гена и его друзья.

Эдуард Успенский.


- С заглавной буквы Ш

- Это имя.

- Заглавная буква Ш (ша).


- Учиться писать заглавную букву ш.

- Писать слоги и слова, с этой буквой.

- Писать предложение с буквой Ш.

Совместно
с учителем формулируют учебную задачу.










Самоопределение к деятельности.

III. Актуализация знаний








- Для начала вспомним со старухой Шапокляк, что мы знаем об изученных буквах. Работаем в группах. Распределим группы по домикам. (Приложение 1)

«Рассыпанные буквы»


Два человека у доски работают с ЭОР «Найди пару». https://learningapps.org/display?v=p9twgwh0k16

- Проверяем.




- В каком домике живет буква ш? Почему?

- В чем особенность буквы ш?


«Зонтик»

- Поставьте точку на зонтике, если вам было легко и интересно выполнять это задание.










- В первом домике буквы…..

- Во втором домике буквы….

- В третьем домике буквы……


- Она обозначает звук согласный, глухой парный, всегда твердый.

Осуществляют распределение букв в соответствии с их характеристикой.


Соотносят буквы (подбирают пару).

IV. Знакомство с буквой Ш

- Мы с вами учились писать строчную букву Ш. Сравним строчную и заглавную букву Ш.

В чем сходство?

- В чем отличие?



- Рассмотрим заглавную букву Ш.

Из каких элементов она состоит?


- На какие буквы похожа письменная заглавная буква Ш?


- Сконструируем из элементов, которые у вас на столах, заглавную букву Ш. Работаем в паре.


- В каких случаях мы будем использовать заглавную букву Ш?




- Наклонные линии, качалочка.

- Размер. У заглавной буквы крючок есть сверху.


- Сверху крючок, качалочка, наклонная линия.

- И, М, Л.



Конструируют из бумажного конструктора в паре букву Ш.



- В именах, кличках животных, названиях городов, начало предложения.

Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из трех элементов.








- Внимание на экран, рассмотрим алгоритм написания буквы Ш. (слайд 3)

(НАЧИНАЕМ С СЕРЕДИНЫ МЕЖДУ СТРОЧКАМИ , ВЕДЕМ ВВЕРХ ВПРАВО, ЗАКРУГЛЯЕМ, НАКЛОННАЯ ЛИНИЯ ВНИЗ, ЗАКРУГЛЯЕМ ВПРАВО НА КАЧАЛОЧКУ, ПОДНИМАЕМСЯ ВВЕРХ ВПРАВО, НАКЛОННАЯ ЛИНИЯ ВНИЗ, КАЧАЛОЧКА, ПОДНИМАЕМСЯ ВВЕРХ ВПРАВО, НАКЛОННАЯ ЛИНИЯ ВНИЗ, КАЧАЛОЧКА ДО СЕРЕДИНЫ.)


- Пропишем с вами букву Ш в воздухе.

- Тетрадочка под наклоном, спинка прямая, помним о правильной посадке во время письма.

- Находим в прописях букву Ша, обводим вместе с проговариванием.

- Дописываем строчку до конца.

- Обводим самую красивую букву.

- Какие могут ошибки в написании этой буквы?

- Вернемся к нашему плану. Выполнили мы первый пункт?

«Зонтик»

- Поставьте точку на зонтике, если вам было легко и интересно писать букву Ш.

















Обводят в воздухе.


Дописывают.

Обводят.

Определяют возможные ошибки.


- Выполнили. Научились писать заглавную букву Ш.

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой.

V. Закрепление знаний и способов
деятельности.

- Чему мы учимся на следующем этапе?

- На следующей строке написаны два слова. Читаем их. (слайд 5)

- Что обозначают эти слова.

- Это одно слово или разные слова?

- Это два варианта одного имени.

- Придумайте имена на букву Ш.

- Разделим эти слова на слоги.

- Сколько слогов?

- Какой общий слог в этих словах?

- Найдите общую часть этих слов.

- Какое правило в этих словах?

- Запишем слово Шура. Обращаем внимание на соединение.

- Сравним написанное слово с образцом.

- Обведем второе слово Шурик. Обращаем внимание на соединение.


- Посмотрите на экран. (слайд 6) По первым звукам названия предметов прочитайте слово.

- Когда Шарик отвечает на вопрос кто? А когда на вопрос что?

- Каким образом мы отличаем, что речь идет о щенке, а не о предмете?

- На что указывает заглавная буква?

- Найдем в прописи эти слова.

- На какой вопрос отвечает первое слово?

- На какой вопрос второе слово?

- Составим устно предложение с первым словом Шарик.

- Составим устно предложение со вторым словом шарик.

- Сделаем вывод, в каких случаях кроме имен пишется заглавная буква?

- Пропишем слово Шарик. С какой буквы будем писать?

- Обращаем внимание на соединение букв.

- Поставим ударение.

- Обведем второе слово.

- Почему оно записано со строчной буквы?

«Зонтик»

- Поставьте точку на зонтике, если вам было легко и интересно писать слова с заглавной буквой Ш.

- Учимся писать слова с заглавной буквой Ш.

- Шура - Шурик.

- Имя.

- Одно имя.


- Шарлотта, Шарль, Шакира.


- Два.

- Шу

- Шур.

- Заглавная буква в именах.








- Шарик.






- Кто - собака, что – игрушка.


- Заглавная буква.


- На кличку.



- Кто?

- Что?







- Кличка животных.


- Заглавной.





- Название предмета.

Пишут слова с буквой Ш.


Выполняют слого-звуковой анализ слова.


Сравнивают написанное с образцом.











Различают слова одинаковые по звучанию, но разные по написанию.

Физкультминутка

- С Шапокляк и Шуриком и Шариком отдыхаем.


Выполняют движения по тексту за учителем

Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке

VI. Закрепление знаний и способов
деятельности.

- Смотрим в прописи на следующую строчку. Читаем пару слов. (слайд 8)

- В чем разница этих слов?

- Составим устно сочетание со словом шуршит.

- Составим устно сочетание со словом шуршат.

- Выберем схему для этих слов.

- Почему схема одна?

- Какое опасное место есть в слове шуршит. Что мы знаем об этом сочетаниие?

- Устно по образцу попробуем подобрать к словам пару.

СЛЫШИТ – СЛЫШАТ

ДЫШИТ – ДЫШАТ

ЛЕЖИТ – ЛЕЖАТ.

- На следующей строке читаем слово. (слайд 9)

- Разделите на слоги. Какой слог ударный?

- Назовите безударный слог?

- Какую гласную слышим?

- Какая буква написана?

- Как проверить?

-Найдем опасное сочетание.

- Через тире изменим это слова по образцу.

- Запишем это слово. Подчеркнем опасное сочетание.

- Этот пункт плана выполнили.

«Зонтик»

- Поставьте точку на зонтике, если вам было легко и интересно писать слова с сочетанием ши.

Что у нас по плану дальше?


Читают.

- Один – много.

Составляют.





Объясняют.

- Ши.

- ЖИ – ШИ с буквой и.






- Спешит

- Шит.


- Спе.

- И.

-Е.

- Спешка.



Пишут слово спешат.








- Работа с предложением.

Определяют единственное, множественное число.

Составляют словосочетания.

Сравнивают звуковые схемы слов.






Делят слово на слоги, определяют ударный слог.


- Посмотрите на следующую строчку.

- Докажите, что это предложение.



- Прочитаем первое предложение. Сколько слов?

- Обратите внимание на запятую в предложении.

- Записываем предложение на строчке снизу. Обращаем внимание на соединение букв, все слова должны быть раздельны.

- С какой буквы записываем предложение?

- Сравниваем предложение с образцом. Поставим +, если записано, как в образце.

- Составим схему к этому предложению у доски.

- Прочитаем второе предложение. Сколько слов?

- Записываем предложение на ниже.

- Сравниваем предложение с образцом. Поставим +, если у вас записано, как в образце.

- Составим схему к этому предложению у доски.

- Какой пункт плана мы сейчас выполняли?

«Зонтик»

- Поставьте точку на зонтике, если вам было легко и интересно писать предложение с заглавной буквой Ш.


- Заглавная буква, все слова раздельно написаны, точка, есть смысл.









- С заглавной.















- Учились писать предложение с заглавной буквой Ш.

Анализируют
чистоговорку, высказывают свое мнение. Списывают без ошибок предложение с печатного текста.

Составляют схему к предложению.


VII. Рефлексивно-оценочный

- Мы замечательно с вами поработали.

- Чему мы учились на уроке?

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

- Какое задание вам показалось особенно интересным?

- Какое задание было трудным?

- Возьмите в руки карандаш (красный, желтый, зеленый) и раскрасьте ручку зонтика. Красный – мне было трудно на уроке, желтый – не очень трудно, зеленый – на уроке было интересно и легко.

- Молодцы!



Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошиб-ки, затруднения, планируют пути устранения
(над чем следует поработать дома самостоятельно)





Приложение
DOC / 158.5 Кб

Презентация к уроку
PPT / 3.85 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для жюри конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.