12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Урок русского языка в 5 классе.

Лингвистический анализ текста

 Цели:

 

  •  воспитывать языковое чутье, наблюдательность, бережное отношение к языковой культуре;
  • научить школьников проведению лингвистического анализа текста;
  •   выявить особенности художественного текста и обобщить сведения об основных признаках текста.

 

 Ход урока.

I.         Организационный момент.

II.      Ребята, тема сегодняшнего урока – лингвистическая работа над текстом  Сергея Викторовича Покровского.

 

Вся привлекательность земли

 заключена в животном и растительном мире. 

И тот и другой мир изучены нами 

почти в совершенстве, 

но всегда от соприкосновения с ними

 остается ощущение загадки…

К.Г.Паустовский.

К.Г. Паустовский (1892-1968) – русский писатель, автор произведений о природе.

А вы согласны с мнением К.Г. Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас  ЗАГАДКА?

III.   Вспомним основные понятия, необходимые нам на уроках развития речи.

Проверим себя.

IV.  Знакомство с текстом.

Выразительное чтение.

 

1.     Докажем, что это текст.

Текст - это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

2.     Определи тему и основную мысль текста.

Тема – это то, о чем говорится в тексте. Тема текста часто отражается в его заглавии.

Тема. Медведица с медвежатами.

 

Основная мысль теста обычно передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Основная мысль. Медведица готова оградить детенышей от опасности.

3.     Озаглавить текст.

Медведица с медвежатами.

4.    Микротема (подтема) -  это часть одной общей темы.

5.    Выделим абзацы.

6.    Составим цитатный план.

1)    Медведи спят все зиму.

2)    Рождение медвежат.

3)    Обучение малышей.

4)    Медведица готова огородить детенышей от опасности.

Мы доказали, что перед нами текст?

V.     Определим стиль текста.

VI.  Сопоставим с другими тексами. К какому стилю их можно отнести?

VII.                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Расставьте недостающие знаки препинания.

VIII. Синтаксический разбор предложения.

Медвежата собирают сухие ягоды, роются в гнилых пнях.

Работа в группах

IX.  Подберите синонимы к слову противник. Антонимы. (1 группа)

X.     А как в тексте заменяются слова медведица, медвежата? (2 группа)

XI.  Найдите лексическое значение слов РЫХЛЫМИ и КОСМАТОЙ. (3 и 4 группы)

XII. Найдите в тексте слово с чередующимися гласными в корне. РАСТЕНИЙ. (5 группа)

XIII. Выпишите из текста слова с буквой о – е после шипящих в корне и в суффиксе. (6 группа)

Шерстку – шерсть, жучок, червячок.

XIV. Найдите в тексте однокоренные слова.

Медведи, медвежата, медведица.

Произведите их морфемный разбор. На что указывают суффиксы этих слов?

XV. Найдите  в тексте слова с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний в корне. 

В середине – среди,

от холода – прохлада,

головой – глава,

по сторонам – страна,

оградить – город.

Какие сочетания характерны для старославянизмов, а какие соответствуют русским?

XVI.  Найдите в тексте и назовите.

1 ряд – имена прилагательные;

2 ряд – глаголы;

3 ряд – имена существительные. 

XVII. Вопросы учителя.

·        Ребята, напомните мне, пожалуйста, каков стиль этого текста? Художественный.

·        Какова цель художественного текста?

Воздействие на читателя с помощью художественных образов.

·        Какие художественные образы создает С. Покровский?

Образ медведицы, образ медвежат.

·        Какие эмоционально - оценочные слова помогают автору?

Медвежата – маленькие, беззащитные.

Медведица – заботливая, любящая мать.

XVIII.  Возвращаясь к эпиграфу, повторю свой вопрос.

 Вы согласны с мнением Паустовского, что удивительный мир природы порою для нас загадочен?

Надо уметь наблюдать за животными, растениями, явлениями природы и, конечно же, бережно относится ко всему, что нас окружает.

Мы часть этого мира.

XIX.     Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру

 

XX.        Подведение итогов урока.

Опубликовано в группе «УРОКИ, КИМы, ИГРЫ, практикумы, творческие задания по ИНФОРМАТИКЕ, МАТЕМАТИКЕ и другим дисциплинам.»


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 31.10.22 в 13:27 0Ответить Пожаловаться
Хороший конспект урока! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.