Программа элективного курса по русскому языку для 9–10 классов «От нескучного анализа текста к нескучному сочинению»
Юдинцева Светлана Сергеевна
МОУ «Агаповская средняя общеобразовательная школа № 1 имени П.А.Скачкова»
элективного курса
«От нескучного анализа текста
к нескучному сочинению»
автор: Юдинцева Светлана Сергеевна
2016 год
Пояснительная записка
К 9 классу у учащихся накоплен обширный запас знаний по темам «Текст», «Стили речи», «Типы речи».
Одна из задач данного курса – привести в систему, обобщить и расширить знания учащихся, полученные ими в 5-8 классах.
Несмотря на обширный запас материала по развитию речи, учащиеся косно владеют языком, не умеют применять на практике знания, полученные ранее, отсюда вытекает следующая задача – развитие у детей чувства языка, слова.
Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей среды, является текст.
Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик.
Дети учатся делать анализ текста не ради анализа, а ради того, чтобы самим научиться писать тексты на разные темы с различной стилистической принадлежностью.
Научившись видеть достоинства и недостатки чужого текста, дети учатся создавать собственные тексты.
Цели курса:
Создание условий для формирования и развития у учащихся:
Чувства языка, слова;
Интереса к предметам «Русский язык» и «Литература»;
Творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию;
аналитических способностей, умения анализировать и систематизировать;
Умения и навыки
Учащиеся должны уметь:
Соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
Пользоваться разнообразием языковых средств в сочинениях;
Производить лингвистический анализ текста;
Строить свое высказывание в определенной жанрово – композиционной форме (описание, рассуждение, повествование) и с использованием сложных композиционных форм (например, повествование с элементами рассуждения; рассуждение с элементами описание и т.п.).
Этот курс будет интересен тем учащимся, которые захотят продолжить обучение в 10-11 классах с последующей сдачей ЕГЭ по русскому языку. Чтобы успешно выполнить задание части «С», необходимо умение анализировать текст и строить собственное высказывание по данному тексту. Практическая направленность данного курса – выход на ЕГЭ в 11 классе
Также этот курс будет интересен и учащимся, которые не собираются сдавать ЕГЭ по русскому языку, не умеют писать сочинения, но желают научиться создавать собственные высказывания в устной и письменной форме на заданную тему (например, заметка в газету, выступление в публицистическом стиле и т.д.). Кроме этого, курс необходим учащимся, желающим успешно сдать экзамен по русскому языку (изложение с элементами сочинения) за курс 9 класса.
Программа курса «От нескучного анализа текста к нескучному сочинению» рассчитана на 34 учебных часа (17 учебных недель по 2 часа в неделю)
1. На каком содержательном материале |
На материале уроков развития речи, поскольку этот курс изучается на протяжении 5-8 классов, содержит огромный объем информации по темам «Текст», «Стили речи», «Типы речи». Знакомясь с основными понятиями данных тем, ученики не имеют возможности привести в систему свои знания, а отсюда – неумение строить собственное высказывание по заданным параметрам. |
2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса. |
Подача материала предусматривается крупными блоками, что дает возможность учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между стилем речи и типом речи, речевым жанром и их взаимоотношение с текстом. Речевой опыт учащихся очень ограничен. Задача данного курса – показать многообразие способов и форм выражения смысла, развивать чувство языка, чувство слова. |
3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен. |
1.Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 5-7 класс. 2. .Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 класс. 3. .Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 9 класс. 4. Капинос. Сергеева. Соловейчик. Развитие речи. 5.Сборник текстов для проведения устного экзамена. 9 класс. Автор Пахнова Т.М. 6. Сборник текстов для проведения устного экзамена. 11 класс. Автор Пахнова Т.М. |
4. Какие виды деятельности возможны. |
По характеру познавательной деятельности возможно применение следующих методов: репродуктивного, частично – поискового, исследовательского. Смотри ниже. |
5. Какие виды работ могут выполнить учащиеся. |
Комплексный анализ текста. Самостоятельный отбор текстов, иллюстрирующих особенности использования языковых средств. Сопоставительный анализ текстов разных стилей. Сообщение на одну из тем «Словари – наши друзья и помощники», «Знакомые с детства названия» и др. Редактирование текста. 6. Написание сочинений. |
6. Ведущие методы обучения. |
Предусматривается использование активных методов обучения: лекций, семинаров, практикумов, зачетов; применение лингвистических экспериментов; самостоятельной работы учащихся по анализу текста; использование методов и приемов, направленных на формирование и развитие творческих способностей учащихся. |
7. Какова доля самостоятельности ученика. |
Учащиеся самостоятельно заполнят обобщающую таблицу по теме «Стили речи». Выполняют анализ текстов различной степени сложности. Делают сообщения по предложенным темам. Пишут сочинения, самостоятельно выбрав тему. |
8. Каковы критерии успешности (конкретные требования к оформлению). |
Смотри Приложение 1. |
9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса. |
Анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (не менее пяти раз за весь цикл обучения). |
10. Какова форма итоговой отчетности. |
Выпуск альманаха (в электронном варианте) «Сочинять – это интересно». |
Общая направленность занятий
Начать занятие следует с анкетирования учащихся, чтобы выявить мотивы, которыми руководствовались учащиеся при выборе данного курса.
Следует дать представление о том, чем будут заниматься учащиеся на протяжении всего курса, поставить задачу-минимум (научиться делать лингвистический анализ и писать сочинение) и задачу-максимум (выход на ЕГЭ в 11 классе). Это важно для формирования мотивов учения.
В начале изучения курса представляется необходимым восстановить в памяти детей и расширить основные понятия по темам «Текст. Признаки целого текста», так как иногда при написании собственных сочинений дети пропускают важные составляющие текста, не способны решить коммуникативную задачу автора, реализовать замысел сочинения.
Далее следует обобщить и систематизировать знания по темам «Стили речи», «Типы речи». Эти темы изучались рассредоточенно на уроках с 5 по 8 класс.
После уроков обобщения и систематизации по вышеуказанным темам следуют уроки-практикумы по лингвистическому анализу текстов различных стилей.
Следующим этапом данного курса будет ознакомление с композиционными формами сочинений.
Заключительный этап работы – отработка умения сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Тема програм мы |
№ заня тия |
Тема занятия |
Всего часов |
В том числе |
Речевая практика |
Формы контроля |
|||||
Лек ции |
Семи нары |
Практич. занятия |
Кругл.стол |
|||||||||
1 |
Текст |
1 2 |
Текст. Признаки целого текста. Значение заголовка, зачина и концовки в тексте |
2 |
1 1 |
Составление текстов из псевдотекста Придумывание зачинов и концовки к текстам |
||||||
2 |
Текст. Средства связи предложений в тексте |
3 |
Средства связи предложений в тексте |
1 |
1 |
Сочинение–миниатюра с использованием антонимов |
||||||
3 |
Стили речи |
4 |
Классификация книжных стилей речи. Научный стиль Официально-деловой стиль Художественный стиль речи Публицистический стиль речи |
4 5 6 7 |
1 1 1 1 |
Написание автобиографии |
||||||
4 |
Типы речи |
8 9 10 11 |
Описание, его разновидности Особенности художественного повествования Особенности строения рассуждения-доказательства Практикум «Типы речи» |
4 |
1 1 |
1 |
Сочинение-миниатюра Этюд к рассказу |
Сочинение-описание |
||||
5 |
Художествен ные средства выразительности речи |
12 13 14 |
Тропы, их виды Практикум «Художественные средства выразительности речи» Секреты смешного |
3 |
1 |
1 1 |
Сочинение по метафоре (солнце – огненный цветок) Написание юмористического рассказа |
|||||
6 |
Синтаксичес кие средства выразительности речи |
15 16 17 |
Анафора и эпифора. Антитеза. Бессоюзие и многосоюзие. Вопрос и ответ. Именительный темы. Инверсия. Композиционный стык. Одинаковые начало и конец. Параллелизм предложений. Парное соединение однородных членов. Парцеляция. Риторический вопрос. Сравнение. Умолчание. |
3 |
1 1 1 |
Сочинение-миниатюра с именительным темы Сочинение-миниатюра с риторическим вопросом. |
||||||
7 |
Фонетические средства выразительности речи |
18 |
Благозвучия и неблагозвучия. Аллитерация и ассонанс. |
1 |
1 |
Редактирование текста с неблагозвучием |
||||||
8 |
Лингвистический анализ текста |
19 20 21 22 |
Анализ текста художественного стиля Анализ текста научного стиля Анализ текста публицистического стиля Анализ текста публицистического стиля |
4 |
1 |
1 1 |
Контрольная работа «Анализ текста публицисти ческого стиля» |
|||||
9 |
Стилистичес кие ошибки в письменной речи учащихся |
23 24 |
Стилистические ошибки в текстах публицистического стиля Стилистические ошибки в текстах художественного стиля |
2 |
1 |
1 |
Редактирование текстов |
|||||
10 |
Высказывания, относящиеся к публицистическому стилю речи |
25 26 27 28 29 30 31 32 33 |
Основные речевые жанры. Схема создания жанра. Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности. Интервью как разновидность публицистических жанров. Портретный очерк. Особенности портретного очерка Композиционные и художественные возможности жанра эссе. Учимся писать эссе. Рассуждение проблемного характера. Статья в газету. Особенности сочинения-рассуждения Учимся писать сочинение-рассуждение Сочинение-рассуждение на литературную тему |
10 |
1 |
1 |
1 1 1 |
1 |
Составление вопросов для интервью Портретная зарисовка Этюд Заметка в газету Сочинение-рассуждение |
Защита рефератов Сочинение-эссе Сочинение-рассуждение |
||
11 |
Подведение итогов |
34 |
Заключительное занятие. Подведение итогов работы элективного курса «От нескучного анализа текста к нескучному сочинению». Подготовка альманаха «Сочинять – это интересно». |
1 |
Отбор материалов для альманаха |
|||||||
Итого: |
34 |
11 |
1 |
13 |
4 |
5 |
Тема 1 Текст
Вопросы на рассмотрение:
1.Признаки целого текста; тема, основная мысль, деление текста на абзацы.
2.Значение заголовка, зачина и концовки в тексте.
3.Классификация заголовков.
4.Классификация зачинов.
5.Классификация концовок.
6.Микротема. Микротекст.
7.Цепная и параллельная связь предложений в тексте.
Основные умения и навыки: определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; определять вид связи предложений в тесте; создавать устные и письменные высказывания на определенную тему.
Тема 2 Средства связи предложений в тексте
Вопросы на рассмотрение:
1.Лексические средства связи предложений в тексте:
а) лексический повтор;
б) однокоренные слова;
в) синонимы лексические;
г) синонимы текстовые;
д) описательный оборот;
е) антонимы.
2.Морфологические средства связи предложений в тексте:
а) местоимение;
б) наречие;
в) союз.
3.Роль заглавия как средства связи предложений в тексте.
4.Обращение как средство связи предложений в тексте.
Умения и навыки: анализировать текст с точки зрения использования в нем лексических и морфологических средств связи предложений; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Тема 3 Стили речи
Вопросы на рассмотрение:
1.Стили речи: разговорный и книжные; классификация книжных стилей речи ( научный, публицистический, художественный, официально-деловой ), их основные признаки.
2.Разговорный стиль, его языковые особенности.
3.Научный стиль (сфера употребления, цель высказывания, характерные языковые средства).
4.Официально-деловой стиль, его языковые особенности.
5.Художественный стиль (сфера употребления, цель высказывания, характерные языковые средства).
6.Публицистический стиль (сфера употребления, цель высказывания, характерные языковые средства); особенности построения устных и письменных публицистических высказываний.
Умения и навыки: определять стиль речи; находить в тесте языковые средства, характерные для данного стиля речи; собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его; совершенствовать написанное; повышать выразительность речи, используя в высказываниях художественного и публицистического стилей экспрессивные языковые и речевые средства.
Тема 4 Типы речи
Вопросы на рассмотрение:
1.Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
2.Особенности строения:
а) художественного повествования;
б) описания предмета, описания места, состояния природы, описания состояния человека, оценка предметов, явлений и т. д.
в) рассуждения.
3.Сочетание разных типов речи в одном тексте.
Умения и навыки: анализировать текст-повествование с точки зрения особенностей построения; анализировать текст-описание с точки зрения особенностей построения и языковых средств; анализировать текст-рассуждение с точки зрения построения и использования в нем языковых средств; создавать собственное устное и письменное высказывание по заданному типу и стилю речи.
Тема 5 Художественные средства выразительности речи
Вопросы на рассмотрение:
Тропы, их виды (метафора, олицетворение, эпитет, метонимия, гипербола, литота, ирония, каламбур, перифраз, синекдоха).
Секреты смешного. Особенности юмористического рассказа: комический заголовок, добрый авторский смех, ситуация игры, смешные герои, речевые средства комического (диалог и монолог, сравнения, гиперболизация, экспрессивные средства языка).
Способы создания комической ситуации:
а) появление неожиданных для героя рассказа участников событий;
б) неожиданный поворот событий;
в) неожиданная развязка.
Секреты сочинения по метафоре.
Умения и навыки: находить в тексте художественные средства выразительности речи; понимать и анализировать жанровые особенности юмористического рассказа; строить собственное высказывание с использованием художественных средств выразительности речи.
Тема 6 Синтаксические средства выразительности речи
Вопросы на рассмотрение:
Синтаксические средства выразительности речи, их роль в воссоздании признаков индивидуальной речи: анафора и эпифора, антитеза, бессоюзие и многосоюзие, вопрос и ответ, именительный темы, инверсия, композиционный стык, одинаковые начало и конец, параллелизм предложений, парное соединение однородных членов, парцелляция, повторение слов в середине предложения, риторический вопрос, сравнение, умолчание.
Приемы построения текста (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание).
Умения и навыки: находить в тексте синтаксические средства выразительности речи; владеть различными приемами построения текста; строить собственное высказывание с использованием синтаксических средств выразительности речи.
Тема 7 Фонетические средства выразительности речи
Вопросы на рассмотрение:
Благозвучия и неблагозвучия.
Аллитерация.
Ассонанс.
Что значит звук? Цвет и настроение звуков.
Умения и навыки: видеть в тексте благозвучные и неблагозвучные сочетания звуков; использовать в своей речи фонетические средства выразительности речи; редактировать текст с неблагозвучиями.
Тема 8 Лингвистический анализ текста
Вопросы на рассмотрение:
Анализ текста художественного стиля.
Анализ текста научного стиля.
Анализ текста публицистического стиля.
Анализ ведется по плану, который имеется в Приложении 2.
Умения и навыки: определять стиль речи, тему высказывания и основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства, характерные для изученных стилей речи.
Тема 9 Стилистические ошибки в письменной речи учащихсяВопросы на рассмотрение:
Стилистические ошибки учащихся в текстах публицистического стиля
-
Нормы публицистического стиля речи:
а) Лексика
б) Синтаксис
в) Использование образных средств
г) Способ изложения
-
Виды стилистических ошибок в текстах публицистического стиля:
а) Лексика
б) Синтаксис
в) Использование образных средств
г) Способ изложения
- Стилистические ошибки учащихся в текстах художественного стиля
1.Нормы художественного стиля речи.
а) Лексика
б) Синтаксис
в) Использование образных средств
г) Способ изложения
2.Виды стилистических ошибок:
а) Лексика
б) Синтаксис
в) Использование образных средств
г) Способ изложения
Умения и навыки: знать нормы публицистического и художественного стилей речи; распознавать стилистические ошибки; редактировать собственные тексты в соответствии с нормами.
Тема 10 Высказывания, относящиеся к публицистическому стилю речиВопросы на рассмотрение:
Основные речевые жанры публицистического стиля речи (заметка, статья, очерк, репортаж, интервью, этюд, эссе, фельетон).
Схема действий при создании высказывания в определенной жанровой форме (Замысел автора - текстовая информация - ситуация общения (где?
с кем? зачем?) - адресат (слушающий, читающий) - жанр).
Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности.
Интервью как разновидность газетных жанров. Советы начинающему журналисту перед интервью, во время интервью, после интервью
Портретный очерк. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических жанров.
Композиционные и художественные возможности жанра эссе.
Рассуждение проблемного характера. Статья в газету. Особенности сочинений-рассуждений.
Умения и навыки: создавать устные и письменные высказывания в художественном и публицистическом стиле с использованием разных типов речи; повышать выразительность речи; добиваться целесообразного выбора языковых средств.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Критерии.
Оценка «5»Самостоятельный анализ 2 текстов (полный, в соответствии с планом).
Написание 3 обязательных сочинений.
Дополнительные баллы выставляются:
-
за инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
за инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами 9конкурс, смотр, публикация и т.п.);
Самостоятельный анализ 2 текстов (в работе имеются отдельные нарушения).
Написание 3 обязательных сочинений.
Критерии оценки:
-
Те же, что и для оценки «5», но с небольшими нарушениями и неточностями.
-
-
учащиеся реализуют замысел сочинения, уместно используют языковые средства, в том числе выразительные.
учащиеся демонстрируют умение логично и связно строить высказывание; текст сочинения правильно разделен на абзацы; в тексте сочинения верно использованы языковые средства логической связи.
мысль учащегося выражена точно и понятно; фактические ошибки в работе учащихся отсутствуют.
-
Схема анализа текста.
Прочитайте текст.
Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?
Какого типа речи текст?
Определите жанр текста. Какое настроение преобладает в тексте?
Определите тему текста.
Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого-то чувства, настроения, состояния.
Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом.
Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план. Выпишите ключевые слова.
Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи.
Как соотносятся начало и конец текста?
На каком приеме/приемах построен текст?
Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
Понаблюдайте над лексикой текста:
- найдите опорные слова в каждой части текста;
- найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы;
- найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении;
- обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?);
- выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?);
- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором.
Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется
автор. Чего достигает автор их употреблением?
Какими морфологическими средствами пользуется автор?
Понаблюдайте над синтаксисом текста.
Каково ваше впечатление от текста?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Текст 1
Вся земля была покрыта водой. Бог решил из одной части воды сделать облака, а другую часть воды оставить на земле. Водная оболочка Земли называется гидросферой. Большую часть гидросферы (96,5%) составляет соленая вода Мирового океана; меньшую часть – воды суши и вода в атмосфере. При испарении вода переходит в пар. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. При охлаждении вода превращается в лед. Лед – это вода в твердом состоянии. Блистая, пробегают облака По голубому небу. Холм крутой Осенним солнцем озарен. Река бежит внизу по камням с быстротой. Жидкая вода, лед и водяной пар не разные вещества, а одно и то же вещество (вода) в разных агрегатных состояниях. Вода была прекрасна. Свет отражался в воде. Пенистые волны плескались о берег. В некоторых местах волны с рокотом разбивались о скалы и мелкими брызгами разлетались в воздухе. Теперь на земле были суша и море. На поверхности суши это – реки, озера и ледники, в коре земной – подземные воды. В атмосфере содержатся водяной пар, капельки воды и кристаллики льда. И увидел Бог, что это хорошо.
Текст 2 Руки разбудят спящую красотуНа верстаке лежит дубовая доска. Она перекошена, в трещинах. Цвет у нее как у гнилого сена. Темные сучки похожи на старческие закрытые глаза.
Но Алеша видит не только это.
Он видит, что в доске скрыт столик. Небольшой шахматный столик на острых точеных ножках. У него круглое подстолье, а крышка тонкая, легкая. Если стукнуть в нее, звенит как бубен.
Если бы Алеша делал не столик, он увидел бы в доске еще что-нибудь. В доске много разных вещей. Только скрыты под грязной корой, спят как мертвые. Но Алеша может их разбудить. Морщинистая стружка брызнет кверху. И откроется чистое дерево, будто кожа в легком загаре. А дубовый сучок взглянет на Алешу живым и веселым глазком. Как в сказке, Алешины руки разбудят спящую красоту. (По Э. Шиму.)
Текст 3
Лесной доктор...На первый взгляд, действительно, может показаться, что дятел не только лечит деревья, а даже губит их. Но ведь все это дятел делает, чтоб вредных насекомых из дерева вытащить. Продолбит дырку и достает личинок языком. А язык у дятла очень интересный. Он длинный, липкий, а по краям острые зазубринки. Насекомые прилипают и накалываются на этот язык. Не достанет он их оттуда, дерево погибнет, а вытащит – дерево будет жить. Вот, почему дятла можно назвать «лесным доктором» или «доктором дерева». (По Ю. Дмитриеву.)
Текст 4
«Несовременный» вид спорта
Я однажды побывала на соревнованиях по фехтованию.
Мне эти соревнования не понравились. Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. К тому же они как собаки на поводке – за ними тянется электрический шнур. Как только один притронется к другому рапирой, у судьи загорается лампочка. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну, кому сейчас придет в голову защищать себя при помощи шпаги!..
Текст 5
Лесная чаша
Вспомнилась мне одна сыроежка в лесу, где я постоянно грибы
собираю.
Была осень. Березки и осинки начали сыпать на молодые
елочки золотые и красные пятачки. День был теплый и даже паркий.
Продвигался я осторожно, бесшумно в частом ельнике. Приподнял одну веточку - здравствуйте!
Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу. Посередине ее две березы. Под березами - пень. Рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка. Такая огромная, каких в жизни своей я еще не видел. Она такая старая, что края ее завернулись вверх. И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, наполненная водой. В тарелке листик - маленький, сухой, желтый.
Покряхтел я, покряхтел, опустился на свои старые колени и лег на живот. В один дух выпил всю лесную чашу до дна. (По Пришвину М.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4Методическая разработка темы «Текст».
Вопросы на рассмотрение:
Признаки целого текста.
Значение заголовка, зачина и концовки в тексте.
Микротема. Микротекст.
Цепная и параллельная связь предложений в тексте.
1. Начать урок следует с анализа псевдотекста (смотри Приложение 3, текст 1).
2. Почему нельзя назвать этот отрывок текстом, ведь здесь предложения объединены одной темой?
3. Составление текстов из псевдотекста.
4. Сверка с оригиналами.
Вывод: Для того, чтобы набор слов стал текстом, необходимо наличие следующих признаков: темы, идеи, делимости – начала, основной части, концовки, связности, композиционной завершенности, стилистического единства.
Важная роль в осмыслении текста играют заголовок, зачин и концовка.
Классификация заголовков:
- тематический (например: Лес осенью)
- сообщающий (например: Вести с субботника)
- эмоционально-оценочный (например:Верный рыцарь правды)
парадоксальный (соединение логически несовместимых понятий)
(например: Рояль, баран и …крапива)
проблемный (например: Старость – не радость?)
побудительный (например: Шуметь бору в степи)
цитатный
Зачин и концовка. Их роль в тексте.
Работа с текстом. Приложение 3, текст 2.
Случаи текстовой деформации – отсутствие зачина или концовки.
Приложение 3, тексты 3, 4.
Классификация зачинов (опирается на работы Г.Я.Солганика)
Повествовательный зачин (например: В прошлое воскресенье.…За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.)
Ускоренно-повествовательный зачин с временными словами раз, как-то, однажды, один раз, иногда.
Ускоренно-повествовательный зачин с обобщением в первом предложении (например: С русским языком можно творить чудеса…)
Ускоренно-повествовательный зачин со словом это (например: Это было в декабре…)
Ускоренно-повествовательный зачин со словом есть (например: Есть прелесть и в самой поздней осени…)
Динамический зачин (автор помещает читателя как бы в середину повествования:
а) Поймал мальчик в реке десяток раков…
б) Снег. Обычный, знакомый всем, белый, пушистый, холодный снежок.
Классификация концовок.
Обобщающая, которая подводит итог частным наблюдениям или событиям, представленным в средней части – разработке темы. (например: Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.)
Оценочная концовка содержит оценку событий, фактов, перечисленных в тексте, или описанных в нем предметов
(например: а) Самоотверженный цветок!
б) Вот удивительно! Оказывается, такое необыкновенное
чудо построила самая обыкновенная…сорока!
Концовка с изменением временного плана переключает повествование из плана настоящего в план будущего или из прошлого в настоящее: (например: Надеюсь, что скоро в нашем городе прибавится парков и людям станет веселее жить.)
Концовка-призыв с побуждением к определенному действию: (например: Присоединяйтесь же к походу в защиту зеленого друга!)
Концовка в виде последнего действия, завершающего все предыдущие, о которых рассказал текст. (например: Но, как только до леса осталось шагов двадцать, заяц пустился наутек.)
Концовка с открытой перспективой повествования организует впечатление недосказанности, рассказ как бы можно продолжить, но продолжение это переносится в воображение читателя: (например: Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку: «Иван, Иван, где теперь твоя Марья?)
Проблемная концовка часто может завершать заметку в газету – жанр публицистического стиля. (например: Тогда зачем таким людям ходить в лес? Что они там будут делать? Губить природу, как и раньше?)
а) Микротема. Микротекст.
Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста.
Микротекст – часть текста, в которой раскрывается микротема.
б) Работа с текстом. (Приложение 3, текст 5. Лесная чаша.)
в) В данном тексте 3 микротемы:
Осенним днем (описание состояния природы)
Вид через лесное оконце (описание места)
Лесная чаша (описание предмета)
13.Связь предложений в тексте (на примере текста «Лесная чаша»)
а) цепная
Д1 – Н1 |
Д2 – Н2 |
Д3 – Н3 |
В текстах с цепной связью предложений мысль развивается как бы по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и т.д.
б) параллельная
1 |
|||||||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении.
14. Закончить работу следует творческим заданием типа: «Придумайте зачин и концовку к отрывку из текста».
ЛИТЕРАТУРА
Для учителяВеличко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.,1983.
Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. – М.,1980.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи : Теория и практика обучения. 5-7 кл. – М.,1991.
Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. – М.,1986
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров».М.: Просвещение, 1986.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. – М., 1997.
Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М., 1976.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.,1987.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.,1993.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.
Шаталов С.Е. Литература – вид искусства. – М., 1981.
Для учащихсяГолуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 1989.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. – М., 1998.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
Пахнова Т.М. Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс – М.:Дрофа, 2003.
Пахнова Т.М. Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс средней школы. 11 класс. – М.: Дрофа, 2003.
Энциклопедический словарь юного филолога. Сост. М.В. Панов. – М.,1984.
Статьи из журнала «Русский язык в школе»
Антонова Л.Г. Обучение старшеклассников жанровым формам речи. - № 6, 1994.
Антонова Л.Г. Опыты жанра: историческая и современная практика решения. - № 3, 2000.
Арефьева С.А. К вопросу о стилистических ошибках в письменной речи учащихся. - № 2, 2000.
Волков В.А. Учимся секретам юмористического сочинительства. - № 1, 1996.
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе. - № 2, 2001.
Константинова С.К. Изучение олицетворений. - № 3, 1994.
Котельникова С. А. Сочинения нетрадиционных жанров : интервью и репортаж. - № 5, 1995.
Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. - № 1, 1997.
Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. - № 4, 2000.
Перепелкина Н.Г. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. - № 4, 1999.
Никитина Людмила Анатолиевна
Юдинцева Светлана Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Юдинцева Светлана Сергеевна