Методическая разработка урока русского языка в 4 класс по теме: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»

3
0
Материал опубликован 22 February 2023


t1677063424aa.gif

Разработчик:

Виноградова Л.С., учитель начальных классов

МАОУ «Лицей» г. Усинска



Методическая разработка

урока русского языка в 4 класс по теме:

«Как определить спряжение глагола,

если окончание безударное»

УМК «ПЕРСПЕКТИВА»



г.Усинск

2023 г.



Аннотация

В данной методической разработке представлен проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное». Урок разработан в образовательной системе «Перспектива», в соответствии с требованиями ФГОС НОО с использованием технологии обучения в сотрудничестве в начальной школе.





















































































Введение


Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность. Умению согласовывать свои действия со сверстниками, одноклассниками дети учатся в семье, в школе, в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущем. Поэтому проблема развития коммуникативной компетентности младших школьников в настоящее время является актуальной, как для каждого конкретного человека, так и для общества.

С целью формирования коммуникативных компетенций актуальна в проектировании современного урока становится технология обучения в сотрудничестве. Главная ее идея – учиться вместе, а не просто что–то выполнять вместе, это обучение в процессе общения. Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Важно, что эта эффективность касается не только предметных успехов учеников, но и формирования коммуникативной компетенции.

Урок по теме: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное» разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе использования технологии обучение в сотрудничестве. Реализация технологии сотрудничества обеспечивается парной и групповой формой организации учебной деятельности, моделированием ситуаций реального общения с целью совместного решения учебных задач.







Основная часть



Методические рекомендации к проведению урока

Урок по теме: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное» первый в разделе «Правописание безударных личных окончаний глаголов», по типу это урок открытия нового знания. Учащиеся уже знакомы с алгоритмом определения спряжения глаголов с ударными окончаниями. На данном уроке учащиеся, с опорой на имеющиеся знания, в совместной деятельности строят алгоритм определения спряжения при безударном личном окончании глагола.

Учебная деятельность учащихся на уроке строится на основе технологии обучения в сотрудничестве. С первых минут урока учащиеся вступают в диалог, мотивирующих их на дальнейшую целенаправленную учебную деятельность. Для формирования положительной мотивации на первом этапе урока использован прием введения игрового персонажа. Это знакомый для учащихся персонаж – «ученик», его появление на уроке означает, что необходима помощь, совместное решение каких-либо учебных задач.

Реализация технологии сотрудничества обеспечивается парной и групповой формой организации учебной деятельности. Учащиеся класса хорошо знакомы с правилами работы в паре, группе, поэтому учитель только лишь напоминает о соблюдении правил совместной работы, обращая внимание учащихся на соответствующую памятку. Парная и групповая работа используется на протяжении всего урока. Работа в парах предусмотрена на этапах «Актуализации знаний и фиксации затруднения в пробном действии», «Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи». Задания, предлагаемые учащимся для работы в паре, предполагают совместное обсуждение и взаимоконтроль выполняемых учебных действий. Работа в группах организуется на этапе «Открытие знания». Учащиеся распределяются на группы в соответствии с заранее полученным символом. Состав групп определяется учителем с соблюдением условия, при котором в каждую группу входят учащиеся с разным уровнем подготовки. Задание в группах выполняется с предложенной учителем пошаговой инструкцией.

Содержанием урока предусмотрена организация деятельности по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника. В течение урока учащимся предлагается сверить написанное с образцом, провести проверку по словесной инструкции, взаимопроверку. Деятельность учащихся по самопроверке и взаимоконтроля организованы с использованием приемов обратной связи «светофор» и «оценочный лист».

В целях воспитания у обучающихся ценностного отношения к предмету на протяжении всего урока созданы условия, способствующие осознанию значимости учебного предмета «русский язык», развитию личностных УУД. В содержание учебного материала включены малые фольклорные формы русского языка, короткие стихотворения, фразеологизмы, что позволяет показать учащимся красоту и богатство русского языка. Создание на уроке проблемной ситуации, использование элементов игры способствуют активному включению учащихся в учебную деятельность, помогают создать положительную ее мотивацию, личную заинтересованность каждого в изучении учебного предмета.

1.2. Технологическая карта урока

Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»

Тип урока: открытие нового знания

Цель:овладение алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола, а также умением выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы; отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов.

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимания, взаимопомощи.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: волевая саморегуляция, прогнозирование (при анализе пробного действия), целеполагание, планирование, контроль, оценка и корректирование своих действий во время урока.

2.Познавательные: находить и выделять необходимую информацию, понимать инструкцию, выстраивать необходимый алгоритм действий, составлять устные и письменные речевые высказывания в соответствии с целью, выделять существенные признаки, работать со знаково-символическими средствами, прививать интерес к родному языку.

3.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, работая в паре, группе, осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Задачи:

- знакомство с алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола;

- упражнения в умении выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола;

развиватьорфографическую зоркость, мышление, письменную и устную речь учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- развитие рефлексии и адекватной самооценки;

воспитывать культуру общения через работу в парах, группах;

- любовь к родному языку, развитие познавательного интереса.



Учебные материалы:

Учебник «Русский язык, 4 класс» (авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 2018 г. В 2 ч. Ч.2.), мультимедийная презентация, карточки, модели алгоритмов.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметный результат

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации

Фронтальная работа с использованием игрового приема с постоянно действующим персонажем

Учитель показывает изображение ученика (презентация слайд 2)

t1677063424ab.gif

Сегодня ученик принёс вам поговорку. Прочитайте и объясните, как вы её понимаете:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

(Человек не может знать в жизни все. И это нормально. Главное, чтобы человек учился, познавал мир. Когда человек не стремится к знаниям, то он останавливается в развитии, становится невеждой. И это стыдно)

Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке никому из вас не было стыдно за безделье, чтобы ответственная серьезная работа каждого из нас и всех вместе подарила нам еще одно важное открытие удивительных тайн великого русского языка.

Читают поговорку, высказывают свое понимание прочитанного

- Развитие речи (упражнения в построении речевого высказывания)

Личностные:

- проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

2Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Цели:

-актуализация изученного способа определения спряжения глаголов;

-мотивация к пробному учебному действию;

-фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия

Работа в парах с использованием приема «Поймай ошибку»

















Самостоятельная работа















Рефлексия с использованием приема обратной связи «светофор»

- Вы обратили внимание, ребята, что наш гость о чем-то глубоко задумался?!

Он выполнял задание:

«Найди лишнее слово»

И выполнил его следующим образом:

t1677063424ac.png










Предлагаю вам поработать в паре и проверить, верно ли выполнено задание. Попробуйте поймать ошибку, если она есть.

Проверка. (Слайд 4: печь, тянуть, принести)

- Что объединяет все эти слова? (Глаголы неопр. формы).

- Почему это глаголы неопределённой формы?

- Какие грамматические признаки можно определить у оставшихся глаголов?

Запишите оставшиеся глаголы в два столбика и определите спряжение

Организует проверку по образцу

Организует рефлексию:

- покажите кому открыта дорога в изучении новых секретов глагола? (зеленый цвет)


Работают в парах. Обсуждают, выслушивают мнения друг друга, договариваются о решении задания.

















Представляют результаты совместной работы. Отвечают на вопросы













Сравнивают результаты своей работы с образцом, оценивают работу, фиксируют оценку в «листе самооценки»

- Обобщение знаний: Глагол, неопределенная форма глагола,

грамматические признаки глагола

Познавательные:

- уменвыявлять сущность, особенности объектов;

- умениена основе анализа объектов делать выводы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам

Коммуникативные:

- развитиеумения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

- развитие умениястроить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Физминутка

Игра на внимание.

Хлопаем, если услышим глаголы I спряжения; а если услышим глаголы II спряжения, то топаем.

3.Формулирование проблемы


Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявит и зафиксировать во внешней речи причину затруднения:

Фронтальная работа.

Постановка проблемной задачи.

Прием «прогнозирование»

Наш друг записывал загадку, но у него не получилось, он стал сомневаться. Почему вдруг у него возникли сомнения, а у вас получится записать эту загадку без ошибок?

Сам не ед(е/и)т, не идёт,

Не поддерж(е/и)шь – упадёт.

Если ноги пуст(е/и)шь в ход,

Он помчит тебя вперёд.

Организует прогнозирование:

- кто уверен, что может помочь и правильно записать загадку?

- почему вы не уверены?

Подходит ли известный нам алгоритм?

- Какой шаг отсутствует? (Как действовать, когда окончание безударное)

- кто догадался какой секрет глагола нам предстоит сегодня разгадать?

Отгадывают загадку. Наблюдают, анализируют, высказывают свои предположения


Коммуникативные:

- развитие умения слушать и понимать других.

- развитие умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

4.Открытие знаний

Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения

Групповая работа.

Игровой прием.

- Так чему нам предстоит научиться сегодня на уроке?

- Какая тема сегодняшнего урока?

-Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения?

- А где вершатся научные открытия?

- Предлагаю каждому из вас почувствовать себя настоящим ученым и совершить открытия в научной лаборатории.


- Организует работу в группах по заданному плану

- Организует представление результатов исследования

- Для чего были проведены эти исследования?

- Теперь на основе ваших исследований возможно ли составить алгоритм правописания глаголов с безударными окончаниями?

Организует представление результатов работы учащихся

Формулируют тему и задачи урока. Предлагают варианты плана работы.



Совместно с учителем составляют план работы из предложенных вариантов действий ( по учебнику стр.97 «Шаги к умению»)

t1677063424ad.gif











Распределятся на группы в соответствии с полученным символом. Работают в группе по плану с использованием инструкции.

Представляют результаты своего исследования, оценивают результаты исследования



Работают в группах по составлению алгоритма (упр. 156)








Представляют результаты работы группы, проводят оценку результатов работы

- овладение алгоритмом определения спряжения глагола при безударном личном окончании

Личностные:

-развитие

самостоятельности в разных видах деятельности;

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные:

- формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

-формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

-формирование умения слушать и понимать других;

-формирование умения работать в группе

Познавательные

- развитие умения проводить сравнение изученных объектов;

- развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя до­полнительные источники информации

- развитие умения строить простые рассуждения.

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

Работа в парах с взаимопроверкой

- Предлагаю вернуться к заданию, над которым задумался наш друг.

- Кто уверен, теперь может помочь и грамотно записать глаголы из загадки?

Совместное выполнение задание с комментированием способа решения (запись двух слов).

Продолжают выполнять задание в парах с проговариванием алгоритма решения вслух: один определяет спряжение глагола по алгоритму, другой контролирует выполнение этапов алгоритма. Затем меняются ролями.

- применение алгоритма определения спряжения глагола при безударном личном окончании в практической деятельности

Личностные:

-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

-формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной дея­тельности

Коммуникативные

- формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстни­ками


6.Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму

Цель:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы


Организует самостоятельную работу

Работа в тетради. Упр. 157.

Чем вы будете пользоваться при выполнении задания? (Правилом, алгоритмом)

- С какой целью вы будете работать самостоятельно?

- Кто уверен. Что справится с работой?

- К кому можно будет обратиться за помощью, если возникнет проблема?


Осуществляют прогнозирование результатов своей деятельности при помощи знаков: «плюс», «пол плюса», «минус»

Самостоятельно выполняют задание



7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности



Что узнали нового о спряжении глаголов? (Спряжение можно определить по ударному личному окончанию или по неопределённой форме глагола, если окончание безударное.)

Для чего нужно знать спряжение глагола? (Чтобы написать букву гласного в безударном личном окончании.)


Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня может похвалить себя?

За что?

- Какие фразеологизмы соответствуют вашей работе?

- пропустить мимо ушей;

- работать спустя рукава;

- работать, засучив рукава;

- отвечать без сучка и задоринки;

бить баклуши.


Анализируют свою работу на уроке, делают выводы


Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задач;

Личностные:

- оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности

Коммуникативные

- умение оформлять свои мысли в устной форме


8. Домашнее задание


(Слайд 20).

Задание по выбору:

Стр. 97, упр. 158 или упр. 159.



























Заключение

Организация урока с использованием технологии сотрудничества обеспечила условия не только для достижения предметного результата урока, но и способствовала формированию всех групп УУД, развитию личностных качеств учащихся, развитию доверительного отношения «учитель-ученик», «ученик-ученик», формированию коммуникативной культуры, формированию ценности взаимопомощи, взаимоответственности.



































Приложение 1



Сt1677063424ae.pngt1677063424af.pngt1677063424ag.pngt1677063424ah.png лайды презентации к уроку





t1677063424ai.pngt1677063424aj.pngt1677063424ak.pngt1677063424al.png







t1677063424am.pngt1677063424an.pngt1677063424ao.pngt1677063424ap.png







t1677063424aq.pngt1677063424ar.png



























Приложение 2

Задания к уроку



Задание 1

Найди лишнее слово:

1. Узнаешь, печь, пищишь.

2. Перебежит, тянуть, привезёте.

3. Украшали, принести, взошло.



Задание 2

Выбери, верное написание

Сам не ед(е/и)т, не идёт,

Не поддерж(е/и)шь – упадёт.

Если ноги пуст(е/и)шь в ход,

Он помчит тебя вперёд.

Задание для работы в группах:

Как можно определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

Проведите исследование, заполнив таблицу


Назвать

форму глаголов


подарим -подарить


рисуем -рисовать

любишь -


умеешь -

хвалите –


откроете -

делит –


сеет -

t1677063424as.gif











Упражнение 157. Составление алгоритма. Как нужно действовать, чтобы определить какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола

t1677063424at.jpg



t1677063424au.gift1677063424av.gif

















Приложение 3



Лист самооценки



Лист самооценки

Определение спряжения у глаголов с ударным личным окончанием

Исследов. работа

Составление алгоритма

Определение спряжения у глаголов с безударным личным окончанием

Работа в парах

Работа в группе

Самостоятельная работа


t1677063424aw.png





t1677063424ax.gif





t1677063424ay.gif



t1677063424az.gif

t1677063424ba.pngt1677063424ax.gif

t1677063424bb.pngt1677063424ax.gif

t1677063424ax.gif

t1677063424ax.gif

t1677063424ax.gif





























Приложение 4

Работы, выполненные учащимися на уроке

t1677063424bc.jpgt1677063424bd.jpg























Сt1677063424be.jpg оставление алгоритма. Как нужно действовать, чтобы определить какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола



























Итоги самостоятельной работы с самопроверкой по алгоритму



t1677063424bf.gift1677063424bg.gif







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации