Методическая разработка урока русского языка в 4 класс по теме: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»
Разработчик:
Виноградова Л.С., учитель начальных классов
МАОУ «Лицей» г. Усинска
Методическая разработка
урока русского языка в 4 класс по теме:
«Как определить спряжение глагола,
если окончание безударное»
УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
г.Усинск
2023 г.
Аннотация
В данной методической разработке представлен проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное». Урок разработан в образовательной системе «Перспектива», в соответствии с требованиями ФГОС НОО с использованием технологии обучения в сотрудничестве в начальной школе.
Оглавление
Введение 3
1.1. Методические рекомендации к проведению урока 4
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».
В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность. Умению согласовывать свои действия со сверстниками, одноклассниками дети учатся в семье, в школе, в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущем. Поэтому проблема развития коммуникативной компетентности младших школьников в настоящее время является актуальной, как для каждого конкретного человека, так и для общества.
С целью формирования коммуникативных компетенций актуальна в проектировании современного урока становится технология обучения в сотрудничестве. Главная ее идея – учиться вместе, а не просто что–то выполнять вместе, это обучение в процессе общения. Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Важно, что эта эффективность касается не только предметных успехов учеников, но и формирования коммуникативной компетенции.
Урок по теме: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное» разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе использования технологии обучение в сотрудничестве. Реализация технологии сотрудничества обеспечивается парной и групповой формой организации учебной деятельности, моделированием ситуаций реального общения с целью совместного решения учебных задач.
Урок по теме: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное» первый в разделе «Правописание безударных личных окончаний глаголов», по типу это урок открытия нового знания. Учащиеся уже знакомы с алгоритмом определения спряжения глаголов с ударными окончаниями. На данном уроке учащиеся, с опорой на имеющиеся знания, в совместной деятельности строят алгоритм определения спряжения при безударном личном окончании глагола.
Учебная деятельность учащихся на уроке строится на основе технологии обучения в сотрудничестве. С первых минут урока учащиеся вступают в диалог, мотивирующих их на дальнейшую целенаправленную учебную деятельность. Для формирования положительной мотивации на первом этапе урока использован прием введения игрового персонажа. Это знакомый для учащихся персонаж – «ученик», его появление на уроке означает, что необходима помощь, совместное решение каких-либо учебных задач.
Реализация технологии сотрудничества обеспечивается парной и групповой формой организации учебной деятельности. Учащиеся класса хорошо знакомы с правилами работы в паре, группе, поэтому учитель только лишь напоминает о соблюдении правил совместной работы, обращая внимание учащихся на соответствующую памятку. Парная и групповая работа используется на протяжении всего урока. Работа в парах предусмотрена на этапах «Актуализации знаний и фиксации затруднения в пробном действии», «Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи». Задания, предлагаемые учащимся для работы в паре, предполагают совместное обсуждение и взаимоконтроль выполняемых учебных действий. Работа в группах организуется на этапе «Открытие знания». Учащиеся распределяются на группы в соответствии с заранее полученным символом. Состав групп определяется учителем с соблюдением условия, при котором в каждую группу входят учащиеся с разным уровнем подготовки. Задание в группах выполняется с предложенной учителем пошаговой инструкцией.
Содержанием урока предусмотрена организация деятельности по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника. В течение урока учащимся предлагается сверить написанное с образцом, провести проверку по словесной инструкции, взаимопроверку. Деятельность учащихся по самопроверке и взаимоконтроля организованы с использованием приемов обратной связи «светофор» и «оценочный лист».
В целях воспитания у обучающихся ценностного отношения к предмету на протяжении всего урока созданы условия, способствующие осознанию значимости учебного предмета «русский язык», развитию личностных УУД. В содержание учебного материала включены малые фольклорные формы русского языка, короткие стихотворения, фразеологизмы, что позволяет показать учащимся красоту и богатство русского языка. Создание на уроке проблемной ситуации, использование элементов игры способствуют активному включению учащихся в учебную деятельность, помогают создать положительную ее мотивацию, личную заинтересованность каждого в изучении учебного предмета.
1.2. Технологическая карта урокаТема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»
Тип урока: открытие нового знания
Цель:овладение алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола, а также умением выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы; отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов.
Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимания, взаимопомощи.
Метапредметные УУД:
1.Регулятивные: волевая саморегуляция, прогнозирование (при анализе пробного действия), целеполагание, планирование, контроль, оценка и корректирование своих действий во время урока.
2.Познавательные: находить и выделять необходимую информацию, понимать инструкцию, выстраивать необходимый алгоритм действий, составлять устные и письменные речевые высказывания в соответствии с целью, выделять существенные признаки, работать со знаково-символическими средствами, прививать интерес к родному языку.
3.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, работая в паре, группе, осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Задачи:
- знакомство с алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола;
- упражнения в умении выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола;
– развиватьорфографическую зоркость, мышление, письменную и устную речь учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развитие рефлексии и адекватной самооценки;
–воспитывать культуру общения через работу в парах, группах;
- любовь к родному языку, развитие познавательного интереса.
Учебные материалы:
Учебник «Русский язык, 4 класс» (авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, 2018 г. В 2 ч. Ч.2.), мультимедийная презентация, карточки, модели алгоритмов.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые результаты | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Предметный результат | Формируемые УУД | |||
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации | Фронтальная работа с использованием игрового приема с постоянно действующим персонажем | Учитель показывает изображение ученика (презентация слайд 2) Сегодня ученик принёс вам поговорку. Прочитайте и объясните, как вы её понимаете: Не стыдно не знать, стыдно не учиться (Человек не может знать в жизни все. И это нормально. Главное, чтобы человек учился, познавал мир. Когда человек не стремится к знаниям, то он останавливается в развитии, становится невеждой. И это стыдно) Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке никому из вас не было стыдно за безделье, чтобы ответственная серьезная работа каждого из нас и всех вместе подарила нам еще одно важное открытие удивительных тайн великого русского языка. | Читают поговорку, высказывают свое понимание прочитанного | - Развитие речи (упражнения в построении речевого высказывания) | Личностные: - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | |
2Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии Цели: -актуализация изученного способа определения спряжения глаголов; -мотивация к пробному учебному действию; -фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия | Работа в парах с использованием приема «Поймай ошибку» Самостоятельная работа Рефлексия с использованием приема обратной связи «светофор» | - Вы обратили внимание, ребята, что наш гость о чем-то глубоко задумался?! Он выполнял задание: «Найди лишнее слово» И выполнил его следующим образом: Предлагаю вам поработать в паре и проверить, верно ли выполнено задание. Попробуйте поймать ошибку, если она есть. Проверка. (Слайд 4: печь, тянуть, принести) - Что объединяет все эти слова? (Глаголы неопр. формы). - Почему это глаголы неопределённой формы? - Какие грамматические признаки можно определить у оставшихся глаголов? Запишите оставшиеся глаголы в два столбика и определите спряжение Организует проверку по образцу Организует рефлексию: - покажите кому открыта дорога в изучении новых секретов глагола? (зеленый цвет) | Работают в парах. Обсуждают, выслушивают мнения друг друга, договариваются о решении задания. Представляют результаты совместной работы. Отвечают на вопросы Сравнивают результаты своей работы с образцом, оценивают работу, фиксируют оценку в «листе самооценки» | - Обобщение знаний: Глагол, неопределенная форма глагола, грамматические признаки глагола | Познавательные: - уменвыявлять сущность, особенности объектов; - умениена основе анализа объектов делать выводы; - умение обобщать и классифицировать по признакам Коммуникативные: - развитиеумения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения - развитие умениястроить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |
Физминутка | Игра на внимание. Хлопаем, если услышим глаголы I спряжения; а если услышим глаголы II спряжения, то топаем. | |||||
3.Формулирование проблемы Цель: соотнести свои действия с используемым способом определения спряжения глагола и на этой основе выявит и зафиксировать во внешней речи причину затруднения: | Фронтальная работа. Постановка проблемной задачи. Прием «прогнозирование» | Наш друг записывал загадку, но у него не получилось, он стал сомневаться. Почему вдруг у него возникли сомнения, а у вас получится записать эту загадку без ошибок? Сам не ед(е/и)т, не идёт, Не поддерж(е/и)шь – упадёт. Если ноги пуст(е/и)шь в ход, Он помчит тебя вперёд. Организует прогнозирование: - кто уверен, что может помочь и правильно записать загадку? - почему вы не уверены? Подходит ли известный нам алгоритм? - Какой шаг отсутствует? (Как действовать, когда окончание безударное) - кто догадался какой секрет глагола нам предстоит сегодня разгадать? | Отгадывают загадку. Наблюдают, анализируют, высказывают свои предположения | | Коммуникативные: - развитие умения слушать и понимать других. - развитие умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме Личностные: - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |
4.Открытие знаний Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения | Групповая работа. Игровой прием. | - Так чему нам предстоит научиться сегодня на уроке? - Какая тема сегодняшнего урока? -Кто может предложить способ выхода из создавшегося затруднения? - А где вершатся научные открытия? - Предлагаю каждому из вас почувствовать себя настоящим ученым и совершить открытия в научной лаборатории. - Организует работу в группах по заданному плану - Организует представление результатов исследования - Для чего были проведены эти исследования? - Теперь на основе ваших исследований возможно ли составить алгоритм правописания глаголов с безударными окончаниями? Организует представление результатов работы учащихся | Формулируют тему и задачи урока. Предлагают варианты плана работы. Совместно с учителем составляют план работы из предложенных вариантов действий ( по учебнику стр.97 «Шаги к умению») Распределятся на группы в соответствии с полученным символом. Работают в группе по плану с использованием инструкции. Представляют результаты своего исследования, оценивают результаты исследования Работают в группах по составлению алгоритма (упр. 156) Представляют результаты работы группы, проводят оценку результатов работы | - овладение алгоритмом определения спряжения глагола при безударном личном окончании | Личностные: -развитие самостоятельности в разных видах деятельности; - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Регулятивные: - формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; -формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); -формирование умения слушать и понимать других; -формирование умения работать в группе Познавательные - развитие умения проводить сравнение изученных объектов; - развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации - развитие умения строить простые рассуждения. -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи | Работа в парах с взаимопроверкой | - Предлагаю вернуться к заданию, над которым задумался наш друг. - Кто уверен, теперь может помочь и грамотно записать глаголы из загадки? | Совместное выполнение задание с комментированием способа решения (запись двух слов). Продолжают выполнять задание в парах с проговариванием алгоритма решения вслух: один определяет спряжение глагола по алгоритму, другой контролирует выполнение этапов алгоритма. Затем меняются ролями. | - применение алгоритма определения спряжения глагола при безударном личном окончании в практической деятельности | Личностные: -формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные - формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму Цель: -проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; -организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы | | Организует самостоятельную работу Работа в тетради. Упр. 157. − Чем вы будете пользоваться при выполнении задания? (Правилом, алгоритмом) - С какой целью вы будете работать самостоятельно? - Кто уверен. Что справится с работой? - К кому можно будет обратиться за помощью, если возникнет проблема? | Осуществляют прогнозирование результатов своей деятельности при помощи знаков: «плюс», «пол плюса», «минус» Самостоятельно выполняют задание | | | |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: -провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности | | – Что узнали нового о спряжении глаголов? (Спряжение можно определить по ударному личному окончанию или по неопределённой форме глагола, если окончание безударное.) – Для чего нужно знать спряжение глагола? (Чтобы написать букву гласного в безударном личном окончании.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня может похвалить себя? – За что? - Какие фразеологизмы соответствуют вашей работе? - пропустить мимо ушей; - работать спустя рукава; - работать, засучив рукава; - отвечать без сучка и задоринки; бить баклуши. | Анализируют свою работу на уроке, делают выводы | | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задач; Личностные: - оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности Коммуникативные - умение оформлять свои мысли в устной форме | |
8. Домашнее задание | | (Слайд 20). Задание по выбору: Стр. 97, упр. 158 или упр. 159. | | | |
Организация урока с использованием технологии сотрудничества обеспечила условия не только для достижения предметного результата урока, но и способствовала формированию всех групп УУД, развитию личностных качеств учащихся, развитию доверительного отношения «учитель-ученик», «ученик-ученик», формированию коммуникативной культуры, формированию ценности взаимопомощи, взаимоответственности.
С лайды презентации к уроку
Задания к уроку
Задание 1
Найди лишнее слово:
1. Узнаешь, печь, пищишь.
2. Перебежит, тянуть, привезёте.
3. Украшали, принести, взошло.
Задание 2
Выбери, верное написание
Сам не ед(е/и)т, не идёт,
Не поддерж(е/и)шь – упадёт.
Если ноги пуст(е/и)шь в ход,
Он помчит тебя вперёд.
Задание для работы в группах:
Как можно определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?
Проведите исследование, заполнив таблицу
| Назвать форму глаголов | |
подарим -подарить | | рисуем -рисовать |
любишь - | | умеешь - |
хвалите – | | откроете - |
делит – | | сеет - |
Упражнение 157. Составление алгоритма. Как нужно действовать, чтобы определить какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола
Лист самооценки
Лист самооценки
Определение спряжения у глаголов с ударным личным окончанием | Исследов. работа | Составление алгоритма | Определение спряжения у глаголов с безударным личным окончанием | Работа в парах | Работа в группе | Самостоятельная работа |
|
| | | | | |
Работы, выполненные учащимися на уроке
С оставление алгоритма. Как нужно действовать, чтобы определить какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола
Итоги самостоятельной работы с самопроверкой по алгоритму