12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Николаевна Кречетова63
6

Методическая разработка урока-презентации по литературе в 10 классе "Из века в век переходя…"

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Антрацитовская средняя школа №6

имени дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта

Владимира Афанасьевича Ляхова»







Методическая разработка

урока-презентации по литературе

в 10 классе

Из века в век переходя…

Значимость классических произведений русской и мировой литературы в наше время. Связь классической литературы и киноискусства.











Разработала:

О.Н. Кречетова,

учитель русского языка и литературы.

Цель урока: путем сравнительного анализа романа Фредерика Стендаля «Красное и черное» и киносериала «Два цвета страсти» режиссера Карине Фолиянц, а также пьесы Александра Островского «Бесприданница» и ее современного переложения режиссером Андресом Пуустусмаа донести до учащихся значимость классических произведений русской и мировой литературы в наше время, связи литературы и киноискусства; развивать логическое мышление, устную и письменную речь учащихся; воспитывать чувство прекрасного, любовь к литературе и киноискусству.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация к уроку, портреты Фредерика Стендаля и Александра Островского, фотолистовки с изображением современной Москвы и кинокадров из фильма «Два цвета страсти» режиссера Карине Фолиянц и современного переложения пьесы А. Островского «Бесприданница» режиссером Андресом Пуустусмаа.



Эпиграф:

Фамусов.

Решительно скажу едва

Другая сыщется столица как Москва.

…………………………………….

Дома и все на новый лад.

Чацкий.

Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни года их, ни моды, ни пожары.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»



Ход урока.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.

Учитель (слово учителя сопровождается демонстрацией слайдов мультимедийной презентации). В этом учебном году мы с вами изучили произведения великих классиков мировой литературы: Фредерика Стендаля и Александра Островского. В процессе изучения произведений «Красное и черное» и «Бесприданница» у вас сложились определенные представления о характерах героев, о власти бессердечного чистогана в России, господстве класса буржуазии в 80-е годы 19 века; вы познакомились с социально-политической жизнью Франции первой половины 19 века. (Слайд №2)

На сегодняшнем уроке речь пойдет не только о художественных произведениях 19 века, но и об их экранизации «на новый лад» в 21 веке.

Объявление и запись в тетради темы урока, эпиграфа.

Актуализация опорных знаний.

Беседа. (Слайд №3)

Какие черты характера присущи Жульену Сорелю, главному герою романа Стендаля «Красное и черное»? (Жульен Сорель – представитель поколения 20-х годов 19 века. Он обладает чертами романтичного героя: независимостью, индивидуальностью, стремлением самому строить и изменять свою судьбу.)

Какими чертами характера обладает Лариса Огудалова из драмы Островского «Бесприданница» (Лариса – девушка с «горячим сердцем»; она способна на большую любовь, честна, чистосердечна, искренно верит людям.) (Слайд №4)

Что вы можете сказать о других героях пьесы? (Кнуров, Паратов, Вожеватов, Харита Игнатьевна Огудалова – полная противоположность Ларисы. Главная цель их жизни – деньги и выгода.) (Слайд №5)

Кто такой Карандышев? (Карандышев – «маленький человек», но стремится к величию любыми путями, и жертвой его стремлений становится Лариса Огудалова.) (Слайд №6)

Презентация общественных и человеческих проблем, переходящих из века в век в классической литературе 19 века и современно кинематографии.

Театр в классе.

Учитель. Ребята, сейчас представитель современного литературного журнала «Русская классика» возьмет интервью у известного французского писателя 19 века Фредерика Стендаля, который у нас в гостях. (Слайд №7)

Ученица-журналист. Господин Стендаль, я рада встрече с вами.

Стендаль. Спасибо, я тоже очень рад.

Ученица-журналист. Это правда, что в основу романа «Красное и черное» вы положили криминальное дело – историю Антуана Берте, сына сельского кузнеца?
Стендаль. Да, но я пытался решить жизненные проблемы на уровне политики, эстетики, философии. А ситуация, когда представители низов поднимаются вверх, заинтересовала меня.

Ученица-журналист. Насколько мне известно, вначале роман был назван «Жульен», почему вы изменили название?

Стендаль. В 1830 году я приехал в Париж, где искал душевного успокоения. Я работал в библиотеке на улице кардинала Ришелье… У меня был душевный кризис, нахлынули воспоминания о якобинских клятвах, армии Наполеона, сожженной Москве, итальянских карбонариях. Передо мной лежала первая часть романа «Жульен». В это время в окне поднималась алая заря. В моем воображении слово «Жульен» окрасилось в красный цвет, а слово «Сорель» в черный. Название изменилось.

Ученица-журналист. Как вы считаете, находясь в 21 веке, является ли актуальным роман «Красное и черное», написанный вами в 19 веке.
Стендаль. Я думаю, что да, ведь его не только изучают в школах, а, как мне стало известно, он лег в основу современного киносериала «Два цвета страсти». Хотелось бы поподробнее узнать о нем.

Ученица-журналист. Я с удовольствием выполню вашу просьбу и для этого, передаю слово кинокритику.

Ученица-кинокритик 1. Проанализируем этапы жизни двух героев: Жульена Сореля из романа Стендаля «Красное и черное» и Максима Павлова из сериала «Два цвета страсти». Жульен Сорель в должности воспитателя детей господина де Реналя замечает, что нравится его жене и задумал сделать так, чтобы она влюбилась в него, используя это как продвижение вверх по карьерной лестнице. В моральном плане – это падение героя, но под влиянием своего темперамента он забывает о карьере и по-настоящему влюбляется. Конечно же, это душевный взлет по мнению автора, но падение по христианским законам.

(Слайд №8)

Максим же из сериала «Два цвета страсти», полюбил Веру, мать своих воспитанников, не преследуя корыстных целей. (Слайд №9)

Это душевный взлет киногероя. Если же придерживаться религиозной точки зрения, то любовь Максима – грех, духовное падение.

Жульен Сорель усвоил немало полезного, живя в доме господина де Реналя. (Слайд №10) Он научился лучше разбираться в людях и увидел общество таким, каким оно есть. Это ни взлет и ни падение. Герой постигает жизненный опыт. Это же мы можем сказать и о Максиме Павлове.

Безансонский семинарист Жульен считает, что среди ограниченных и недалеких семинаристов он станет первым. И он становится первым, но не «своим». У Жульена был грех гордыни, и он напрасно заставляет себя приспосабливаться. Что бы он не делал, он все равно остается мыслящим человеком. Поэтому вынужден уйти из семинарии. Это взлет души, но падение для карьеры. Максим же, по протекции своего учителя, устраивается на работу в библиотеку. Между библиотекарем и аббатом Перраром мы можем провести параллели. Он также опекает Максима, хочет помочь ему, однако, из-за гордыни героя, его увольняют из библиотеки. (Слайд №11) Это тоже падение относительно продвижения по карьерной лестнице, однако, взлет его души – он остается верен своим принципам.

В Париже, а семье де Ла-Молей, Жульен снова действует, используя женщину. Это же происходит и с Максимом, когда он оказывается в Москве. (Слайд №12) Мы можем считать падением целеустремленную осаду сердца маркизы де Ла-Моль. Любит ли он ее? Нет, он просто хочет сломать ее гордыню. Это же настигает и Максима, когда он оказался в Москве. В отношениях с дочерью олигарха Сашей Долгопятовой он таков же.

Когда Жульен узнает, что ему присвоено звание гусарского поручика, то считает, что достиг своего, произнеся: «Ее отец не может жить без нее, а она без меня». Это духовное падение. Максим тоже добивается любви Саши для того, чтобы стать студентом, получить престижное образование, хорошую работу. У него это получается. (Слайд №13) Это взлет по карьерной лестнице, но духовное падение.

В момент пика достижения желаний с Жульеном случается трагедия – его разоблачает госпожа де Реналь, горячо любящая его. Это же происходит и с Максимом: его разоблачает Вера из ревности (Слайд №14). Обозленный Жульен стреляет в госпожу де Реналь, за это он приговорен к смертельной казни. Однако он осознает содеянное им, ставит свои чувства выше всего и готов проститься с жизнью, считая это справедливым. Финал романа – душевный взлет Жульена, доставшийся ему ужасной ценой.

Каков же финал сериала «Два цвета страсти»? Максим, подобно Жульену, пытается лишить жизни любимую женщину. Однако она остается живой, попадая в автокатастрофу, подстроенную Максимом. Как и Жульен, Максим произносит признательную речь на суде, понимая, что искренне любит Веру. Это его душевный взлет (Слайд №15).

Режиссер киносериала Карине Фолиянц оставляет его в живых, дав шанс искупить свою вину, отбыв наказание. У зрителя возникает надежда на дальнейшую счастливую жизнь Веры и Максима (Слайд №16).

Учитель. А теперь я хочу поблагодарить нашего кинокритика и предоставить слово писателю Александру Островскому.

(Слайд №17)

Островский. Я задумал пьесу «Бесприданница» в ноябре 1874 года. Работал над нею более четырех лет. Я писал драматургу Ф.А. Бурлину, отсюда, из Щелыкова: «… Все мое внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу, которая задумана больше года тому назад и над которой я беспрерывно работал. Я думаю окончить ее в этом же году и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое мое оригинальное произведение» [1].

Однако вышло все не так просто. Работа над пьесой продолжалась 4 года. «В процессе работы я усваивал значимость социально-бытового фона пьесы, полнее раскрывал намерения основных претендентов в борьбе за Ларису. Стремясь глубже показать власть бессердечного чистогана, я изменил линию взаимоотношений с матерью, лишая героиню ее поддержки и сочувствия, тем самым, обостряя одиночество Ларисы. В характере Ларисы я усиливал положительные черты – искренность, чистоту чувств, глубину переживаний[2]. А впрочем, давайте послушаем Ларису.

(Слайд №18)

Лариса. Если б явился Сергей Сергеевич и был свободен, так довольно одного его взгляда… Возможно, мы никогда и не увидимся более. А теперь я выхожу замуж за Карандышева. Но что меня заставило… Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать из дому и даже из города» [3].

Островский. В первый раз «Бесприданница» была поставлена 10 ноября 1878 года в Малом театре. И с тех пор она не сходит со сцены вот уже третий век подряд. А еще, как мне сказала девушка-кинокритик, с которой я сейчас познакомился, действие моей пьесы перенесено в ваше время. Снят одноименный фильм. Хотелось бы поподробнее узнать о нем.

Ученица-кинокритик 2. Главные герои художественного фильма «Бесприданница», снятого режиссером Андресом Пуустусмаа, могут нам показаться старыми знакомыми (Слайд №19). Вначале мы можем даже подумать, что это те же герои, что и в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс».

Однако с первых же кадров нам становится ясно, что мы в 21 веке (Слайд №20). Но герои, носящие те же имена и фамилии, слегка отличаются от рязановских. Изменены некоторые имена, сегодня мы можем редко встретить имя Харита, автор заменил его на Арину (Слайд №21). И перед нами Арина Игнатьевна. Мокий Пармёныч Кнуров становится Мишей Кнуровым, конкурентом Паратова по бизнесу. (Слайд №22). Да и возраст у него не тот. Он относительно молод.

А в основном, все герои, с теми же характерами.

Сергей Паратов тоже крупный бизнесмен (Слайд №23). Он, как и герой пьесы Островского, может быть разорен, имеет большие долги, но виноват в этом сам, а не его управители (Слайд №24). Чтобы не лишиться богатого загородного дома, он срочно решает выгодно жениться. Мы знакомимся с его невестой, когда у Островского ее не видим. Она богата, и зовут ее Карина (Слайд №25). Лариса в этом сериале так же чиста и невинна, у нее тоже горячее сердце, и она так же, как и героиня Островского, переживает измену любимого человека.

Еще более предприимчив в современном мире дельцов Вася Вожеватов (Слайд №26).

Все они собираются в доме Арины Игнатьевны, но события протекают немного в другом русле.

Не Юлий, а Юрий Карандышев показан нам не таким как герой Островского. Он честный человек, и вступает в сделку с совестью (махинации в угоду начальства), только для того, чтобы получить квартиру, и им было бы где жить с Ларисой. Да и Лариса относится к нему по-другому, чем в пьесе Островского. Она ждала его из армии, испытывает к нему теплые чувства.

Но в ее жизнь вероломно врывается Сергей Паратов, он тоже из «блестящих» (Слайд №28). Перевернув все с ног на голову, заставив Ларису полюбить себя, он бросает ее из-за угрозы разорения. Но, все-таки. он по-своему любит Ларису в отличие от героя Островского: Паратов колеблется. Проявляет к ней симпатию и Вася. Здесь тоже разыгрывается трагическая сцена, но Карандышев, стреляя, убивает не Ларису, а Паратова. (Слайд №29).

Отбыв тюремное наказание, он освобождается от своего прошлого. Лариса уже не так бедна, как в начале фильма, она подъезжает, чтобы встретить Юрия на собственном современном автомобиле. Режиссер вводит в конце фильма интересную деталь: Лариса, встречая Карандышева, надевает солнцезащитные очки и такие же передает Юрию (Слайд №30).

«Мозговой штурм».

Учитель Внимание на экран! Давайте сравним два кинокадра. Демонстрируется кадр из фильма Э. Рязанова «Жестокий Романс» последней встречи Ларисы с Карандышевым («Я пойду к Кнурову, у меня уже заблестело перед глазами золото…») и кадр из фильма А. Пуустусмаа «Бесприданница» встречи Ларисы и Карандышева у ворот исправительной колонии (Слайд №31).

Почему по-вашему режиссер фильма «Бесприданница» считает, что Лариса в конце фильма имеет собственный дорогой автомобиль и надевает солнцезащитные очки, предлагая такие же Карандышеву? (Героиня живет в другую эпоху и сама в состоянии заработать деньги, обеспечивать себя, а очки для того, чтобы у них с Юрием не «заблестело перед глазами золото».)

Стратегия «Согласен – не согласен» (Слайд №32).

Ученикам предлагается сделать выбор с каким вариантом ответа на вопрос: «Нужны ли современные экранизации классических литературных произведений прошлых веков?» они согласны или не согласны.

(На мультимедийной доске размещаются варианты ответов на этот вопрос.)

«За». Нужны, потому что «дома новы, а предрассудки стары»: человеческая сущность не меняется, меняется лишь быт, социально-политические условия, фасон одежды. Поэтому киноверсии, основанные на произведениях мировой классики содержательны и поучительны.

«Против». Сюжеты из классических произведений прошлых веков, взятые за основу современных киноверсий, совсем не актуальны. Такие фильмы не могут вызвать интерес у зрителей, они отражают «век минувший».

«Иное мнение». Киноверсия сама по себе не может быть актуальной или неактуальной, все зависит от восприятия кинозрителя и его понимания содержания классической литературы, перенесенной на киноэкран «на новый лад».

Подведение итогов урока (Слайд №33).

Работа в группах.

Сочинение-пятиминутка.

Первая группа пишет сочинение на тему: «Драма А.Н. Островского «Бесприданница» и киносериал А. Пуустусмаа. В чем общность произведений, несмотря на временную разницу почти в два века»

Сочинение группы №1

Несмотря на временную разницу в обоих произведениях поднимается одна и та же тема. Речь идет о власти денег в жизни человека. Хотя, герои киносериала «Бесприданница» живут в 21 веке, почти все они, как и герои пьесы А. Островского, зависят от бессердечного чистогана. Сквозь завесу времени перешагнули в наш век Кнуров, Паратов, Карандышев, Харита Игнатьевна, правда у нее другое имя Арина, более современное. Для них, как и два века назад, главная цель в жизни – нажива, возможно, поэтому все герои киносериала, как и герои пьесы, по-своему несчастливы. Остается надеяться, что Лариса и Карандыщев, живя в 21 веке, обретут свое счастье. К такому выводу нас подводит режиссер.

Вторая группа освещает следующую тему: «Какой урок преподнесли мне киноверсии «Два цвета страсти» и «Бесприданница».

Сочинение группы №2

Можно усвоить немало полезного благодаря киноверсиям «Два цвета страсти» и «Бесприданница». Мы усвоили, что может произойти в различных ситуациях нашей жизни. Мы выносим урок, как требуется поступать, а как не стоит.

Максим Павлов, из сериала «Два цвета страсти», научил нас тому, что не следует идти к своей цели, используя окружающих людей. Ведь у всего есть своя цена и последствия.

Лариса, из «Бесприданницы», – девушка с «горячим сердцем», способная на настоящую любовь, в отличие от людей, окружающих ее. Она искренне верит людям, что приводит к печальным последствиям.

Из данного киносериала можно вынести такой урок: нужно уметь разбираться в людях, ведь многие в этой жизни ищут выгоду в окружающих.

Киноверсии «Два цвета страсти» и «Бесприданница» вдохнули новую жизнь в произведения Островского и Стендаля. Уже знакомые нам сюжеты стали более понятными и легко осмысливаемыми.

Третья группа пишет сочинение на тему: «Нужно ли современной молодежи читать классическую литературу?»

Сочинение группы №3

Конечно, современному человеку нужно читать классику, потому что проблемы, о которых писали в произведениях 19 века, актуальны сегодня. Правда, многие считают их скучными, но это не совсем так. Нужно уметь читать классику. Ведь в классических произведениях прошлого века затрагиваются очень злободневные и своевременные проблемы: взяточничество, лесть, трусость, предательство. Об этом мастерски писал Н.В. Гоголь в своем «Ревизоре». О высоких чувствах любви, преданности писали: Н.Карамзин (повесть «Бедная Лиза»), А.Пушкин (роман «Евгений Онегин»), А.Островский (пьеса «Бесприданница»). Таких примеров множество.

Литература, тем более классическая, – наш учитель, она помогает нам разобраться в современной жизни.



Высказывание в подарок (Слайд №34).

Цитата из бессмертной комедии А. Грибоедова

«Дома новы, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары»

тоже является бессмертной. Идут годы, катятся столетия, а человеческая сущность во многом остается неизменной. И в наше время мы можем встретить Митрофанушку, Чацкого, Плюшкина, Жульена Сореля, Гобсека, Паратова и других. Они среди нас, в нашей жизни, приглядитесь внимательно. Именно это сделали кинорежиссеры, о которых сегодня шла речь. Я советую вам пересмотреть эти киноверсии и взять на вооружение все поступки и проступки героев, чтобы не повторить их ошибок.

Объявление отметок за работу на уроке.

Домашнее задание. Дать истолкование в виде развернутого ответа высказываний великих людей.

В чем трагедия Жульена Сореля, героя романа Ф. Стендаля «Красное и черное» и Максима Павлова, героя киносериала Карине Фолиянц «Два цвета страсти»?

Каков он – современный Сергей Сергеевич Паратов?



Литература



[1] Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г. Беленький и др.– М.: Худож. лит., 1989 – 608 с. (Б-ка учителя) стр. 600-601. [1]

[2] Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г. Беленький и др.– М.: Худож. лит., 1989 – 608 с. (Б-ка учителя) стр. 601. [2]

[3] Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г. Беленький и др.– М.: Худож. лит., 1989 – 608 с. (Б-ка учителя) стр. 444. [3]



Интернет-ресурсы

http://any- book.ru/book/show

https://w9.zona.plus/movies/bespridannitsa-2011

https://serial-go.com/2676-dva-cveta-strasti.html

https://ilibrary.ru/text/1202/p.1/index.html

https://briefly.ru

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.