Методическая разработка в области экологии. Мастер класс.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Шопшинская средняя школа»
Номинация
Методические разработки в области экологии
Подноминация
Мастер-класс
Название
Экологическая лаборатория
Выполнила: учитель начальных классов
Сидорова Александра Александровна
с.Шопша 2024
Пояснительная записка
На сегодняшний день для личных нужд чаще всего мы покупаем мыло промышленного производства, в состав которого для его удешевления добавляется много химических веществ, которые не всегда полезны для кожи, а некоторые даже очень вредны для окружающей среды. В состав такого мыла входит очень большое количество мыльных продуктов, которые изготовляются из синтетических поверхностно-активных веществ, в основном из нефтяных продуктов. Именно поэтому в последнее время становится очень популярно мыло ручной работы, изготовленное из натуральных, экологически чистых и безвредных компонентов. Такое мыло не только приятно и полезно использовать, но и очень интересно изготавливать.
Цель: создание полезного экологически чистого мыла.
Гипотеза: в домашних условиях можно создать полезное экологически чистое мыло.
Задачи: изучить литературу о способах изготовления мыла; о способах приготовления отваров;
подготовить необходимые материалы и оборудование для проведения опытов по изготовлению мыла;
изготовить различные виды мыла.
Возрастная группа обучающихся: начальная школа
Используемые материалы: детское мыло, вода, эфирные масла, глицерин, сушеные цветки ромашки, стебли чистотела, манжетка, лепестки роз.
Форма: мастер-класс, работа по подгруппам
Методы: исследовательский, практический
Ход мастер – класса
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас в нашей экологической лаборатории. Сегодня вас ждёт много интересного, нужного и необходимого для нашей жизни.
Тему нашего занятия вы узнаете сами, решив небольшой тест. Выберите правильный ответ и составьте слово из полученных букв.
1) Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
и) из-за пожаров и стихийных бедствий
б) из-за изменения климата на Земле
э) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей
2) Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
а) прозрачные
ж) бесцветные
к) чистые
3) От чего загрязняется вода в реках и озёрах?
ы) от использования воды в быту
р) от использования воды в производстве
о) от слива сточных вод заводов и фабрик
4) Что люди делают для спасения живой природы?
л) создают заповедники, ботанические сады
п) создают бульвары и скверы
м) создают фермы, пасеки и птицефабрики
5) Что такое заповедники?
о) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна
ъ) это участки земли, где выращивают редкие растения
в) это участки земли, где обитает много зверей, птиц и насекомых
6) Овраги портят землю. Как уменьшить этот вред?
н) засыпать землёй
г) посадить на склонах деревья
ф) превратить овраг в свалку
7) Все знают, чем опасен автомобиль. Как уменьшить количество выхлопных газов?
ь) ходить пешком
и)ставить на автомобили специальные фильтры
ц) сажать деревья
8) Вокруг городов необходимо большое количество деревьев, для чего?
а) для красоты
я) для очищения воздуха
в) чтобы селились птицы и животные
- Какое получилось слово ? ( ЭКОЛОГИЯ )
- Скажите, что обозначает это слово?
ЭКОЛОГИЯ – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде.
2. Актуализация знаний
Сейчас окружающий нас мир как никогда находится в экологической опасности.
Предлагаем волшебный цветок Ромашки с интересными фактами по очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов А знаете ли вы?
«А знаете ли вы?»
1) что бумага, брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.
2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.
3) Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.
4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.
5) Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)
6) Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.
7) Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т. к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.
8) Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.
9) Глаз у страуса больше, чем его мозг.
10) Пластмассовые бутылки вообще не разлагаются
Создание проблемной ситуации
В последние годы охране окружающей среды во всех странах мира уделяется большое внимание. Большой процент всех загрязнений водоемов приходится на синтетические моющие средства (СМС), что связано с большими темпами развития производства моющих средств. Бытовая химия окружает нас везде. Начиная с самого утра, заходя в ванную, мы чистим зубы пастой, моем руки, посуду, стираем, и так продолжается весь день.
Любое моющее средство представляет собой химический раствор сложного состава, следовательно, является химическим загрязнителем, способным вызывать острые отравления, хронические болезни.
Мыло – это предмет, без которого не обходится жизнь современного человека. В настоящее время существует огромное количество разновидностей мыла. Но многие компоненты могут быть вредны человеку, поэтому стоит тщательнее выбирать мыло. Но как найти мыло, обладающее качествами, необходимыми для вашей кожи. К сожалению, надписи на ярких упаковках не всегда соответствуют действительности.
Мы собираемся изготовить экологически чистое мыло.
На сегодняшний день очень популярно мыловарение, взрослым и детям интересно изготавливать мыло самых разнообразных форм и цветов, с различными запахами. Но, к сожалению, и его нельзя назвать полезным. Красители и добавки плохо воздействуют на кожу.
Мы изготовим свое собственное мыло. Поэтому целью нашей работы является создание полезного экологически чистого мыла.
4. Практическая работа
Материалы и инструменты.
Для создания мыльной композиции нам понадобятся:
Мыльная основа.
Специальные формы для цветов.
Красители. Отдушки.
Принадлежности для упаковки.
Искусственная зелень.
Пенопластовая основа.
Стаканчики и палочки для плавления мыльной основы.
Деревянные или пластмассовые палочки.
Техника безопасности.
1.Нельзя пользоваться для мыловарения той посудой, которую вы используете для приготовления пищи. Для мыла и прочих косметических компонентов должна быть отдельная посуда.
2.Надевайте маску, когда натираете детское мыло на терке или в комбайне, чтобы мыльная стружка не попала в дыхательные пути.
3.Варите мыло в хорошо проветриваемом помещении, или включайте вытяжку.
4.Помните, что использование многих эфирных масел запрещено во время беременности (особенно на ранних сроках).
5.Прежде чем использовать эфирное масло, удостоверьтесь, что у вас нет на него аллергии. Для этого растворите несколько капель эфирного масла в масле-основе (или базовом масле) и нанесите на локтевой сгиб.
6.Нельзя нюхать эфирное масло прямо из емкости (так можно получить ожог слизистой носа), нужно поднести емкость к лицу и движениями ладони подогнать воздух к носу.
7.Эфирные масла нельзя наносить на кожу в чистом виде – они могут вызвать ожог. По той же причине никогда не добавляйте эфирные масла прямо в ванну: они не растворяются в воде. Сначала их нужно растворить в соли, сливках или меде.
8.Лучше, если вы будете работать в перчатках. Это убережет руки не только от веществ, но и от пара.
Натереть на мелкой тёрке детское мыло. Делается быстро, если мыло не сильно твёрдое.
Всыпать стружку в небольшую кастрюлю, налить воду, добавить мёд и перемешать.
Поставить всё это на водяную баню на 20-30 минут, обязательно помешивать.
Вот и наша мыльная основа готова. Теперь я каждому в стакан наливаю мыльную основу, беру краситель и капаю в стакан, кому какого цвета, по две капли, затем беру отдушку (ароматизатор) и капаю также в стакан по две капли, а вы берете ложки и перемешиваете мыльную основу в стакане, держа его другой рукой за верхнюю часть!
Молодцы, ребята! А теперь выливаем наше мыло в формы.
Отлично! Дети, а пока мыло застывает, я предлагаю вам поиграть.
5. Закрепление знаний
“Загадки о природе”.
Расцветает он весной,
Только снег сойдет лесной,
И на каждом стебле в ряд
Словно лампочки висят. (Ландыш.)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач,
Насекомых ест всех ... (Грач.)
Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает.
На листок уселась ловко.
Это ... (Божья коровка.)
Он не птицей называется,
Хоть откладывает яйца,
У него утиный нос,
Зверь не страшный ... (Утконос.)
Поставив солнышку бочок,
Лежит на грядке. (Кабачок.)
Он соло пел среди ветвей,
Его назвали ... (Соловей.)
Если бы он причесался хоть раз,
Не звали б его ... (Дикобраз.)
Он совсем не хрупкий,
Спрятался в скорлупке. (Орех.)
Насекомых он гроза,
Смотрит – в сторону глаза,
С липким длинным языком,
Очень мало нам знаком.
Кожи цвет меняет он,
То ползет – ….(Хамелеон.)
Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться.
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто ...(Синица.)
Как это скучно – 100 лет без движенья.
В воду глядеть на свое отраженье.
Свесила гибкие ветви с обрыва
Нежная, тихая, грустная… (Ива.)
Как зовут мeня скажи –
Часто прячусь я во pжи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (Василек.)
6. Подведение итогов
Проделав опыт, мы узнали, в чем преимущество мыла ручной работы. Существует полезная и натуральная альтернатива – мыло ручной работы, которое уже давно стало популярно во многих странах мира. Всем известно, что натуральные домашние продукты – самые лучшие.
Работа доставила нам огромное удовольствие. Изделия получились очень красивые.
Мыло ручной работы, может служить «спасением» для людей с непереносимостью магазинного мыла. Вы будете уверены в безопасности изделия так, как создали его сами.