Методическая разработка веб-квеста «Освобождение калужского края от немецко-фашистских захватчиков»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методическая разработка
викторины (веб-квеста)
Освобождение Калужского края от немецко-фашистских захватчиков
для детей 10-17 лет
Автор-составитель:
Ястребова Елена Викторовна,
методист
Калуга, 2020
Аннотация
Данная методическая разработка викторины предназначена для старших вожатых, воспитателей оздоровительных лагерей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей и заместителей директоров по воспитательной работе для проведения интерактивных занятий и мероприятий, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, памятных дет, связанных с освобождением от немецко-фашистских захватчиков. Викторина может проходить как в формате офлайн (обычная викторина), так и онлайн веб-квеста.
Пояснительная записка
Тема викторины: «Великая Отечественная война», – является актуальной для нашей страны, особенно в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Форма веб-квеста привлекательна для молодого поколения, помогает актуализировать знания о событиях грозного для нашей страны периода истории.
Викторина может проходить как в очном формате, так и в дистанционном. Если организуется веб-квест, то вопросы публикуются на сайте или в странице в социальной сети, участники могут искать ответы с помощью сети Интернет или тематической литературы, могут расширить ответ, сделать небольшой исследовательский реферат. В этом заключается новизна методической разработки.
Цель игры: Формирование личности ребенка с патриотическими убеждениями, знающего основные исторические события страны и родного края в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
воспитать чувства любви к своей Родине и уважения к ее истории;
научить самостоятельно искать информацию и оценивать ее с точки зрения объективности;
развить творческие и интеллектуальные способности участников веб-квеста;
развить интерес детей к самостоятельному изучению истории нашей страны в годы Великой Отечественной войны.
Категория участников: произвольное количество желающих участвовать в веб-квесте 10-17 лет..
Необходимые ресурсы:
Кадровые: организатор, эксперты для оценки ответов.
Материально-технические: компьютер, модем, бланки вопросов без ответов, ручки или карандаши по количеству участников (для очного формата).
Информационные: браузер для выхода в Интернет, адрес электронной почты, сайт или страница в популярной социальной сети (Вконтакте).
Методические: тематическая литература.
Добрый день, дорогие ребята!
Мы приветствуем вас на викторине, которая посвящена Великой Отечественной войне. Есть память, которой не будет конца, поэтому каждый год мы вспоминаем о тех великих годах. В 2020 году отмечается 75-летие Великой Победы. Ветеранов Великой Отечественной войны почти не осталось, но память о них жива. Давайте вспомним о трагических и героических страницах Великой Отечественной войны на территории Калужского края.
Военно-историческая викторина
Дата освобождения Калужской области от фашистских захватчиков?
30 декабря 1941 г.
17 сентября 1943 г.
18 октября 1942 г.
2. На малоярославецкое направление были выдвинуты курсанты Подольских пехотного и артиллерийского училищ, задержавшие продвижение неприятеля к Москве. Назовите место, на котором было задержано продвижение противника.
Безымянная Высота
Зайцева Гора
Ильинские рубежи
3. Калужанин – летчик, дважды Герой Советского Союза, в честь которого названа улица и сквер города Калуги?
Карпов А.Т.
Кожедуб И.Н.
Маресьев А.П.
4. Укажите место Боевой Славы Калужской области, о котором написана военная песня? Какому событию посвящена песня?
песня поэта М.Л. Матусовского и композитора В.Е. Баснера «На Безымянной высоте»
Подвигу 18 сибиряков 139 стрелковой дивизии, героически сражавшихся на Безымянной высоте у деревни Рубежанка Куйбышевского района
5. Какую военную операцию немецко-фашистское командование называло операцией «Тайфун»?
наступление на Москву в 1941г.
блокада Ленинграда
Курская битва
6. Какие города после войны 1941-1945 гг. получили почетное звание «Город-герой»?
Москва, Калуга, Сталинград, Ленинград, Орел, Одесса, Севастополь, Керчь, Минск, Тула, Киев, Рязань, Брестская Крепость, Курск, Новороссийск.
7. Кто из полководцев подписал акт о капитуляции Германии?
Сталин И.В
Жуков Г.К.
Рокоссовский К.К.
8. На аэродроме вблизи Полотняного Завода стала базироваться французская эскадрилья. На калужской земле начался ее боевой путь. Укажите её название. («Нормандия-Неман»).
9. Генерал, командующий 33-й армии. Весной 1942 года в «котле» под Вязьмой вместе со своим командармом погибла целая армия, отправленная на рискованную операцию, попавшая в окружение и своевременно не выведенная из опасного положения командованием. В настоящее время генералу, командующему 33-й армии присвоено звание Героя Российской Федерации, а тогда в гибели армии винили и его.
Ефремов М.Г.
Рокоссовский К.К.
Малиновский Р.Я.
10. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года одному из руководителей партизанского движения в Угодско-Заводском районе было присвоено звание Героя Советского Союза. При отходе возле деревни Рыжково он попал в засаду, был ранен и схвачен карателями. Враги пытали партизанского комиссара, но, не добившись сведений, 27 ноября 1941 года повесили его. Похоронен в городе Жуков Калужской области, где установлены бюст Героя и мемориальная доска.
Его именем названы улицы в городах: Москва, Жуков, Обнинск, Калуга. Назовите его имя. (Михаил Алексеевич Гурьянов).
ЛИТЕРАТУРА
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: энциклопедия для школьников. – М.: Олма-пресс, 2001.
Калужские рубежи: Сборник документальных и художественно-публицистических произведений / сост. Т.В.Романова, Р.В.Панферов. – Калуга: Золотая аллея, 2003.
Козак, О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников / О.Н. Козак. – СПб.: СОЮЗ, 2000..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Последовательность работы обучающихся над формированием и оформлением ответов.
1. Организационный этап работы: внимательно прочтите положение, обратите внимание на сроки приема ответов, рассчитайте время, необходимое на выполнение работы.
2. Необходимо установить для себя сроки поисковой работы (в сети Интернет, в библиотеке) и стремиться четко их придерживаться.
3. Успех работы будет зависеть от того, какими источниками информации пользоваться. Прежде всего, такими источниками являются книги. Но не только они. Это могут быть карты, аудио и видеозаписи, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет. Актуальна задача: научиться проверять достоверность найденной информации, понимать уровень компетентности использованных источников, прежде чем воспользоваться информацией.
4. После того, как материал отобран, проанализируйте его и выберите только ту информацию, которая отвечает на поставленный вопрос, или раскрывает его с познавательной стороны.
5. Оформите ответ в виде небольшого реферата, указав Ф.И., учебное учреждение, класс, возраст, контактный телефон.
Успехов в работе!