Рабочая программа по обществознанию «Основы финансовой грамотности» (10 класс)

1
0
Материал опубликован 20 May 2018

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №1

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

________________/И.Е. Боровкова/

ФИО

Протокол №1 заседания ШМО

от 28 августа 2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ Бобровская СОШ №1

______________/Е.А. Прохорова/

ФИО

29 августа 2017 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Бобровская СОШ №1

___________ /Л.В. Кравченко/

ФИО

Приказ №1/2 от 01 сентября 2017 г.

     

Рабочая программа

учебного модуля «Основы финансовой грамотности»

для 10 класса

на 2017 – 2018 учебный год

(разработана на основе

Примерной основной образовательной программы среднего общего образования)

Составитель программы:

учитель истории и обществознания

Родная Ольга Петровна

Бобров 2017

Содержание

Пояснительная записка

Планируемые результаты освоения учебного модуля «Основы финансовой грамотности»

Методы и формы обучения

Система оценивания

Тематическое планирование с описанием основного содержания учебного модуля «Основы финансовой грамотности»

Приложение 1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного модуля «Основы финансовой грамотности»

Приложение 2. Контрольно-измерительные материалы для учебного модуля «Основы финансовой грамотности»

      1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного модуля «Основы финансовой грамотности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 143), Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577; Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), а также:

- Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/,

- Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/ node/11143,

- Стратегии развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

Реализация учебного модуля основана на использовании УМК:

Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 2-е изд. - М: «Просвещение», 2017.

Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 2-е изд. - М: «Просвещение», 2017.

Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – 2-е изд. - М: «Просвещение», 2017.

Модуль «Основы финансовой грамотности» входит в число дисциплин, формируемых участниками образовательных отношений. Изучается в рамках учебного курса «Основы экономической теории» (образовательная область Обществознание) в 10 классе. Согласно учебному плану МБОУ Бобровская СОШ №1 на изучение модуля отводится 0,5 час/нед.

Модуль краткосрочный, реализуется в течение второй учебной четверти; сменяемый – может быть продолжен другими аналогичными модулями; выбираемый – предлагается на основе выбора учащихся, проводимого в начале учебного года.

Повышение уровня финансовой грамотности – это ключ к финансовому благополучию граждан и залог здорового развития экономики России в целом. Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно актуальными в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность.

Осознание острой необходимости повышения финансовой грамотности людей стало одним из главных уроков современных финансовых кризисов. Знания основ «личной экономики» позволит современному поколению не только избежать целого ряда ошибок и финансовых потерь, но и даст возможность увидеть новые преимущества и интересные возможности. Это особенно важно для социализации обучающихся.

Актуальность предлагаемой программы определяется необходимостью экономического образования обучающихся в современных условиях рыночной экономики. Сегодня заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается как обязательный элемент современного образования.

В связи с развитием рыночных отношений важное значение приобретает проблема формирования личности учащегося, способного принимать взвешенные решения, находить рациональные пути в условиях выбора.

Программа составлена с учетом уровня общегуманитарной, психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.

Программа строится на межпредметных связях истории, географии, математики, обществознания, права, информационных технологий, что особенно важно в условиях современного глобализующегося мира.

Программа модуля опирается на широкое использование форм и методов системно-деятельностного подхода, который позволяет в максимальной степени организовать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся и перейти от репродуктивного способа получения знания к активному.

В рамках данного модуля появляется возможность развития универсальных учебных действий обучающихся.

Программа модуля сочетает теоретическую и практическую часть. Изучение теоретических вопросов предполагается на занятиях лекционного типа с элементами эвристической беседы.

В практической части предполагается совершенствование методики проектной деятельности. Мини-проекты могут быть выполнены как индивидуально, так и в группе. Это в свою очередь способствует развитию коммуникации, что в дальнейшем должно благоприятно отразиться на процессе социализации личности обучающихся.

Целью данного модуля является продолжение работы по формированию финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка.

Задачи учебного модуля:

- систематизировать знания по основам финансовой грамотности;

- совершенствовать инвестиционную культуру школьников;

- развивать основы экономического мышления и навыки принятия самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;

- формировать практические навыки использования финансовых инструментов;

- профессионально сориентировать и развивать способности школьников к деятельности в сфере экономики и финансов.

      1. Планируемые результаты освоения учебного модуля «Основы финансовой грамотности»

Личностные результаты: воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за собственное финансовое благополучие, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, воспитание самостоятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение определять финансовые понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

развитие навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;

Предметные результаты: в результате изучения учебного модуля «Основы финансовой грамотности» обучающиеся научатся:

- выполнять практические задания по анализу состояния личных финансов;

- знать и конкретизировать примерами виды налогов;

- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

- формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности:

- находить аргументы, подтверждающие вывод;

- различать виды кредитов и сферу их использования;

- применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

-грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения.

      1. Методы и формы обучения

Рабочая программа предполагает системно-деятельностный подход к процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а должны рассматриваться как их составная часть. Предполагается сочетание традиционных и практических форм занятий, таких как встречи с представителями бизнеса, экскурсии на предприятия различных форм собственности, уроки-практикумы, семинары и др.

Как форма организации образовательного процесса практические занятия направлены на формирование определённых практических умений и навыков в области управления личными финансами. Они являются связующим звеном между теоретическим освоением обучающимся содержания модуля и применением его положений в реальной жизненной ситуации.

Большая часть занятий проходит в формах отличных от классно-урочных: деловая игра, ролевая игра, практикум, анализ видеофрагментов, подготовка и защита мини-проектов, написание эссе.

      1. Система оценивания

Контроль степени сформированности УУД осуществляется посредством промежуточного и итогового контроля. В качестве итоговой работы в конце изучения модуля «Основы финансовой грамотности» предполагается выполнение теста или написание эссе по выбору учащихся.

Оценка тестовой работы осуществляется следующим образом:

0—50 %: неудовлетворительно;

51—70 %: удовлетворительно;

71—90 %: хорошо;

91—100 %: отлично.

Оценка эссе:

Эссе — это свободное рассуждение на какую-либо тему. В ходе написания эссе ученик имеет возможность не просто проявлять свои творческие способности, а развивать их. Развитие каких-либо умений, а тем более их формирование осуществляется только в деятельности, поэтому чем больше ученик будет писать, тем больше у него будет развиваться умение мыслить самостоятельно.

Критерии:

1. Раскрытие смысла высказывания. Интерпретация авторского суждения – 1 балл

2. Логичность и системность изложения собственных мыслей – 2 балла

4. Правильно приведенные аргументы (два аргумента) – 2 балла (по 1 баллу)


 


 

3. Тематическое планирование с описанием основного содержания учебного модуля «Основы финансовой грамотности»

Тематическое планирование:

п/п

Название темы

Кол-во часов

Формы организации познават. деятельности

Планируемые результаты

Формы контроля

теоретич.

практич.

1

Доходы и расходы семьи

 

1

коллективная, работа в парах

анализ видеофрагмента

Знать:

Структуру семейного бюджета.

Источники сбережения семейного бюджета.

Личностные характеристики и установки:

Понимать различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.

Понимать целесообразность построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи.

Уметь:

Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета.

Компетенции:

Решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения сбережений.

Составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей.

обучающий диалог,

решение ситуативных задач, практическая работа

2

Личные сбережения

 

1

индивидуальная работа, работа в парах

ролевая игра

семинар, устные ответы на вопросы, практическая работа, эссе «Роль денег в нашей жизни»

3

Кредитование и инвестирование

 

1

индивидуальная работа, групповая работа

деловая игра

Знать:

Появление банков и виды банков;

появление и назначение инвестиционных фондов.

Личностные характеристики и установки:

Понимать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск.

Уметь:

Отличать инвестирование от сбережения и кредитования; сравнивать различные финансовые предложения.

Компетенции:

Соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; знать свои права и обязанности как потребителя.

тест, развёрнутые ответы на вопросы, обучающий диалог

4

Страхование: что и как надо страховать

1

 

работа в парах

урок-диалог

Знать:

Формирование представления о способах смягчения сложных жизненных ситуаций с помощью сбережений и страхования.

Личностные характеристики и установки:

Осознание возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций (рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению благосостояния.

Уметь:

Находить актуальную информацию в сети интернет.

Компетенции:

Искать пути выхода из сложных жизненных ситуаций.

письменные ответы на вопросы, устные ответы на вопросы

5

Налоги: почему их надо платить

 

1

групповая работа, работа в парах

урок-диалог

Знать:

Знание основных налогов в РФ: подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги.

Личностные характеристики и установки:

Понимание сути налога и его роли в жизни общества; понимание необходимости уплаты налогов и возможности государственного воздействия за неуплату налогов.

Уметь:

Различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога (например, подоходного); проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи.

Компетенции:

Устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом.

обучающий диалог, дискуссия

6

Пенсионное обеспечение и возможности его накопления

 

1

коллективная работа, индивидуальная работа

урок – пресс-конференция

Знать:

Понятие пенсии, виды пенсионного обеспечения, условия получения различных видов социальных пособий в РФ.

Личностные характеристики и установки:

Понимание различных возможностей увеличения пенсии в результате софинансирования и накопления.

Уметь:

Находить нужную информацию на социальных порталах.

Компетенции:

Определять способы использования социальных пособий для решения финансовых проблем семьи.

диалог, ответы на вопросы, практическая работа

7

Фондовый рынок

1

 

групповая работа, индивидуальная работа

семинар

Знать:

Особенности функционирования рынка ценных бумаг.

Личностные характеристики и установки:

Понимать риски, связанные с торговлей на рынке ценных бумаг

Уметь:

Находить нужную информацию о котировках на фондовых рынках.

Компетенции:

Оценивать предполагаемый результат размещения ценных бумаг на фондовом рынке.

устные ответы на вопросы, тестирование

8

Защита прав потребителей финансовых услуг

 

1

индивидуальная работа, работа в парах

урок-практикум

Знать:

Основные потребительские проблемы в сфере финансовых услуг.

Личностные характеристики и установки:

Понимать различные возможности защиты прав потребителя финансовых услуг (претензионные, судебные)

Уметь:

Приводить примеры организаций, оказывающих финансовые услуги.

Компетенции:

Составлять претензии и обращения в случае необходимости защиты прав потребителя финансовых услуг.

практическая работа,

итоговый тест

Основное содержание:

Тема 1. Доходы и расходы семьи.

Понятие доходов и расходов. Источники доходов семьи (заработная плата, социальные пособия и т.п.). Основные статьи затрат семьи. Структура семейного бюджета. Принципы составления семейного бюджета. Потребности и возможности, их соотношение и учёт при планировании бюджета. Прогнозирование расходов семейного бюджета. Контроль расходов семейного бюджета, и его методы. Способы оптимизации расходов.

Тема 2. Личные сбережения.

Банк как финансовый институт экономики. Функции и роль банков в обществе. Основные виды банковских услуг: кредитование, расчётно-кассовые операции. Личный финансовый план. Личные финансовые цели и стратегия их достижения.

Тема 3. Кредитование и инвестирование.

Типы депозитов и типы кредитов. Дебетовая и кредитная карты. Кредитный договор. Кредитная история: к чему может привести неисполнение своих кредитных обязательств и как уменьшить риски. Ипотечное кредитование: программы, условия, значение. Программы инвестирования в драгоценные металлы и ценные бумаги: степень риска и доход.

Тема 4. Страхование: что и как надо страховать.

Сущность страхования. Виды страхования. Страховой продукт. Страховой случай. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование ответственности. Критические риски страхования. Типичные ошибки при страховании.

Тема 5. Налоги: почему их надо платить.

Понятие и виды налогов. Зачем платят налоги. Налог на доходы физических лиц: размер и порядок уплаты. Идентификационный номер налогоплательщика: для чего он нужен и в каких случаях используется. Налоговый вычет: условия предоставления. Имущественный налог. Налоговая декларация: условия и порядок подачи.

Тема 6. Пенсионное обеспечение и возможности его накопления.

Пенсионная система РФ. Виды пенсий и условия их получения. Другие способы финансового обеспечения старости. Программы пенсионного обеспечения. Расчет размера пенсии. Пенсионные баллы: как их заработать?

Тема 7. Фондовый рынок.

Механизм функционирования фондового рынка. Виды ценных бумаг. Участие физических лиц в игре на рынке ценных бумаг. Как люди выигрывают и проигрывают на фондовом рынке и рынке FOREX.

Тема 8. Защита прав потребителей финансовых услуг.

Изучение закона «О защите прав потребителей». Составление обращения по нарушению прав потребителя финансовых услуг. Договор об оказании финансовых услуг. Правила защиты потребителя финансовых услуг.

Приложение 1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечениеучебного модуля «Основы финансовой грамотности»

Технические средства обучения

Документ-камера

Интерактивная доска

Компьютер

Мультимедиа-проектор

Литература и электронные ресурсы

  • Архипов А.П., Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 – 256 с.

    Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2009 – 106 с.

    Чудинский Р.М., Быканов А.С., Володин А.А. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 248 с.

    Экономика. (Основы экономической теории): Учебник для 10 – 11 кл./Под ред. С.И. Иванова, А.Я. Линькова. – В 2-х книгах.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 304 с.

1. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/. – Дата обращения: 23.09.2017.

2. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/. – Дата обращения:23.09.2017.

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143. – Дата обращения: 23.09.2017.

7. Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti

8.http://www.edu.ru/

9.http://school-collection.edu.ru/

10.http://fcior.edu.ru/

11.http://katalog.iot.ru/index.php

12.http://window.edu.ru/

13.http://rusedu.ru/

14.http://www.openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество Открытый класс

Приложение 2

Контрольно-измерительные материалы для учебного модуля «Основы финансовой грамотности»

Гражданка провела свой летний отпуск на популярном пляжном курорте. В каком из видов экономических отношений приняла участие гражданка?

1) потребление

2) производство

3)распределение

4) обмен

В сложной экономической обстановке в условиях спада производства правительство пошло на признание своего государства банкротом и заявило о невозможности выплатить государственный долг своим кредиторам. О каком экономическом явлении идет речь?

1) девальвации

2) либерализации цен

3) дефолте

4) денационализации

3. Какое из приведенных понятий по смыслу обобщает, объединяет остальные?

1) банковский процент

2) факторные доходы

3) предпринимательская прибыль

4) заработная плата


4. Верны ли суждения о семейном бюджете: 
    а) в семейном  бюджете не учитываются деньги на карманные расходы;
   б) семейный бюджет всегда рассчитывается на один год?

    1) верно только а 

2) верно только б 

3) верны оба суждения 

4) оба суждения неверны

5. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. 
К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию     из второго столбца.

 

1) бюджет

 

А) вознаграждение, которое банк выплачивает лицам, временно предоставляющим в его распоряжении денежные средства

2) процент

Б) смета расходов и доходов

3) оптимизация

В) процесс выбора наилучшего варианта из возможных


 

Ответ: 1____ 2_____ 3_______

6. По способам взимания налоги подразделяются на:

1) налоги с физических и юридических лиц

2) федеральные, региональные, местные

3) внутренние и внешние
4) прямые и косвенные

7. Налогообложению не подлежит:

1) прибыль

2) государственная пенсия

3) доход
4) собственность

8. Уплата налогов:

1) является добровольной

2) осуществляется по усмотрению налоговой инспекции

3) является конституционной обязанностью граждан
4) зависит от имущественного положения гражданина

9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запи­шите цифру, под которой оно указано:

1) доход, 2) имущество, 3) прибыль,4) объект налогов, 5) наследство, 6) отдельный вид деятельности

Ответ: ___________

10. Маржа банка равна:

1) процентам по кредитам;

2) процентам по вкладам;

3) разнице между процентами по кредитам и вкладам;

4) прибыли банка

11. Увеличение учётной ставки ЦБ скорее всего приведёт:

1) к снижению процентов по кредитам;

2) к увеличению процентов по кредитам;

3) никак не скажется на ссудном проценте;

4) росту выдачи кредитов

12. Процентная ставка, под которую ЦБ выдает кредит коммерческим банкам:

1) норма обязательных резервов;

2) разность между процентными ставками по кредиту и депозиту;

3) депозитарный процент;

4) учетная ставка

13. Кредит, предоставляемый под залог недвижимого имущества, называется:


1) ипотечным;
2) банковским;
3) коммерческим;
4) лизинговым

 14. Правом эмиссии денег в Российской Федерации наделен:

1) Международный банк;
2) коммерческий банк;
3) Сберегательный банк;
4) Центральный банк РФ


15. Продавец по законодательству о защите прав потребителей — это:


1) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
2) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
3) организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

4) индивидуальный предприниматель, осуществляющий импорт товара для его
последующей реализации на территории РФ

16. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) отвечает за недостатки:


1) во всех случаях;
2) в случае, если недостатки возникли после передачи товара потребителю, вследствие нарушения потребителем правил использования товара;
3) в случае, если недостатки возникли после передачи товаров потребителю, вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения, транспортировки, действия третьих лиц или непреодолимой силы;

4) в случае, если недостатки возникли вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы

17. Верны ли следующие суждения о правах потребителя:

а) Потребитель имеет право возвратить только некачественный товар.

б) Закон устанавливает определенный срок для возврата потребителем качественного товара.

верно только а;

верно только б;

верны оба суждения;

оба суждения неверны

18. Все перечисленные ниже органы, за исключением одного, защищают права потребителя:

1) органы местного самоуправления, 2) налоговая инспекция, 3) общественные организации, 4) судебные органы

Найдите и укажите орган, «выпадающий» из этого ряда.

Ответ ___________________________________________

Темы для эссе:

«Культура, знание, идея – основные ресурсы экономики будущего»

«Роль денег в нашей жизни»

«Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев)

«Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон)

Ключи:
1 – 1)

2 – 3)

3 – 2)

4 – 4)

5 – 1-б, 2-а, 3-в

6 – 4)

7 – 2)

8 – 3)

9 – 4)

10 – 3)

11 – 3)

12 – 4)

13 – 1)

14 – 4)

15 – 2)

16 – 3)

17 – 2)

18 – 2)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.