Рабочая программа по курсу «Основы финансовой грамотности» (10–11 классы)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Центр образования»
Изобильненского муниципального района
Ставропольского края
Рассмотрено |
Согласовано |
Утверждено |
Протокол заседания МО учителей |
Заместитель директора по УВР_________Педашенко Г.В. |
Решением педагогического совета |
Естественно-математического цикла |
от « »_____2017 года |
|
от « »______2017 года №___ |
« »________ 2017 года |
Протокол №___ |
Руководитель МО: |
введено в действие приказом |
|
/Костюк Л.Г../______________ |
от « »_____2017 года |
|
Директор МКОУ «ЦО» ИМРСК ___________/Ю.Г. Горлов/ |
||
Рабочая программа
по курсу:
« Основы финансовой грамотности»
11 класс
Количество часов – 34 часа
Учитель математики: Костюк Любовь Григорьевна
Программа разработана по спецпроекту Российской экономической школы по личным финансам.
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Сейчас в мире сложилась ситуация, когда школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к современным экономическим условиям жизни и будущей профессиональной деятельности. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем обучающиеся способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой.
Данный курс «Основы финансовой грамотности» разработан для расширения финансовой грамотности обучающихся 11 класса. Каждый старшеклассник стоит перед выбором профессии, и данный курс сможет помочь обучающимся сделать правильный выбор. Предлагаемый курс является одним из учебных модулей основного предмета «Обществознание». Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических работ .
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа курса « Основы финансовой грамотности» состоит из пяти разделов:
Управление денежными средствами семьи.
Способы повышения семейного благосостояния.
Риски в мире денег.
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Человек и государство: как они взаимодействуют.
Цели и задачи курса
Цель: сформировать у обучающихся 11 класса основы финансовой грамотности.
Задачи:
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых в финансовой сфере
формирование финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе собственные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере ;
освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;
формирование информационной культуры обучающихся, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке.
Методы и формы обучения:
Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:
лекции,
практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
семинары,
дискуссии,
деловые игры,
решение тестов, задач, проблемных ситуаций.
Методы и формы контроля:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. В процессе обучения проводится две контрольных работ .
Структура курса
Курс «Основы финансовой грамотности» в 11 классе состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.
№ |
Раздел |
Количество часов |
Раздел 1 |
Управление денежными средствами семьи |
10 |
Раздел 2 |
Способы повышения семейного благосостояния |
6 |
Раздел 3 |
Риски в мире денег |
5 |
Раздел 4 |
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем |
7 |
Раздел 5 |
Человек и государство: как они взаимодействуют |
6 |
ВСЕГО: |
34 |
Литература:
www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
www.gov.ru – сайт Правительства РФ
www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
Содержание курса
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Способы влияния государства на инфляцию. Структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.. Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения.
Принципы хранения денег на банковском счёте. Варианты использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Необходимость аккумулировать сбережения для будущих затрат. Инвестиции и сбережения. Доходность инвестиционных продуктов. Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег (5 ч)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации. Социальные пособия. Страхование: виды страхования и страховых продуктов. Финансовые риски: виды рисков. Способы государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях. Виды финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк. Банковская система РФ. Бизнес. Источники финансирования бизнеса. Мировой валютный рынок. Виды банковских операций. Бизнес-план. Финансовые правила ведения бизнеса. Банковский договор. Банковские проценты. Виды банковских услуг.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч)
Базовые понятия и знания:
Налоги: прямые и косвенные налоги. Пошлины, сборы. Пенсия. Пенсионная система. Пенсионные фонды. Налоги с физических и юридических лиц. Способы уплаты налогов. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Способы пенсионных накоплений. Ответственность налогоплательщика.
Календарно - тематическое планирование по основам финансовой грамотности11 класс
Количество часов: 1 час; всего 34 часа
№ |
Содержание |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Домашнее задание |
1. |
Управление денежными средствами семьи (10 ч) |
||||
1.1. |
Деньги: что это такое? |
1 |
конспект |
||
1.2 |
Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи |
1 |
конспект |
||
1.3 |
Какие бывают источники доходов |
конспект |
|||
1.4 |
От чего зависят личные и семейные доходы |
1 |
конспек |
||
1.5 |
От чего зависят личные и семейные доходы |
1 |
Подготовить реферат на тему: «Управление денежными средствами семьи» |
||
1.6 |
Как контролировать семейные расходы |
1 |
конспект |
||
1.7 |
Что такое семейный бюджет и как его планировать |
1 |
Привести пример семейного бюджета вашей семьи |
||
1.8 |
Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные затраты семьи. |
1 |
конспект |
||
1.9 |
Как оптимизировать семейный бюджет |
1 |
конспект |
||
1.10 |
Практическая работа |
1 |
Повторение пройденного материала |
||
2. |
Способы повышения семейного благосостояния (6 ч) |
||||
2.1 |
Для чего нужны финансовые организации |
1 |
конспект |
||
2.2 |
Вклады: как сохранить и приумножить |
1 |
конспект |
||
2.3 |
Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций |
1 |
конспект |
||
2.4 |
Для чего нужно осуществлять финансовое планирование |
1 |
конспект |
||
2.5 |
Рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. |
1 |
Подготовить реферат на тему: «Способы повышения семейного благосостояния» |
||
2.6 |
Контрольная работа № 1 |
1 |
Повторение пройденного материала |
||
3. |
Риски в мире денег (5 ч) |
||||
3.1 |
Особые жизненный ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца |
1 |
конспект |
||
3.2 |
Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы |
1 |
конспект |
||
3.3 |
Какие бывают финансовые риски |
1 |
конспект |
||
3.4 |
Способы сокращения финансовых рисков. |
1 |
конспект |
||
3.5 |
Что такое финансовые пирамиды |
1 |
Подготовить реферат на тему: «Риски в мире денег» |
||
4. |
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (7 ч) |
||||
4.1 |
Что такое банк и чем он может быть вам полезен |
1 |
конспект |
||
4.2 |
Польза и риски банковских карт |
1 |
конспект |
||
4.3 |
Что такое бизнес |
1 |
конспект |
||
4.4 |
Личный бизнес - план |
1 |
Привести пример личного бизнес - плана |
||
4.5 |
Как создать свое дело |
1 |
конспект |
||
4.6 |
Что такое валютный рынок и как он устроен |
1 |
конспект |
||
4.7 |
Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте |
1 |
Подготовить реферат на тему: «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» |
||
5. |
Человек и государство: как они взаимодействуют (6 ч) |
||||
5.1 |
Что такое налоги и зачем их платить |
1 |
конспект |
||
5.2 |
Какие налоги мы платим |
1 |
конспект |
||
5.3 |
Все о будующей пенсии: для учебы и старости. |
1 |
конспект |
||
5.4 |
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости |
1 |
конспект |
||
5.5 |
Ответственность налогоплательщика. |
1 |
Подготовить реферат на тему: «Общие принципы устройства пенсионной системы РФ» |
||
5.6 |
Контрольная работа № 2 |
1 |
Подведение итогов |