Выступление «Условия развития творческого потенциала одарённых детей на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности»
Условия развития творческого потенциала одарённых детей на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности по предмету
Творчество необходимо в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Выгодский Лев Семёнович в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» (СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.) писал: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. … воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество».
Каждый ребенок уникален и талантлив - это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка.
Проблема раннего выявления и обучения талантливых детей - самая важная в сфере образования. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного творческого развития.
Важные принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут установить контакт с ребёнком, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др., ведь развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей. В творческом развитии проявляется общее и особенное, индивидуальное.
Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства.
15 лет работы в школе по специальности «Учитель изобразительного искусства»– это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства я считаю:
овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного; воспитание интереса и любви к искусству.
Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:
Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие. Своеобразные открытия совершают ребята на уроках, посвящённых основным и смешанным цветам: какой восторг в глазах у детей, когда они получают новые цвета и оттенки при смешивании красок!
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных. Например, для оформления класса ребята предлагали разные варианты снежинок, мы выбрали наиболее оптимальные варианты исходя из себестоимости, экономичности.
Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться определённых правил рисунка, организации работы.
Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Перед началом любой работы по заданной теме ребята проговаривают, что и почему они хотели бы изобразить в своём рисунке. Учитель может дать совет ребятам в выборе техники исполнения рисунка, в выборе персонажей.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи. Например, на уроках, посвящённых анималистике, показываю, как можно изображать животных в скульптуре, графике, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
Метод проектов. Целью обучения, согласно этому методу, является формирование у ребёнка умений действовать со знанием дела - компетентно. В своей профессиональной практике я использовала различные типы проектов:
творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);
исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);
информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);
практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников или определённую группу людей).
Проекты позволяют ребятам видеть необходимость своей работы. И это, безусловно, активизирует творческую деятельность детей. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда.
Творческие мастерские (во внеурочной деятельности по предмету). Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину. Так на занятиях кружка «Изобразительное творчество», посвящённых Новому году, ребята рассказали о традиции наряжать новогоднюю ёлку, затем мы сделали новогодние ёлочки из макарон, из салфеток и др. материалов. Сейчас мы готовим творческую мастерскую о коренных жителях Кольского Заполярья, приуроченную Международному Дню саамов (6 февраля).
Одним из действенных средств поддержания одарённых детей являются выставки творческих работ учащихся. За 3 весенних месяца прошлого года было организовано 9 школьных тематических выставок: «Мамина улыбка», «Крым наш!», «Подводникам посвящается», «День космонавтики», «Сохраним Землю», «Пасхальный сувенир», «День Победы», «Подарок ветерану», «Удачи тебе, выпускник!»…
* В прошлом году все школьные выставочные площади были задействованы на 100%. Большой популярностью пользуются персональные выставки хорошо рисующих детей: в прошлом году было организовано 4 персональные выставки: Михалиной Натальи, Ложкиной Ирины, Стародворской Лилии, Титовой Александры.
Одарённые ребята активно участвуют в конкурсах рисунков различного уровня.
Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.
Для решения этих задач предусмотрены нестандартные решения проведения уроков:
*Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Уроки-конкурсы, «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.
Урок – путешествие. Уроки «Одежда говорит о человеке» (Древний Египет, Китай, Западная Европа),…
Урок – репортаж с выставки. Рассказы о музеях изобразительного искусства Мурманска, Москвы, Санкт-Петербурга
Урок – викторина.
Урока – игра. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся
На уроках ИЗО для развития творческих способностей активно использую ИКТ. Особенно интересны эти практики в 8-9 классах, когда урок превращается в настоящее сотрудничество учителя и учеников: на уроках, посвящённых кинематографии, мы создавали свои видеоролики на основе собранных коллекций фотографий с помощью программ, предложенных учащимися. Общаясь в социальных сетях, ребята показывают свои рисунки, созданные с помощью различных графических редакторов.
Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо” Искусство – уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира.
Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования.
Изображение нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение уроков с использованием нетрадиционных техник:
- способствует снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- учит детей работать с разнообразным материалом;
- развивает чувство композиции, ритма, колорита, световосприятия, чувство фактурности и объёмности;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес детей к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Уроки-знакомства с различными техниками: графика, живопись, вырезание (вытынанки), лепка, чеканка, витраж, аппликация, лепка, граттаж, бумагопластика и прочее. Это позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.
Используемые техники нетрадиционного рисования: кляксография, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, оттиск смятой бумагой, точечный рисунок, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж,
Мы учимся применять разные художественные материалы: гелиевая ручка, гуашь, пастель, цветные карандаши, пластилин. Новые материалы и приемы работы вызывают удивление и неподдельный интерес. Работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся. Работая над образом, дети думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге.
Особенности изображения зависят от цели, назначения рисунка. Материал должен помогать наиболее простому, быстрому и убедительному выполнению поставленной перед учащимися задачи. На всех ступенях обучения используются различные техники изображения и различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка. Применение различных техник на уроках ИЗО позволяет раскрыть и развить творческие способности учащихся.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание новых работ. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»
На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество.
Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И задача учителя изобразительного искусства помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям. Новизна и многогранная деятельность - залог творческого отношения к работе. На становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми изобразительное искусство оказывает огромное влияние. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития
личности учащегося, и одаренной личности в частности. Работа с
одаренными учащимися предусматривает целенаправленную деятельность, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.
«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Сухомлинский Василий Александрович.
Литература
Богоявленская, Д.Б. Одаренность и проблемы её идентификации // Психологическая наука и образование. – 2000. – №4.
Выгодский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» СПб.: СОЮЗ, 1997
Савенков А. И. «Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников». – С П б., Питер, 2004
Джумагулова Т.Н., СоловьеваИ.В. Одаренный ребенок. Дар или наказание. Речь.2009
Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности ,1989г.
Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1979.
Юркевич В.С., Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность. М., 1996.
6