12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галактионова Ирина Александровна295
Россия, Саратовская обл., Балашов
3

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеаудиторного мероприятия в форме «беседы-практикума» «Твой экологический след на Земле», посвященный Международному дню Земли

Министерство ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное АВТОНОМНОЕ профессиональноЕ

образовательное учреждение САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеаудиторного мероприятия в форме «беседы-практикума»

«Твой экологический след на Земле»,


посвященный Международному дню Земли

















Подготовили: Курсакова С.Н.

Лабодина С.В.

Галактионова И.А.











Балашов 2023 г.


Аннотация

На методическую разработку внеаудиторного мероприятия в форме

беседа - практикум на тему: «Твой экологический след на Земле»

Дисциплины: История, Экологические основы природопользования, Химия в промышленности.

Авторы: Лабодина С.В. Курсакова С.Н., Галактионова И.А.

Учебное заведение: ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

Объём работы - 15 страниц

Содержание

Методическая разработка беседы -практикума содержит методику и сценарий проведения мероприятия, необходимый раздаточный, дидактический материал, видеоматериалы. Проведение внеаудиторных мероприятий с использованием различных интерактивных форм позволяет обобщать и расширять полученные знания, проявлять интеллектуальные способности, развивать деловые качества личности, необходимые будущим специалистам.

Методическая разработка предназначена для преподавателей и классных руководителей в помощь для организации и проведения внеаудиторных мероприятий.












Оглавление страницы

Предисловие……………………………………… 4

Основная часть …………………………………… 5

Заключение………………………………………… 14

Литература…………………………………………. 15



Предисловие

Основной задачей образования является формирование мировоззрения студентов, осознания ими материального единства мира, взаимных связей и взаимно обусловленных явлений, развитие познавательной активности.

Изучение основ научных знаний о живой природе в настоящее время приобретает важное значение в связи с возникновением глобальных экологических проблем.

Потребительское общество, потребительское поведение, конечно, двигают вперед экономику, но это движение оставляет на окружающей среде неизгладимый след - экологический след.

Главный источник экологического следа — повседневная жизнь человека. Около 70% следа является результатом потребления домохозяйств. Тем, в каких объемах люди тратят воду и энергоресурсы, какие продукты и в какой упаковке приобретают, какую покупают одежду, мебель, какое количество отходов выбрасывают, определяется выраженность влияния человечества на планету. Только позитивная модификация поведения и привычек, а не лишь законодательные и запретительные акты, стандартизация, помогут приостановить разрушение среды и прийти к гармоничному взаимодействию с ней

Методическая разработка предназначена для классных руководителей по организации и проведения классного часа соответствующей тематики.





2. Основная часть

Цели:

Деятельностная цель: раскрытие роли внеаудиторных учебных мероприятий со студентами в воспитании сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями по изучаемым дисциплинам, формировании ответственности, овладении средствами самовоспитания, самообразования.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний о загрязнения окружающей среды, гармоничной жизни человека в природе, сформировать познавательный интерес, активизировать учебную деятельность.

Методическая цель: продемонстрировать методику проведения внеаудиторного мероприятия в форме беседы - практикуме с использованием междисциплинарных связей как метод активизации познавательной деятельности студентов.

Задачи:

Образовательные: 

- обобщить знания студентов о экологических отношениях человека с природой, научить пользоваться счетчиками для расчета «углеродного следа»

- показать студентам проблемы, стоящие перед человечеством из-за безответственного отношения к природе.

- показать ответственность каждого за сохранность природных богатств.

Развивающие: 

-формирование и стимулирование активной деятельности студентов по овладению ими духовных ценностей и отношений;

- развитие наблюдательности, умения сравнивать, обобщать;

- развитие способностей коммуникативного общения студентов;

- развитие положительных эмоций и чувств в ходе внеаудиторного мероприятия;

Воспитательные: 

- воспитание любви и формирование навыков бережного отношения к природе;

- формирование экологических знаний о значении чистого воздуха в жизни человека;

привитие навыков бережного отношения к воде;

- создание условий для формирования эстетического восприятия окружающего мира;

- организация воспитательного влияния на личность студента через систему отношений на внеаудиторном мероприятии;

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии; технология исследовательской деятельности, коммуникативные технологии, технология интегрированного обучения.

Методы: частично-поисковый, коллективная мыслительная деятельность, исследовательский метод, метод систематизации и обобщения, методы взаимодействия, методы формирования личностных результатов

Приемы: беседа, дискуссия, демонстрация, коллективная мыслительная деятельность.

Наглядные пособия:

Презентация, видеофильмы

Технические средства обеспечения:

Персональный компьютер типа PentiumIV

Акустическая система: колонки

Принтер лазерный черно-белый HPLaserJet 102

Интерактивная доска InterWriteboard

Проектор Infocus X15


Рекомендации по проведению беседы -практикума

Подобрать материал об антропогенном росте концентрации СО2 в атмосфере.

Подобрать материал для презентации

Подобрать видеофильмы на данную тему.

Ход мероприятия

Вступительное слово преподавателя

Анкетирование студентов

Заключительное слово преподавателя.

Содержание мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя.

То, что мы живем в огромном, биологически разнообразном мире, очевидно для каждого из нас. Путешествуя по родному региону, мы видим неохватные глазом леса, поля, полноводные реки. Но видим и то, что чаще всего от посторонних глаз скрывают – такие же неохватные горы мусора и пополняющие их огромные мусоровозы, кажущиеся игрушечными на фоне этих гор. И если Природа – это дар Человеку, то отходы – наш «дар» Природе. Но заслуживает ли Природа такого дара?

Экологический след человека, это такой размер природной территории (площадь), которая требуется для воспроизводства всех потребляемых человеком ресурсов и поглощения произведённых отходов.

На протяжении последних 50 лет люди потребляют гораздо больше природных ресурсов, чем планета в состоянии восстановить. На сегодняшний день мы потребляем на 50% больше, чем наша биосфера в состоянии восполнить!

Для того, чтобы удовлетворить все наши ежегодные потребности, сейчас уже требуется 1,5 планеты Земля, а если наши аппетиты всё также будут расти, то к 2050 году нам потребуется уже 3 таких планеты Земля! При этом, если каждый житель планеты будет жить как средний россиянин, то уже сейчас потребуется 3,3 планеты!

Кроме того, что растут наши аппетиты, ещё растет и численность жителей планеты! Если в 1800 году количество жителей составляло примерно один миллиард, то к 2015 году численность достигла 7,5 миллиардов. По прогнозам ООН к 2050 году на Земле будет уже около 10 миллиардов человек. И те ресурсы, которые были предусмотрены нам планетой на год, мы тратим гораздо быстрее.

Это явление получило название – «День экологического долга». Сейчас объясню, что это такое: это тот день календаря, когда мы растрачиваем все ресурсы, данные нам планетой  на год. В 2017 году, этот день был 2 августа, в 2019 году это 29 июля, а в 2020 году 22 августа! Получается, что с конца августа, растратив все ресурсы, мы живем на планете в долг!

Выделяется 6 категорий использования земли, из которых складывается экологический след:

Пашни, для сельхозпродукции.

Пастбища для производства мяса.

Леса, для древесины и бумаги.

Застроенные земли.

Морские биоресурсы, необходимые для получения рыбы и морепродуктов.

Углеродный след. Это такая площадь земли (в основном это леса и океаны), которая необходима для растворения или связывания выбросов СО2. На сегодня это основной вид отходов

Прежде чем, мы остановимся на одной категории, из которых складывается экологический след, поговорим, откуда взялось это словосочетание.

Сообщение студента:

Понятие экологического следа было введено в 1992 году Уильямом Ризом, профессором коммунального и регионального планирования университета канадской провинции Британская Колумбия

Первоначально исследователи использовали понятие «адаптированной пропускной способности» (англ. appropriated carrying capacity), но позднее, чтобы сделать идею более доступной, Риз предложил термин «экологический след». Концепция расчёта экологического следа быстро распространилось благодаря регулярным докладам Всемирного фонда дикой природы (WWF) - крупнейшей в мире независимой природоохранной организация с более чем 5 миллионами сторонников во всём мире, работающей в более чем 100 странах, поддерживающая около 1300 природоохранных проектов во всём мире, главная цель которой - сохранение биологического разнообразия Земли

Преподаватель: Давайте посмотрим видеоролик «Что такое экологический след?» и назовем источники экоследа используя прием «Облако тегов» (заполнение рисунка)

t1681669371aa.jpg

Если Вы хотите узнать, какой экологический след лично у Вас, ответьте на вопросы анкеты.

Для того чтобы посчитать экологический след необходимо выбрать соответствующее Вашему образу жизни утверждение, и провести сложение / вычитание количества баллов, указанных справа.


1. Жилье

1.1. Площадь Вашего жилья такая, что можно держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато

+7

1.2. Большая, просторная квартира

+12

1.3. Коттедж на две семьи

+23

2. Использование энергии

2.1. Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе

+75

2.2. Отопление Вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды

-10

2.3. Выходя из комнаты, Вы всегда гасите в ней свет

-10

2.4. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме

-10

3. Транспорт

3.1. На работу / учебу Вы ездите общественным транспортом

+25

3.2. На работу / учебу Вы идете пешком или едете на велосипеде +

+3

3.3. Вы ездите на обычном легковом автомобиле

+45

3.4. Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом

+75

3.5. В последний отпуск Вы летели самолетом

+85

3.6. В прошлом году в отпуск / на каникулы Вы ехали на поезде

+15

4. Питание

4.1. В продуктовом магазине или на рынке Вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед

+2

4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены

+14

4.3. Вы едите мясо 2–3 раза в неделю

+50

4.4. Вы предпочитаете вегетарианскую пищу

+30

5. Использование воды и бумаги

5.1. Вы принимаете ванну ежедневно

+14

5.2. Вы принимаете ванну один-два раза в неделю

+2

5.3. Вместо ванны Вы ежедневно принимаете душ

+4

5.4. Если Вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее

+2

5.5. Иногда Вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых

-1

5.6. Прочитав газету, Вы ее выбрасываете

+10

5.7. Выписываемые или покупаемые Вами газеты читает после Вас еще кто

+5

6. Бытовые отходы

6.1. Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе

+100

6.2. За последний месяц Вы хоть раз сдавали бутылки

-15

6.3. Выбрасывая мусор, Вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру

-17

6.4. Вы сдаете пустые банки из под напитков и консервов

-10

6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку

-15

6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве

-5


Разделите полученный результат на 100 – и Вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все Ваши потребности!

t1681669371ab.png

1. Каков Ваш личный экологический след?

2. Готовы ли Вы его уменьшить?

3. Что для этого нужно сделать?

Студенты отвечают:

1.Сесть на велосипед, перейти на более здоровую пищу, оптимизировать свое домашнее питание.

2.Ипользовать кастрюли с диаметром днища равному диаметру конфорок электроплит. Если дно кастрюли меньше размера конфорки, то при готовке тратится зря большое количество электричества. При приготовлении пищи на электроплите использовать остаточное тепло конфорок – выключать их немного раньше, чем блюдо будет готово. Для нагрева небольшого количества воды использовать электрочайник. При этом кипятить в нем воды столько, сколько нужно в данный момент, и помнить, что накипь внутри электрочайника существенно увеличивает затраты энергии.

3.Гасить свет, выходя из комнаты, – прямая экономия! Установить дома флуоресцентные или энергосберегающие лампочки. Несмотря на более высокую стоимость, одна такая лампочка потребляет значительно меньше энергии, чем обычная. Не оставлять электроприборы в режиме ожидания и Сокращаем расходы, ведь самый дешевый источник энергии – ее экономия! Сокращаем риск подхватить простуду на сквозняке. Веселые выходные, когда всей семьей утепляем окна! всегда выключать их из розетки после использования.

4.Не держать окна и форточки постоянно открытыми. Утеплять окна и форточки на холодный период – это позволит реже включать обогревательные приборы. При покупке электроприборов обращать внимание на их класс энергоэффективности. Наиболее экономичными являются электроприборы

класса «А»

Преподаватель: А теперь мы вернемся к одной из категорий их которых складывается экологический след – углеродный след

Сообщение студента «Что такое углеродный след ? »

Углеродный след складывается из всей деятельности человека. Есть два главных источника — энергетика (прежде всего, сжигание ископаемого топлива) и сельское хозяйство. Это связано с особенностью пищеварения у животных и исчезновением лесов, вырубаемых под пастбищ.

Углеродный след исторически определяется как суммарные выбросы, вызванные индивидуумом, событием, организацией или продуктом, выраженным как эквивалент диоксида углерода.

В большинстве случаев общий выброс углекислого газа не может быть точно рассчитан из-за недостаточного знания и данных о сложных взаимодействиях между способствующими процессами, в частности, включая влияние на естественные процессы, хранящие или высвобождающие углекислый газ. По этой причине Райт, Кемп и Уильямс предложили определить углеродный след как:

Мера общего количества выбросов двуокиси углерода (CO2) и метана (CH4) определенной популяции, системы или деятельности с учетом всех соответствующих источников, поглотителей и хранения в пределах пространственной и временной границы населения, системы или деятельности, представляющей интерес.  Рассчитывается как эквивалент диоксида углерода, используя соответствующий 100-летний потенциал глобального потепления (GWP100).

Парниковые газы (ПГ) могут выделяться при зазоре и производстве и потреблении продуктов питания, топлива, промышленных товаров, материалов, дерева, дорог, зданий, транспортных и других услуг. Для простоты отчетности он часто выражается в терминах количества диоксида углерода или его эквивалента других ПГ, выделяемых.

Большая часть выбросов углеродного следа для домохозяйства поступает из «косвенных» источников, например, сжигаемого топлива для производства товаров вдали от конечного потребителя. Они отличаются от выбросов, которые поступают от сжигания топлива непосредственно в автомобиле или печи, которые обычно называют «прямыми» источниками углеродного следа потребителя.

Название концепции углеродного следа происходит от экологического следа, обсуждения, которое было разработано Рейсом и Вакернагелем в 1990-х годах

Преподаватель: давайте воспользуемся специальной программой и произведем расчет вашего углеродного следа на нашей Земле

Студенты, используя персональные компьютеры, определяют свой углеродный след на Земле.

Преподаватель: Если вы хотите уменьшить свой углеродный след, расчет поможет увидеть, какая сфера жизни вносит наибольший вклад в его величину. Также можно подумать и решить, какие сферы жизни вы готовы изменить. Может, вы давно мечтали изменить свой образ жизни - сесть на велосипед, перейти на более здоровую пищу, оптимизировать домашнее или дачное хозяйство - углеродный след позволит не только реализовать мечты, но и помочь планете.А какие страны оставляют свой экологический след?

Список десяти самых главных "стран-потребителей".
1. Объединённые Арабские Эмираты: -9,831
2. Катар: -8,000
3. Кувейт: -5,929
4. Бельгия: -6,656
5. Нидерланды: -5,166
6. Южная Корея: -4,534
7. Израиль: -4,500
8. Саудовская Аравия: -4,295
9. Япония: -4,130
10. США: -4,128
Жители этих государств импортируют и потребляют количество ресурсов значительно больше, чем может предоставить им природа той или иной страны.

Теперь посмотрим на более экологически устойчивые страны.
1. Габон: 27,878
2. Боливия: 16,262
3. Конго: 12,303
4. Монголия: 9,604
5. Парагвай: 8,050
6. Канада: 7,906
7. Австралия: 7,874
8. Центральная Африканская Республика: 7,122
9. Финляндия: 6,305
10. Бразилия: 6,080
В этом списки оказались, как бедные страны с низким уровнем потребления, так и развитые страны с относительно небольшой численностью населения и богатые природными ресурсами.
Очевидно, сегодня три  четверти населения Земли живут  в странах - экологических должниках. Россия в списках должников не значится, а, напротив, является страной - экологическим донором.
III. Заключительная часть.

Преподаватель:

Сегодня мы всесторонне изучили понятие «экологический след», узнали, из чего он складывается и как измеряется. Провели анкетирование студентов, по результатам которого узнали величину общего и индивидуального Экологического следа. Также нами были разработаны рекомендации по уменьшению величины экологического следа человека. Следовать ли этим рекомендациям – это очень личное и индивидуальное решение. Ведь, чтобы помочь планете, а в перспективе – будущим поколениям полноценно существовать, нам необходимо уже сейчас во многом себя ограничить и от многого отказаться. Без изменения привычек и поведения людей никакие стандарты, запреты и законы не помогут людям остановить разрушение окружающей среды и достичь гармонии с природой. Поэтому вопросы экологии – это еще и вопросы выбора, который необходимо сделать каждому из нас.





Литература

1. И. И. Зайковский «Занимательная химия» – М: «Дрофа», 2020г.

2. И. В. Петряев «Самое необыкновенное вещество в мире» – М: «Педагогика»,

2018г.

3. М. В. Гальперин «Экологические основы природопользования» – М: ФОРУМ:

ИНФРА – М, 2020г.

4. В. А. Корн «Мы изучаем химию» – М: «Просвещение» 2017г.

Интернет – источники:

1. Cайт Priroda.su статья «Глобальный «водный след»» [Электронный ресурс] http://www.priroda.su/item/1283

2. Сайт WWF, статья «Экологический след» [Электронный ресурс] https://new.wwf.ru/what-we-do/green-economy/ecological-footprint /

3 Сайт WWF, статья «Экологический след субъектов РФ» [Электронный ресурс] https://new.wwf.ru/resources/publications/booklets/ekologicheskiy-sled-subektov-rossiyskoy-federatsii12 /

4 Свободная энциклопедия Википедия, статья «Экология» [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki /Экология


16


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.