12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитина Татьяна Федоровна35
Россия, Иркутская обл., р. п. Чунский

Библиотечный урок по экологическому воспитанию для 10-11 классов

Твой след на Земле!

Форма проведения: Пресс-конференция.

Автор разработки: Никитина Татьяна Федоровна, библиотекарь МБОУ СОШ №29 р.п. Чунский, Иркутской области.

Цели и задачи:  

воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

формирование системы научных экологических знаний, доступных пониманию старшеклассников;

формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности;

формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

Оборудование:

-Персональный компьютер;

-Мультимедийный проектор;

-Экран;

-Презентация «Твой след на Земле»;

-Заголовок мероприятия;

-Книжная выставка литературы о природе и экологии.

Ход мероприятия

Библиотекарь. Добрый день. Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Значимость ее в том, что внимание всех живущих на Земле обращается к проблеме, которая не только нуждается в серьезном подходе к ее решению, но и требует, и незамедлительно, участия всего человечества в предотвращении грозящей катастрофы. Планета людей в опасности!

Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она ранима и хрупка. Каждое явление лучше всего характеризует количественные и качественные показатели, поэтому обратимся к цифрам. Человечество берет, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды, возвращая ей не менее 20 млрд. тонн твердых и газообразных загрязнений атмосферы и столько же органических отходов. Растительный покров уже не в состоянии переработать угарный газ, выделяемый при сжигании топлива. К тому же леса исчезают с огромной скоростью; зеленая оболочка Земли ежегодно сокращается на 1%.

Ежегодно планета безвозвратно теряет десятки видов животных и растений. Красная книга разбухает от все новых и новых названий, вносимых в нее под звуки траурных маршей экологической катастрофы. Загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряются плодородные почвы, обедняются флора и фауна, воздух городов и рабочих поселков порой далек от санитарных норм…. Вот почему говорить сегодня об экологии – это значит говорить не только об изменении природы, но и о спасении жизни.

Ни одно государство, отдельно взятое, не обладает необходимыми и достаточными ресурсами для их решения. Несущие кислотные дожди тучи, пыльные бури, дымы производств, «мертвые» воды рек не знают государственных границ.

«Судьба природы – наша судьба». Это фраза с глубоким смыслом, ведь экология – это наука о взаимодействии организма с окружающей средой.

Тревожный набат зовет к разуму.

(В ролях председателя, ученых и экспертов - учащиеся 10 класса)

Председатель: на нашей пресс-конференции присутствуют ученые и эксперты.

научный сотрудник Государственного института защиты растений.

научный сотрудник Центральной лаборатории охраны природы.

эксперт Международного союза охраны природы.

эксперт международной общественной партии «ЗЕЛЁНЫЕ» (ГРИНПИС).

научный сотрудник международного общества охраны дикой природы.

научный сотрудник Байкальской биологической станции.

представитель Чунского районного комитета по охране природы.

Председатель:

Разрешите представить корреспондента журнала «Природа»

Корреспондент журнала «Природа»

Я хотел бы узнать, что такое кислотные дожди?

Как они образуются? Какое влияние оказывают на всё живое?

Председатель:

На этот вопрос я попрошу ответить научного сотрудника Государственного института защиты растений.

Научный сотрудник Государственного института защиты растений

Что такое вода, знают все. Ее на Земле огромное количество - полтора миллиарда кубических километров.

В пресной воде рек и озер много растворимых веществ, в том числе ядовитых, в ней могут быть болезнетворные микробы, поэтому использовать ее, а тем более пить без дополнительной очистки нельзя. Когда идет дождь, капли воды (или снежинки, когда идет снег) захватывают из воздуха вредные примеси, попавшие в него из труб какого-нибудь завода.

В результате в некоторых местах Земли выпадают вредные, так называемые кислотные дожди. Ни растениям, ни животным это не нравится.

В водных экосистемах кислотные осадки вызывают гибель рыб и других водных обитателей. Подкисление воды рек и озер серьезно влияет и на сухопутных животных, так как многие звери и птицы входят в состав пищевых цепей, начинающихся в водных экосистемах.

Огромный урон наносят кислотные дожди лесам, паркам, садам. Желтеют и опадают листья, молодые побеги делаются хрупкими, как стекло, и ломаются. В Германии кислотные дожди погубили больше половины всех елей.

Кислотные дожди разъедают даже металл, в результате чего быстрее разрушаются мосты, ломаются самолеты. Многие исторические памятники, которые существуют уже тысячелетия и сохранились до наших дней, могут сейчас погибнуть из-за кислотных дождей.

Для борьбы с кислотными дождями необходимо направить усилия на сокращения выбросов кислотообразующих веществ.

 

Корреспондент журнала «Биосфера»

Есть такое понятие парниковый эффект.

Я хотел бы узнать каковы причины этого явления?

Председатель:

Пожалуйста. Слово научному сотруднику Центральной лаборатории охраны природы.

Научный сотрудник Центральной лаборатории охраны природы.

Парниковый эффект – подъем температуры на поверхности планеты в результате тепловой энергии, которая появляется в атмосфере из-за нагревания газов. Основные газы, которые ведут к парниковому эффекту на Земле – это водяные пары и углекислый газ. За последние 100 лет средняя температура Земли поднялась на 0,74 градуса, а к концу XXI века температура Земли может повыситься до 4,6 градусов

По мнению ученых, с 90-процентой вероятностью наблюдаемые изменения климата связаны с деятельностью человека – сжиганием углеродного ископаемого топлива (т.е. нефти, газа, угля и др.), промышленными процессами, а также сведением лесов – естественных поглотителей углекислого газа из атмосферы.

Существуют прогнозы исчезновения до 30-40% видов растений и животных, поскольку их среда обитания будет изменяться быстрее, чем они могут приспособиться к этим изменениям. Уже через 30 лет Северный ледовитый океан в течение теплого периода года будет полностью вскрываться из под льда. При нынешней скорости таяния льда две трети ледников исчезнут к 2060 году, а к 2100 все ледники растают окончательно.

Глобальное потепление чревато необратимыми последствиями. Предполагая наихудший сценарий развития событий, можно отметить, высохшие моря и превращение планеты в пустыню. Температура воздуха поднимется до + 150 градусов на экваторе и до +100 градусов по Цельсию на полюсах. Абсолютное отсутствие животных, растений и людей, развалины строений, поломанные автомобили, подводные лодки в песках. Постоянные пыльные бури и ураганные ветра. Картина поистине ужасающая, и все это может случиться, если человечество не примет экстренных мер, уже через три сотни лет.

Не смотря на то, что 300 лет - срок относительно большой, не стоит полагаться на потомков, а нужно помочь им уже сейчас, не дожидаясь когда климатические изменения, перейдут в разряд необратимых. Ведь через триста лет настанет стадия термальной парниковой катастрофы, в результате которой жизнь на Земле будет невозможна.

Корреспондент журнала «Экология»

Каковы причины образования ОЗОНОВЫХ ДЫР?

Какие последствия могут быть для нашей планеты?

Председатель:

Слово предоставляется эксперту Международного союза охраны природы.

Эксперт Международного союза охраны природы.

Озоновые дыры представляют собой явление низкой концентрации озона в стратосфере, которая находится в верхней атмосфере земли на высоте от 10 до 50 км, где присутствует слой повышенной концентрации озона, называемый озоносферой.

Озоновые дыры располагаются, в основном, в полярных регионах, таких, как Антарктида. А в последнее время наблюдается в районе Южной Аргентины и Чили.

Образование озоновой дыры связывают с хозяйственной деятельностью человека и его постоянным вмешательством в окружающую среду. Озон является природным фильтром, который обеспечивает защиту Земли от ультрафиолетового излучения. Озоновые дыры в последние годы обнаружены над Шпицбергеном и Крымским полуостровом. По прогнозам ученых уничтожение озона приведет к увеличению вредных мутаций, рака кожи, уменьшению урожая, гибели животных и растений.

Нынешней весной ученые впервые обнаружили истончение озонового слоя над Арктикой. Это поле распространилось на районы Сибири, населенные людьми. Это означает, что Россия может оказаться в зоне риска, ведь за первые три месяца 2011 года Арктика потеряла рекордное количество озона.

Затягивание озоновой дыры не стоит ожидать ранее 2048 года.

Председатель:

Есть вопрос у корреспондента журнала «Нефть и жизнь». Пожалуйста.

Корреспондент журнала

«Нефть и жизнь»

Вы знаете, что в Мировой океан ежегодно поступает около 13 – 14 млн. т. нефтепродуктов. Это мировая экологическая катастрофа. Каковы её последствия? И есть ли выход из этой ситуации?

Председатель:

На этот вопрос отвечает эксперт международной общественной партии «ЗЕЛЁНЫЕ» (ГРИНПИС).

Эксперт международной общественной партии «ЗЕЛЁНЫЕ» (ГРИНПИС).

Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане.

В результате широко распространённой практики мытья трюмов танкеров, сбросе остатков нефти в океан ежегодно сознательно сбрасывается от 8 до 20 млн баррелей нефти. Раньше такие нарушения часто оставались безнаказанными, но сегодня спутники позволяют собрать необходимые улики и привлечь виновных к ответственности.

Нефтяные загрязнения весьма токсичны. Портятся вкусовые качества воды, а рыба приобретает неприятный и неустранимый привкус. При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 мг на литр рыба гибнет. При концентрации 1,2 мг на литр – не выдерживает планктон. Ядовитая нефтяная плёнка препятствует испарению воды с поверхности Мирового океана, нарушает его нормальный газообмен (за счёт океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги).

Нефть склеивает перья морских птиц. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная плёнка не даёт проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться – она погибает от голода. Необходим контроль за транспортировкой, разгрузкой нефти.

Если произошла утечка, надо принимать срочные меры по устранению последствий: очищение поверхности океана с помощью специальных реагентов, ограничение распространения нефтяных пятен, спасение животных.

Председатель:

Ещё есть вопросы?

… Да пожалуйста. Корреспондент журнала «Ихтиосфера».

Корреспондент журнала «Ихтиосфера»

У меня есть дополнительный вопрос.

Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом?

Как найти выход из создавшегося положения?

Председатель:

(Обращаясь к «Гринпис») Что вы можете сказать по этому поводу?

5. Эксперт международно-общественной партии «ЗЕЛЁНЫЕ» (ГРИНПИС).

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан.

Чрезвычайно загрязняет мировой океан морской транспорт. Один Британский эколог провёл 1,5 месяца на судне, чтобы учесть количество мусора, выбрасываемого за борт. За этот срок команда из 46 человек отправила в море: пять тысяч консервных банок, 350 пластиковых бутылок, 320 бумажных пакетов, 5 жестяных бочек¸ множество полиэтиленовых пакетов и другого мусора. Рыбаки оставляют в море рыболов, синтетические сети.

Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают всё подряд.

Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.

Надо срочно принимать меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбной промысел, продумать и решить систему штрафов.

Последствия, к которым ведёт расточительное, небрежное отношение человечества к Океану, ужасающи. Уничтожение планктона, рыб и других обитателей океанских вод - далеко не всё. Ущерб может быть гораздо большим. Ведь у Мирового океана имеются общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, а также циркуляции её атмосферы. Загрязнения способны вызвать весьма существенные изменения всех этих характеристик, жизненно важных для режима климата и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня. Повторяются жестокие засухи и наводнения, появляются разрушительные ураганы, сильнейшие морозы приходят даже в тропики, где их отроду не бывало. Разумеется, пока нельзя даже приблизительно оценить зависимость подобного ущерба от степени загрязненности. Мирового океана, однако, взаимосвязь, несомненно, существует. Как бы там ни было, охрана океана является одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество.

Председатель:

У корреспондента журнала «Зоомир» тоже есть вопрос.

Пожалуйста.

Корреспондент журнала «Зоомир»

Каковы причины гибели тысяч животных?

Председатель:

Прошу ответить научного сотрудника международного общества охраны дикой природы.

6. Научный сотрудник международного общества охраны дикой природы.


 

В новостях стали часто появляться сообщения о необъяснимой массовой гибели птиц и обитателей моря.

Количество этих сообщений начало нарастать именно в 2010-ом, который и по другим катастрофам установил слишком много рекордов для одного года;

С выделением сероводорода и других токсичных газов часто связывают гибель животных и птиц в таких районах, как «Долина гейзеров на Камчатке» и вообще, в природе возможно образование газовой струи, попадая в которую птицы испытывают симптомы отравления или удушья, потери ориентации, наркотического опьянения и гибели или в результате самого отравления, или в результате падения. Что максимально соответствует описанным в прессе случаям. Кроме того есть и другие причины.

Всё вместе: вырубка лесов, северных и тропических, опустынивание земли, распашка новых площадей, загрязнение вод, заражение земли химикатами – это разрушение мест обитания – оставляет всё меньше и меньше места для жизни животных.

Статистика такова: в прошлом веке исчезал 1 вид животных в год.

Сейчас один вид исчезает ежедневно.

Необъяснимая массовая гибель животных, изменение климата и нарастающие стихийные бедствия на всей планете имеют общие корни. Настала пора обратить внимание общественности на тревожно нарастающие процессы в земной коре, которые чреваты серьезными катаклизмами в ближайшем обозримом будущем.

Председатель:

На нашей пресс-конференции присутствует корреспондент журнала «Сибирячок». Пожалуйста, ваш вопрос.

Корр. журнала «Сибирячок»

Известен проект «Сибирячка» - «Бережём Байкальскую воду».

Что сделано для этого? И как чувствует себя Байкал сейчас?

Председатель:

На этот вопрос отвечает научный сотрудник Байкальской биологической станции.

Научный сотрудник Байкальской биологической станции.

В декабре 1996 года ЮНЕСКО, комитет по мировому наследию, в Мексике признал под №754 озера Байкал участком мирового наследия. В России в 1999 г. принят федеральный закон об охране оз. Байкал. Охраняется законом не только озеро Байкал, но и территория вокруг Байкала, водоохранная зона шириной до 200 км.

Байкал — великий памятник природы. Байкал-это символ красоты и вечности. Про байкальскую воду говорят, что она очень чистая. От чистоты воды зависит ее прозрачность. Изумительная прозрачность байкальской воды давно уже стала легендой. Также поражает разнообразие органического мира: животные и растения не встречающиеся больше ни в одном водоеме земного шара. Задача сохранения этого чуда природы легла на плечи нашего общества.

Наиболее известный загрязнитель Байкала - Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК), который был построен в 1966 г. для производства стратегического сырья - кордной целлюлозы. Кордная целлюлоза идёт на производство уникального материала – специального углепластика. Этот материал активно используется в оборонной промышленности. Примерный объем очищенных стоков БЦБК около 40 млн. куб. м в год. В двадцатикилометровом пятне в районе сброса очищенных сточных вод комбината исчезли эндемичные водоросли и моллюски. Руководство Байкальского ЦБК сообщает о запуске на предприятии цеха переработки осадка, так называемого шлам-лигнина. Создание нового производственного объекта, в который вложено более 50 миллионов рублей, позволит комбинату отказаться от вывоза на полигон жидкого шлам-лигнина. «Если раньше в сутки на карты-накопители вывозилось около 20 тонн шлам-лигнина в жидком виде, то после введения режима сжигания эти объемы уменьшатся в 10 раз, причем вывозиться будет не жидкий шлам-лигнин, а только зольный остаток, безопасный для почвы. Кроме того, установлено специальное оборудование, максимально очищающее выбросы в атмосферу». Я уверен в том, что в ближайшие годы Байкал с каждым годом будет становиться чище, никакого загрязнения на озере происходить не будет», – сказал министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Юрий Трутнев.

Мы все надеемся, что наши потомки в наследство получат чистую, хрустальную чашу Байкала.

Председатель:

Кто ещё желает выступить?

Представляю корр. газеты «29 новостей», Чунской школы №29.

Корреспондент газеты

«29 новостей»

Мне интересно узнать какая экологическая обстановка у нас в посёлке Чунский? Какова история изучения экологии нашего района? Спасибо.

Председатель:

Я думаю на этот вопрос ответит представитель Чунского районного комитета по охране природы.

Представитель Чунского районного комитета по охране природы.

Могу сказать сейчас одно - в нашем поселке – экология ближе к норме. Последняя объемная экологическая экспертиза была проведена в 1993 г. Государственным геологическим предприятием «Сосновэкология» г. Иркутска. Комплексная программа обследования включала в себя пробы воды, снега, воздуха изучение почвенного покрова. Были обследованы д/сады, школы, различные предприятия. Итоги экспертизы были опубликованы в местной газете.

Вот уже на протяжении ряда лет районной Думой утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. Утвержден он и на текущий год. На экологическом контроле находятся: Атмосферный воздух, водные ресурсы, земли, недра, почвы, леса, животные. Ежемесячно проводится контроль качества питьевой воды. Сейчас в воде в отдельных пробах установлены превышения химических элементов - железа и бора. Но для питьевого водоснабжения они никакой опасности не представляют. Если брать общее загрязнение снежного покрова в городах: Иркутск, Шелехов, Ангарск, Усть-Илимск, Братск, Тайшет и в р.п. Чунский, то наш поселок стоит на последнем месте, т.е. самый чистый.

Состояние атмосферного воздуха района остается благоприятным, так как отсутствуют крупные предприятии. Основным загрязнителем воздуха является котельная «Центральная», но ее выбросы не превышают ПДК. За выхлопными газами автотранспорта тоже постоянно ведется контроль. Были несколько дней в сентябре неблагоприятного состояния атмосферного воздуха. Горели леса в Братском районе. Других загрязнителей атмосферы в поселке нет.

Печное отопление экологического вреда не наносит.

Радиационная обстановка является нормальной. А 17 лет назад повышенные концентрации паров ртути были установлены в школах № 4, 7, 90 и в отделениях Центральной районной больницы, из - за неправильного хранения приборов.

Одним из аспектов экологического состояния поселка является загрязнение и захламления зеленых зон бытовыми отходами. Мы проводим субботники по очистке улиц от мусора. Ребята 29 школы ежегодно принимают участие в этих субботниках, а учащиеся 11-х классов работают на очистке лесного массива в районе реки Шундукан. Так же каждый год проводится районная акция «Чистая тайга, хрустальный ручей». Этот кусочек зелёной зоны меняется до неузнаваемости: исчезли завалы и кучи мусора. И так уж устроена жизнь что строить труднее, чем разрушать, и рук, готовых навести чистоту, куда меньше, чем рук загрязняющих.

Конечно, можно, время от времени, проводить такие акции чистоты. Но лучше чувствовать себя в лесу, как дома и отвечать за чистоту, порядок и уют. И если бы каждый человек чувствовал себя ответственным за порядок, на сколько наша Чунская земля стала бы чище и красивее.

Председатель:

Прослушав все выступления, мы убедились, что наша Земля нуждается в защите. Современный человек просто обязан быть экологически грамотным. Природа всегда была щедра к человеку: оставаясь для него кормилицей, источником существования и вдохновения каждого. Но при всей своей благосклонности природа не прощает человеческих ошибок, напоминая нам, что она главная: разрушительными землетрясениями, наводнениями, цунами, ураганами, засухами, пожарами. Никогда еще равновесие между человеком и природой не было таким зыбким. И, пожалуй, ни на одном поколении людей не лежала столь высокая ответственность перед будущими потомками: долг за сохранение жизни на земле.

Заключение

Прослушав все выступления, мы убедились, что наша Земля нуждается в защите. Современный человек просто обязан быть экологически грамотным.

Природа всегда была щедра к человеку: оставаясь для него кормилицей, источником существования и вдохновения каждого. Но при всей своей благосклонности природа не прощает человеческих ошибок, напоминая нам, что она главная: разрушительными землетрясениями, наводнениями, цунами, ураганами, засухами, пожарами. Никогда еще равновесие между человеком и природой не было таким зыбким. И, пожалуй, ни на одном поколении людей не лежала столь высокая ответственность перед будущими потомками: долг за сохранение жизни на земле.

 

Список использованной литературы

Биология. 10-11 классы. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия (КВН, устные журналы, викторины, интеллектуально-игровые задания) / Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград : Учитель, 2007. – 154 с.

Кирасирова, Л.Н. Без воды нет жизни: Познавательная игра, посвящённая охране водных ресурсов на нашей уникальной планете // Читаем, учимся, играем. – 2012. - №10. – с. 78.

Неделя экологии в школе / авт.-сост. Г. А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2007. -66 с.

Экология и мы. Итоги экспертизы. / Чунский вестник. – 1994.

http://odiplom.ru/lab/ekologicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

the-day-x.ru/tag/zagryaznenie-okruzhayushhej-sredy

baikalfond.narod.ru/

www.km.ru/nauka/...i.../uchenye-nashli-odni-iz-glavnykh-istochn

evasiljeva.ucoz.ru/index/massovaja_gibel_zhivotnykh/0-106

www.molomo.ru/inquiry/death_animals.html

ru.wikipedia.org/wiki/Загрязнение_океанов


 

 

9

 

 

Заголовок
XLS / 96.5 Кб
Презентация "Твой след на Земле!"
PPT / 12.24 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Ильина Оксана Геннадьевна, 18.11.17 в 09:50 0Ответить Пожаловаться
Очень интересное мероприятие! Большое спасибо!
Ольга Витальевна Щербакова, 28.11.17 в 19:33 0Ответить Пожаловаться
Интересное мероприятие по экологическому воспитанию.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.