Внеклассное мероприятие на тему «От юнги к командиру боевой части»
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский военный корпус
Министерства обороны Российской Федерации»
(197760, г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Зосимова, д.15. т. 311-62-32)
Методическая разработка внеклассного мероприятия:
«От юнги к командиру боевой части»
|
Составители: Козачек И.Е., педагог-психолог ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус» Холина С.А., воспитатель ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус» |
Кронштадт
2020 год
Методическое обоснование:
Основной функцией данной методической разработки является: вооружение знаниями и навыками необходимыми для выбора кадетами Военно-Морских специальностей; созданию условий, способствующих самоопределению кадет, приобретению специфических способностей, необходимых для успешного освоения нового положительного опыта в Военно-Морских специальностях.
Актуальность. В процессе подготовки к выбору профессии воспитанников необходимо вооружить знаниями, обучить первичным воинским навыкам, подготовить физически и психологически к военной службе. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие ребята, какую профессию они выберут, и где будут служить. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. В среднем звене обучения кадеты в процессе развития насыщают свое сознание разнообразными представлениями о мире военно-морских профессий.
Внеклассное мероприятие «От юнги к командиру боевой части» спланировано в рамках профориентационной работы учебного курса.
Внеклассное мероприятие, интегрированное, так как это общая платформа сближения различных знаний по военно-морской подготовке, географии, истории, математики, что позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:
повышение мотивации познавательной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия;
рассмотрение понятий, которые используются в разных видах деятельности;
показ связей между разными видами деятельности и их применение при решении разнообразных задач.
На интегрированных мероприятиях кадеты работают активно и с интересом усваивают обширный по объему материал.
Целесообразность использования технологии развития критического мышления. Цель применяемой технологии – развитие мыслительных навыков кадет, данная технология основана на творческом сотрудничестве педагога и кадета, на развитии у обучающихся аналитического подхода к отбору материала. Каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения по выбору понравившейся специальности независимо от того, что работа происходит по отделениям взвода. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения.
Педагогические подходы, используемые на внеклассном мероприятии «От юнги к командиру боевой части». Методологической основой реализации ФГОС в образовательном процессе является системно-деятельностный подход. Он понимается как такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебно-воспитательном процессе. На стадии вызова использован прием «Верные – неверные утверждения», на стадии осмысления прием «Концептуальная таблица».
Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия. Военная составляющая в воспитании и образовании является одной из ведущих в Кронштадтском морском кадетском военном корпусе. На внеклассном мероприятии прослеживаются статусно-ролевые отношения: командир отделения – кадет. За обучающимися закреплены правила поведения, определенные Уставом корпуса, например, обращение кадет друг к другу, к воспитателям, к военачальникам, а также самих педагогов к кадетам.
Внеклассное мероприятие строится на использовании технологии развития критического мышления и элементах игровой технологии, то есть формы обучения, которая позволяет сделать творческую, учебно-воспитательную работу кадет интересным и увлекательным занятием. Выбранные технологии способствует сплочению коллектива, повышению комфортности психологического климата, преодолению барьеров в межличностных взаимоотношениях, развитию коммуникативной компетентности в совместной работе.
Занятие дает возможность кадетам проработать полученную информацию, представить ее креативно с использованием ИКТ. Принять участие в испытаниях, направленных на формирование понимания специфики предлагаемых специальностей. Проанализировать собственные действия в испытаниях, найти свой интерес.
Методическая цель: отработать прием «Концептуальная таблица» при использовании технологии ТРКМ.
Тип занятия: профориентационный классный час.
Цель внеклассного мероприятия: способствовать созданию условий для формирования профессиональных интересов к военно-морским специальностям.
Задачи:
расширить знания о военно-морских специальностях, входящих в БЧ-1, БЧ-2, Бч-3, БЧ-4;
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности;
развитие коммуникативных навыков; способности к взаимовыручке и взаимоподдержке;
формирование умения способности к организации и регуляции своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
Планируемый результат: кадеты получат представление о профессиях и специальностях военно-морского флота; попробуют оценить собственные возможности при выборе профессии.
Время проведения: 60 минут
Оборудование: интерактивная доска с программным обеспечением Start Board, ноутбуки, тетради по профориентации.
Проведённая работа состояла из нескольких этапов.
Первый этап – подготовительный. На этом этапе происходит создание презентаций PowerPoint или видео роликов боевой части, которую выбрали отделения для представления взводу, используя знания, полученные из интернета - источников, книг, наглядного пособия «Мир военно-морских специальностей», профориентационные тетради с подготовленными «Концептуальными таблицами». Создание анкеты для рефлексии.
Второй этап – проведение внеклассного мероприятия. Согласно технологии развития критического мышления работа на занятии выстраивается в следующей последовательности:
Первая стадия вызова. Этап целеполагания
Повторение пройденного материала по профориентации «Мир военно-морских специальностей» и подготовка кадет к восприятию новой информации, при использовании приема «Верные и неверные утверждения». (Таблица утверждений представлена в приложении к занятию).
На этом этапе важно не только активизировать кадет, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на мероприятии. Нужно и заинтересовать их, мотивировать на изучение нового материала по профориентации. В то же время, с помощью вопросов и предположений определяется круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Кадеты уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным и противоречит их знаниям.
На стадии рефлексии возвращаемся к составленной таблице «Верные и неверные утверждения». Ведущий вновь обращает внимание на утверждения, и обучающиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе занятия, в связи с новой полученной информацией.
Вторая стадия – осмысление.
Кадеты по отделениям представляют свою боевую часть, по которой делали презентацию или видеоролик, а остальные заносят выбранную ими информацию в тетрадь по профориентации в сводную таблицу (приём «Концептуальная таблица»). Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Прием помогает обучающимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.
После получения информации, кадетам предлагается пройти мини-испытания по специальности, о которой шла речь в выступлении одноклассников, попробовать свои силы и оценить профессиональные качества будущего защитника Отечества. Они получают задания по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей (в данном случае кадеты – становятся штурманами, минерами-торпедистами, ракетчиками-артиллеристами, связистами). Задания представлены в приложении к мероприятию.
Третья стадия – рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение новых знаний с тем, что уже известно. Ведущий возвращает кадет к первоначальным записям в таблице «Верные и неверные утверждения», кадеты вносят изменения, если это необходимо. На завершающем этапе внеклассного мероприятия проводится фронтальная беседа с опорой на те новые теоретические и практические знания, которые получены в ходе работы. Предварительное подведение итогов.
Итогом внеклассного мероприятия будут ответы кадет на вопросы анкеты о проведенном внеклассном мероприятии, которая покажет формирование личностного отношения к будущей профессии, понимание ее значимости и смысла на данном этапе. Анкета представлена в приложении к мероприятию.
Практическая значимость. Занятие полезно подросткам, обучающимся в довузовских образовательных учреждениях МО РФ при самоопределении в профессии. В Кронштадтском морском кадетском военном корпусе особое внимание уделено воспитанию у кадет беззаветной преданности Отечеству, выработке у них осознания общественного и воинского долга, дисциплинированности, любви к военной службе и профессии морского офицера, чувства гордости за принадлежность к ВМФ, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности, постоянному совершенствованию своих военных и специальных знаний.
Технологическая карта внеклассного мероприятия
Внеклассное мероприятие организовывают и проводят воспитатели и педагог-психолог.
Название технологии |
Этапы мероприятия, на которых технология применяется |
Технология развития критического мышления |
Стадия вызова: целеполагание, подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний. (Прием «Верные и неверные утверждения»). Повторение пройденного материала по профориентации «Мир военно-морских специальностей» и подготовка кадет к восприятию новой информации. |
Стадия осмысления: усвоение новых знаний, проверка понимания нового материала Кадеты получают новую информацию, работают с ней. Прием «Концептуальная таблица» помогает обучающимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. |
|
Стадия рефлексии: проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение нового знания с тем, что уже известно. Формирование личностного отношения к будущей профессии, понимание ее значимости и смысла на данном этапе.
|
Планируемые результаты |
||
Метапредметные |
Личностные |
|
Познавательные УУД: обобщать и представлять полученный материал о БЧ; вносить необходимые коррективы по ходу внеклассного мероприятия. Развивать любознательность и познавательную активность; умение строить речевые высказывания; Коммуникативные УУД: планировать сотрудничество со взрослыми и сверстниками; слушать и слышать своих товарищей; добиваться поставленных целей Регулятивные УДД: умение выполнять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий; умение четко высказывать свои мысли. |
формирование представлений о мире профессий; понимание значимости различных профессий; создание условий для развития творческой активности и повышению мотивации к процессу познания; отображение своих чувств и мыслей в заключительной анкета. |
|
Ход внеклассного мероприятия |
||
Предварительный этап |
||
Содержание деятельности педагога |
Содержание деятельности кадет |
|
Предварительный этап: подбор материала по темам, предложенным кадетам на занятии «Мир военно-морских специальностей», подготовка презентаций или роликов по отделениям взвода. Каждое отделение работает по своей боевой части и готовится к публичным выступлениям. |
||
Этап целеполагания (стадия вызова) |
||
Содержание деятельности педагога |
Содержание деятельности кадет |
|
Ведущий на доске высвечивает ряд вопросов. Просит кадет ответить на них, таким образом, активизирует и «вызывает» уже имеющиеся знания по теме «Мир военно-морских специальностей». Помогает ребятам освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на занятии. Предлагает кадетам в начале занятия наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям. В то же время, с помощью вопросов и предположений Ведущий ограничивает круг вопросов, которые будут обсуждаться на внеклассном мероприятии. |
В тетрадях по профориентации в предложенной таблице, кадеты фиксируют ответы с помощью значков «+» и «-». |
|
Этап осмысления |
||
Содержание деятельности педагога |
Содержание деятельности кадет |
|
Координирует действия кадет, помогая каждому отделению по запросу. Направляет деятельность ребят, подчеркивая связь старого и нового знания. Организует деятельность ребят по изучаемой теме, помогает составить план работы. После получения информации, предлагает кадетам предлагается пройти мини-испытания по специальности, о которой шла речь в выступлении одноклассников, попробовать свои силы и профессиональные качества будущего защитника Отечества. Задание «Будущий штурман», где кадетам предлагается построить маршрут корабля и определить географические координаты. Задание «Попади в цель», это физкультминутка развивается меткость и координацию движений. Задание «Найди и обезвредь мины». Задание «Шифрование и дешифрование»
|
Кадеты по отделениям представляют свою боевую часть, по которой делали презентацию или видеоролик 1 отделение – Ракетная боевая часть 2 отделение – Минно-торпедная боевая часть 3 отделение - Боевая часть связи 4 отделение - Штурманская боевая часть В это время остальные заносят выбранную ими информацию в тетрадь по профориентации в сводную таблицу, приём «Концептуальная таблица». Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Кадеты принимают участие в мини - испытаниях, предложенных ведущим. |
|
Рефлексивный этап |
||
Содержание деятельности педагога |
Содержание деятельности кадет |
|
Ведущий возвращает кадет к первоначальным записям в таблице «Верные и неверные утверждения» и предлагает проверить свои первоначальные ответы. Предлагает ответить на вопросы анкеты, которая позволит определить качество проведенного занятия, сделать количественный анализ выбора тех военно-морских специальностей, которые выбрали кадеты. |
Кадеты вносят изменения, если необходимо в таблицу «Верные и неверные утверждения». Оценивают свой труд и работу кадет класса. Кадеты отвечают на вопросы анкеты и высказывают свое впечатление о мероприятии, делятся о выборе своей профессии на данном этапе. |