12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана21
Россия, Санкт-Петербург, Кронштадт

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Кронштадтский морской кадетский военный корпус

Министерства обороны Российской Федерации»

(197760, г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Зосимова, д.15. т. 311-62-32)


 

t1595075427aa.png

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия:

«От юнги к командиру боевой части»

 

 

 

Составители:

Козачек И.Е., педагог-психолог ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус»

Холина С.А., воспитатель ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус»

 

 

 

 

 

Кронштадт

2020 год


 

Методическое обоснование:

 

Основной функцией данной методической разработки является: вооружение знаниями и навыками необходимыми для выбора кадетами Военно-Морских специальностей; созданию условий, способствующих самоопределению кадет, приобретению специфических способностей, необходимых для успешного освоения нового положительного опыта в Военно-Морских специальностях.

Актуальность. В процессе подготовки к выбору профессии воспитанников необходимо вооружить знаниями, обучить первичным воинским навыкам, подготовить физически и психологически к военной службе. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие ребята, какую профессию они выберут, и где будут служить. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. В среднем звене обучения кадеты в процессе развития насыщают свое сознание разнообразными представлениями о мире военно-морских профессий.

Внеклассное мероприятие «От юнги к командиру боевой части» спланировано в рамках профориентационной работы учебного курса.

Внеклассное мероприятие, интегрированное, так как это общая платформа сближения различных знаний по военно-морской подготовке, географии, истории, математики, что позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

повышение мотивации познавательной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия;

рассмотрение понятий, которые используются в разных видах деятельности;

показ связей между разными видами деятельности и их применение при решении разнообразных задач.

На интегрированных мероприятиях кадеты работают активно и с интересом усваивают обширный по объему материал.

Целесообразность использования технологии развития критического мышления. Цель применяемой технологии – развитие мыслительных навыков кадет, данная технология основана на творческом сотрудничестве педагога и кадета, на развитии у обучающихся аналитического подхода к отбору материала. Каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения по выбору понравившейся специальности независимо от того, что работа происходит по отделениям взвода. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения.

Педагогические подходы, используемые на внеклассном мероприятии «От юнги к командиру боевой части». Методологической основой реализации ФГОС в образовательном процессе является системно-деятельностный подход. Он понимается как такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приемниками» информации, а сами активно участвуют в учебно-воспитательном процессе. На стадии вызова использован прием «Верные – неверные утверждения», на стадии осмысления прием «Концептуальная таблица».

Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия. Военная составляющая в воспитании и образовании является одной из ведущих в Кронштадтском морском кадетском военном корпусе. На внеклассном мероприятии прослеживаются статусно-ролевые отношения: командир отделения – кадет. За обучающимися закреплены правила поведения, определенные Уставом корпуса, например, обращение кадет друг к другу, к воспитателям, к военачальникам, а также самих педагогов к кадетам.

Внеклассное мероприятие строится на использовании технологии развития критического мышления и элементах игровой технологии, то есть формы обучения, которая позволяет сделать творческую, учебно-воспитательную работу кадет интересным и увлекательным занятием. Выбранные технологии способствует сплочению коллектива, повышению комфортности психологического климата, преодолению барьеров в межличностных взаимоотношениях, развитию коммуникативной компетентности в совместной работе.

Занятие дает возможность кадетам проработать полученную информацию, представить ее креативно с использованием ИКТ. Принять участие в испытаниях, направленных на формирование понимания специфики предлагаемых специальностей. Проанализировать собственные действия в испытаниях, найти свой интерес.

Методическая цель: отработать прием «Концептуальная таблица» при использовании технологии ТРКМ.

Тип занятия: профориентационный классный час.

Цель внеклассного мероприятия: способствовать созданию условий для формирования профессиональных интересов к военно-морским специальностям.

Задачи:

расширить знания о военно-морских специальностях, входящих в БЧ-1, БЧ-2, Бч-3, БЧ-4;

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности;

развитие коммуникативных навыков; способности к взаимовыручке и взаимоподдержке;

формирование умения способности к организации и регуляции своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

Планируемый результат: кадеты получат представление о профессиях и специальностях военно-морского флота; попробуют оценить собственные возможности при выборе профессии.

Время проведения: 60 минут

Оборудование: интерактивная доска с программным обеспечением Start Board, ноутбуки, тетради по профориентации.

Проведённая работа состояла из нескольких этапов.

Первый этап – подготовительный. На этом этапе происходит создание презентаций PowerPoint или видео роликов боевой части, которую выбрали отделения для представления взводу, используя знания, полученные из интернета - источников, книг, наглядного пособия «Мир военно-морских специальностей», профориентационные тетради с подготовленными «Концептуальными таблицами». Создание анкеты для рефлексии.

Второй этап – проведение внеклассного мероприятия. Согласно технологии развития критического мышления работа на занятии выстраивается в следующей последовательности:

Первая стадия вызова. Этап целеполагания

Повторение пройденного материала по профориентации «Мир военно-морских специальностей» и подготовка кадет к восприятию новой информации, при использовании приема «Верные и неверные утверждения». (Таблица утверждений представлена в приложении к занятию).

На этом этапе важно не только активизировать кадет, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на мероприятии. Нужно и заинтересовать их, мотивировать на изучение нового материала по профориентации. В то же время, с помощью вопросов и предположений определяется круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Кадеты уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным и противоречит их знаниям.

На стадии рефлексии возвращаемся к составленной таблице «Верные и неверные утверждения». Ведущий вновь обращает внимание на утверждения, и обучающиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе занятия, в связи с новой полученной информацией.

Вторая стадия – осмысление.

Кадеты по отделениям представляют свою боевую часть, по которой делали презентацию или видеоролик, а остальные заносят выбранную ими информацию в тетрадь по профориентации в сводную таблицу (приём «Концептуальная таблица»). Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Прием помогает обучающимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

После получения информации, кадетам предлагается пройти мини-испытания по специальности, о которой шла речь в выступлении одноклассников, попробовать свои силы и оценить профессиональные качества будущего защитника Отечества. Они получают задания по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей (в данном случае кадеты – становятся штурманами, минерами-торпедистами, ракетчиками-артиллеристами, связистами). Задания представлены в приложении к мероприятию.

Третья стадия – рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение новых знаний с тем, что уже известно. Ведущий возвращает кадет к первоначальным записям в таблице «Верные и неверные утверждения», кадеты вносят изменения, если это необходимо. На завершающем этапе внеклассного мероприятия проводится фронтальная беседа с опорой на те новые теоретические и практические знания, которые получены в ходе работы. Предварительное подведение итогов.

Итогом внеклассного мероприятия будут ответы кадет на вопросы анкеты о проведенном внеклассном мероприятии, которая покажет формирование личностного отношения к будущей профессии, понимание ее значимости и смысла на данном этапе. Анкета представлена в приложении к мероприятию.

Практическая значимость. Занятие полезно подросткам, обучающимся в довузовских образовательных учреждениях МО РФ при самоопределении в профессии. В Кронштадтском морском кадетском военном корпусе особое внимание уделено воспитанию у кадет беззаветной преданности Отечеству, выработке у них осознания общественного и воинского долга, дисциплинированности, любви к военной службе и профессии морского офицера, чувства гордости за принадлежность к ВМФ, стремления добросовестно выполнять служебные обязанности, постоянному совершенствованию своих военных и специальных знаний.

 

Технологическая карта внеклассного мероприятия

Внеклассное мероприятие организовывают и проводят воспитатели и педагог-психолог.

Название технологии

Этапы мероприятия, на которых технология применяется

Технология развития критического мышления

Стадия вызова: целеполагание, подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний. (Прием «Верные и неверные утверждения»).

Повторение пройденного материала по профориентации «Мир военно-морских специальностей» и подготовка кадет к восприятию новой информации.

Стадия осмысления: усвоение новых знаний, проверка понимания нового материала

Кадеты получают новую информацию, работают с ней. Прием «Концептуальная таблица» помогает обучающимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Стадия рефлексии: проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение нового знания с тем, что уже известно. Формирование личностного отношения к будущей профессии, понимание ее значимости и смысла на данном этапе.

 

 


 

Планируемые результаты

Метапредметные

Личностные

Познавательные УУД: обобщать и представлять полученный материал о БЧ; вносить необходимые коррективы по ходу внеклассного мероприятия. Развивать любознательность и познавательную активность; умение строить речевые высказывания;

Коммуникативные УУД: планировать сотрудничество со взрослыми и сверстниками; слушать и слышать своих товарищей; добиваться поставленных целей Регулятивные УДД: умение выполнять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий; умение четко высказывать свои мысли.

формирование представлений о мире профессий;

понимание значимости различных профессий;

создание условий для развития творческой активности и повышению мотивации к процессу познания; отображение своих чувств и мыслей в заключительной анкета.

Ход внеклассного мероприятия

Предварительный этап

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности кадет

Предварительный этап: подбор материала по темам, предложенным кадетам на занятии «Мир военно-морских специальностей», подготовка презентаций или роликов по отделениям взвода. Каждое отделение работает по своей боевой части и готовится к публичным выступлениям.

Этап целеполагания (стадия вызова)

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности кадет

Ведущий на доске высвечивает ряд вопросов. Просит кадет ответить на них, таким образом, активизирует и «вызывает» уже имеющиеся знания по теме «Мир военно-морских специальностей».

Помогает ребятам освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на занятии.

Предлагает кадетам в начале занятия наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям.

В то же время, с помощью вопросов и предположений Ведущий ограничивает круг вопросов, которые будут обсуждаться на внеклассном мероприятии.

Вt1595075427ab.png тетрадях по профориентации в предложенной таблице, кадеты фиксируют ответы с помощью значков «+» и «-».

Этап осмысления

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности кадет

Координирует действия кадет, помогая каждому отделению по запросу.

Направляет деятельность ребят, подчеркивая связь старого и нового знания.

Организует деятельность ребят по изучаемой теме, помогает составить план работы.

После получения информации, предлагает кадетам предлагается пройти мини-испытания по специальности, о которой шла речь в выступлении одноклассников, попробовать свои силы и профессиональные качества будущего защитника Отечества.

Задание «Будущий штурман», где кадетам предлагается построить маршрут корабля и определить географические координаты.

Задание «Попади в цель», это физкультминутка развивается меткость и координацию движений.

Задание «Найди и обезвредь мины».

t1595075427ac.gift1595075427ad.gifЗадание «Шифрование и дешифрование»

 

Кадеты по отделениям представляют свою боевую часть, по которой делали презентацию или видеоролик

1 отделение – Ракетная боевая часть

2 отделение – Минно-торпедная боевая часть

3 отделение - Боевая часть связи

4 отделение - Штурманская боевая часть

t1595075427ae.gifВ это время остальные заносят выбранную ими информацию в тетрадь по профориентации в сводную таблицу, приём «Концептуальная таблица».

Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

t1595075427af.gif

Кадеты принимают участие в мини - испытаниях, предложенных ведущим.

Рефлексивный этап

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности кадет

Ведущий возвращает кадет к первоначальным записям в таблице «Верные и неверные утверждения» и предлагает проверить свои первоначальные ответы.

Предлагает ответить на вопросы анкеты, которая позволит определить качество проведенного занятия, сделать количественный анализ выбора тех военно-морских специальностей, которые выбрали кадеты.

Кадеты вносят изменения, если необходимо в таблицу «Верные и неверные утверждения».

Оценивают свой труд и работу кадет класса.

t1595075427ag.gifКадеты отвечают на вопросы анкеты и высказывают свое впечатление о мероприятии, делятся о выборе своей профессии на данном этапе.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.