Внеклассное мероприятия на тему «С душой к России»
Патриотическое воспитание в начальной школе
Учитель начальных классов-
Мочкаровская Ольга Валерьевна
2015 г
-Здравствуйте дорогие друзья! Рады видеть вас на нашей творческой встрече!
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности…
Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Это есть идеологическая нагруженная способность, что – то очень уж возвышенное. Изучая Стандарт второго поколения, я нигде не увидела слово патриот, патриотическое воспитание, используются слова гражданин и гражданственность. Наверное, это правильно и более приемлемо к современной школе.
Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для нашей страны. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой - либо сфере жизни, но пересекается с патриотическим, нравственным, духовным и социальным развитием личности. Гражданское воспитание в современном ритме жизни должно формировать у ребенка активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни. Безусловно, патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Но в процессе целенаправленного воспитания такого рода качества будут сформированы надлежащим образом. Патриотическое воспитание и гражданское становление личности – неотъемлемая часть общей культуры государства.
Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России.
Согласно выше сказанному я в своем классе провожу следующую работу: беседы на темы, посвящённые истории нашей Родины с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, осмыслить значимость определённых событий для истории России - Час размышления «Отечественная война 1812 года – 200 лет», час общения: «Олимпиада – 2014 года. История олимпийских игр», юбилей родного города и тд. Учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи. С этой целью проводила такие мероприятия как классные часы «Моя семья – мое богатство», «Тепло родного очага», составляли свою родословную. Класс участвовал в мероприятиях «День пожилых людей», «День матери». Учу уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников. Проводим Дни именинников с играми и поздравлениями. Дети с большим удовольствием заранее готовятся к таким дням: делают открытки, пишут поздравления и пожелания, придумывают игры.
Уделять несколько минут гражданско - патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке и этому нам помогают наши УМК .В учебниках хорошо подобран необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к нужному мнению. В результате мы заставляем ненавязчиво каждого ученика изучать историю страны на уроках окружающего мира. Отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие по Москве», «История Московского Кремля», «Путешествие по Санкт – Петербургу», «Путешествие по музеям мира» и т.д. На уроках литературного чтения – через различные произведения. Ведь в этом учебнике много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Учебник математики: рубрика «Путешествие в прошлое», где дети, решая старинные задачи, знакомятся с жизнью наших предков, их развитием, с великими учеными, великими открытиями, великими путешественниками. Уроки русского языка учат любить русский язык и русское слово.
В начальной школе проводятся различные совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.
Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществлялась на уроках ИЗО и технологии.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому задача образования собрать воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.
Наглядное подтверждение нашей работы в этом направлении вы увидите в на страницах нашей презентации.
Литературная страничка
А)Ученики нашей школы прочитают свои любимые стихи о Родине.
Б)Строки из сочинений
Патриотическая страничка
Человек –защитник своего Отечества
любовь, забота и сохранение своей Родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству- то чему учим с самого раннего школьного возраста
1)В этом году нашим ученикам даже выпала честь стоять в почетном карауле у Знамени Победы;
2)Поздравление ветеранов стало давно доброй традицией школы;
3)Ребята начальной школы приняли активное участие в патриотическом проекте по увековечиванию памяти павших в боях Великой Отечественной войны «Бессмертный полк»;
4)Много проектов было посвящено 70 годовщине Великой Победы.
Один из проектов предлагаем вашему вниманию
Попадьина Варвара ученица 4В класса «Дети войны»
Краеведческая страничка
Предлагаем вашему вниманию ВИКТОРИНУ «Волжский»
1.С какой площади начинается наш город?(пл. Строителей)
2.Кто был главным архитектором-строителем нашего города?(Федор Георгиевич Логинов)
3. На какой улице находится наша школа?(проспект Дружбы)
4.Какие две реки протекают вблизи города Волжского?(Волга, Ахтуба)
5.Какие памятники имеются в городе Волжском?(А.С.Пушкину,Д.М.Карбышеву,В.И.Ленину,В.С.Высоцкому,воинам интернационалистам)
Творческая страничка
Прогуляемся по нашему небольшому вернисажу
Просмотр рисунков учащихся
Музыкальная страничка
Предлагаем вашему внианию песню «Моя Россия»
Заключение
Закончить нашу встречу хочу словами песни
Что может быть лучше России?
Е. Крылатов-Л.Дербенев
Песня о родном крае (Что может быть лучше России?)
Что может быть лучше России,
Черёмух в цвету да в снегу
И речки, что лентою синей
Лежит на зелёном лугу.
Спросите у рощи весенней,
Где ночью не спит соловей,
Что может быть лучше России,
Единственной песни моей.
Что может быть лучше России
Когда, не грустя ни о ком,
По утренней кромке росистой
Мальчишка бежит босиком.
Спросите у белой берёзы,
У ясного неба над ней,
Что может быть лучше России,
Любви безграничной моей.
Что может быть лучше России,
Когда на сентябрьском ветру
В малиновой краске осинник
Роняет листву поутру.
Спросите у туч поднебесных,
У жёлтых созревших полей,
Что может быть лучше России,
Родимой Отчизны моей.
Что может быть лучше России,
Когда в январе по ночам
Над белой равниною зимней
Озябшие звёзды молчат.
Спросите об этом у дома,
Где мать ждёт всегда сыновей,
Что может быть лучше России,
Судьбы и надежды моей.
Спросите об этом у дома,
Где мать ждёт всегда сыновей,
Что может быть лучше России,
Судьбы и надежды моей.
Пожелание: желаю вам, чтобы ваши дети и ученики не выросли Иванами непомнящими своего родства. Творческих успехов!