Методическая разработка внеклассного мероприятия для 1-2 класса на тему «Защитим природу! Защитим наш лес!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия для 1-2 класса на тему: «Защитим природу! Защитим наш лес!»
Цель: формирование у детей культуры поведения, направленное на сохранение природных ресурсов и расширение представлений о лесе, его значении.
Задачи:
- Сформировать и обобщить у детей элементарные экологические представления о лесе. Подвести детей к пониманию того, что в природе все взаимосвязано.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы, бережное отношение к лесу.
Ход урока:
Природа щедро дарит чудеса,
И ждёт взамен труда и удивленья.
1.Организационный момент:
Здравствуйте ребята. Рада видеть всех вас на нашем мероприятии, посвященном защите природы.
2. Подготовительный этап.
Учитель: Давайте ребята представим, что мы с вами отправляемся в одно удивительное путешествие. А вот куда? Вы сами сейчас попробуете отгадать.
Внимательно послушайте, кто хочет, может закрыть глаза (слайд №1). Звуки леса.
Учитель: Ну, что ребята, где же можно услышать такие звуки? Ответы ребят (в лесу). Молодцы!
3. Основной этап.
Учитель: Итак, сегодня мы отправимся с вами в лес.
Лес – удивительное место для отдыха, кладовая чистого воздуха, его называют «легкие нашей планеты». Войдешь в лес и сразу почувствуешь, как здесь легко дышится. Тебя окутает приятная прохлада, а шелест листьев, щебетание птиц успокоят и поднимут настроение.
Лес ведь он живой, верно, и значит, мы идем к нему в гости. А когда мы приходим к кому-нибудь в гости, что мы говорим, как только вошли?
Ответы ребят (здравствуйте)
Учитель: Молодцы, правильно. Вот и с лесом надо тоже поздороваться. Для этого я нашла вот такое стихотворение (слайд №2):
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои! (Автор: С. Погорельский)
Учитель: Русского человека ЛЕС издавна согревает, кормит и лечит.
- Кто мне назовет дары леса? (ответы ребят: ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы) (Слайд №4)
- Красоту леса воспевали с помощью кисти в своих картинах русские художники Шишкин И.И., Жуковский С.Ю., Герасимов А.М.(Слайд №5)
? Посмотрите на эти картины и попробуйте дать ответ на вопрос: в чём красота леса? (Ответы детей)
Учитель: Много удивительного хранит в себе лес. И щедро дарит нам все это.
Кроме ягод, грибов, орехов и лекарственных трав еще есть в лесу ключи с холодной, чистой водой - это тоже дары леса.
Ключ, родник – это источник подземных вод, который выходит из-под земли наружу.
(Слайд №6)
А еще ребята лес – это источник кислорода, необходимого для жизни, т.е. то, чем мы дышим. В лесу очень чистый воздух, поэтому там очень легко дышится.
И, конечно же, лес – это дом, а для кого же он? (ответ ребят: для птиц и зверей).
Лес нас кормит и поит. Лес – это огромное богатство.
? Как же нужно вести себя в лесу?
Игра «Правила поведения в лесу».
Учитель: Сейчас, я хочу узнать, умеете ли вы вести себя в лесу. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, вы говорите: «Да»,
если плохо: «Нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)
Учитель: Молодцы. Конечно же мы должны помнить, что в лесу нельзя рвать цветущие травянистые растения, ломать ветки деревьев и кустарников, так как среди них много редких. Но не только поэтому. Все, что есть в лесу, тесно связано друг с другом.
Уничтожишь одно, погибнет другое, за ним - третье, и пойдет дальше цепочка, пока не погибнет весь лес.
«Пришли как- то в один лес люди. Решили там вырубить все кустарники! Зачем они здесь? Ведь лес - это деревья! Вырубили кустарники. Улетели из леса птицы, которые вили в кустарниках гнезда. Набросились на деревья насекомые - вредители. Погибли деревья, погиб и весь лес».
Учитель: А сейчас послушаем стихотворение, которое подготовила ваша одноклассница к сегодняшнему занятию.
Ученица:
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Учитель:
— О чем предупреждает это стихотворение?
— Что вы можете сказать о поведении охотника?
(ответы детей)
Учитель:
Лесные пожары – страшное бедствие. Ежегодно они наносят огромный ущерб нашему народу.
Как же поступит ответственный человек, любящий и берегущий природу? (ответы детей)
Не оставляй в лесу непотушенный костер.
Учитель: давайте попробуем с вами нарисовать знаки, которые помогут нам сберечь лес, защитить природу. Что можно изобразить на этих знаках? (Ответы детей).
(Дети берут заранее заготовленные листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры).
Учитель: Молодцы, какие замечательные знаки у вас получились. Мы повесим их на стенд.
Учитель: А сейчас я хочу рассказать вам сказку (слайд №7)
Экологическая сказка «Плач березы».
Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы.
Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями.
По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот лес расступился, и мальчик вышел на опушку. Он увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда-то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.
? Учитель: скажите ребята, хорошо ли поступил мальчик, можно ли так делать или нет и почему?
Учитель:
Послушайте внимательно «Просьбу леса»:
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней.
Так, будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
ИТОГ:
Учитель: Мы с вами совершили путешествие в лес, многое узнали и вспомнили. Вы молодцы ребята. Поднимите руки, кому понравилось наше сегодняшнее занятие?
Приходько Наталья Владимировна
Дайлиденок Любовь Евгеньевна
Горбачёва Марина Юрьевна