Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии на тему «Мисс Генетика»
Министерство образования Российской Федерации
ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
Методическая разработка
внеклассного учебного мероприятия
по дисциплине «Биология»
«Мисс Генетика»
Подготовила преподаватель:
Гаянова И.Н.
Дуван, 2016 г.
Аннотация
к методической разработке внеклассного учебного мероприятия
по дисциплине «Биология» «Мисс Генетика»
Данный методический материал представляет собой методическую разработку внеклассного мероприятия по дисциплине «Биология», которое проводится в форме игры - соревнования между студентками первого курса.
Методическая разработка содержит:
Введение;
План внеклассного мероприятия;
Основную часть;
Заключение;
Литературу;
Приложение.
Данная методическая разработка может быть использована для проведения внеклассных мероприятий по дисциплине.
Содержание
Введение……………………………………………………………………4
Подготовительный этап……………………………………………………5
План внеклассного мероприятия………………………………………….6
Основная часть……………………………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………12
Литература………………………………………………………………….13
Приложение………………………………………………………………..14
Введение
Игровая деятельность предполагает участие в ней студента в той или иной мере. При этом учебный материал усваивается непринужденно, включаются все каналы приема информации. Деятельность обучающихся носит как репродуктивный, так и творческий характер.
При подготовке к таким мероприятиям студенты сами ставят себе цель, подбирает необходимый для выполнения заданий материал.
Тема внеклассного мероприятия выбрана не случайно. Студенты закончили изучение раздела «Основы генетики и селекции». При подготовке к экзаменам всегда возникают вопросы, связанные с терминологией раздела, правилами оформления и решения генетических задач. Эти сложные моменты были вынесены в качестве заданий конкурса.
Цель проведения внеклассного мероприятия:
расширить и углубить знания студентов по разделу «Генетика»;
способствовать развитию логического мышления, любознательности, памяти, внимания, находчивости;
способствовать воспитанию уверенности в своих силах, чувства соперничества, ответственности, умения выступать перед аудиторией.
Подготовительный этап
Подготовительная работа к внеклассному мероприятию начата с выбора раздела и темы.
Разработаны конкурсы для участниц, подготовлены презентации и раздаточный материал.
Для зрителей подготовлены различные конкурсы по тематике дисциплины.
За неделю участницам дано задание для подготовки визитки и конкурса «Медико-генетическое консультирование».
Для проведения мероприятия подготовлена аудитория 204, оснащенная необходимыми техническими средствами обучения.
План проведения
внеклассного учебного мероприятия
по дисциплине «Биология»
Дата проведения: 17.03.2016 г.
Участники:116, 128 группы
Преподаватель: Гаянова И.Н.
Тема: «Мисс Генетика».
Цели:
Образовательная:
расширить и углубить знания студентов по разделу «Генетика»;
Развивающая:
способствовать развитию логического мышления, любознательности, памяти, внимания, находчивости;
Воспитательная:
способствовать воспитанию уверенности в своих силах, чувства соперничества, ответственности, умения выступать перед аудиторией.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски, принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Форма проведения: игра – соревнование.
Место проведения: аудитория № 204.
Обеспечение мероприятия:
Наглядные пособия (слайды презентаций);
Раздаточный материал (карточки с заданиями, протоколы судейства);
ТСО (мультимедийный комплекс).
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Вступительное слово:
выступление студентов (стихотворение о генетике);
представление участниц конкурса, жюри.
Основная часть:
Конкурс 1 «Визитка»
Конкурс 2 «База данных»
Конкурс 3 «Генетическая символика»
Конкурс 4 «Правила оформления»
Конкурс 5 «Тропою Менделя»
Игра со зрителями
Конкурс 6 «Генетический пасьянс»
Игра со зрителями
Конкурс 7 «Медико-генетическое консультирование»
Игра со зрителями
Выступление жюри, награждение участников.
Заключительное слово преподавателя.
Литература:
Колесников С.И. Общая биология, - М: КНОРУС, 2012 г.
Материалы интернет – ресурсов.
Основная часть
Организационный момент. Добрый день, уважаемые студенты и преподаватели! Студентов я попрошу убрать сотовые телефоны и быть внимательными. Мы начинаем.
Вступление (читают студенты):
Лет эдак назад двести
Жил был один монах,
Ученый был ужасно,
Работал не за страх.
Слегка подтянет рясу,
Пройдется он по классу,
И в голове созреет очередной закон.
Хоть был он настоятелем,
Ботанику любил.
И в монастырском садике
Горошек посадил.
Один горох был желтый,
Другой зеленый был.
А третий был гибридом,
В науку угодил.
И день, и ночь не спавши,
Он книгу написал,
И "Опыты с гибридами"
Он ей названье дал.
Послал в журнал научный
Отчет свой очень точный,
Как математик истинный,
Все верно просчитал.
А там пошло поехало -
Генетики расцвет.
Тут вам Чермак и Корренс,
От Моргана привет.
Вавилов уж родился,
Он хорошо учился,
И став большим генетиком,
Прославился навек.
Ах, Грегор - Грегор Мендель,
Не зря Вы это всё
Мы учимся упорно.
Стараемся вовсю,
Задачки мы решаем, законы изучаем,
И скоро мы научные вершины покорим!
Преподаватель: Мы здесь сегодня собрались для того, чтобы в игровой форме еще раз повторить знания раздела, который только что изучили. Прослушав стихотворение, вы наверно, догадали, что речь пойдет о …. (ответы студентов – генетике)
Для того, чтобы определить тему нашего мероприятия, нужно расшифровать шифрограмму (слайд 1). Ответ: Мисс Генетика (слайд 2).
Молодцы! Итак, сегодня мы выберем «Мисс Генетика» нашего колледжа.
Участницами конкурса являются студентки 116 и 128 групп. Приглашаем девушек занять свои места. В конкурсе принимают участие Шевченко Е., Давлетбаева Р., Галлямова С. (116 группа), Грачева В. (128 группа).
А сейчас представляю жюри, которое будет оценивать наших конкурсанток (Русина Т.Г., Ширяева М.К.).
Чтобы определить номер, под которым будут проходить задания, все девушки отрывают по 1 лепестку от ромашки, на обратной стороне которого указана заветная цифра.
Хочется пожелать участникам удачи и пусть победит сильнейшая!
Конкурс 1. «Визитка» (слайд 3) . Участникам необходимо представить себя (имя, группа, увлечения…) А поскольку конкурс наш биологический, то нужно озвучить свое положение в системе животного мира. Согласно жеребьевке первой выступает Шевченко Елизавета.
Конкурс 2. «База данных» (слайд 4). Необходимо проверить знания терминологии. Каждой конкурсантке будет задано по 5 вопросов. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Приложение 2.
Конкурс 3. «Генетическая символика» (слайд 5-9). Необходимо определить, как же наши участницы владеют символикой, используемой при решении генетических задач. Каждой конкурсантке будет показано по три символа, необходимо определить, что же они означают. Итак, согласно жеребьевке конкурс начинает Грачева Виктория.
Конкурс 4. «Правила оформления» (слайд 10). Каждой участнице предлагается набор для оформления генетической задачи, необходимо в соответствии с правилами оформления выстроить их в нужном порядке. (на доске на магнитах)
Конкурс 5. «Тропою Менделя» (слайд 11).
Вопрос зрителям: Какой объект для изучения закономерностей наследования использовал Грегор Мендель? (горох)
Вот кто поработал во славу науки - горох!
Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,
Вот кто для генетики мок под дождями и сох
Под ветром, кого увлекала и грела идея!
Ну, и какая же генетика без решения задач! Девушки показали свои знания в правилах оформления, а теперь мы проверим, как же они умеют решать задачи. Приложение 3.
Пока участники готовятся, игра со зрителями. В стихотворении перепутались все слова. Переставьте слова в нужном порядке (слайд 12).
Пингвины - жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают в трясине.
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий еж не знает страха,
Колючий лев в траве таится,
За ним охотится лисица.
Нет ни склада тут, ни лада...
Переставьте все как надо!
Правильное:
Пингвины плавают на льдине,
Ужата ползают в трясине,
Шоферы возят груз в машине,
Ребята очень любят дыни.
Верблюды - жители пустыни,
Медведи знают толк в малине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий лев не знает страха,
Колючий еж в траве таится,
За ним охотится лисица.
Конкурс 6. «Генетический пасьянс» (слайд 13). Конкурсанткам необходимо распределить заболевания в зависимости от типа наследования. А жюри оценивает, кто из девушек будет быстрее и точнее в оформлении. Приложение 4.
А пока ребята выполняют задание «Игра со зрителями». Какими поговорками можно заменить данные высказывания? Приложение 5.
Конкурс 7. «Медико-генетическое консультирование» (слайд 14-18). Вам предлагается четыре конверта, необходимо предположить каким генетическим заболеванием страдает человек, изображенный на картинке. Дать характеристику заболеванию (причины, симптомы). Приложение 6.
Пока участницы готовятся, проводится игра со зрителями. Приложение 7.
Болельщики, какой группы набрали наибольшее количество смайликов, могут подарить своей участнице 1 балл.
Подведение итогов. Игра со зрителями. Приложение 8.
Награждение (слайд 19).
Заключение:
Генетика – наука класса самых важных,
Так как требует она опытов отважных.
Как скрестить? Кого и с кем?
Знаем мы и сами, но учиться этому
Будем вместе с Вами!
Сегодня мы с вами еще раз повторили основные понятия раздела «Генетика», надеюсь, что это будет хорошей тренировкой перед зачетом и экзаменом.
Большое спасибо участницам за выступление, а болельщикам – за активность! До свидания!
Заключение
Предлагаемое внеклассное мероприятие проводится как игра – соревнование, в котором участвуют студентки первого курса.
Конкурс позволяет как участницам, так и зрителям повторить содержание большого и сложного раздела. Как показывает практика, студенты всегда испытывают затруднения, связанные с решением генетических задач. Конкурсы составлены таким образом, чтобы повторить терминологию и символику раздела. А затем применить теоретические знания при решении задач и медико-генетическом консультировании.
Игры со зрителями были подобраны так, чтобы отражали специфику дисциплины.
Литература
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М., 2014
Колесников С.И. Общая биология. – М., 2012
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). – М., 2014
Интернет - ресурсы
Приложение 1.
Оценочная ведомость конкурса «Мисс Генетика»
Участницы |
||||
Конкурс 1. «Визитка» (0-3 балла) |
||||
Конкурс 2. «База данных» |
||||
Конкурс 3. «Генетическая символика» |
||||
Конкурс 4. «Правила оформления» (0-3 балла) |
||||
Конкурс 5. «Тропою Менделя» (0-3 балла) |
||||
Конкурс 6. «Генетический пасьянс» |
||||
Конкурс 7. «Медико-генетическое консультирование» (0-3 балла) |
||||
Итого: |
Приложение 2.
Конкурс 2. «База данных»
Совокупность всех генов организма (генотип)
Организм, который имеет в своем генотипе два различных аллеля (гетерозигота)
Способность организмов приобретать новые признаки (изменчивость)
Признак, проявляющийся в первом поколении гибридов (доминантный)
Различные состояния одного и того же гена (аллель)
Как называется второй закон Менделя (закон расщепления)
Хромосомы одинаковые у обоих полов (аутосомы)
Признак, исчезающий у гибридов в первом поколении (рецессивный)
Способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение (наследственность)
Обмен участками между гомологичными хромосомами (кроссинговер)
Как называется первый закон Менделя (закон доминирования, закон единообразия гибридов первого поколения)
Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга (половые)
Совокупность всех признаков организма (фенотип)
Организм, который имеет в своем генотипе два одинаковых аллеля (гомозигота)
Участок ДНК, отвечающий за развитие одного признака (ген)
В чем измеряется расстояние между генами в одной хромосоме (в морганидах или в % кроссинговера)
Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости (генетика)
Как называется третий закон Менделя (закон независимого комбинирования признаков)
Как называется скрещивание одного из родителей с потомком (возвратное)
Как называются гены, лежащие в одной хромосоме (сцепленными)
Приложение 3.
Конкурс 5. «Тропою Менделя»
Известно, что у гороха желтая окраска семян доминирует над зеленой. При опылении растений с зелеными семенами пыльцой гетерозиготного растения с желтыми семенами половина потомства имеет зеленую, а половина – желтую окраску семян. Определите генотипы родителей и потомства.
Приложение 4.
Конкурс 6. «Генетический пасьянс»
Аутосомно-доминантные заболевания (полидактилия, катаракта)
Аутосомно-рецессивные заболевания (альбинизм, муковисцидоз)
Х-доминантное наследование (дефект зубной эмали, витамин Д – резистентный рахит)
Х-рецессивное наследование (гемофилия, дальтонизм)
У-сцепленное наследование (гипертрихоз, ихтиоз)
Приложение 5.
Игра со зрителями.
Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства (хрен редьки не слаще).
Сбился с азимута среди трех голосеменных (в трех соснах заблудился).
На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава (сердцу не прикажешь).
Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество (сколько волка не корми, все равно в лес смотрит).
Кровососущее насекомое не может сделать более острым дыхательный аппарат (комар носа не подточит).
Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья (старый конь борозды не портит).
Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива (работа не волк, в лес не убежит).
Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции (баба с возу, кобыле легче).
При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси (хочешь жить, умей вертеться).
Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель (утопающий хватается за соломинку).
Приложение 6.
Конкурс 7. «Медико-генетическое консультирование»
Прогерия – преждевременное старение.
Синдром Марфана – аутосомно-доминантное заболевание, связанное с патологией соединительной ткани.
Синдром Дауна – трисомия по 21 паре хромосом (47 хромосом).
Синдром Шеришевского-Тернера – моносомия по паре половых хромосом (ХО, 45 хромосом).
Приложение 7.
Игра со зрителями «Биологические шарады»
Лесной недотрога.
(Ёж.)
Живой замОк.
(Собака.)
Собачка со стрижкой подо льва.
(Пудель.)
Передвижной молокозавод.
(Корова.)
Слепой туннелестроитель.
(Крот.)
Речные инженеры-строители.
(Бобры.)
Транспортная единица в караване (или корабль пустыни).
(Верблюд.)
Чукотская транспортная единица.
(Олень.)
Лошадь в тельняшке.
(Зебра.)
Большая любительница желудей и трюфелей.
(Свинья.)
Чемпион по тихоходности.
(Улитка.)
Кучер кареты Золушки.
(Крыса.)
Шипящая верёвка (или вылезающая из «кожи вон»).
(Змея.)
Бесплатная начинка яблок, груш.
(Червяк.)
Беззаводной будильник.
(Петух.)
Ныряльщик в ластах, но без маски.
(Гусь.)
Пернатая журналистка.
(Сорока.)
Птица с репутацией плохой матери.
(Кукушка.)
Безрукий строитель.
(Птица, построившая гнездо.)
Разносчик младенцев.
(Аист.)
Пернатая предсказательница продолжительности жизни.
(Кукушка.)
Крылатый почтальон.
(Голубь.)
Пернатый чемпион по бегу.
(Страус.)
Пернатый прибор для измерения глубины.
(Воробей. «Воробью по колено».)
Хищник с человеческим именем.
(Лев.)
Босоножки лошади.
(Подковы.)
Пчелиный город.
(Пасека.)
Овощ для закидывания плохих актёров.
(Помидор.)
Овощ для проверки принцесс на чистоту королевской крови?
(Горох, горошина.)
Цветочная поза йога.
(Лотос.)
Подводная электростанция.
(Скат.)
Корсетный материал.
(Китовый ус.)
Строитель лесных небоскрёбов.
(Муравей.)
Подкованное насекомое.
(Блоха.)