12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гарина А.М.71
преподаватель специальных дисциплин в ГБПОУ
Россия, Калужская обл., Калуга
1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия викторина «БИОЛОГИЯ ОХОТНИЧЬИХ ЖИВОТНЫХ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ «КАЛУЖСКИЙ КОЛЛЕДЖ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА»

(ГБПОУ КО «ККНХиПО»)














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


внеклассного мероприятия викторина

«БИОЛОГИЯ ОХОТНИЧЬИХ ЖИВОТНЫХ»

для студентов 3 курса специальности 35.02.14 «Охотоведение и звероводство»





Разработчик: Гарина Алевтина Михайловна –

преподаватель ГБПОУ КО «ККНХиПО»















г. Калуга, 2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Аннотация……………………………………………………………………………….2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………....4

1 Организация подготовки к викторине и правила ее проведения………………….7

2 Ход проведения викторины…………………………………………………….........9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...……….15












































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Методическая разработка написана с определённой целью – предложить преподавателям один из вариантов проведения внеаудиторного мероприятия профессиональной направленности; изучить особенности учебной деятельности обучающихся; распространения педагогического опыта. Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство преподавателей, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании обучающихся; в развитии конкретного преподавателя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.

В рамках обучения резко возрастает значение внеаудиторной работы. Достаточно эффективными видами внеаудиторной работы являются различные интеллектуальные и интерактивные игры.

Игра вызывает интерес и активность обучающихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое.

Положительное влияние на личность обучающихся оказывает также и групповая деятельность. Ключевой особенностью интерактивной викторины от, казалось бы, схожих по значению тренажёров и игр, является ориентация на коллективную работу с объектом. Викторина рассчитана на работу сразу нескольких пользователей и способна выделять различные аспекты работы людей в группе: как соревновательные, так и объединяющие.

Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди обучающихся 3 курса по специальности 35.02.14 «Охотоведение и звероводство». Мероприятие проводится в рамках Недели цикловой комиссии «Сельскохозяйственные дисциплины, ветеринария и зоотехния». В викторину включены вопросы 1 раунда «Биология промысловых животных», 2 раунда «ПМ 01 Организация и проведение всех видов охоты».

Как правило, внеклассное мероприятие направленно на расширение общеобразовательного кругозора студентов, привить им стремление получить знания сверх обязательных программ. Это позволяют преподавателю осуществить межпредметные связи дисциплин: Биология промысловых животных, МДК 01.01 Технология охотничьего промысла,МДК 03.01 Технология звероводства, МДК 05.01 Технология егерской работы, в которых изучаются основные понятия, систематика животных, признаки пребывания животных, размещение в угодьях, размножение и изменение численности животных, повадки и инстинкты. Таким образом, проведение викторин для закрепления пройденного материала или введения в тему очень помогает осуществлению межпредметных связей.

Данное мероприятие позволяет актуализировать умения:

- распознавать животных различных видов;

- определять по внешним признакам биологическое состояние, пол, возраст и иные характеристики промысловых животных.

знания:

- морфологию животных;

- топографическое расположение их органов; систематику животных;

- основные закономерности происхождения и изменения животных;

- географию расселения животных, природные зоны России;

- виды промысловых животных;

- особенности поведения промысловых животных в природной среде и в неволе.

Мероприятие позволяет продолжить формирование общих (ОК) компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Для участия в викторине не требуется углубленных знаний по указанным темам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные в ходе изучения дисциплин, дополнительных занятиях и общая эрудиция.

В ходе викторины  обучающиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность обучающихся, способность переключать внимание с одной учебной дисциплины на другую. Повышается эрудиция, как игроков, так и зрителей.

Роль преподавателя заключается в подготовке вопросов викторины и компьютерной презентации по этим вопросам, в подборе участников игры, в подготовке обучающихся и написания методической разработки. Велика роль преподавателя в эмоциональном настрое обучающихся на игру, который необходим, чтобы мероприятие прошло интересно, задорно, дало положительный эмоциональный заряд игры.



























Организация подготовки к викторине и правила ее проведения


Внеклассное мероприятие Викторина «Биология охотничьих животных» запланировано и проходило согласно графику Неделю по специальности. План подготовки и проведения мероприятия рассматривается на заседании цикловой комиссии за месяц до проведения, утверждается председателем цикловой комиссии, заведующим методическим кабинетом и заместителем директора по учебной работе. Для того, чтобы викторина прошла интересно и была веселой необходимо использовать разнообразные формы проведения внеклассного мероприятия, необходимо заинтересовать как можно больше обучающихся, чтобы себя проявили, попробовали свои силы, это способствует формированию положительной учебной мотивации по специальным дисциплинам и профессиональным модулям.

Проведение викторины «Биология охотничьих животных» сопровождается разнообразной наглядной информацией. Участниками являются преподаватели отделения «Охотоведение и звероводство», студенты этой специальности 3 курса и в качестве гостей приглашаются студенты других специальностей, преподаватели и администрация колледжа. По окончании викторины на заседании методического объединения проводится анализ мероприятия.

Обучающимся предоставляется возможность сравнивать свои достижения между собой и командами. Проявляется заинтересованность у обучающихся в процессе викторины. Каждый обучающийся включается в творческую деятельность и вовлекает других.

На основе этого мероприятия предполагается:

- привлечение большего числа участников;

- участие в различных методических конкурсах, публикациях, распространение опыта.

Цели:

- повторить и систематизировать знания о животных и их жизнедеятельности, усовершенствовать умения распознавать виды диких животных по признакам.

- развивать речевую активность обучающихся, навык логического высказывания, развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

- воспитывать любовь к природе, прививать интерес к специальности.

Принимают участие две команды 2 курса по специальности 35.02.14 «Охотоведение и звероводство». В первом раунде 22 вопроса, во втором раунде - определение следов диких зверей и птицы. Тур длится, пока все вопросы не будут исчерпаны.

Право ответа получает игрок, первым поднявший руку. За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу. Играют все участники команды. Команда, набравшая большее количество баллов, побеждает.

Во втором туре команды определяют по карточке следы зверей и птиц. Затем сравниваем правильные ответы по тесту. За каждый правильный ответ, команда получает по 1 балу. Все баллы по итогам 2-х раундов суммируются, с наибольшим количеством баллов команда становиться победителем. В заключение объявляется победитель Викторины «Биология охотничьих животных», проводится награждение команд.

Деятельность преподавателя:

- проводит викторину;

- ведет подсчёт набранных баллов в соревновании каждой подгруппы;

- контролирует правильность ответов на вопросы по темам;

- оглашает результаты викторины.


Материальное обеспечение: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, распечатка карточка – следы животных.

Время проведения викторины: 45 минут.

Аудитория: кабинет «Охотоведение».



























2 Ход проведения викторины



Преподаватель: Здравствуйте, ребята, преподаватели и гости нашего мероприятия!

Мы рады приветствовать вас на викторине «Биология охотничьих животных».

Преподаватель: Перед тем как мы начнем нашу викторину, мне хотелось бы, чтобы вы улыбнулись друг другу и настроились на дружеский лад.

Животный мир богат и разнообразен. Мы встречаем зверей и птиц везде, а тем более в вашей сфере деятельности вы будите постоянно наблюдать за ними, оберегать животных и окружающую нас природу. Те знания, которые вы получаете на уроках, сможете применить на учебной и производственной практике, продемонстрировать навыки в своей работе, быть компетентными специалистами.

Цель викторины – популяризация знаний в области биологии диких животных.

Преподаватель: Итак, начинаем нашу викторину. Прошу представиться нашим командам. Игроки готовы. Зрителей прошу не подсказывать.


Правила игры:


1 тур – В мире животных

Вопрос

Варианты ответов

Ответ-сообщение

1. У каких из нижеперечисленных видов охотничьих животных брачный период приходится как правило на зимний период?

Лисица

Волк

Косуля

Норка американская

Кабан


Лисица (февраль-март), волк (бывает в средней полосе в начале февраля), кабан (наиболее интенсивен в ноябре-декабре)

2. Мех какого животного не промокает в воде?

Соболь

Лисица

Выдра

Горностай

Мех выдры смазан жиром и почти не промокает в воде.

3. Какой зверь впадает в спячку?

Волк

Бурый медведь

Сурок

Барсук

Сурок впадает в спячку, а медведь и барсук впадают в сон.

4. У какого животного хвост выполняет роль- руля и весла и предупреждает об опасности?

Норка

Бобр

Белка

Заяц

Хвост бобра покрыт чешуйками, во время плавания служит веслом и рулём, при появлении хищников бьёт хвостом по воде и предупреждает сородичей.

5. Детёныши каких зверей рождаются опушенными, зрячими и с зубами?

Лисица

Медведь

Заяц

Кролик

Зайцы - рождают опушенных, зрячих детёнышей, они слышат и способны поедать другую пищу, кроме молока матери

6. Какое животное имеет невтягивающийся «собачий» коготь?

Каракал

Гепард

Ягуар

Барс

Гепард – имеет легкое телосложение, стройные ноги и невтягивающийся «собачий» коготь.

7. Кто не являются моногамами?

Лисица

Волк

Лебедь

Медведь

Медведь и куница – не моногамы, так как не образуют пары и самец не участвует в воспитании потомства.

8. Самки каких животных имеют рога?

Лось

Северный олень

Косуля

Пятнистый олень

Северный олень - рога имеют и самка и самец. У самок рога сохраняются до отёла

9. Какое из этих животных не относится к грызунам?

Мышь

Заяц

Крыса

Дикобраз

Зайцы, как и кролики, выделены в отдельный отряд зайцеобразных.

10. Какое из этих животных не относится к полорогим?

Лань

Сайгак

Горный козёл

Архар

Лось

Лань и лось. Состоят рога из костного вещества. Формируются такие рога на костных выростах лобных костей — пеньках. Каждый год такие рога спадают и отрастают вновь.

11. Другое название какого животного – ирбис?

Барс

Тигр

Лев

Ягуар

Снежный барс или ирбис живёт на вершинах гор Алтая, Гималаев, Памира

12. Какое животное называют водяным кротом?

Ёж

Землеройка

Выхухоль

Выдра

Выхухоль по происхождению очень близка к кротам, но живет в воде. Поэтому её называют ещё водяными кротами

13. Крупная куница с Дальнего востока

Кидус

Харза

Колонок

Соболь

На юге дальнего Востока встречается крупный своеобразный представитель куньих – Харза, длина тела до 1м

14. Как называют самца дикой свиньи?

Кабан

Секач

Хряк

Вепрь

Секач- самец дикой свиньи

15. Отметьте на слайде полиэстричных животных.

Норка

Песец

Нутрия

Шиншилла

Нутрия и шиншилла - полиэстричные животные, в год несколько раз приходят в охоту и получают за год 2-3 приплода

16. Какое животное является вредителем оленеводства, называют маленький медведь?

Барсук

Росомаха

Медоед

Рысь

Росомаха – является истребителем копытных (олени)

17. Как называют степную лисицу?

Каракал

Огнёвка

Корсак

Сиводушка

Корсак – маленькая лисичка, обитает в степи, полупустыни

18. Отметьте охотничьих животных, у которых есть латентный период беременности.

Олень благородный

Косуля

Лось

Кабан

Косуля – Беременность у косуль длится около 9 месяцев, однако из этого срока 4-4,5 месяца падают на так называемый латентный период.

19. Какие животные охотятся на тюлений и песцов?

Белая акула

Морж

Гималайский медведь

Белый медведь

Белые медведи хорошо ловят и тюленей, и песцов, и рыбу, и северных оленей

20. К отряду хищных класса млекопитающих относятся:

Зубр

Медведь

Кабан

Волк

Куница

Ондатра

Отряд Хищные:

- Медведь семейство медвежьи

- Волк семейство псовые (собачьи)

- Куница семейство куньи

21. Какие из видов охотничьих птиц обитают только в лесу?

Фазан

Куропатка серая

Глухарь

Рябчик

Глухарь и рябчик – лесные обитатели, фазан и серая куропатка – на открытых пространствах (поляны).

22. Продолжительность 

насиживания яиц самками тетерева и глухаря?

17-20дней

40-45дней

21-25дней

30-35дней

Тетерка 21-25 дней, глухарка 24 дня.



По завершению 1 раунда преподаватель озвучивает количество баллов, заработанных командами. Результаты 1 раунда отмечает в бальной ведомости команд (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).



2 тур – карточка следы зверей и птиц (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)


Преподаватель: Спасибо за Ваши ответы, знания в области Биологии зверей, переходим ко 2 туру. Командам розданы карточки, необходимо определить по следам и следовым дорожкам вид зверя или охотничий вид птицы и записать наименование вида. Команда, которая правильно определила вид зверя или птицы, за каждый правильный ответ получает 1 балл.

По завершению 2 раунда преподаватель озвучивает правильные ответы, данные командами. Результаты 2 раунда отмечает в бальной ведомости команд (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Баллы, получаемые участниками во всех турах, суммируются, таким образом, определяется  – победитель.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

По общему количеству набранных баллов сообщается победитель.

Преподаватель: Вот он – победитель! Игроки проявил знания, находчивость, смекалку в нашей викторине. Поздравляем! (награждение).

Огромное спасибо участникам викторины, всем, кто присутствует на нашем мероприятии, а так же зрителям, активно поддерживающим наших игроков. Наша викторина прошла интересно, весело, студенты узнали много нового и проверили свою эрудицию.







































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Актуальность методической разработки заключается в применении «игровых педагогических технологий», которые соединяют в себе методы и приемы различных форм обучения, способствуют всестороннему развитию обучающихся.

В ходе викторины обучающиеся приобрели навыки общения, умения самовыражения, умение находить правильный выход из проблемной ситуации. Во время игры обучающиеся испытывали положительный эмоциональный подъём, в процессе чего повышался интерес к профессии, чувствовалась уверенность обучающихся в своих силах. Работая в команде, студенты чувствовали ответственность друг перед другом, сопереживали друг другу, что привело к сплачиванию коллектива, а своим соревновательным задором старались заразить всех присутствующих.

Для того, чтобы мероприятия данного плана имело положительный результат, были определены его цели и задачи, а также тщательно продумана методика проведения и вид заданий. Так при рациональном сочетании всех этапов проведения викторины каждый участник мероприятия почувствовал успех от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других, это рождает положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению. В викторине можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Человеку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности и мастерства. Удовлетворение, полученное от игры, создает комфортное настроение и усиливает желание изучать предмет.

Сложность поведения викторины заключалась в том, чем человек старше, тем критичнее он относится к себе, тем критичнее он оценивает свои возможности. Редко кто «с ходу» решится принять участие в мероприятии перед массой незнакомых людей, среди сокурсников. Ведь участие в таких играх-викторинах требует определенных знаний по специальным дисциплинам. В результате чего возникает необходимость кропотливого поиска таких приемов методики преподавания и организации учебного процесса, чтобы не заставлять насильно делать неинтересное, чтобы обучающемуся «захотелось» познать специальные дисциплины и профессиональные модули (ПМ).

Работа над активизацией учебной деятельности – это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемой дисциплины.

Таким образом, можно сделать вывод, что подростки, переступив порог колледжа, ждут от нас чего-то совершенно нового, необычного. Нетрадиционная форма обучения это ключ к решению учебно-комплексных задач в изучении материала с различных позиций, путь в профессионализм через профессионально – важные качества.

Охотничьим хозяйствам требуется не пассивный исполнитель, а ответственный деятель. Если быть кратким, то наши выпускники должны быть способны развивать производство, удерживать динамику профессии, стремиться к профессионализму.

Обучающимся на викторине было интересно, так как использовался метод соревнования, который заставляет их активизироваться. Считаем, что цель достигнута – выявлен победитель.

Подведя итоги проведённого внеклассного мероприятия, можно сказать, что данная форма проведения занятий является результативной.


























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


Биология зверей и птиц Н. Харченко изд.: Лань Учебники для вузов. Специальная литература, 2019 г. – 432с

Биология промысловых зверей России Машкин В.И. изд.: Лань Учебное пособие для вуза, 2020 – 552 с

Ресурсы животного мира Машкин В.И. изд.: Лань Учебное пособие, 2019 – 376

Технология охоты, рациональное использование и воспроизводство охотничьих ресурсов Козлов В. М. изд.: Лань Учебное пособие, для СПО (среднее профессиональное образование) 2019 – 224 с

Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель Вадим Гудков. ред. Кичин В. И. Издательство: Вече, 2016 г. – 592 с



































15


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.