Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике на тему «Математическая викторина»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике учителя математики Морозовой Анастасии Александровны на тему
“Математическая викторина”
Цели: активизация, полученных в ходе обучения учащимися, знаний по математике, коррекция познавательных процессов. Диагностика межличностных отношений в классном коллективе.
Задачи: развитие внимания, мышления и других познавательных процессов по средствам решения логических задач, ребусов и задач на внимание.
Оборудование: картинки с ребусами, цветной мел.
План занятия
1. Организационный момент.
2. Викторина:
А) математические задачки-шутки
Б) математические ребусы
В) математические загадки
3. Сказка “О нуле”
4. Подведение итогов
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Все мы знаем, что идёт у нас неделя математики. И сегодня мы с вами проведём математическую викторину. Все задания внимательно слушайте и лишь по поднятой руке будут приниматься ваши ответы. Сейчас мы разделимся на две команды и за ответ каждая команда будет получать балл. Та команда, которая победит получит сладкий приз.
2. Викторина:
А) Математические задачки - шутки |
На верёвке висели и спокойно сохли 8 выстиранных наволочек. 6 наволочек стащила с верёвки и сжевала коза Люська. Сколько наволочек спокойно высохли на верёвке? |
Ответ: 2 |
В песочнице сидят 11 малышей.9 малышей лепят куличики, а остальные лупят друг друга совочками. Сколько малышей лупят друг друга совочками? |
Ответ: 3 |
|
У трёх бабушек было по одному серенькому козлику. Бабушки козликов очень любили. Пошли козлики в лес погулять, а там их волк съел. Остались от козликов рожки да ножки. Сколько осталось рожек и сколько ножек? |
Ответ: 6 и 12 |
|
Коза Люська забодала забор, который держался на 7 столбиках. 3 столбика упали вместе с забором, а остальные остались торчать самостоятельно. Сколько столбиков торчат самостоятельно? |
Ответ: 4 |
|
Сколько дырок окажется в клеёнке, если во время обеда 12 раз проткнуть её вилкой с 4 зубчиками? |
Ответ: 48 |
|
В комнате веселилось 47 мух. Дядя Гоша открыл форточку, размахивая полотенцем, выгнал из комнаты 12 мух. Но прежде, чем он успел закрыть форточку, 7 мух вернулось обратно. Сколько мух теперь веселится в комнате? |
Ответ: 32 |
|
Б) Математические ребусы |
1. |
Ответ: два |
2. |
Ответ: конус |
|
3. |
Ответ: задача |
|
4. |
Ответ: вектор |
|
5. |
Ответ: восемь |
|
6. |
Ответ: число |
|
7. |
Ответ: треугольник |
|
8. |
Ответ: процессор |
|
9. |
Ответ: стрижи |
|
10. |
Ответ: столб |
|
11. |
Ответ: один |
|
12. |
Ответ: подвал |
|
13. |
Ответ: семья |
|
14. |
Ответ: минус |
|
15. |
Ответ: точка |
|
16. |
Ответ: пять |
|
17. |
Ответ: диаметр |
|
В) Математические загадки |
Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? |
Ответ: вилка |
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? |
Ответ: 1 |
|
На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? |
Ответ: на мокрое |
|
Меня зовут Толей. У моей сестры только один брат, как зовут брата моей сестры? |
Ответ: Толя |
|
У одного папы спросили: «Сколько у вас детей?» Он ответил: «У меня четыре сына и у каждого из них есть родная сестра.» Сколько же у него детей? |
Ответ:5 |
|
Летела стая гусей. 1 гусь впереди, 2 позади, 1 гусь между двумя и 3 в ряду. Сколько всего гусей. |
Ответ: 3 |
|
По улице идут два отца и два сына. Всего три человека. Может ли быть такое? |
Ответ: да |
3. Сказка “О нуле” (беседа по сказке)
Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифирия. Жили в ней очень честные числа. Только Ноль отличался ленью и нечестностью. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифирии. Служить королеве захотели все. Между Цифирией и королевством Арифметики пролегала пустыня, которую пересекали четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили объединиться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню. Рано утром, как только солнце косыми лучами коснулось земли, числа двинулись в путь. Долго шли они под палящим солнцем и наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: "Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться". Все исполнили приказание реки. Исполнил желание и лентяй Ноль, но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего; у кого ответ получится меньше, тот получит воды больше. И снова число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше и было расстроено. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нолем, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нолем. С тех пор ни одно из чисел не делится на ноль. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать Ноль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать да добра наживать.
Вопросы.
1. Почему страна называлась Цифирией? Что означает число ноль?
2. Чем занимается королева Арифметика в математике? (Изучает числа и действия над ними.) Какие реки разделяли страну Цифирию и королевство Арифметики? Какое общее название можно дать этим рекам? (Действия.) Кто собирается переходить через пустыню? (Числа.) Чем числа отличаются от цифр?
3. Почему число, с которым сложили ноль, осталось недовольно?
4. Приведите два примера, иллюстрирующих слова сказки: "…стать парами и вычесть меньшее число из большего: у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды". Почему число, стоящее в паре с Нолем, оказалось в проигрыше? Могут ли числа стать парами так, чтобы каждой паре досталось воды поровну? Приведите примерами.
5. Почему число, стоящее в паре с Нолем, не получило воды от реки Умножение?
6. Почему при переходе через реку Деление числа не захотели становиться в пару с Нолем?
7. Во сколько раз первое число больше второго или меньше второго: 7 и 70, 3 и 30, 50 и 5?
4. Подведение итогов (оценки)
Список используемой литературы:
Интернет ресурсы.
- Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
- Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: Пособие для учителя: пер. с болг. – М.: Просвещение, 1993.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Морозова Анастасия Александровна
Ивлиева Наталия Алексеевна