Методическая разработка внеклассного мероприятия «Математический калейдоскоп»
Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский лесопромышленный техникум»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Математический калейдоскоп»
Подготовила преподаватель
математики ГПОУ «СЦБТ»
Копецкая М.Г.
Сыктывкар
2023
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Ход мероприятия
Выступление творческой группы студентов
Картинка первая. Это мы проходили
Картинка вторая. Анаграммы в стихах
Картинка третья. Конкурс эрудитов
1 музыкальная пауза
Картинка четвертая. Веселые вопросики
Картинка пятая. Вредные задачки
Игры с болельщиками
Картинка шестая. Веселый счет
2 музыкальная пауза
Картинка седьмая. Ребусы
Картинка восьмая. Музыкальный конкурс
Картинка девятая. Шифровка
3 музыкальная пауза
3.Подведение итогов игры, награждение
4.Литература
Пояснительная записка
Сегодня современное образование нацелено на реальное продвижение ребенка в обучении. Это невозможно без развития у обучающихся механизма самообразования, самореализации и создания устойчивой мотивации к учению. Работа в этом направлении включает в себя требования к развитию творческих возможностей студентов.
Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы. Она углубляет знания студентов, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор. Мероприятия дают возможность заинтересовать широкий круг обучающихся, популяризовать научные знания, способствуют развитию творческой личности.
В данной методической разработке дается сценарий проведения математического вечера «Математический калейдоскоп». Мероприятие проводится в рамках декады математики для студентов 1 курса. К проведению мероприятия привлекаются студенты старшего курса.
Для проведения мероприятия требуется большая предварительная работа. Студентам предлагается подготовить название команд, их девиз, подготовить частушки про математику. Готовность к выступлению проверяется заранее. Требуется продумать различные конкурсы, требующие не только хорошую математическую подготовку. Калейдоскоп складывается из интересных математических заданий, шуток, стихов о математике, песен и даже танцев. Необходимо подготовить конкурсы с болельщиками, музыкальное сопровождение. Эффект картинок калейдоскопа достигается за счет использования картинок «гиф».
Праздничную атмосферу вечера помогает создавать творческая группа студентов, которая представляет стихи о математике, веселые музыкальные номера.
Такая форма проведения внеклассного мероприятия позволяет организовать равноправное сообщество, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
Цели внеклассного мероприятия
Способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности студентов.
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Способствовать развитию внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов.
Способствовать развитию волевых качеств студентов.
Обеспечить повторение и закрепление основного материала, выраженного в неординарных ситуациях.
Создать условия для формирования действий по организации и планированию учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы.
Способствовать практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
Обеспечение мероприятия (оборудование, раздаточный материал)
мультимедийный проектор, компьютер,
презентации (9 шт., к каждому конкурсу)
Музыкальное сопровождение:
Подборка песен о математике на начало мероприятия.
(Минусовки к песням «из Вагантов», «Черные глаза», «Черный бумер»
Раздаточный материал к конкурсам (калейдоскоп, задачи в конвертах, скакалка для конкурса «Эрудиты», гармонь для музыкального конкурса.
Ход мероприятия
Ведущий М.Г.
У меня в руках игрушка.
Мир цветных событий.
Посмотри в калейдоскоп,
Поверни его разок —
Много красочных картинок
Там увидит твой глазок!
Калейдоскоп – игрушка с зеркальными стеклами и кусочками стекла. При поворачивании происходит смена узора.
Калейдоскоп – постоянная смена явлений, лиц, событий. Так и наши задания будут сменять друг друга.
Наш калейдоскоп будет складываться из интересных математических заданий, шуток, стихов о математике, песен и даже танцев.
А вы сможете открыть свои таланты. Показать смекалку, ловкость, изобретательность, творчество, художественные способности, артистичность, взаимопомощь, выручку.
Звучит музыка, выходит творческая группа.
Даша.
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Максим.
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Варя.
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы.
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Даша.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Варя.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Максим.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
Даша.
О, математика земная,
гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная
и дорожат они тобой.
Варя.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Максим.
Но чтоб игре зажечь зелёный свет
Нужно всем ребятам дать такой совет:
От страха бывают глаза велики.
Ты страх победи и дальше иди!
Даша.
Помните о том, что знания и труд
Трудности ваши все перетрут!
Варя.
Итак, турнир мы открываем,
Всем успехов пожелаем,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать!
М.Г.
Уже готово всё к сраженью
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья
Я вам представлю грозный суд (представление жюри) музыка
М.Г.
Конкурс наш я открываю .
Добрый день, мои друзья!
Здесь ребята на турнире,
Их сейчас представлю я (представление игроков).
Участвуют в игре две команды. Название команды, девиз.
Любое соревнование начинается с разминки
Дашенька, крути каледоскоп!
Картинка первая «Это мы проходили».
Команды по очереди отвечают без подготовки на вопросы, зарабатывая жетоны за правильные ответы.
Расстояние от центра окружности до точки на окружности
Равенство, содержащее переменную
Как называется отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции?
Площадь квадрата равна 100 кв.м. Чему равен его периметр?
Абсолютная величина числа.
Утверждение, принимаемое без доказательства.
Равенство, справедливое при всех допустимых значениях переменных.
Кто ввел прямоугольную систему координат.
В прямоугольном треугольнике отношение противолежащего катета к гипотенузе называется…?
Направленный отрезок называется…?
Сколько можно провести высот в треугольнике?
В равнобедренном треугольнике углы при основании …?
Как называется вторая координата точки на плоскости?
Отрезок, соединяющий две точки окружности.
Может ли один из углов ромба быть равным 200ᴼ.
Сколько диагоналей в треугольнике?
Половина от половины это сколько
Как называется знак корня?
5 % от 1 тыс. руб.
Картинка вторая. Анаграммы в стихах «Хитрый икс»
С хитрым иксом я дружу,
По секрету вам скажу,
Выбегая из тетрадки,
Задает он мне загадки
Кто ответит, например,
Что такое ИКС+Р
Думал я весь день вчера,
Что такое ИКС+РА
Подсказал мне старший брат,
Что такое ИКС + РАТ
Догадался я без брата,
Что такое ИКС + РАТА?
Не решила вся квартира,
Что такое ИКС + ИРА?
Долго мучил я соседа,
Что такое ИКС + РЕДА?
ИКС + Н + РА + ТА,
То с бензином, то пуста?
ИКС + ТА + НА + РА
Кто решил, тому «Ура!»
Картинка третья «Конкурс эрудитов».
Ну, а теперь, команды, стоп!
Математический калейдоскоп!
Кто в терминах не знает затрудненья,
Напишет все сейчас без промедленья.
1 команда
Прыгая через скакалку называть математические термины на букву «Т»
2 команда
Прыгая через скакалку называть математические термины на букву «П». Командам дается время 2 минуты на подготовку
1 музыкальная пауза
(СЗ-21 Жданов Руслан и Бобкин Михаил поют под минусовку «Из вагантов»)
На уроках икс искал,
Что за уравненье?
Я по следу пса пускал:
Пусть найдёт решенье
Геометрия – предмет
Для детей опасный.
Слов страшней, чем СИНУС – нет
Он на вид ужасный.
Если Пифагор бы знал
Про мои мученья
Он свои б штаны продал
Вместе с уравненьем.
Ну, когда же, ну, когда
Будет жизнь привольна?
Без практических работ,
Тестов и контрольных.
Картинка четвертая «Веселые вопросики».
Команды по очереди отвечают на вопросы:
Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей?
Кого из литературных героев вы бы назвали родоначальниками дачного строительства?
Если русский петух снес яйцо на японской территории, кому будет принадлежать яйцо?
Как звали «молодого крокодила пятидесяти лет»?
Круглый, но не дурак, с дыркой, но не бублик?
Какой дробный член есть в футбольной команде?
Какая домашняя птица хорошо знает и очень часто называет единицу измерения земельной площади, равную10 000 м2?
Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка?
Вычислите с какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
В каком месяце болтливая Светочка говорит меньше всего?
Как называют верхний угол футбольных ворот?
На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»?
Назовите музыкальную меру длины.
Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу?
Какое математическое обозначение было введено благодаря типографской опечатке?
Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых и порядочных людей?
Шла бабка в Москву , навстречу ей три старика, у стариков – по мешку , а каждом – по коту . Сколько людей шло в Москву?
Название какой кривой является в то же время литературным термином?
Электропоезд едет с востока на запад. Ветер дует с севера на юг. В какую сторону отклоняется дым от поезда?
Картинка пятая. «Вредные задачки».
Капитаны команд выбирают конверты с задачами и готовят ответы в течение 2 минут.
Задачи:
1.В бублике одна дырка, а в кренделе в два раза большеНа сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 крендельках?
2.Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Тогда Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка расколотила и эти.
Из скольких яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не разбаловали свою мышку?
3.Площадь квадратной лужи, в которую упал Петр Петрович, - 4 кв. метра. Длина одной стороны этой лужи равна росту Петра Петровича в шляпе. Шляпа увеличивает рост Петра на 16 см. Узнай рост Петра Петровича.
4.Пожарных учат надевать штаны за 5 секунд. Сколько штанов наденет опытный пожарный за 3 минуты?
5.Петр Петрович, добираясь на работу, ехал сначала на автобусе, потом в метро, а остаток пути прошел пешком. В автобусе Петра Петровича толкнули 12 человек, в метро - 18 человек, а когда шел пешком - только 2 человека. 29 человек, толкнувших Петра Петровича, не извинились перед ним, а остальные попросили прощения. Сколько вежливых людей толкало Петра Петровича?
6.Страус пробегает расстояние 200 м за 12 секунд. Не меньше скольких километров должен пробежать Петр Петрович, за которым этот страус гонится вот уже 10 минут?
7.Ученый с мировым именем Иннокентий изобрел грабли, которые, если на них наступишь, бьют по лбу не один раз, как обыкновенные, а 8 раз.
Сколько раз ударят тебе по лбу грабли, изобретенные ученым с мировым именем Иннокентий, если ты наступишь на них 12 раз?
8.Один дедушка охотился в кухне на тараканов и убил пятерых, а ранил в 7 раз больше. Трех тараканов дедушка ранил смертельно, и они погибли от ран, а остальные раненые тараканы выздоровели, но обиделись на дедушку и навсегда ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда?
9.Личный попугай капитана Флинта изучил 1567 ругательств на разных языках. 271 ругательство на английском, 352 на французском и 127 на испанском языках. Остальные ругательства попугай почерпнул из великого и могучего русского языка. Сколько ругательств почерпнул личный попугай капитана Флинта из русского языка?
10.Ровно в два часа ночи с балкона двенадцатого этажа выплеснут ведpо воды. Вода долетит до земли чеpез 9 секунд. Сколько минут осталось быть сухим коту Таpзану, если он, сидя на том самом месте, куда пpилетит вода, начал еще в полночь петь свою любимую песню и поет уже 1 час 57минут и 9 секунд?
(Пока думают, Даша проводит конкурс для болельщиков)
Игра со зрителями. Разминка на внимание.
Варит отлично твоя голова:
пять плюс один получается… (не два, а шесть)
Вышел зайчик погулять,
лап у зайца ровно… (не пять, а четыре)
Ходит в народе такая молва:
шесть минус три получается… (не два, а три)
Говорил учитель Ире,
что два больше, чем… (один, а не четыре)
Меньше в десять раз, чем метр,
всем известно… (дециметр)
Ты на птичку посмотри:
лап у птицы ровно … (две, а не три)
У меня собачка есть,
у нее хвостов аж… (один, а не шесть)
У доски ты говори,
что концов у палки… (два, а не три)
Отличник тетрадкой своею гордится:
внизу, под диктантом, стоит… (не единица, а пять)
На уроках будешь спать,
за ответ получишь… (два, а не пять)
Вот пять ягодок в траве.
Съел одну, осталось -… (не две, а четыре)
Мышь считает дырки в сыре:
три плюс две – всего… (пять, а не четыре).
Слушают ответы команд.
Картинка шестая «Веселый счет».
Командам предлагается считать, называя не только геометрическую фигуру, но и ее порядковый номер. После каждой фигуры надо говорить фразу: «Я не ошибусь». Побеждает та команда, которая пройдет дальше.
2 музыкальная пауза ( гр.СЗ-11Худавердиев Ильяс исполняет лезгинку под песню на мотив «Черные глаза»).
Я сижу на перемене
Надо мне искать
У кого бы в этот раз
Алгебру списать
Времени совсем немного
Что же делать мне
Двоечку мне не охота
3 раз за день
Математика
Я считаю, умножаю
Математика
Дискриминанты вычисляю
Математика
Самая сложная
Математика…
Математика…
Математика…
Картинка седьмая. «Ребусы»
Оценивается кто быстрее и больше разгадает математических ребусов
Картинка восьмая «Музыкальный конкурс».
Командам предлагается исполнить частушки про математику под аккомпанемент гармониста гр. МЦ- 21 Гергерта Матвея. Жюри оценивает артистичность команд.
Хвастать я сейчас не стану,
Знаю точно, что пою,
Я задачки все решаю,
Математику люблю.
Математик Пифагор
Супер джинсы изобрел.
Говорят его штаны
Во все стороны.
Пифагоровы штаны
Во все стороны равны,
Их не пробуй надевать
Ноги не куда девать.
Уравнения я знаю
И решаю их на 5.
Только я не понимаю,
Где прибавить, где отнять
Мы зачет вчера писали,
Очень сильно мы устали,
А вот Вадя не устал,
Взял зачет, да и списал.
Уравнения, уравнения
До чего вы довели
Иксы, минусы, деление-
Вы меня с ума свели.
Ты на завтрак утром рано
Съешь тарелку каши манной,
Ведь «пятёрочку» никак
Не получишь натощак.
Математику списать
Разрешила Ленка,
Что ж придется целоваться
С ней на переменке.
Математика, мой свет!
Ты любимый наш предмет.
Хоть и трудна ты порой,
Интересно нам с тобой
Никому списать не дам я,
Пусть все врединой зовут.
Может, мне потом за вредность
Рано пенсию дадут!
На уроке я сижу,
На учителя гляжу,
Чем он больше нагружает,
Тем я больше торможу
Математику учить,
Что под бурей в море плыть.
Коль не знаешь, как грести,
То тебе не вылезти
Картинка девятая «Шифровка».
Командам предлагается на скорость разгадать фразу:
Задачи решать – ум развивать.
1)9,1,5,1,25,10
2)18,6,26,1,20,30
3)21,14,
4)18,1,9,3,10,3,1,20,30
КЛЮЧ к ШИФРОВКЕ
1-А, 2-Б, 3-В, 4-Г, 5-Д, 6-Е, 7-Ё, 8-Ж, 9-З, 10-И, 11-Й, 12-К, 13-Л, 14-М, 15-Н, 16-О, 17-П, 18-Р, 19-С, 20-Т, 21-У, 22-Ф, 23-Х, 24-Ц, 25-Ч, 26-Ш, 27-Щ, 28-Ъ, 29-Ы, 30-Ь, 31-Э, 32-Ю, 33-Я.
3 музыкальная пауза ( гр.МЦ-11 Мишарин Олег, Савельев Илья, гр. ЭС-21 Одинцова Анастасия, Нефедова Регина исполняют песню на мотив «Черный бумер»).
Вы нас вели дорогой трудной между теорем
порой казалась тема нудной, с множеством проблем.
Но красоту науки точной все ж я смог понять!
За знания спасибо вам давно хочу сказать.
Спасибо вам за похвалы и наставления,
Но расставаться нам придется, к сожалению.
Я ожиданья постараюсь ваши оправдать
И на экзамене я получу оценку «5»!
Математика родная, как же я тебя люблю!
И сегодня в этом зале только о тебе пою:
Уравненья, как поэмы, интеграл поддержит дух,
Логарифмы – словно песни, формулы ласкают слух!
Ведущий. Ну вот и подошел к концу наш вечер «Математический калейдоскоп».
И сегодня на конкурсе,
Подведя состязаний черту,
Победителей мы награждаем
За смекалку и быстроту.
Жюри объявляет результаты, называет лучших участников. Награждение, вручение призов, медалей. благодарим участников команд, классных руководителей, болельщиков, жюри. Особые слова благодарности творческой группе:
Гр.СЗ-21 Жданов Руслан , Якимова Дарья, Щулипенко Варвара Бобкин Михаил
Гр. ЭС-21 Одинцова Анастасия, Нефедова Регина, Урнышев Аркадий
Гр МЦ-11 Мишарин Олег, Савельев Илья,
Гр.СЗ - 11Худавердиев Ильяс
Гр.МЦ-21 Гергерт Матвей
Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
Пришло время расставание,
Говорим мы: “До свидания”
Ну а на память о нашей встречи совместное фото( музыка)
Литература:
Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.
Остер Г..Б. Задачник по математике. –М. «Росмэн», 1994 г.
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.