Внеурочное мероприятие на тему «Русское народное прикладное искусство» (5 класс)
Русское народное прикладное искусство.
PPTX / 20.52 Мб
Методическая разработка
внеурочного мероприятия для обучающихся 5 – х классов
по теме «Русское народное прикладное искусство»
Лебедева Мариетта Николаевна
учитель изобразительного искусства, высшая категория
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Сыктывкар
Пояснительная записка
Мероприятия по воспитанию определенной культуры восприятия материального мира, в силу своей важности для формирования художественно – эстетических ориентиров у обучающихся, должны быть интересны, вызывать желание участвовать в них.
Данный материал позволяет в увлекательной, занимательной форме более разносторонне узнать о народном искусстве, приобщиться к декоративно – прикладному искусству своего народа, проверить полноту и прочность уже полученных знаний.
Цель: формирование интереса к русскому народному прикладному искусству; создание условий, обеспечивающих взаимодействие обучающихся одной возрастной категории; организация интересного досуга обучающихся.
Задачи мероприятия:
Образовательные:
- расширить знания учащихся о народных промыслах декоративно - прикладного искусства.
Воспитательные:
- формирование у обучающихся чувства коллективизма, сплоченности команды, а также сопереживания и взаимопомощи друг другу;
- формирование любви к родине, формирование чувства ответственности за сохранение культурного наследия.
Развивающие:
- продолжить формирование умения учащихся работать в коллективе, согласованно выполнять предложенные задания, объяснять, решать проблемные вопросы, конструировать ответы.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать русское народное прикладное искусство во всём многообразии его народных промыслов;
- социализация личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование понятия о национальной культуре и представление о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
- мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение;
- развитие эстетических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
- бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способности принимать различные точки зрения, умение аргументировано излагать своё мнение, накапливать знания и представления о русском народном прикладном искусстве и его истории;
- развитие пространственного ощущения мира; освоение выразительных особенностей языка русского народного прикладного искусства;
- формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
РегулятивныеУУД:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
- развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
- развитие визуально - образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве,
- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного народного промысла декоративно - прикладного искусства на другой).
Коммуникативные УУД:
- Активное использование речевых, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
- Овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты.
Приобретаемые навыки учащихся: при реализации целей и задач мероприятия учащиеся учатся навыкам работы в коллективе, самостоятельности, ответственности за принимаемые решения.
Оборудование: компьютерная презентация (приложение), карточки с названиями команд.
Организационный момент
Обучающиеся разбиваются на группы по классам (перед входом лежит коробочка, ребята достают номера и занимают место за столом, номер которого они вытащили)
Обучающимся представляется жюри, объясняются правила игры.
В состав жюри входят: учитель изобразительного искусства, учитель МХК, заинтересованные учащиеся. Они контролируют ход игры, работу команд на этапах, просчитывают баллы, набранные командами, и определяют победителя игры.
Призовой фонд игры: грамоты для команды победителя, сертификаты для участников.
В ходе игры запрещено:
Заменять участников после начала игры;
Мешать другим участникам;
Меняться участниками с другой командой;
Использовать мобильные телефоны и любые источники информации;
Бездействовать.
Штрафные санкции: при нарушениях правил назначается штрафной балл.
План мероприятия:
I. Организационный момент – 5минут
II. Сообщение темы - 2 минуты
III. Выполнение учащимися заданий викторины – 28 минут.
IV. Подведение итогов - 5 минут
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшей стране русского народного прикладного искусства. От вас, ребята, требуется сообразительность, смекалка, быстрота мышления, умение прислушиваться к мнению других. Каждая команда должна показать свои интеллектуальные способности и знания, полученные на уроках в области изобразительного искусства.
У нас сформировались команды. Представьтесь, пожалуйста (команды представляются).
Напишите название своей команды на карточке (учащиеся на карточке пишут название своей команды).
Вашу игру будет оценивать жюри (представляет членов жюри).
Правила игры: команды, пользуясь приведенной схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость. Игра идет в один раунд.
Игру начинает команда первой поднявшая табличку со своим названием. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если же команда дает неправильный ответ, то та же сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другим командам.
В игре имеются следующие сектора:
«Дымково»
«Городец»
«Золотая Хохлома»
«Подарок белоствольной красавицы»
«Кот в мешке»: вопрос должен быть передан любой другой команде;
Игру заканчивает раунд «Своя игра». Команды делают ставки, исходя из имеющихся баллов на своем счету. Ведущий зачитывает задание. После минуты обсуждения команды дают ответы. При правильном ответе - сумма ставки поступает на счет команды, при неправильном - списывается со счета.
Не будем оттягивать удовольствие. Мы начинаем!
Художник должен обладать многими качествами. Внимание, наблюдательность, целостное видение картины – такие качества одни из самых главных. Вам даются осколки изображения. По образцу команды должны собрать изображение (жостовский букет). Команда, которая быстрее соберет изображение, получает право выбора первого вопроса, то есть начать игру.
Подведение итогов игры:
Жюри считают количество баллов, в т.ч. штрафных, выявляет победителя. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Оглашает результаты.
Учитель:
Вот и подошла к концу наша встреча. Пока жюри ведет подсчет баллов, поделитесь своими впечатлениями от сегодняшнего мероприятия.
Закончите одну из фраз, которые вы видите на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось…
- я смог…
- я попробую…
- занятие дало мне для жизни…
- мне захотелось…
Спасибо. Слово предоставляется жюри.
Дорогие друзья, спасибо за игру.
Если кому-то сегодняшняя викторина помогла увидеть, какое оно – русское народное прикладное искусство: красивое, загадочное, уникальное, многообразное,- то наше мероприятие удалось.
До новых встреч, друзья!
Список использованных источников и интернет-ресурсов
1. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М., 2007.
2. Русское народное прикладное искусство. К.Маерова, К.Дубинская. Москва «Русский язык» 1990
3. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984 г.
4. https://ru. wikipedia.or
Пролубщикова Наталья Владимировна