Технологическая карта к уроку изобразительного искусства (5 класс) на тему «Древние образы в народном искусстве. Русские народные узоры»

1
0
Материал опубликован 15 November 2020

РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Тема 1.1.: «Древние образы в народном искусстве. Русские народные узоры»

Тема урока

«Древние образы в народном искусстве. Русские народные узоры»

Тип урока

Усвоение новых знаний

Цель урока

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре;

Планируемые результаты

Личностные

-формирование национальной идентичности,

-формирование уважительного отношения к народному искусству, готовности беречь традиции народного творчества,

-освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

Предметные

  -знать традиционные особенности образов народного крестьянского прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо жизни.

-сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразие варьирование трактовок.

-создавать выразительные декоративно – обобщенные изображения на основе традиционных образов.

-осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

УУД

Регулятивные УУД:

-целеполагание, планирование, применение установленных правил и алгоритмов в решении творческой задачи;

Познавательные УУД:

-классифицировать изученные объекты (солярные знаки) на основе характерных признаков,

-осознано высказывать свое мнение с опорой на личный опыт,

представлять место и роль народного искусства в жизни человека и общества;

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение вести диалог,

-понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения,

-соблюдение правил речевого поведения, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

Ресурсы

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса / Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013

Предметы быта школьной историко-краеведческой музейной комнаты, компьютер, проектор, презентация, карточки с наглядным материалом, материалы для изо деятельности.

Формы организации

Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Технология

ИКТ-технологии, развивающее обучение, диалоговое обучение, проблемное обучение, кейс-метод.

Конспект урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

предметные

УУД

1 этап: Организационный (1 мин)

Приветствие и проверка готовности к предстоящей деятельности

1 слайд: «Здравствуйте, садитесь. Тема урока “Древние образы в народном искусстве. Русские народные узоры».

Выполняет оценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

Готовность к уроку

Коммуникативные: аргументировать свою позицию

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость


2 этап: Актуализация знаний (3 мин)

Переносит учебную ситуацию в необычные условия или среду (посещение школьной музейной комнаты), актуализирует знания учащихся

2 слайд: «Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги… Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства».

Объясняют смысл понятия «декоративно-прикладное искусство».

Называют предметы нашего быта, материалы ДПИ.

«ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и др. Предметы народного быта: народный костюм, игрушки-свистульки, прялка, посуда,

самотканые или домотканые ковры, полотенце».

Осознание необходимости получения новых знаний

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков

 Личностные: ценностно-смысловые ориентиры; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны

3 этап: Мотивация учебной деятельности (9 мин)

Беседа о декоративно-прикладном искусстве.

3 слайд: «Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор».

4 слайд: «Вот изображение глиняного сосуда, которому около 5000 лет. Узоры на нем расположились в 3 пояса и как бы рисуют картину мира. Вверху горизонтальная волнистая линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущееся солнце и косые линии – дождевые струи. Внизу 2 параллельные линии – это земля. Посмотрите на сундук. На нем изображено солнце. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами».

5 слайд: «В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода».

6 слайд: «Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну»

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы с позиции личного опыта.


Формирование уважительного отношения к народной культуре, готовности беречь и продолжать традиции народного искусства. Осознавать роль символов, как основы мироздания крестьян

Коммуникативные: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Классифицируют объекты по заданным основаниям. Умение строить речевые высказывания в устной форме, представлять место и роль искусства в жизни человека и общества

4 этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин)

Организация самостоятельной творческой работы учащихся планируется в форме творческой мастерской росписи посуды

7 слайд: «Как видите, все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином, для которого засеянная хлебом пашня была как продолжение его жизни, как благо, подаренное землей и небом. Давайте представим, что к нам в руки попала ваза, которую нужно расписат. Для этого необходимо выполнить эскиз, по которому будут воспроизводить эту роспись»

Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце). Создавать выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных образов.

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Создание художественного образа предметов быта с мотивами русских народных узоров

Регулятивные УУД:

(умение организовать свою деятельность по времени);

- коррекция

(умение организовать свою деятельность пошагово)

Познавательные УУД:

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

5 этап: Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)

Организация выставки творческих работ учащихся

8 слайд: «Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро, счастье. Какие же образы придумал и передал из века в век человек? С помощью чего обозначали люди эти образы? Как называются символы солнца?».

Высказывают свое мнение, показывают конечный результат своей работы

«Образ солнца, образ матери-сырой земли, древо жизни, образ коня и птицы.

С помощью символов.

Солярные знаки».

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Умение соотносить результаты собственной деятельности

Регулятивные УУД: Целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

Познавательные УУД: структурирование информации. Логические действия (умение классифицировать - выбирать критерии для сравнения)

Личностные:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость


Презентация к уроку ИЗО Древние образы в народном искусстве
PPTX / 4.46 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации