Технологическая карта к уроку изобразительного искусства (5 класс) на тему «Древние образы в народном искусстве. Русские народные узоры»
РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
Тема 1.1.: «Древние образы в народном искусстве. Русские народные узоры»
Тема урока | «Древние образы в народном искусстве. Русские народные узоры» | |
Тип урока | Усвоение новых знаний | |
Цель урока | Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем; Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре; | |
Планируемые результаты | Личностные | -формирование национальной идентичности, -формирование уважительного отношения к народному искусству, готовности беречь традиции народного творчества, -освоение способов художественного, творческого самовыражения личности; |
Предметные | -знать традиционные особенности образов народного крестьянского прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо жизни. -сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразие варьирование трактовок. -создавать выразительные декоративно – обобщенные изображения на основе традиционных образов. -осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | |
УУД | Регулятивные УУД: -целеполагание, планирование, применение установленных правил и алгоритмов в решении творческой задачи; Познавательные УУД: -классифицировать изученные объекты (солярные знаки) на основе характерных признаков, -осознано высказывать свое мнение с опорой на личный опыт, представлять место и роль народного искусства в жизни человека и общества; Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение вести диалог, -понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения, -соблюдение правил речевого поведения, умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. | |
Ресурсы | Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса / Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013 Предметы быта школьной историко-краеведческой музейной комнаты, компьютер, проектор, презентация, карточки с наглядным материалом, материалы для изо деятельности. | |
Формы организации | Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая. | |
Технология | ИКТ-технологии, развивающее обучение, диалоговое обучение, проблемное обучение, кейс-метод. |
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | ||
1 этап: Организационный (1 мин) | |||
Приветствие и проверка готовности к предстоящей деятельности 1 слайд: «Здравствуйте, садитесь. Тема урока “Древние образы в народном искусстве. Русские народные узоры”». | Выполняет оценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. | Готовность к уроку | Коммуникативные: аргументировать свою позицию Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость |
2 этап: Актуализация знаний (3 мин) | |||
Переносит учебную ситуацию в необычные условия или среду (посещение школьной музейной комнаты), актуализирует знания учащихся 2 слайд: «Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги… Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства». | Объясняют смысл понятия «декоративно-прикладное искусство». Называют предметы нашего быта, материалы ДПИ. «ДПИ – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. Материалами ДПИ стали различные виды ткани, дерево, камень, глина, гипс, кожа и др. Предметы народного быта: народный костюм, игрушки-свистульки, прялка, посуда, самотканые или домотканые ковры, полотенце». | Осознание необходимости получения новых знаний | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков Личностные: ценностно-смысловые ориентиры; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны |
3 этап: Мотивация учебной деятельности (9 мин) | |||
Беседа о декоративно-прикладном искусстве. 3 слайд: «Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор». 4 слайд: «Вот изображение глиняного сосуда, которому около 5000 лет. Узоры на нем расположились в 3 пояса и как бы рисуют картину мира. Вверху горизонтальная волнистая линия символизирует небо с запасами воды. Посредине движущееся солнце и косые линии – дождевые струи. Внизу 2 параллельные линии – это земля. Посмотрите на сундук. На нем изображено солнце. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами». 5 слайд: «В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода». 6 слайд: «Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну» | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы с позиции личного опыта. | Формирование уважительного отношения к народной культуре, готовности беречь и продолжать традиции народного искусства. Осознавать роль символов, как основы мироздания крестьян | Коммуникативные: умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Классифицируют объекты по заданным основаниям. Умение строить речевые высказывания в устной форме, представлять место и роль искусства в жизни человека и общества |
4 этап: Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин) | |||
Организация самостоятельной творческой работы учащихся планируется в форме творческой мастерской росписи посуды 7 слайд: «Как видите, все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином, для которого засеянная хлебом пашня была как продолжение его жизни, как благо, подаренное землей и небом. Давайте представим, что к нам в руки попала ваза, которую нужно расписат. Для этого необходимо выполнить эскиз, по которому будут воспроизводить эту роспись» | Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце). Создавать выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных образов. | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Создание художественного образа предметов быта с мотивами русских народных узоров | Регулятивные УУД: (умение организовать свою деятельность по времени); - коррекция (умение организовать свою деятельность пошагово) Познавательные УУД: -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе. Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности. |
5 этап: Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин) | |||
Организация выставки творческих работ учащихся 8 слайд: «Декоративное искусство, созданное мастерами прошлого, сохранило народную мудрость, веру людей в добро, счастье. Какие же образы придумал и передал из века в век человек? С помощью чего обозначали люди эти образы? Как называются символы солнца?». | Высказывают свое мнение, показывают конечный результат своей работы «Образ солнца, образ матери-сырой земли, древо жизни, образ коня и птицы. С помощью символов. Солярные знаки». | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Умение соотносить результаты собственной деятельности | Регулятивные УУД: Целеполагание (что усвоено и что ещё узнают); Познавательные УУД: структурирование информации. Логические действия (умение классифицировать - выбирать критерии для сравнения) Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость |
Презентация к уроку ИЗО Древние образы в народном искусстве
PPTX / 4.46 Мб