Методическая разработка воспитательного мероприятия «Их подвиг жив и вечен» (8–11 класс)
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Их подвиг жив и вечен»
История нашей страны знает немало драматических историй, горя и страданий, но во все времена находились уникальные личности, герои, готовые встать на защиту Родины, ценой своей жизни одержать победу над врагом. Все это дает богатейший материал для реализации целей гражданского и патриотического воспитания детей в школах на примерах исторического прошлого нашей страны. Вопросы гражданского воспитания как никогда актуально сегодня, когда страна переживает нестабильность во внешнеполитических отношениях.
Цель данного мероприятия: воспитание патриотизма на положительных примерах исторического прошлого России, развитие интереса к истории Отечества, воспитание чувства гордости и любви к Родине.
Задачи мероприятия:
Формирование гражданского и национального самосознания, чувства гордости за героическое прошлое своей Родины.
Воспитание осознанного отношения и любви к Родине и русским национальным героям.
Углубление и расширение знаний об окончании Смутного времени, полученных на уроках истории и краеведения, в процессе участия и наблюдения воспитательного мероприятия.
Способствовать развитию навыков общения, артистизма, внимания, памяти при помощи театрализованных постановок.
Внеклассное воспитательное мероприятие разработано для учащихся 7- 9 классов.
Необычная форма мероприятия с элементами театрализованного представления создает особую историческую атмосферу данному мероприятию, дает возможность прочувствовать всю трагедию исторических событий и их героев.
Оборудование: Видеопроектор, мультимедийная презентация, фрагменты фильма «Минин и Пожарский» (режиссер Всеволод Пудовкин,1939г.), фрагмент фильма «Александр Невский» (Режиссер Сергей Эйзенштейн, 1938г.), фрагменты из цикла фильмов «Личности». «Дмитрий Пожарский» (Телеканал «Страна»), аудиозаписи: Гимн РФ, «Слава Минину с Пожарским», «Россия», фрагмент оперы М.И. Глинки «Жизнь за Царя», театрализованные аудио-звуки (шум толпы, колокольный звон, фанфары), театральные костюмы и реквизит.
Ход занятия
Звучит песня «Россия» участники и зрители занимают свои места, учитель берет слово.
Учитель: Дорогие друзья! Наш урок сегодня будет не совсем обычный. Мы совершим историческое путешествие в далекий 1612 год. Напомню, что на рубеже XVI и XVII веков пришло время Смуты и раздора. Наши предки малыми силами победили сильного врага. 4 ноября 1612 года Пожарский вошел в Московский кремль со святым образом «Казанской» иконы Богородицы, мы прекратили раздор внутри страны, объединились и одержали победу в борьбе с иноверцами.
4 ноября вся страна празднует День Народного Единства. Когда наша Родина силами народного ополчения была освобождена от польско-литовских захватчиков. Нам нижегородцам этот праздник особенно близок, т.к. ополчение, было созданного по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина.
Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою
гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.
Но сначала, я задам вам несколько вопросов.
- Какой собор сооружён в Москве в память об избавлении Москвы от поляков? (Казанский собор)
- Перед каким московским собором установлен памятник Минину и Пожарскому? (Памятник Минину и Пожарскому расположен перед Собором Василия Блаженного на Красной площади)
- Почему днём празднования народного единства, примирения и согласия была выбрана дата 4 ноября?
- Какое значение носит для нас этот праздник?
Молодцы ребята, вы уже немало знаете об этом празднике и тех далеких событиях, но вы со мной согласитесь, что есть еще вопросы, которые нам не совсем понятны, есть еще моменты, в которых нам бы хотелось разобраться более подробно. Итак, мы начинаем!
Музыкальное сопровождение: фанфары, которые сменяются мелодичной музыкой. (Выход ведущих)
1 Ведущий: Сегодня мы пролистаем страницы нашей истории и вспомним о событиях XVII века, вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, безответную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.
2 Ведущий: Что произошло более 400 лет тому назад? История тех лет хорошо нам известна. Со смертью Федора Ивановича прерывается правящая в России много веков династия Рюриковичей.
1 Ведущий: Официально страной управляет боярская дума, состоящая из 7-ми бояр, в простонародье – семибоярщина.
2 Ведущий: В течении 3-х лет были страшные неурожаи, люди покидали свои земли в поисках пропитания, но голод охватил всю Россию, только в Москве погибло 100 тыс. человек.
1 Ведущий: Уже несколько лет страдала Русская земля под игом интервенции. Осенью 1610 года польские паны обманом захватили Кремль и пытались прорваться на север России.
2 Ведущий: Повсюду поднимались восстания, но хорошо вооруженные захватчики разбивали разбросанные крестьянские отряды, а бояре предпочитали лучше сговориться с иноземцами, чем выступать против них.
1 Ведущий: 1612 год русские города опустошены и разграблены. Москва столица России – сожжена. В стране одновременно три патриарха. В Пскове занять русский трон готовится уже 3-й Лжедмитрий.
2 Ведущий: Россия остро нуждалась в людях способных сплотить народ, воодушевить на борьбу, заставить дать отпор чужакам. Вывести страну из хаоса.
Чтение стихотворения Олеси Емельяновой «Памятники»
Театрализованная постановка №1. Действие на Соборной площади Нижегородского кремля. Звуковое сопровождение: Шум толпы + колокольный звон, после выхода действующих лиц затихает.
Действующие лица: Кузьма Минин, Купец, Посадник, Посадник 2, Странник, Боярыня, Крестьянка.
Купец: Люди торговые, люди посадские. Поляки в Москве давно уже хозяйничают уже и на другие города смотрят. Рассудить надобно. Надо ополчение собрать. Город свой защитить.
Посадник: Да-а-а-а. Под Москвой почитай – рати-то нет? Прокопий Ляпунов – добрый был воевода – убили. Остались Трубецкой, да Заруцкий. А они от куда? Оба тушинским вором ставлены.
Боярыня: Надежда на них плохая.
Посадник 2: Да что ты об Москве, до Москвы далеко, а до Нижнего ляхов не пустим, о том и разговор.
Посадник: Москва то поболе Нижнего – да отдали, а Нижний ляхи сами возьмут.
Кузьма Минин: Я так скажу, коли есть у нас две тысячи служилых людей, то и поднимать надо две тысячи, а будет более – поднимать более.
Боярыня, Крестьянка: (вместе) О-о-х.
Кузьма Минин: Да пустить по всем городам слух, что бы по доброму нашему примеру собирали ратных людей во всей русской земле и к нам посылали.
Боярыня: А деньги?
Кузьма Минин: Вот мы с посадскими и ремесленными людьми, всего человек за пол ста собрались и порешили, давать на ополчение третью деньгу, от всех прожитков какие есть. Я вот убогий человек – даю сто рублей. Дом есть – продам!
Боярыня: Да что же это такое? Царица Небесная.
Купец: Да, кто ж тебе третью деньгу то отдаст?
Посадник: У кого совесть есть, тот и отдаст. А коли все порешим, так и приневолим. Такое дело надо делать всенародно.
Купец: Стало быть посадские порешили, а я дом продавать? Братцы! А он хуже ляхов грабит. (Шум – спор – Шум)
Кузьма Минин: (хватает, отталкивает) А ну ка уйди!! (толкает). Граждане нижегородцы! Не правду купец говорит, он только за свое добро держится, а о народе ему заботы нет. Не за свой город, ни за Нижний один надобно поднимать ополчение, а за все государство Московское. Не я говорю, горе наше говорит. Так неужто польскому бесчестию, да польскому насилию конца не будет. Неужто у народа русского ни силы не управы на поляков нет. Так не бывать такому бездолью, не бывать ляхам хозяевами на земле Русской.
Посадник: Верно Кузьма говорит!
Посадник 2: а купец говорит, что один за себя постоит, коли и дальше так будет, одолеют нас ляхи. Повесят на шею железное ярмо и будем мы и дети наши – врагам – холопами. Родину свою забудем, и родной язык забудем, и веру православную забудем.
Кузьма Минин: Православные люди! Опомниться надо, начинать надо великое земское дело. По всем городам собирать ополчение дворян, по деревням и городам собирать простых ратных людей. И пойдет о нас добрая слава, и в других городах народ подымится! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Рухлядишку свою жалеем, а землю родную не пожалеем? Жизнь свою отдадим.
Странник: Постой! Постой! Постой! Дай и мне слово сказать. (шапку снимает, кланяется) Православные! (достает деньгу) На тебе мою деньгу, не третью а одну, единственную. Я ее из Архангельска нес, били меня, искали, но я не отдал, а ему сам отдам. Давай шапку
(дает шапку, народ оживляется, начинается массовое пожертвование)
Посадник: головы свои отдадим
Посадник 2: со всех городов соберем одно ополчение
Крестьянка: Да неужто добро свое пожалеем, а землю родную не пожалеем!
Кузьма Минин: (кланяется) благодарю нижегородцы, благодарю православные.
Музыкальное сопровождение: Звучит отрывок из оперы «Жизнь за Царя», с выходом ведущих стихает.
Ведущий 1: Невиданная волна народного подъема покатилась по всей Русской земле.
Ведущий 2: Духовным символом освобождения России стала икона Казанской Божьей Матери, она все время прибывала в войске народного ополчения.
Ведущий 1: Отовсюду посылали Минину людей и деньги. Ковали оружие, лили пушки, собиралось, росло ополчение.
Просмотр видеоролика «Вставайте люди русские»
Ведущий 2: В ополчение вступали крестьяне, посадские люди, дворяне, главным воеводой был выбран опытный воин – князь Дмитрий Пожарский.
Просмотр видеоролика «Личности. Дмитрий Пожарский»
Ведущий 1: Войско ополченцев собиралось в Нижнем Новгороде, а в феврале 1612 года направилось к Ярославлю, здесь к ополченцам примкнули вооруженные отряды из разных городов и сел.
Ведущий 2: В Москве поляки сидели в кремле. Голодая они ждали помощи от Польши. Казацкое ополчение с князем Трубецким и атаманом Заруцким во главе, хоть и держали осаду, но нападать не решалось.
Театрализованная постановка №2. Действие во дворце польского короля Сигизмунда III.
Действующие лица: Сигизмунд III, Гетман Ходкевич, Кардинал
(Сигизмунд сидит на троне со свитком в руках, нервничает, нога на ногу)
Сигизмунд: гетман Хоткевич, что делать с нашей Москвой?
Гетман Ходкевич: Приходится повторять, ваше величество, для того, что бы Москва принадлежала вашему величеству, прочно и навсегда, мне нужно 12 тысяч отборного войска.
Сигизмунд: Эх, Смоленск давно взят, русские бояре давно целуют мне руки, что еще нужно?
Гетман Ходкевич: Нужно хорошее войско, ваше величество.
Сигизмунд: то бы сражаться с кучкой мужиков, гетман Ходкевич, нужно поменьше осторожности и побольше смелости.
Кардинал: Ваше величество, пан Ходкевич известен миру как величайший воин, вспомните, ваше величество, как он бил лютеран – швед, как он уничтожал непобедимых турецких янычар.
Гетман Ходкевич: Никто в моей жизни не упрекнул меня ни в трусости, ни в жалости.
Кардинал: Взгляните на карту, ваше величество.(подходят к карте) Город Москва еще младенец, хотя ему уже почти 300 лет, но в руках этого младенца ключи к путям всего мира. Смотрите, как во все стороны от Москвы текут реки, к южным морям, морям – северным. Дорога на Грецию и Турцию открыта, еще одно усилие и ваше королевское величество будет вечно владеть этим городом.
Гетман Ходкевич: Вот здесь за рекою, которую русские называют, Волгой, стоит народное ополчение с князем Дмитрием Пожарским во главе.
Сигизмунд: Пожарским? Кто это?
Кардинал: Воевода Пожарский, простодушен, но тверд. С ним некий Минин из простых людей.
Сигизмунд: А он что опасен? Этот Пожарский?
Кардинал: Чернь ему верит.
Сигизмунд: Угу…. Ну так ему надо умереть, внезапно, ну как умер мой кузен Генрих в Париже (креститься всей рукой, слева на право) от ножа, ведь это можно устроить, а?
Кардинал: Все в руках Господа.
Сигизмунд: Ну хорошо а денег вы мне дадите?
Кардинал: Из любви к христианскому делу, орден святого Иисуса денег даст вашему королевскому величеству. Взаимообразно, вместе с благословением своим.
Музыкальное сопровождение: Звучит отрывок из оперы «Жизнь за Царя», с выходом ведущих стихает.
Ведущий 1: На помощь польскому горнизону в кремле Сигизмунд III отправил гетмана Ходкевича, получив сведения о движении войск Ходкевича, многочисленное войско ополчения выступило из Ярославля и подошло к Москве раньше поляков.
Ведущий 2: Ополченцы расположились у городских стен, готовясь к решительной битве. Отряды Ходкевича попытались прорваться к Кремлю.
Ведущий 1: Бой был великий: с утра и до вечера. Утром следующего дня битва разгорелась с новой силой. Зайдя с фланга Минин с большим отрядом конницы, нанес врагу сокрушительный удар.
Ведущий 2: Одновременно, в бой вступил основной полк под Командованием Дмитрия Пожарского. В панике убегали драгуны Ходкевича, преследуемые русской конницей. Осенью 1612 года сдался польский гарнизон в кремле.
Просмотр видеоролика из фильма «Минин и Пожарский»
Ведущий 1: так русский народ изгнал иноземного врага. Государство российское вновь обрело свободу и независимость. В честь этого события в 1630 на красной площади появился Казанский собор.
Ведущий 2: 1818 году на самой главной площади страны был поставлен самый узнаваемый памятник России - дань подвигу народному.
Ученик читает стихотворение Владимира Фирсова «Медленно история листается…»
Ведущий 1: В начале XVII столетия, народы России, объединенные идеями согласия и сплочения, сохранения государственности смогли отстоять свободу и независимость нашего Отечества.
Ведущий 2: И сегодня, когда в нашем обществе не все спокойно, когда ведутся споры о целесообразности праздника Дня народного единства, мы должны понять, Наша сила в единстве. Наша сила в добре. Наша сила в любви к друг другу и Родине.
Прослушивание Гимна РФ (все встают)
Учитель: Дорогие друзья, примеры героического подвига наших предков учат нас, любить Родину, воспитывают в нас чувство – патриотизма и ответственности. Дают нам славный пример, того как в случае необходимости мы должны встать на защиту Отечества. Примеров таких подвигов в нашей истории не сосчитать. Сегодня мы поговорили об одном из таких исторических событиях, и я хочу, что бы вы запомнили как в свое время храбрые мужи – Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин встали на защиту своей родной земли, что бы их подвиг был для нас примером. А праздник – День народного единства стал по-настоящему значимым для каждого из нас.
Ватолина Светлана Анатольевна
Мария