Методическая разработка воспитательного мероприятия «Предотвратим буллинг вместе»
Духовное и нравственное воспитание
Предотвратим буллинг вместе
Автор: Михайлова Ирина Алексеевна, педагог-психолог, МБОУ «Холмовская СШ»
1.Пояснительная записка
Тематическое направление. Методическая разработка воспитательного мероприятия «Предотвратим буллинг вместе» относится к тематическому направлению «Духовное и нравственное воспитание».
Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность). Тема воспитательного мероприятия: «Предотвратим буллинг вместе». Данная тема разработана в рамках региональной тематики «Разговоров о важном» и соответствует следующим темам регионального компонента: «Профилактика конфликтов в школьной среде» и «Буллинг и его профилактика».
В последние годы достаточно часто в научных работах, на просторах интернета, в теленовостях можно встретить такое понятие как буллинг. Буллинг – это «повторяющиеся в течение длительного времени агрессивные действия одних детей по отношению к другим»1.
Актуальная статистика указывает на то, что проблема буллинга не только существует, но и процветает с каждым годом во всём мире. Так согласно данным исследований Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, в мире насчитывается около 246 миллионов детей и подростков, которые ежегодно встречаются с разными формами насилия, а также около 30% детей в возрасте от 9 до 15 лет, которые хотя бы раз в течение последнего месяца встречались с проблемой буллинга в школе2.
18 марта 2021 года на базе ГАУ ДПО СОИРО г. Смоленск состоялся областной круглый стол «Буллинг в образовательной организации: причины, алгоритм профилактической работы»3. На данном круглом столе была приведена статистика по распространённости буллинга в России. Согласно данным, обозначенным на круглом столе,
«до 10 % детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55 % эпизодически (время от времени) подвергаются тем или иным формам жестокого обращения, насилия со стороны одноклассников (младший школьный и подростковый) возраст»4.
Приведённые статистические данные указывают на то, что буллинг является социально значимой проблемой, актуальной для мирового и российского общества.
1 Кривцова С.В., Шапкина А.Н., Белевич А.А. Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, России. Образовательная политика, т. 3, №73, 2016, с. 2-25.
2 ЮНЕСКО. Официальный сайт Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Противодействие насилию в школе, травле и кибербуллингу. https://iite.unesco.org/ru/stop-nasilie-v-shkole-i-kiberbulling/ (дата обращения: 02.10.2023).
3 Материалы Круглого стола «Буллинг в образовательной организации: причины, алгоритм профилактической работы» 18.03.2021г. ГАУ ДПО СОИРО: http://www.dpo-smolensk.ru/news/1230/76252/
4 Материалы Круглого стола «Буллинг в образовательной организации: причины, алгоритм профилактической работы»: Нетребенко Л.В. Буллинг в образовательной организации 18.03.2021г. ГАУ ДПО СОИРО: http://www.dpo-smolensk.ru/struktura-2020/Kafedry/kafedry-ped- psiholog/files/18-03-2021-netr.pdf
Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса). Методическая разработка «Предотвратим буллинг вместе» подготовлена для учащихся основного общего образования (8-9 класс). Возрастная группа: 14 – 16 лет.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность). Методическая разработка воспитательного мероприятия «Предотвратим буллинг вместе» занимает значимую позицию среди воспитательных мероприятий, проводимых классными руководителями. Каждому классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании классного коллектива. Ни учителя предметники, ни родители и ни администрация школы не занимаются сплочением коллектива учеников в таком объёме, как это делает классный руководитель. Данная методическая разработка может выступать как один из возможных инструментов по профилактике буллинга и способствовать сплочению коллектива учащихся.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия. Целью данной методической разработки является профилактика буллинга в коллективе учащихся. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1) уточнить и расширить представление учащихся о проблеме буллинга (осуществить психологическое просвещение учащихся по проблеме буллинга); 2) развивать у учащихся коммуникативные способности; 3) развивать у учащихся умение работать в группе; 4) уточнить и расширить представление учащихся о психологической помощи (осуществить психологическое просвещение о Едином общероссийском детском телефоне доверия, о способах получения психологической помощи, о Психологической службе образовательной организации). Планируемые результаты: 1) оптимизация межличностных отношений в коллективе; 2) развитие навыков коммуникации; 3) повышение уровня информированности о возможности получения психологической помощи.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Воспитательное мероприятие «Предотвратим буллинг вместе» проводится в форме урока с элементами тренинга. Проведение данного занятие предполагает решение двух типов задач: психологическое просвещение учащихся по вопросам буллинга и получение практических навыков по профилактике буллинга. Первая задача предполагает передачу учащимся ряда теоретической информации: определение, типы, участники буллинга, а также особенности получения психологической помощи при столкновении с буллингом. Вторая задача предполагает активное выполнение упражнений с целью получения навыков, способных помочь в профилактике буллинга. Сочетание данных типов задач требует привнесение в обычный теоретический урок элементов активного научения или тренинга. Такой формат способствует наиболее продуктивному и быстрому получению знаний и навыков по изучаемой теме. Также стоит учитывать, что проведение занятий в таком формате доступно и педагогам и педагогам-психолога, что нельзя сказать о психологическом тренинге, проведение которого требует специальных знаний и навыков и часто доступно только психологам.
Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов. Для достижения планируемых результатов используются следующие педагогические технологии: игровая технология, ИКТ-технология, кейс-технология.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.). Для подготовки и проведения мероприятия необходимы кадровые, методические, материально-технические и информационные ресурсы. Кадровые ресурсы: проведение мероприятия осуществляется классным руководителем, педагогом-организатором, социальным педагогом или педагогом- психологом. Методические ресурсы: проведение мероприятия осуществляется специалистами с использованием описанных педагогических технологий/ методов/ приёмов. Специалистам, проводящим воспитательное мероприятие, необходимо владеть знаниями в области особенностей разработки и проведения воспитательного мероприятия, необходимо ознакомиться с целями, задачами, формой и технологиями проведения данного мероприятия. Материально-технические ресурсы: для проведения мероприятия необходимо иметь в наличии помещение, парты, стулья, ноутбук, проектор, раздаточный материал, жетоны (Приложение 1). Информационные ресурсы: для проведения мероприятия потребуются разработанные задания, информация о Психологической службе учебного заведения (корректируется/ уточняется специалистом, проводящим мероприятие).
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Данная методическая разработка подготовлена для учащихся 8-9 классов среднестатистической общеобразовательной организации. Каждый педагог может внести изменения в данную разработку, адаптировать её для своей школы и коллектива учеников. Например, среди методических ресурсов, педагоги могут изменить, добавить, убрать педагогические технологии и методы или скорректировать количество заданий. Это следует сделать, если у педагога есть основания полагать, что темп работы учеников в его коллективе не позволяет выполнить такое количество заданий за 1 урок. Возможно, в коллективе есть дети с ограниченными возможностями здоровья или педагог работает с коллективом детей данной целевой группы. Или же, наоборот, дети в его коллективе имеют быстрый темп работы, что позволит им выполнить больше заданий. Среди информационных ресурсов также могут быть внесены коррективы. Например, педагогам следует скорректировать информацию о Психологической службе своей школы, рассказав информацию о специалистах Психологической службы своего учебного заведения, о графике их работы, контактах и тд. Использовать данную методическую разработку можно как в целях первичной профилактики, так и в целях вторичной профилактики.
2. Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия
Для проведения воспитательного мероприятия необходимо подготовить материально-техническое обеспечение. Для этого необходимо подготовить свободное помещение, в котором следует расставить столы и стулья в соответствии с числом команд и участников. Стол можно использовать один на команду, стулья необходимо подготовить для каждого учащегося. Также необходимо отдельное рабочее место для педагога. В первую очередь стол для ноутбука и раздаточного материала. Помимо этого для проведения занятия используются презентации и видеоматериалы, что требует наличия ноутбука, колонок и проектора. Также необходимо распечатать материалы для игры «Рассмотри картинку», подготовить жетоны, призы и оценочные листы для фиксации баллов.
Помимо технического обеспечения необходимо подготовить информацию для учащихся о Психологической службе образовательного учреждения, где запланировано проведения мероприятия.
Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Сценарий урока с элементами тренинга для учащихся 8 – 9 классов
«Предотвратим буллинг вместе»
Ход мероприятия
Организационный момент
Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведём занятие, которое посвящено одной из актуальных проблем современного общества. Тему занятия вы определите сами, выполняя первое задание. Наше занятие представляет собой игру-соревнование между командами, поэтому давайте разделимся на команды. Сейчас каждому необходимо вытянуть листочек с номером команды (дети вытягивают листочки). Занимайте места за нужным столом (дети рассаживаются за столы в соответствии со своими номерками).
Каждой команде необходимо выбрать капитана и придумать название. На эту работу у вас 1 минута (дети в течение 1 минуты выполняют поставленную задачу).
Сегодня на уроке мы посмотрим видео, пообщаемся, выполним разные задания. За правильное выполнение задания команда получит жетон. В конце занятия мы подсчитаем жетоны и определим победителя. Чтобы наша работа была полезной для каждого из вас, давайте будем придерживаться правил урока: активность, уважение и доверие. Во-первых,
мы активно участвуем в работе команды, во-вторых, мы внимательно слушаем каждого, кто выступает, не перебиваем, в-третьих, мы говорим, то, что чувствуем, не боимся выдвигать свои версии.
Вам понятны правила? Вы готовы их придерживаться? Готовы приступить к выполнению заданий? Если учащиеся всё поняли, то переходим к основной части.
Основная часть
Просмотр видеоролика (отрывок из фильма «Изгой»).
Классный руководитель: Сейчас я вам включу отрывок из фильма, в котором затрагивается очень важная проблема современности. Ваша задача понять, о какой проблеме идёт речь, и написать название на листочке. После просмотра отрывка из фильма у вас будет 30 секунд, чтобы обсудить задание и написать ответ. Дети просматривают видеоматериал. После просмотра в течение 30 секунд выполняют в командах задание. По истечении 30 секунд необходимо проверить, что дети написали на листочках.
Классный руководитель: Ребята, время вышло! Покажите, пожалуйста, какую проблемы современного общества вы смогли разглядеть в данном видеоматериале. Учащиеся показывают, что они написали. Ответы «буллинг», «травля», «насилие» считать верными. Ответы «оскорбление», «агрессия» и иные считать неверными. За верный ответ команде необходимо дать жетон.
Классный руководитель: В данном отрывке из фильма «Изгой» мы с вами увидели ситуацию, когда несколько членов одного коллектива систематически оказывают психологическое и физическое насилие по отношению к другому члену коллектива. Это называется «буллингом» или «травлей». Те команды, которые смогли выявить данную проблему, получат жетон. И сегодня мы поговорим с вами о буллинге в школе. И начнём мы с вами с игры «Факты: правда или вымысел».
Игра «Факты: правда или вымысел».
Классный руководитель:
Я буду называть определённый факт, а также показывать этот факт на экране. Вашей команде предстоит определить – правда это или вымысел. Если ваша команда считает, что факт – правда, то вам нужно хлопать в ладоши, а если ваша команда читает, что факт – вымысел, то нужно потопать ногами. На обсуждение каждого факта у вашей команды будет 15 секунд. Важно, чтобы все члены команды выполняли одно и тоже действие и, чтобы это действие было верным. Правила понятны? Тогда начнём.
Факт № 1. Буллинг в современном мире – это редкое явление. Не более 1000 детей и подростков ежегодно встречаются с различными формами насилия.
Время вышло. Команды дайте ответ, правда это или вымысел. (Команды топают ногами или хлопают в ладоши.) Правильный ответ – вымысел. Буллинг – это одна из острых мировых проблем современности. Согласно данным исследований Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, в мире насчитывается около 246 миллионов детей и подростков, которые ежегодно встречаются с разными формами насилия. (Командам, которые дали правильный ответ педагог даёт жетон).
Факт №2. «Выделяют три стороны (роли) участников в ситуации буллинга – жертва, свидетель и преследователь.»5
Время вышло. Команды жду ваш ответ. (Команды топают ногами или хлопают в ладоши.) Правильный ответ – правда. В ситуации буллинга выделяют три основные роли: агрессор или преследователь, жертва и наблюдатель или свидетели. Агрессор является зачинщиком травли. Обычно – это импульсивный человек, который склонен к агрессивному поведению, доминированию. Агрессор может иметь последователей или свиту, т.е. окружение, которое поддерживает его акты травли или даже участвует в них. Жертва буллинга – это человек, на которого направлен акт травли со стороны агрессора. Часто жертвами являются застенчивые, замкнутые дети. И самая широкая группа – это свидетели или наблюдатели, т.е. те, кто видит акт буллинга, но ничего не делает, чтобы его прекратить, но и не участвует в нем на стороне агрессора. Нередко при возникновении травли в классе большая часть коллектива пассивно наблюдает за происходящим.
Факт №3. Буллинг всегда предполагает нанесение физических увечий жертве.
Время вышло. Команды жду ваш ответ. (Команды топают ногами или хлопают в ладоши.) Правильный ответ –вымысел. Буллинг бывает нескольких видов: физический, социальный, вербальный. Только физический буллинг предполагает нанесение телесных повреждений жертве. Остальные виды буллинга предполагают психологическое насилие над жертвой.
Факт №4. Кибербуллинг – это ситуация травли, в которой в качестве агрессора выступают роботы, чат-боты и искусственный интеллект.
5 Горлова И. Ю., Кузнецова О. З. Буллинг в образовательных учреждениях //Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019. – №. S6. – С. 8.
Время вышло. Команды жду ваш ответ. (Команды топают ногами или хлопают в ладоши.) Правильный ответ –вымысел. «Кибербуллинг — это отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить.»6
Факт №5. Если Вы стали жертвой или свидетелем буллинга, необходимо сообщить об этом окружающим.
Время вышло. Команды жду ваш ответ. (Команды топают ногами или хлопают в ладоши.) Правильный ответ – правда. Не молчите о факте буллинга! Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников подвержены депрессии. Жертве сложно самостоятельно справиться с буллингом. Если Вы оказались жертвой или свидетелем буллинга, не молчите об этом! Сообщите о ситуации буллинга родителям, педагогам, классному руководителю, социальному педагогу. Специалисты помогут решить эту проблему и избежать последствий.
Игра «Рассмотри картинку».
(Для данного упражнения рекомендуется использовать фотографии красивых мест Смоленской области, памятников культуры, картины смоленских художников).
Классный руководитель: Ребята, мы с вами познакомились с тем, что такое буллинг, какие виды буллинга бывают, какие роли есть в ситуации буллинга. Огромную роль в буллинге занимают коммуникативные навыки человека. Если человек общительный, открытый, имеет много контактов, то вероятность, что он подвергнется буллингу намного ниже, если он замкнут и малообщителен. В связи с этим важно развивать коммуникативные способности для того, чтобы избежать буллинга в классе. Сейчас я предлагаю вам поработать над вашими коммуникативными способностями. Для этого мы поиграем в игру
«Рассмотри картинку». Сейчас в кабинете останется только 1 представитель от каждой команды, остальные ребята выйдут за дверь. В это время я дам каждому учащему одну фотографию или картину, которую необходимо будет очень внимательно рассмотреть и запомнить её содержание. На это будет дана 1 минута. После чего я уберу картинки, которые изучали ребята, и из коридора я буду приглашать по 1 учащемуся от каждой
6 Минакова Г. К., Хохлова В. Д. Кибербуллинг и его виды в современном интернет-пространстве //Столица науки. – 2020. – №. 6. – С. 426-433.
команды. Задача ученика, изучавшего картинку, максимально подробно рассказать члену своей команды содержание картинки: положение объектов и их количество, размеры, цвета (при наличии) и иное. После чего ученик, изучавший картинку, садится в зрительный зал и наблюдает за тем, как будет проходить дальнейшая коммуникация в командах. Ученик, которому пересказали содержание картинки, доносит содержание до следующего участника команды. Процедура повторяется до последнего участника из команды. После того, как последние члены каждой команды получат информацию о картинке, они по очереди всем учащимся и педагогу рассказывают, что изображено на картинке. Педагог и капитаны команд оценивают, насколько содержание рассказа последнего участника команды соответствует содержанию картинки. (После выполнения данного упражнения важно с учащимися обсудить данное упражнение: почему у некоторых команд получилось более точное описание, как проходила коммуникация в различных командах, какие ошибки заметили дети в коммуникации.)
Решение кейса
Классный руководитель: Ребята, сейчас ваша задача решить одну жизненную задачу. На слайде представлена ситуация, которая произошла в жизни вашей сверстницы. Она попала в сложную ситуацию и не знает, как поступить. Помогите ей принять верное решение. На выполнение данного задания у вас будет 2 минуты.
Время вышло. Напишите на листочка букву варианта ответа, который кажется Вам верным. Правильный ответ Б. Почему нам не подойдёт ответ А? (Один из верных вариантов ответа: не подойдёт, т.к. проблему нужно решать не избегать.) Вариант В нам не подойдёт почему? (Вспоминаем о том, что происходит с жертвой. Приходим снова к выводу, что это терпеть не стоит). Вариант Б верный. Скажите, а где вы можете получить психологическую помощь? (Дети отвечают). Во-первых, это можно сделать в школе. Вы можете обратиться к нашему школьному психологу ФИО (кабинет, телефон и иные доступные данный). А если помощь понадобилась экстренна, а психолога в школе нет? (Дети отвечают.) Вы можете обратиться по номеру единого общероссийского номер детского телефона доверия – 8-800-2000-122. Данная служба работает круглосуточно, бесплатно и анонимно.
Рефлексия.
Классный руководитель: Наше занятие подошло к концу. Сейчас я подсчитаю количество жетонов у команд. Пока я это буду делать, каждая команда получит последнее задание. Оцените, пожалуйста, наше занятие. Ответьте на вопросы:
Что понравилось? Что не понравилось?
Хотели бы вы изменить данное занятие? Что-то убрать или добавить?
Узнали ли вы что-то новое?
Полезным ли для вас было данное занятие?
Пожалуйста, обсудите в командах эти вопросы. После чего капитаны команд выступят. После выступления капитанов. Педагог совместно с детьми подводит итоги, задавая следующие вопросы:
О чём мы с вами сегодня говорили? Какая тема занятия?
Что такое буллинг?
Какие виды буллинга вы запомнили?
Какие участники?
Что делать, чтобы предотвратить буллинг?
Что делать, если предотвратить буллинг не удалось?
Библиография
Кривцова С.В., Шапкина А.Н., Белевич А.А. Школьный буллинг: об опыте исследований распространенности буллинга в школах Германии, Австрии, России. Образовательная политика, т. 3, №73, 2016, с. 2-25.
ЮНЕСКО. Официальный сайт Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Противодействие насилию в школе, травле и кибербуллингу. https://iite.unesco.org/ru/stop-nasilie-v-shkole-i-kiberbulling/ (дата обращения: 02.10.2023).
Материалы Круглого стола «Буллинг в образовательной организации: причины, алгоритм профилактической работы» 18.03.2021г. ГАУ ДПО СОИРО: http://www.dpo-smolensk.ru/news/1230/76252/
Материалы Круглого стола «Буллинг в образовательной организации: причины, алгоритм профилактической работы»: Нетребенко Л.В. Буллинг в образовательной организации 18.03.2021г. ГАУ ДПО СОИРО: http://www.dpo- smolensk.ru/struktura-2020/Kafedry/kafedry-ped-psiholog/files/18-03-2021-netr.pdf
Горлова И. Ю., Кузнецова О. З. Буллинг в образовательных учреждениях
//Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019. – №. S6. – С. 8.
Минакова Г. К., Хохлова В. Д. Кибербуллинг и его виды в современном интернет- пространстве //Столица науки. – 2020. – №. 6. – С. 426-433.
Приложения
Приложение 1
Презентация, отрывок фильма и изображения для игры «Рассмотри картинку» размещены на гугл-диске по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1_7J_5EGGKCtJ- MFdulD-Uyjezyphv5KG?usp=share_link