Методическая разработка вводного урока по литературе «Великая сила слова»

4
0
Материал опубликован 10 November 2020


Методическая разработка открытого учебного занятия «Великая сила Слова»


Составитель: Булдакова Ольга Ивановна – преподаватель литературы ГБПОУ «Пермский профессионально-педагогический колледж»

В методической разработке представлены материалы открытого учебного занятия, которое открывает изучение дисциплины ОУД.1 «Литература» на тему «Великая сила Слова».

Разработка состоит из пояснительной записки, технологической карты занятия, конспекта занятия, списка используемой литературы и приложений.

Методическая разработка составлена и соответствует нормативным документам, регламентирующим требования оформления работ в средних профессиональных учреждениях.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка предназначена для проведения занятия для студентов, обучающихся по специальностям педагогической направленности.

В данной методической разработке и представленном уроке поднимается актуальная тема о роли слова в жизни человека. Исстари люди учились говорить выразительно, ярко, лаконично, соблюдать определённые правила. В настоящее время мы редко задумываемся над словами, которые произносим, не придаем значения тому, что они значат, как влияют на наш мир. Человек должен правильно распоряжаться словом, как высшим даром, бережно относится к нему.

Методическая разработка посвящена теме «Великая сила Слова» и направлена на актуализацию ранее полученных знаний из области русского языка и литературы; на усвоение нового материала; на реализацию умения студентов работать в группе.

Учебное занятие начинается с мотивационного компонента – представления результатов эксперимента о влиянии слов на окружающий мир. Дальнейшая индивидуальная работа способствует раскрытию личностного восприятия темы. В ходе групповой работы обучающиеся изучают и систематизируют материал по биографии писателей и поэтов, проводят анализ художественных произведений авторов, выполняют творческую работу. На заключительном этапе занятия студентам предлагается провести исследование-ассоциацию о роли слова в будущей профессиональной деятельности.

Этот урок выполняет не только образовательные и развивающие задачи, но и имеет огромное воспитательное значение.

При разработке открытого занятия были использованы элементы проблемной технологии и технологии развития критического мышления, что помогает выработать умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, позволяет студентам анализировать, систематизировать как уже известную, так и вновь полученную информации, формулировать выводы.

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема урока: Великая сила Слова

Время: 45 минут

Цель урока: Создать условия для понимания студентами влияния слов на окружающий мир

Задачи:

  • Образовательная: помочь студентам увидеть неисчерпаемые возможности слова на примере художественных произведений Пришвина, Асадова, Тарковского, а также с помощью эксперимента, притчи, личных наблюдений.
  • Развивающая: формировать критическое, образное мышление; развивать умение анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; создавать условия для развития коммуникативных навыков.
  • Воспитательная: воспитывать уважение и бережное отношение к употреблению слова; формировать культуру речевого общения; совершенствовать духовно-нравственные качества студентов, ответственное отношение к окружающим, самому себе.

Формируемые результаты:

  • Личностные:

Готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

эстетическое отношение к миру;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • Метапредметные:

умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

  • Предметные:

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

сформированность умений учитывать контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Технология обучения: элементы критического мышления, проблемного обучения

Методы обучения:

  • словесный: рассказ, беседа
  • наглядный: видеоролик
  • частично-поисковый: эксперимент, исследование-ассоциация
  • рефлексивный: устная текущая рефлексия, самооценка.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: для проведения эксперимент, исследования-ассоциации, материалы для работы в группах

Используемая литература:

Асадов Э. А. Избранное - Смоленск : Русич, 2007

Научно- методический журнал «Литература в школе»,1997,№7

Русская поэзия второй половины 20 века - М.2002

О Тарковском / Сост., авт. предисл. М.А.Тарковская. – М.: Прогресс, 1989

Интернет-источники:

https://www.litmir.me/br/?b=198445&p=4

http://prishvin.litinfo.ru/words/1%D0%97%D0%92%D0%95%D0%97%D0%94/prishvin/zvezda.htm

https://libverse.ru/tarkovskii/slovo.html


Технологическая карта занятия «Великая сила Слова»

п/п

Этапы занятия

Время, мин.

Задачи, решаемые на этапе

Содержание этапа

Формы, методы и средства обучения

Предполагаемый результат

1.

Организационный этап

2

Организовать, ввести в тему.

Создать условия для взаимодействия преподавателя и студентов

Приветствие

Представление

Целеустановка к занятию

Фронтальная

Слово преподавателя

Готовность студентов к работе

Л 1

2.

Этап мотивации к учебной деятельности

5

Создать мотивацию к деятельности студентов

Представление результатов эксперимента и формулировка выводов о влиянии слов на окружающий мир и человека.

Примеры из жизни, которые подтверждают результаты эксперимента

Фронтальная

Эксперимент

Беседа

Средства наглядности – материалы эксперимента

Познавательный интерес к теме

Л 1, М 1.

3.

Этап актуализации знаний

3

Подвести студентов к формулировке темы и цели учебного занятия

Формулирование студентами темы и целей занятия.

Постановка проблемных вопросов.

Фронтальная

Беседа

Проблемный метод

Активность студентов

М 1

4.

Этап освоения нового знания. Практическая деятельность

15

Рассмотреть роль поэтического слова в жизни человека.

Выполнить практическое задание

Организация работы студентов в творческих группах:

по изучению отдельных фактов биографии Пришвина, Асадова, Тарковского

по анализу художественных произведений Пришвина «Слово-звезда», Асадова «Слово может согреть, окрылить и спасти», Тарковского «Слово».

Фронтальная, групповая

Слово преподавателя

Приобретение новых знаний

Творческая деятельность

Средства наглядности –материалы для работы в группах

Интерес к биографическим материалам, работа с текстом, анализ художественного произведения

Л 1, 2, 3,

М 1, 2,

П 1, 2

5.

Демонстрация выполненной работы, анализ и оценивание результатов

10

Продемонстрировать результаты проделанной работы студентами. Обсудить проблемные моменты

Представление результатов работы в группе.

Ответы на вопросы студентов и преподавателя.

Демонстрация фильма «Сила слова: Думай, Что говорить и Как говорить».

Групповая

Беседа

Средства наглядности - видеоролик

Активность студентов в ходе представления творческих работ

Л 1, 3,

М 1

6.

Подведение итогов занятия

7

Обобщить знания и умения по теме.

Организовать мини-эксперимент о

роли слова в будущей профессиональной деятельности студентов

Обобщение итогов работы

преподавателем и

проведение в группах профессионально направленного эксперимента-ассоциации.


Групповая

Беседа


Усвоение и закрепление знаний

Л 1, М 1

7.

Рефлексия

2

Оценить усвоения темы и эмоционального состояния студентов

Краткий анализ деятельности и самооценка.


Индивидуальная

Метод контроля


Положительные впечатления от занятия

Л 1.

8.

Домашнее задание

1

Углубить знания по теме

Найти пословицы, поговорки, афоризмы о силе слова.

Фронтальная

Закрепление знаний

М 2


ХОД ЗАНЯТИЯ


1. Организационный этап:

-Представление

-Приветствие

2. Этап мотивации к учебной деятельности:

- Представление результатов эксперимента (Приложение 1)

- Формулировка выводов о влиянии слов на окружающий мир и человека

- Студенты приводят примеры из жизни, которые подтверждают результаты эксперимента

3. Этап актуализации знаний:

- Формулирование студентами темы и целей занятия.

- Решение проблемных вопросов: Всегда ли мы задумываемся о силе слова, о поступках, которые сопровождают порой эти слова? Кто может вспомнить такую ситуацию, когда слово сыграло решающую роль в вашей судьбе?

4. Этап освоения нового знания. Практическая деятельность:

- Слово преподавателя. Сохранилось предание, что первая фраза, которую перевёл в 9-м веке с греческого языка создатель славянской азбуки, гласила: «В начале было слово…». Так начинался библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека на нашей планете и о том, как он научился говорить и как появились на Земле первые слова. Из этого рассказа следует, что слово – это дар Бога, которым сумел воспользоваться человек.

Своё отношение к слову выразили в своих произведениях многие авторы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Работа студентов в творческих группах, направленная на:

а) изучение отдельных фактов биографии Пришвина, Асадова, Тарковского (Приложение 2)

б) анализ художественных произведений Пришвина «Слово-звезда», Асадова «Слово может согреть, окрылить и спасти», Тарковского «Слово» (Приложение 3)

5. Демонстрация выполненной работы, анализ и оценивание результатов

- Представление результатов работы в группе.

- Ответы на вопросы студентов и преподавателя.

- Демонстрация фильма «Сила слова: Думай, Что говорить и Как говорить».

6. Подведение итогов занятия

- Обобщение знаний и умений по теме

- Проведение в группах эксперимента-ассоциации о роли слова в будущей профессиональной деятельности студентов (Приложение 4)

7.Рефлексия:

- Формулирование выводов

- Самооценка студентов

8. Домашнее задание

- Найти пословицы, поговорки, афоризмы о силе слова.


Приложение 1

Эксперимент о влиянии слов на окружающий мир


Актуальность темы: Роль слова в жизни человека огромна. В настоящее время мы редко задумываемся над словами, которые произносим, не придаем значения тому, что они значат, как влияют на наш мир.

Цель: подтвердить влияние слов на окружающий мир и на человека

Задачи: 1. Провести эксперимент с рисом и водой

Зафиксировать результаты эксперимента

Сделать выводы

Гипотеза: слова оказывают влияние на воду и рис, а, значит, и на человека.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение.


Основная часть:

Результаты эксперимента

Мы провели опыт, взяв три стакана с рисом, залили их водой и наблюдали за ними в течение 2хнедель.

Возле первого стакана говорили хорошие и добрые слова.

Возле второго - плохие, грубые.

На третий стакан не обращали внимания.

Результаты получились в каждом сосуде разные. В первом стакане рис остался почти без изменений, помутнела лишь вода. На вторую ёмкость с рисом не обращали внимания: рис изменил цвет, пожелтел, появился неприятный, но не сильный, запах. В третьем стакане рис начал разлагаться, потемнел. К тому же, эта вода сверху покрылась коричневой пенкой и издавала неприятный запах.

Вывод

Таким образом, в ходе проведенной работы гипотеза была подтверждена и мы пришли к следующим выводам:

1. Слова обладают энергетикой, имеют силу, оказывают влияние на окружающий мир, на воду, а значит, и на человека.

2. Следовательно, очень внимательно надо относиться к словам, думать, что говорим, так как плохими словами можем обидеть человека или нанести вред людям и самому говорящему.




Приложение 2

Задание группе №1

Рассмотрите фотографии. Расскажите о некоторых фактах биографии писателя

t1604991516ab.jpg

t1604991516ac.jpg

t1604991516ad.jpg

t1604991516ae.jpg

t1604991516af.jpg

t1604991516ag.jpg

t1604991516ah.jpg

t1604991516ai.jpg

t1604991516aj.jpg

t1604991516ak.jpg

Задание группе №2

Рассмотрите фотографии. Расскажите о некоторых фактах биографии поэта

t1604991516al.jpg

t1604991516am.jpg

t1604991516an.jpg

t1604991516ao.jpg

t1604991516ap.jpg

t1604991516aq.jpg

t1604991516ar.jpg

t1604991516as.jpg

t1604991516at.jpg

t1604991516au.jpg

Задание группе №3

Рассмотрите фотографии. Расскажите о некоторых фактах биографии поэта

t1604991516av.jpg

t1604991516aw.jpg

t1604991516ax.jpg

t1604991516ay.jpg

t1604991516az.jpg

t1604991516ba.jpg

t1604991516bb.jpg

t1604991516bc.jpg

t1604991516bd.jpg

t1604991516be.png


Приложение 3


Михаил Пришвин

Слово - звезда

Слово — звезда. В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку, на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей на земле, горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.


Задания:

Определите тему рассказа-миниатюры

Почему автор сравнивает слово со звездой? Охарактеризуйте другие изобразительно-выразительные средства

О каком человеке пишет Пришвин в последнем предложении?

Составьте синквейн по теме миниатюры




Эдуард Асадов



Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.

А поэтому скажем себе сурово:
«Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!»

2000



Задания:

Определите тему стихотворения

Сформулируйте основную мысль (идею) текста

Подтвердите эту мысль примерами из жизни.

Составьте синквейн по теме стихотворения



  Арсений Тарковский


Слово

Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем

Бьется розовая точка,

Странным светится огнем.


Бьется жилка, вьется живчик,
А тебе и дела нет,
Что в сорочке твой счастливчик

Появляется на свет.


Власть от века есть у слова,
И уж если ты поэт,

И когда пути другого

У тебя на свете нет,

Не описывай заране

Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний,

Смерти лучше не зови!


Слово только оболочка,

Пленка жребиев людских,
На тебя любая строчка

Точит нож в стихах твоих.


1945


Задания:

Какова тема стихотворения?

Сформулируйте основную мысль (идею) текста

С какими образами сопоставляется Слово в стихотворении Тарковского?

Составьте синквейн по теме стихотворения



Приложение 4


Исследование-ассоциация о роли слова в будущей профессиональной деятельности студентов


Цель: доказать влияние положительных и отрицательных слов на ребенка

Задачи: 1. Провести исследование-ассоциацию

Выявить результаты

Сделать выводы


Основная часть:

1 группе даны: стакан воды и сахар (сыграет роль положительных слов)

2 группе даны: стакан воды и соль (сыграет роль отрицательных слов)

3 группе дан только стакан воды.

Задание:

1 группе - докажите силу положительных, доброжелательных слов в работе учителя начальных классов

2 группе – докажите влияние отрицательных, негативных слов на развитие творческих и личных качеств ребенка

3 группа – докажите, что равнодушие взрослых приводит ребенка к тревожности и ощущению ненужности










6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.