Методическая разработка урока физики в 7 классе по теме: «Сила трения»
Методическая разработка урока физики
в 7 классе по теме:
"Сила трения"
Выполнила: Луканичева В.Н. ,
учитель физики,
МБОУ"Гимназия №8"
г.Череповца
Аннотация.
Данная методическая разработка представляет собой технологическую карту урока с приложениями. Предложенная мной карта урока является вариативной и представляет собой некий "каркас", на который можно наложить содержание в зависимости от возможностей и потребностей учащихся, наличия учебно-методического обеспечения образовательного процесса, творческого потенциала учителя. Урок построен по технологии системно-деятельностного подхода и по типологии уроков в дидактической системе метода «Школа 2000…» относится к уроку «открытия» нового знания. Также при разработке урока использовались методические приемы технологии критического мышления.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать, а организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.
Системно-деятельностный подход обеспечивается интеграцией частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания образования.
Содержательная цель урока открытия нового знания - формирование системы понятий, расширение понятийной базы (предметной и метапредметной). Для данного урока этой целью является расширение понятийной базы о силах за счет включения в нее понятия о силе трения, ее видах.
Деятельностной целью такого типа урока является формирование умений реализации новых способов действий и умений самостоятельно строить и применять новые знания. В нашем случае такой целью является формирование умения производить измерения силы трения в различных условиях.
Данные основные цели урока реализуются через основные задачи, которые находят свое отражение в основных этапах урока. Первым этапом урока является мотивация к учебной деятельности. Цель его - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. На данном этапе мной предлагается просмотр фрагмента русской народной сказки "Репка", после чего учащимся предлагается ответить на вопрос о том, что удерживает репку в земле. Многие ученики пытаются дать ответ на вопрос на основе знаний, полученных в курсе биологии, но в результате осознают потребность в новом знании. Далее предполагается просмотр иллюстраций, изображающих явление трения. Учащиеся выделяют существенную информацию, находят общий признак в различных ситуациях и делают вывод о наличии трения. На данном этапе происходит формулирование темы урока. Мотивация достигается путем интеграции русской народной литературы и физики. Простые на первый взгляд вещи ставят учащихся в тупик и заставляют задуматься. В этом и состоит основная задача этапа мотивации.
Второй этап урока открытия нового знания - актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель этапа является подготовка мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. На этом этапе я предлагаю заполнить учащимся первый столбец Таблицы 1. (см. Приложение). Заполнение этой таблицы фиксирует уже имеющиеся и необходимые знания и умения о силе трения. Учащиеся работают в парах, обсуждают знания и умения, которыми они обладают. При затруднениях, предлагаю ученикам поработать с созданным мною интерактивным приложением "Сила трения". На данном этапе используется элемент технологии критического мышления, так называемый "вызов".
Далее выявляем место и причину затруднения. На данном этапе учащиеся информируют класс о том, что знают, умеют, дополняют записи в таблице, выделяют необходимую информацию, корректируют, выражают свои мысли. Учитель демонстрирует различные виды трения и предлагает учащимся назвать их. В ходе демонстрационного эксперимента выясняем, что у ребят еще недостаточно знаний о силе трения. Далее с помощью приложения "Сила трения" или без него заполняем второй столбец Таблицы 1.
Четвертый этап урока - построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе происходит постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. Учащиеся формулируют цель урока в соответствии с Таблицей 1 и предлагают пути решения. Учитель подводит к необходимости проведения исследований, ученики предлагают темы, формулируют цели. На данном этапе происходит интеграция деятельности учителя и учащегося.
Пятый этап урока - реализация построенного исследования. Цель данного этапа - построение нового знания и формирование нового умения. Учащиеся строят план и выполняют исследования в группах, делают выводы из эксперимента. При этом можно провести дифференциацию групп: более сильных учащихся объединить в группы для проведения сложных исследований, а менее сильных - в группы для проведения менее сложных исследований. Все результаты исследований заносятся в заранее подготовленные бланки (см. Приложения). Также на этом этапе происходит представление результатов исследования перед классом.
На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учащимся предлагается решение качественных задач и работа с разработанным мною приложением "Виды трения". Длительность данного этапа зависит от темпа работы учащихся и уровня усвоения материала. При формировании заданий интегрируется предметное и метапредметное содержание материала и варьируется от уровня учащихся.
Седьмой этап - самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель - самопроверка умений применять новое знание в типовых условиях. На данном этапе предлагается ответить на вопросы теста и проверить результаты по эталону, а также дать качественную самооценку своей работе. Критерии оценки приведены в Приложении.
Восьмой этап - включение в систему знаний. Цель его - включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Этот этап реализуется путем заполнения блок-схемы, заполнение которой было начато на первом уроке изучения темы "Силы в природе". Таким образом, происходит интеграция полученных знаний и умений в систему уже имеющихся.
На последнем этапе урока осуществляется рефлексивная деятельность. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Происходит соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. Работа ведется индивидуально, учащиеся заполняют третий столбец Таблицы 1 и соотносят его со вторым, самостоятельно ставят цели дальнейшего обучения. Также на данном этапе формулировка домашнего задания. Учащимся предлагается просмотр фрагмента мультфильма "Фиксики о силе трения" и ответить на вопрос заданный в этом фрагменте дома. Ответ на поставленный вопрос предлагается выполнить в форме сочинения-рассуждения на тему: "Что будет, если сила трения исчезнет совсем?". Критерии оценки представлены в Приложении.
Подводя итог можно сказать, что структура урока полностью соответствует положениям системно - деятельностного подхода, так как содержит мотивационный, операциональный и рефлексивно - оценочный этапы. В технологической карте урока прослеживается участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий, однако на практике учащиеся склонны к выбору задач из предложенных, нежели к полной самостоятельности в формулировке. Структура урока направлена на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, причем на различных этапах урока эти действия могут повторяться. Структура урока подразумевает диагностику целей и задач на этапе рефлексии учебной деятельности с помощью таблицы, соотнесение целей результатам. При разработке урока учтены ценностные ориентиры, научность, доступность, отражены межпредметные связи, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ. Практическая направленность более полно будет рассмотрена на последующих уроках. При разработке урока учтены различные формы организации учебной деятельности и групповая, парная, индивидуальная. Таким образом, данная разработка отражает интеграцию частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания, деятельности учителя и ученика, различных методических приемов, форм организации учебной деятельности на уроке.
Технологическая карта урока
1. Предмет: физика.
2.Класс: 7
3. Тема урока: "Сила трения"
4.Тип урока: урок открытия новых знаний.
5.УМК : - Перышкин А.В. Физика 7 класс, М.: Дрофа/Учебник 2014
-Марон А.Е., Марон Е.А.Физика. Дидактические материалы. 7 класс, М:Дрофа, 2014
6. Цель: - расширение понятийной базы о силах за счет включения в нее понятия о силе трения, ее видах;
- формирование умения производить измерения силы трения в различных условиях.
7.Задачи:
- формировать потребность в знаниях о силе трения и ее значении в жизнедеятельности человека;
- формировать представления о силе трения
- изучить причины и виды трения;
- формировать умение экспериментально устанавливать зависимость силы трения от различных факторов;
- формировать умение включать новое знание в систему знаний;
-формирование способности к самооценке.
8. Формируемые УУД
Личностные:
1.Принятие социальной роли учащегося.
2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные:
1. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
2. Составлять план и последовательность действий.
3.Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.
4.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
5.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы.
2. Выделяют и формулируют проблему.
3. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные:
1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства
2. Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.
9. Формы работы: фронтальная, парная, групповая
10.Ресурсы: интерактивная доска, лабораторное оборудование (динамометр, тележки, бруски и набор грузов, бархатная бумага), датчик силы, "Бланк исследования", таблица1, кластер
Технологическая карта урока
Этапы уроков
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Организация и мотивация к учебной деятельности |
1.Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. |
1. Демонстрирует различные ситуации, в которых может проявляется трение. |
1.- Выделяют существенную информацию, находят общий признак в различных ситуациях. - Слушают учителя и товарищей, строят понятные для собеседника высказывание Делают вывод о наличии трения. -Формулируют тему урока |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие |
2.Осознание потребности к построению нового способа действий. |
2. Предлагает заполнить первый столбец таблицы1. При затруднении, можно предложить продолжить фразы: - трение возникает при… - трение возникает потому, что… -от чего зависит сила трения -как измерить силу трения Обменяйтесь своими мнениями в паре. |
2. Заполняют таблицу. Вспоминают и записывают в первый столбец все, что вспомнили о трении, выделяя главную и второстепенную информацию. Обмениваются друг с другом своими знаниями, выражая свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникациями |
3. Выявления места и причины затруднения |
3. Выявить место и причину затруднения |
3.Предлагает высказать свою точку зрения и доказать ее. Дополняет знанием о видах трения, проводя фронтальный эксперимент. Задает вопрос учащимся Что бы вы хотели еще узнать о «трении» и «силе трения»? |
3.Информируют класс о том, что знают, умеют, дополняют записи в таблице, выделяют необходимую информацию, корректируют, выражают свои мысли. Заполняют вторую графу таблицы "хочу узнать, хочу научиться" |
4.Построение проекта выхода из затруднения |
4.Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средства реализации |
4. В соответствии с таблицей 1 предлагает сформулировать цель урока Предложите способы решения проблемы (подводит к необходимости о проведении эксперимента) |
4. Формулируют учебную цель урока Предлагают варианты решения, формулируют темы исследований |
5.Реализация построенного проекта |
5.Проведение исследований, формулировка выводов, фиксация нового знания |
5. Предлагает учащимся разделиться по группам для выполнения исследования: 1 группа: «Сравнение сил трения покоя, скольжения и качения»; 2 группа: «Исследование зависимости трения скольжения, качения и покоя от рода поверхностей» 3 группа: «Исследование зависимости силы трения скольжения, качения и покоя от веса» 4 группа: «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей» Предлагает представителю от каждой группы выступить с кратким докладом об исследовании. |
5. Распределяются по группам, получают лабораторное оборудование и «Бланк исследования » Выполняют исследования, делают выводы, обсуждают выводы в группах |
6.Первичне закрепление с проговариванием во внешней речи |
6.Применение нового знания в типовых заданиях |
6. Предлагает учащимся выполнить задания на применение новых знаний |
6.Решают качественные задачи, пользуясь дидактическим материалом, и проговаривают объяснение во внешней речи |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
7.Самопроверка умений применять новые знания в типовых условиях ( выполнение теста, самопроверка по эталону, коррекция ошибок, создание ситуации успеха) |
7. Предлагает учащимся выполнить тестовое задание |
7.Самостоятельно выполняют задания теста, сличают их по эталону, корректируют ошибки |
8.Включение в систему знаний |
8. Включение нового знания в систему знаний и закрепление ранее изученного |
8. Задает вопросы, предлагает учащимся заполнить блок-схему |
8. Отвечают на вопросы, заполняют блок-схему, структурируют знания, строят логические цепи рассуждений, осознанно и произвольно строят высказывание |
9. Рефлексия учебной деятельности |
9.Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания |
9. Подводит итог урока Вопросы: 1. С каким способом деятельности вы сегодня познакомились? 2. Что мы запишем в графу «Узнал нового» нашей таблицы? 3. Достигли ли мы цели нашего познания? Оцени свою работу в группе, на уроке. 4. Осталось ли что-то, о чем бы вы хотели узнать? Предлагает отдохнуть и посмотреть видеофрагмент и формулирует домашнее задание |
9. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия Заполняют Таблицу 1. Смотрят видео и записывают домашнее задание |
Список литературы.
1.Марон А.Е., Марон Е.А.Физика. Дидактические материалы. 7 класс, М:Дрофа, 2014
2. Перышкин А.В. Физика 7 класс, М.: Дрофа/Учебник 2014
Интернет-ресурсы.
1. Видеофрагмент сказки "Про репку" http://www.youtube.com/watch?v=B6QkwwYcB6k
2. Видеофрагмент "Фиксики о силе трения" http://www.youtube.com/watch?v=Fwct03_UAGU
3. Конструктор интерактивных приложений http://learningapps.org/
4. Презентация "Построение урока на основе системно-деятельностного подхода" с сайта http://viro.edu.ru/
5. Приложение «Виды трения» http://learningapps.org/display?v=pq727c79a01
6. Приложение «Сила трения» http://learningapps.org/display?v=pchqcc10n01
Приложение 1
Таблица 1
ЗНАЮ, УМЕЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ, ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ |
УЗНАЛ, НАУЧИЛСЯ |
Приложение 2
Бланк исследования №1
Сравнение сил трения покоя, скольжения и качения
Ф.И. исследователей_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
Название силы |
Величина силы, Fтр, Н |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк исследования №2
Исследование зависимости трения скольжения, качения и покоя от рода трущихся поверхностей
Ф.И. исследователей______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход исследования:
Вид трущихся поверхностей |
Величина силы трения скольжения Fтр1, Н |
Величина силы трения качения Fтр2, Н |
Величина силы трения покоя Fтр3, Н |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк исследования №3
Исследование зависимости силы трения скольжения, качения и покоя от веса тела
Ф.И. исследователей__________________________________________________________________________________________________________
Цель:___________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:___________________________________________________________________________________________________________
Ход исследования:
Вес тела Р, Н |
Величина силы трения скольжения Fтр1, Н |
Величина силы трения качения Fтр2, Н |
Величина силы трения покоя Fтр3, Н |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк исследования №4
Исследование зависимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей
Ф.И. исследователей______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
Площадь поверхности S, м2 |
Величина силы Fтр, Н |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Задания для первичного закрепления.
Объясните поговорки.
Не подмажешь, не поедешь.
Угря в руках не удержишь.
Что кругло легко катится.
Баба с воза -кобыле легче.
Сухая ложка рот дерет.
Решите задачи.
1. Автомобиль с грузом в кузове движется равномерно. Какой вид трения возникает между ним А) дорогой и колесами, Б) грузом и автомобилем.
2. Почему надо беречь смазочные материалы от попадания в них песка и пыли?
3. Почему зимой задние колеса некоторых грузовых автомобилей, работающих в сельской местности, перевязывают цепями?
4. Для чего смычок перед игрой натирают канифолью?
5. Почему полировка и шлифовка соприкасающихся деталей уменьшает силу трения? Будет ли уменьшена сила трения, если поверхности деталей отполировать идеально?
6. Почему опасно перебегать дорогу перед движущимся автомобилем, особенно в сырую и скользкую погоду ?
Приложение 4
Самостоятельная работа по теме: "Сила трения".
1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?
А)сила трения скольжения
Б) сила трения качения
В) сила трения покоя
2.При каком виде трения возникает наименьшая сила?
А)трение качения
Б)трение скольжение
В) трение покоя
Г)во всех случаях сила трения одинакова
3.Почему возникает сила трения?
А)поверхности тел шероховатые
Б) молекулы соприкасающихся тел притягиваются друг другу
В)шероховатости поверхности тел зацепляются друг за друга, а молекулы, находящиеся на поверхности притягиваются друг к другу.
4. Какую силу называют силой трения?
А)силу взаимодействия между телами
Б)силу, которая препятствует движению тела
В)силу взаимодействия поверхностей тел
Г)силу взаимодействия между телами, которая останавливает движущееся
тело
Критерии оценки:
4 правильных ответа - высокий уровень
3 правильных ответа - достаточный уровень
2 правильных ответа - средний уровень
0-1 правильных ответа - низкий уровень
Учащимся с низким уровнем предлагается самостоятельно прочитать материал учебника.
Приложение 5
Критерии оценки сочинения-рассуждения на тему:
"Что будет, если сила трения исчезнет совсем?"
1. Содержание сочинения соответствует заданной теме - 1балл
2. В тексте сочинения приводится не менее 4 примеров - 1 балл
3. В тексте приводится обоснование описываемых явлений на основе знаний, полученных в ходе урока - 1 балл
4.Использование приемов сравнения и анализа - 1балл
5. Приводимые доказательства логичны - 1 балл
6. Самостоятельность выполнения - 1балл
7. Оригинальность приводимых примеров -1 балл
8. Связность и последовательность изложения материала - 1 балл
Итого: 8 баллов
"5" - 8 баллов
"4"- 6-7 баллов
"3" - 4-5 баллов