Методическая разработка психологического занятия на тему «Общение» (6 класс)

2
0
Материал опубликован 15 September 2017 в группе
Методическая разработка «Занятие с психологом»

Тема занятия: «Общение»

Класс :6

Дидактическая цель: усвоение, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.

Цели:

Познакомит детей с понятием “общение”,

Научить распознавать приемы общения,

Задачи:

Обучающие:

дать представление о понятии “общение”,

познакомить с видами общения: вербальное и невербальное общение

познакомить с понятиями «эмпатия» и «этические нормы»

учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником;

Развивающие:

способствовать развитию интереса и желания к позитивному общению

развивать коммуникативные качества личности,

развивать толерантность, эмпатию

развивать личностную и групповую активность

Воспитывающие:

воспитывать этику общения

воспитывать позитивное отношение в общении

воспитывать положительные качества личности учеников

воспитание позитивного отношения в общении.

Форма проведения – урок - путешествие

Оборудование: музыкальное сопровождение «Звуки моря», макет карты страны «Общение», «проездной билет» – памятка-алгоритм нашего путешествия, бескозырка, колокольчик, мяч, клей, маркер, скотч.

План занятия:

1 Организационная часть – 3 мин.
2. Основная часть – 20 мин.
3. Завершение занятия – 7 мин

Самоанализ-10 мин

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационная часть:

Здравствуйте ребята!. Меня зовут ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________. Сегодня у вас необычный урок, а урок психологии.

Я приплыла к вам из одной очень замечательной сказочной страны для того, чтобы позвать вас с собой в увлекательное путешествие. Вы согласны прямо сейчас отправиться со мной в путь?

2 Введение в тему:

- Я хочу пригласить вас на борт моего корабля и отправиться вместе в удивительное путешествие. Но что это за страна??? И какое у нее название??? Вы должны догадаться сами, а я вам конечно же подскажу. Жители этой страны очень дружелюбные, тактичные, вежливые, открытые, а самое главное они очень общительные. А корабль, на котором мы с вами поплывем, называется так же как и эта страна. Ну что догадались??? Конечно, мы с вами поплывем на корабле «Общение» в сказочную страну под названием «Общение»

3 Мотивационный блок.

Ребята, а как вы думаете, почему мы с вами должны побывать в этой стране??? Перед вами несколько понятий, давайте вместе выберем с вами те, который подойдут для нас

-полезно

- интересно

- важно

- необходимо

- увлекательно

- бесполезно

-скучно

- Делаем вывод. В страну общения мы отправляемся по тому, что это………(важно, интересно, необходимо).

Постановка цели:
Итак, куда мы с вами отправимся мы уже определили, а вот зачем??? Как вы думаете, чему вас может научить это путешествие??? ответы детей…

ЦЕЛЬ – познакомиться с приёмами позитивного общения между людьми

Вы познакомитесь с  видами и средствами общения, качествами, которыми должен обладать каждый человек . Как вы считаете, интересным будет для вас это путешествие?

Для того чтобы наш пароход дал сигнал к отплытию, я предлагаю Вам приобрести у меня «Проездной билет». Цена билета это ваша светлая улыбка! (раздаю проездной билет)
Итак, вы готовы совершить виртуальное путешествие? Устройтесь удобнее. Внимание ваше растёт, вы как разведчики, всё замечаете и запоминаете. Голова мыслит ясно. Вы готовы отправиться в путь.

5.Изучение новых знаний и способов действий.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие в необыкновенную  страну «ОБЩЕНИЕ», которой нет ни на одной карте мира, но у каждого из вас эта страна своя индивидуальная и неповторимая.
Обратите внимание. Что в любой стране есть острова, горы, озера. И по ходу нашего путешествия мы все будем отмечать на нашей карте. Мы с вами, посетим острова «Вежливости», «Дружбы» и «Понимания».
- Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным испытаниям. Команда есть.  
Давайте выберем
капитана. Капитан должен быть очень внимательным, чтобы не сбиться с курса Кто первый отгадает загадку, тот и капитан. Но помните, я спрашиваю только тех, кто поднимает руку.

Загадка: 

Сколько очертаний дельфинов изображено на этом рисунке?

Молодец, наш капитан! Твое место на командном мостике, ты будешь помогать мне в оформлении карты.

Итак, наше путешествие начинается

Релаксационное упражнение: ( включается шум моря, теплоходный гудок)

Вы на борту корабля «Общение»

Я попрошу вас закрыть глаза. Представьте, что вы занимаете места на верхней палубе. Наш корабль набирает ход и вот мы уже в открытом море, вы слышите как волны бьются о борт корабля, ветерок нежно ласкает ваше лицо, а солнышко своими теплыми лучами согревает вас. Вы в ожидании чего! То очень интересного, увлекательного и нового.В вдалеке вы видите небольшой остров, наш корабль приближается к нему и делает остановку. Я попрошу вас открыть глаза

1 остров:
Мы приплыли к волшебному острову «Вежливости», на нем очень много озер. Жители этого острова очень вежливые А вы знаете вежливые слова, который необходимы нам при общении?
Я предлагаю вам вспомнить вежливые слова, которые вы используете в своей речи и нанести их на карту  нашего острова, это и будут наши озера.
А для этого мы поиграем. Я бросаю мячик, а вы, поймав его, должны назвать вежливое слово, вернуть мяч мне, а капитан нанесет это слово на нашу карту. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза.
Ребята, посмотрите в свой
проездной билет. Под цифрой один у вас есть стихотворение. Давайте прочитаем его все вместе.

СЛОВА «ДО СВИДАНИЯ», «СПАСИБО»,
«ПРОСТИТЕ», «ПОЖАЛУЙСТА»,
«ЗДРАВСТВУЙТЕ» – ЩЕДРО ДАРИТЕ,
БЕЗ НИХ НЕ ВОЗМОЖНО ПРОЖИТЬ.
СЛОВА ЭТИ НУЖНО С УЛЫБКОЙ ДАРИТЬ.

Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении? Вы часто произносите эти слова в своей речи? Все ли они есть на нашем острове? Вы справились с заданием, и теперь этот остров преобразился.

А теперь в путь, к следующим победам!

2 остров:

Ой, ребята, что это? Кажется, наш корабль захватили пираты.

Чтобы попасть на следующий остров мы с вами должны немного побыть радистами и отгадать фразу, которую зашифровали пираты
Вам необходимо расшифровать ее по принципу соответствия букв цифрам. Например, найдите цифру 1 в первой таблице – ей соответствует буква  (Д), а цифре 2?

Итак, вон она- зашифрованная фраза 123456 78910 11 12 13 14 15

16 17 18 19 20.

2

18

6

19

20

12

7

4

10

8

1

14

15

5

16

9

13

17

3

11

Р

Е

Я

Д

Е

Ю

П

З

Н

О

Д

С

Я

Ь

В

З

Т

Б

У

А

Капитан нанесет ее на карту следующего острова под названием «Дружба» (Друзья познаются в беде).

Мы расшифровали фразу и теперь можем смело продолжить наше путешествие .

Я прошу вас закрыть глаза. Вы снова находитесь на борту нашего корабля. Наш корабль набирает ход. И вот мы уже в открытом море. вы слышите пение морских птиц, наслаждаетесь путешествием, вам легко и спокойно. Вдалеке вы видите небольшой остров. Капитан держит курс на него. Мы делаем остановку. Я прошу вас открыть глаза.

Мы оказались на острове «ДРУЖБА». Жители этого острова очень дружелюбные, и они хотят поделиться с вами теми качествами, который очень важны при общении

Обратите внимание, в проездном билете под цифрой 2 перечислены качества, важные для нашего с вами общения. Давайте сейчас мы вместе будем внимательно читать их, а капитан наносить на  карту причалы «ДРУЖБЫ».
Один из секретов успешного общения – это
ЭМПАТИЯ, умение понять и почувствовать другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами. Это значит то, как мы чувствуем и понимаем другого человека. Например, вы приходите домой грустные, может быть вы получили двойку, а ваша мама посмотрев на вас сразу поняла, как вам плохо. Она обнимет вас, поговорит и сразу становится веселее. Кто ещё может привести пример. Всем понятно, что такое эмпатия?

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – способность не только чувствовать, но и показать друзьям свое хорошее отношение к ним. Вы добро желаете своим друзьям. Вам понятно?
ТАКТИЧНОСТЬ – соблюдение этических норм при общении. Какое слово вам не знакомо? Наверное, этические нормы – это правила, которые нам помогают общаться и не обижать друг друга. (Не толкаться, не обзываться). Всем понятно?
ОТКРЫТОСТЬ – способность открывать другим свой внутренний мир. Быть искренним в обсуждаемом вопросе, т.е. не обманывать.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ – способность каждого из нас переключиться на другого человека, показывая ему свою заинтересованность.

Вот и остров «Дружбы» стал другим. Нравиться он вам?

Психогимнастика:

Ребята, посмотрите, какие роскошные вокруг деревья.
Давайте дружно встанем и представим, что Мы с вами деревья.
Сначала мы были только саженцами, которые стали вырастать .Подул ветер, пошел дождь (дети качаются),
Выглянуло солнышко, стряхнули с листьев капли.
Спокойно сели.

3 остров:

Наше путешествие продолжается.

Релаксация:

Мы снова закроем глаза и продолжим наше путешествие. Вы вновь на борту корабля «Общение». Вам очень интересно, что же будет дальше, вы слышите шум волн, пение морских птиц, и вдалеке вы видите небольшой остров. Наш корабль приближается к нему. Капитан опустил якорь. Мы прибыли. Я попрошу вас открыть глаза.

Мы прибыли на остров «Понимания».

Жители острова понимания очень общительные ,они оставили в наших проездных билетиках письмо, в котором хотят нам рассказать о видах общения.

В ваших проездных билетах по цифрой 3 вы можете с ними познакомиться, а наш капитан будет наносить горы на нашу карту.

1 духовное или межличностное общение возможно между друзьями или людьми, хорошо знающими друг друга, близкими людьми.

2 Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов: лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, заботы и т. д. . Все эти приемы нечестные, так как имеют целью заставить вас что-то сделать.

3 При деловом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты

4 «контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Когда в троллейбусе с вами заговорит словоохотливая старушка и начнет рассказывать о своих проблемах, то, не особенно вслушиваясь в ее слова, вы с вежливым видом киваете в ответ, будто слушая ее. 

Кроме видов общения существуют средства общения- то при помощи чего мы общаемся

все средства общения делятся на: вербальные и невербальные.

Обратите внимание на свой проездной билет, под цифрой 4

 К вербальным средствам относятся слова, которые мы произносим в процессе общения. К невербальным средствам – жесты, мимика, позы и дистанция.
Сейчас я предлагаю разделится на
2 команды . По правому борту группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите профессию повара, А группа по левому борту покажет при помощи пантомимы профессию стоматолога.

У вас все получилось. Скажите, как вы выполняли это задание: при помощи позы или жестов и мимики. Наш капитан уже наносит горы на карту острова «Понимания»: это горы с названием вербальные средства общения и невербальные.

Вот и остров понимания позади. Мы снова на борту нашего корабля и нас ждет самое интересное.

6 Обобщение и систематизация знаний

Ребята, посмотрите, вдалеке уже виднеется страна к которой мы с вами плыли. Это страна «Общение». Смотрите, нас встречают ее жители, кажется, они хотят с нами пообщаться и что-то нам рассказать

ГОЛОС на слайде

Здравствуйте, меня зовут Контактик! Я живу в замечательной стране «Общение» Ребята, а вы знаете что такое общение ?

Общение это процесс установления и развития позитивных контактов между людьми, на основе вежливости, понимания и эмпатии….Приезжайте в нашу страну еще.

7 Подведение итогов занятия

Итак ребята, о чем нам поведал житель страны «Контактик»?

Общение это процесс установления и развития позитивных контактов между людьми, на основе вежливости, понимания и эмпатии.

Ребята, в начале путешествия мы с вами определили его цель. Давайте вспомним ее .ЦЕЛЬ – познакомиться с приёмами позитивного общения между людьми. Как вы думаете, мы достигли ее?

1 Что нового вы узнали?

2 Давайте вспомним, на каких островах мы с вами побывали?

3 Что больше всего запомнилось? Почему?
4 На какой остров вам хотелось вернуться? Почему?
5 Где было трудно вам, а где было легко?

Ребята, а жители страны «общение» очень просили узнать у вас чем является общение для вас. Давайте по их просьбе продолжим фразу: «Для меня общение-это…»

8. Рефлексия

Ребята, в завершении нашего путешествия мне бы хотелось , чтобы каждый из вас поделился своими чувствами, которые у вас возникли во время путешествия. Для этого у меня есть волшебный клубок единения. Я начну первой: «Мне очень понравилось путешествовать с вами. Вы замечательные ребята и мне было очень приятно с вами поработать сегодня»

Я рада , что вам понравилось. Карта готова, я надеюсь, что знания, полученные, на сегодняшнем занятии вы будете применять в своей жизни. Проездной билет остается у вас и вы можете им пользоваться. Наше путешествие подошло к концу. ну а мне пора отплывать к другим ребятам, что бы рассказать им про замечательную страну «Общение»

До новых встреч!

  • ПРИВЕТСВТИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ:

НО ЧТО ЭТО ЗА СТРАНА ВЫ ДОЛЖНЫ ДОГАДАТЬСЯ САМИ

  • МОТИВАЦ. БЛОК:

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ МЫ С ВАМИ ДОЛЖНЫ ПОБЫВАТЬ В ЭТОЙ СТРАНЕ?

  • ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ:

КУДА МЫ С ВАМИ ОТПРАВЛЯЕИМЯ МЫ УЖЕ ОПРЕДЕЛИЛИ, А ВОТ ЗАЧЕМ ? ЧЕМУ ВАС МОЖЕТ НАУЧИТЬ ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ?

5. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

5. ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ

 

6.КАРТА С ОЗЕРАМИ: ОСТРВА ВЕЖЛИВОСТИ, ДРУЖБЫ И ПОНИМАНИЯ.

7.ВЫБОР КАПИТАНА( ЗАГАДКА)

8.РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ НАЧАЛА ПУТЕШЕСТВИЯ

9. ОСТРОВ ВЕЖЛИВОСТИ (МЯЧИК, КАРТА, ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ)

10. ПИРАТЫ. МЫ РАСШИФРОВАЛИ И МОЖЕМ ПРОДОЛЖИТЬ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

11. РЕЛАКСАЦИЯ ПЕРЕД 2 ОСТРОВОМ:

12 ОСТРОВ ДРУЖБЫ: КАЧЕСТВА, ВАЖНЫЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ ( ПРОЕЗДЫЕ БИЛЕТЫ)

13 ПСИХОГИМНАСТИКА

14.РЕЛАКСАЦИЯ ПЕРЕД О. ПОНИМАНИЯ

15. О ПОНИМНАИЯ: ВИДЫ И СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ, ИГРА ПОВАР- СТОМАТОЛОГ

6. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

16. СТРАНА ОБЩЕНИЯ: ВИДЕОРОЛИК

О ЧЕМ НАМ СООБЩИЛ КОНТАКТИК? ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕНИЕ – ЭТО ПРЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.

17. ЦЕЛЬ.ДОСТИГЛИ МЫ ЦЕЛИ?

ЧТО НОВОГО ВЫ УЗНАЛИ ИЗ НАШЕГО ПУТЕШЕСВТИЯ?

НА КАКИХ ОСТРОВАХ МЫ ПОБЫВАЛИ?

НА КАКОМ ОСТРОВЕ ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО И ПОЧЕМУ?

ГДЕ БЫЛО ТРУДНО?

18. МЯЧИК ОТ КОНТАКТИКА: ДЛЯ МЕНЯ ОБЩЕНИЕ ЭТО…

19 РЕФЛЕКСИЯ: В ЗАВЕРШЕНИИ НАШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ,ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ПОДЕЛИЛСЯ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ, КОТОРЫЕ У ВАС ВОЗНИКЛИ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ. КЛУБОК ЕДИНЕНИЯ

20 МНЕ БЫЛО ОЧЕНЬ ПРИЯТНОС ВАМИ ПОРАБОТАТЬ СЕГОДНЯ. ПРОЕЗДНЫЕ БИЛЕТЫ НА ПАМЯТЬ. К ДРУГИМ РЕБЯТАМ!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.