Методическая разработка занятия нетрадиционными техниками рисования «Зимняя сказка»
Методическая разработка занятия нетрадиционными техниками рисования
Цель: Совершенствовать умение детей изображать красоту зимнего пейзажа используя нетрадиционные техники рисования.
Задачи: Формировать умение детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа;
-Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, используя нетрадиционные техники рисования (оттиск капустным листом, метод «тычка», рисование мятой бумагой);
-Развивать эстетическое восприятие, творческие способности, воображение, чувство композиции;
- Воспитывать у детей любовь к природе, чувство прекрасного, через изобразительное искусство, музыку.
Материалы и оборудование:
Репродукции картин о зиме. Запись П.И. Чайковского «Времена года». Листы пекинской капусты белая гуашь, стаканчики с водой, кисти, салфетки, подставки для кисточек, ватные палочки, тарелочки, альбомный лист, альбомный лист тонированный синим цветом на каждого ребенка.
Предварительная работа: Наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме, прослушивание музыкальных произведений, беседы на зимнюю тему.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня необычное занятие по рисованию. Предлагаю вам стать в круг.
Круг широкий вижу я
Вот стоят мои друзья
мы сейчас пойдем на право,
а теперь пойдем на лево
в центр соберемся
и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас на выставку картин.
(звучит запись П.И. Чайковского «Времена года»
все вместе подходят к выставке картин «Зима»)
Воспитатель: - Полюбуемся на эти картины, что изобразили художники? - Как называются картины, на которых изображена природа? (пейзаж)
-Деревья, которые находятся близко – большие, яркие, четкие, деревья, которые растут далеко – маленькие, нечеткие.
-Какие цвета красок использовали художники?
- Что за прелесть, эти пейзажи! Художники, поэты и композиторы любуются этим временем года.
-А какие мысли и желания возникают у вас, когда вы рассматриваете на эти картины? Какое у вас возникает настроение? (Ответы детей)
Воспитатель:-Я вам предлагаю немного помечтать. Представьте, что мы находимся в зимнем лесу.
Физминутка: «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке (дети поднимают руки над головой)
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) .
Воспитатель: - Ребята, а как мы можем сохранить красоту зимней природы? (Ответы детей)
Воспитатель:-Попробуем стать настоящими художниками , нарисуем красивый зимний пейзаж. Мы будем стараться передать свое настроение в своих работах, как это делают художники.
Основная часть
Воспитатель: -Пройдите за столы, что необычного лежит у вас на столе?
Давайте рассмотрим капустный лист, на что он похож? (Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, я хочу познакомить вас с техникой рисования, которая называется «оттиск (отпечаток) капустным листом».
Воспитатель: - Нам нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону капустного листа.
Обмакиваем кисть в стаканчик с водой, аккуратно отжимаем ворс кисти о салфетку, затем обмакнем кисть в гуашь и толстым слоем нанесем на выпуклую сторону листа пекинской капусты. Прокрашиваем гуашью (снизу-вверх). Затем осторожно берем капустный лист и прикладываем его к альбомному листу, прижимаем аккуратно рукой, двумя руками снимаем лист капусты. У нас получился отпечаток, похожий на дерево, усыпанное снегом.
Чтобы ствол и веточки были чуть выразительнее немного прорисуем кисточкой.
Воспитатель: - Перед выполнением работы подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Пришла зима (трём ладони)
Принесла мороз (трём плечи)
Пришла зима (трём ладони)
Замерзает нос (трём нос)
Снег, сугробы, гололёд (сжимаем, разжимаем кулачки)
Все на улицу вперёд (руки вверх, машем)
Воспитатель: - А теперь, ребята, приступим к работе и нарисуем свой зимний пейзаж.
(Звучит запись П.И. Чайковского «Времена года». Самостоятельная деятельность детей. По мере необходимости воспитатель помогает.)
Воспитатель: - Ребята, мне кажется, что в наших работах что-то не хватает. Предлагаю дорисовать еще снежинки ватной палочкой, методом тычкования. Снежинки получаются маленькими и легкими. (Самостоятельная работа детей.)
Воспитатель: - Ребята, а когда опускается много снежинок, что на земле получается? (сугроб)
Возьмите кусочек бумаги и сожмите ее. Затем мятую бумагу обмакните в гуаш и «напечатайте» сугробы.
(По мере необходимости воспитатель помогает.)
Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Вы как настоящие художники и нарисовали чудесный зимний пейзаж.
Анализ работ.
Воспитатель: - Как вы думаете у кого получилась самая заснеженная работа?
-У кого самый густой лес? У кого самые высокие сугробы?
-У кого самая аккуратная работа?
- Чья работа вам больше нравится? Почему? (Ответы детей)
Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, что мы рисовали?
-Какие нетрадиционные техники вы использовали в работе?
- А что было трудным для вас?
-А какой техникой вам больше всего понравилось рисовать? (Ответы детей)
Воспитатель: -Спасибо вам ребята, за ваши старания. Я предлагаю собрать в альбом ваши пейзажи, и мы сможем круглый год любоваться красотой зимней природы.