Индивидуальный образовательный маршрут «Нетрадиционные техники рисования»
Лист
Индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования.
ФИО Джагетян Магдалина Микаэловна, обучающаяся МБОУ ДО Жердевского ДДТ на 2018-2019 учебный год
№ |
Индивидуальный образовательный маршрут |
ФИО педагога |
Количество часов |
Форма обучения |
Подпись преподавателя |
1 |
«Нетрадиционный техники рисования» |
Жигульская Т.В. |
36 |
очная |
Жигульская Т.В. |
Индивидуальный образовательный маршрут «Нетрадиционные техники рисования»
Обучающийся: Джагетян Магдалины Микаэловны
Наименование ОО: МБОУ ДО Жердевский ДДТ
Город Жердевка
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Детский возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве. В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве. Наблюдая за творчеством детей во время проведения занятий и проведения диагностических исследований позволили определить одаренного ребенка Джагетян Магдалину, которую характеризуют всесторонняя развитость, любознательность, активность, стойкий интерес к занятиям, а также креативность мышления.
Легко осваивая дополнительную программу, ребенок проявляет интерес к нетрадиционным техникам рисования. Педагогический опыт применения данных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах. В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умений и способностей ребёнка.Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала.
В результате целенаправленного внедрения нетрадиционных техник рисования в процесс обучения и воспитания у ребенка сформировывается интерес к художественной деятельности, развиваются художественно - творческие способности к индивидуальному самовыражению, через различные формы творческой деятельности. Ребенок отличаются самостоятельностью, активностью,проявлением инициативы в художественной деятельности, яркой индивидуальностью, эмоциональной отзывчивостью на красоту окружающего мира и произведения искусства.
Цель программы: формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей.Освоение новых техник изобразительной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
учить видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений;
подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивающие:
развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций: (обращать внимание на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов);
развивать творческие способности; развивать эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов;
развивать у способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках.
Воспитательные:
воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
воспитывать культуру деятельности.
воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
воспитывать усидчивость, терпеливость, прилежание;
воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
воспитывать нравственные качества, а именно терпимость доброжелательности по отношению к окружающим;
воспитывать умение организовать рабочее место и убрать его.
Работа по программе придерживается общедидактических и частно-методических принципов и методов обучения, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
Наглядность в обучении - принцип наглядности осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры;
Цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
Доступность – комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей ребенка по принципу дидактики (от простого - к сложному);
Принцип гуманности – комплекс занятий составлен на основе глубокого знания и понимания физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей ребенка; созданы условия для максимального раскрытия индивидуальности самореализации и самоутверждения;
Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
Принцип сознательности и активности - обучение, опирается на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям;
Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Ожидаемые результаты:
1.Желание и умения самостоятельно творить, переживая радость творчества.
2.Умения использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
3.Развитие мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
4.Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.
Учебный план
Раздел |
Тема |
Количество часов |
||
Теоретич. занятия |
Практич. занятия |
Всего |
||
Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования |
1.Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой |
1 |
1 |
2 |
2. Кляксография. Набрызг. |
1 |
1 |
2 |
|
3.Тиснение |
1 |
1 |
2 |
|
4. Тестопластика |
1 |
1 |
2 |
|
5.Черно-белый граттаж |
1 |
1 |
2 |
|
6. Ниткография |
1 |
1 |
2 |
|
7.Рисование пластилином - пласилинография |
1 |
1 |
2 |
|
Изобразительная деятельность с использование нетрадиционных техники рисования. |
1. Ежики на опушке |
1 |
2 |
3 |
2. Осенний парк |
1 |
2 |
3 |
|
3.Листопад |
1 |
2 |
3 |
|
4.Сувенир из соленого теста |
1 |
2 |
3 |
|
5.Вечер |
1 |
2 |
3 |
|
6 Чудо-цветок |
1 |
2 |
3 |
|
7 Весна. |
1 |
3 |
4 |
|
Всего: |
|
|
36 |
Содержание разделов маршрута
1 Раздел «Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования»
Тема : « Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой»
Развивать умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».Учить дополнять изображение подходящими деталями.
Тема: «Кляксография. Набрызг.»
Познакомить техникой рисования «Цветные кляксы». Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение.
Тема: «Теснение»
Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.
Тема: «Тестопластика»
Знакомство с солёным тестом. Развивать у детей способность работать с солёным тестом, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Тема: «Черно-белый граттаж»
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих
Тема: «Ниткография»
Знакомство с новой техникой. Учить рисовать с помощью нити, дорисовывать до задуманного образа. Развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Совершенствовать в данной технике умения.
Тема: «.Рисование пластилином — пластилинография»
Познакомить с нетрадиционной художественной техникой пластилинография. Развивать у детей способность работать с пластилином на листе бумаги, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Раздел 2. Изобразительная деятельность с использование нетрадиционных техних рисования.
Тема: «Ежики на опушке»
Использование в работе тычкажесткой полусухой кистью, оттиска смятой бумаги.
Тема: «Осенний парк»
Использование в работе техник кляксография, набрызг.
Тема: «Листопад»
Учить работать в технике тиснение .
Тема: «Сувенир из соленого теста»
Изготовление изделий с помощью соленого теста,техника тестопластика
Тема: «Вечер»
Учить рисовать с использованием техники черно-белый граттаж
Тема: «Чудо-цветок»
Учить рисовать с использованием техники ниткография.
Тема: «Весна»
Изготовление работ используя прием рисование пластилином — пласилинография.
Литература:
1.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
2.Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.
3.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
4.Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80 с.
5.Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
6.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
7.Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
8.Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9.Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
10.Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
11.Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
12.Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
13.Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
14.Лыкова И.А. Солёное тесто в детском саду, в семье, детском саду и начальной школе. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.
15.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
16.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
17.Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
18.Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
19.Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
20.Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
Перминова Елена Федоровна