Методическая разработка занятия на тему «Реки и озёра, каналы»
Тема. Реки, озёра, каналы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: групповая, индивидуальная.
Методы урока: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: тетради, учебники, карта природных зон России, презентация «Реки, озёра, каналы лесной зоны».
Цели.
Знакомить с разнообразием рек, озёр, каналов лесной зоны России.
Формировать познавательную самостоятельность обучающихся при изучении новой темы.
Задачи.
Образовательные:
- обобщить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы;
- сформировать представление о реках России их особенностях - распределении по бассейнам, размерах;
- определить особенности влияния на реки климата и рельефа;
- дополнить знания об озёрах лесной зоны России;
- ввести понятие канал.
Коррекционно-развивающие:
- развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний;
- стимулирование творческой мыслительной деятельности;
- коррекция устной речи, логического мышления на основе упражнений на анализ.
Воспитательные:
- воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям;
- формирование чувства любви к родной природе.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Цель. Подготовка учащихся к работе на уроке; настрой на работу; организация внимания; проверка готовности к уроку.
2. Повторение темы «Климат».
Цель. Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся и устранить обнаруженные пробелы в знаниях.
- Какая особенность поверхности рельефа влияет на климат этой зоны?
- Какие горы находятся в этой зоне?
- Как называется климат, который преобладает в лесной зоне?
- Чем отличается климат Европейской части от Азиатской?
- В чем причина разницы климата?
- Покажите и назовите место, о котором я говорю: Это место называют «полюс холода». Летом температура может достигать до + 30. Зима суровая. Во всём мире нет больше мест, где при столь низких температурах живут и работают люди. Среднемесячная температура января составляет – 60. Местные жители говорят, что птицы замерзают на лету, а рыба, извлеченная на морозе из воды, за пять минут становится стеклянной;
3. Изучение новой темы
С ручейка берет начало, что бы это означало?
Глубока и широка, средь полей течёт ……….
Никуда не вытекает,
В своей ложе отдыхает,
Зимой крышкой накрывают,
Пресным в основном бывает!
Ответ: Озеро
Тема сегодняшнего урока: Реки, озёра, каналы (Лесной зоны)
Со словом каналы мы с вами ещё не знакомы. КАНАЛ — созданное искусственное русло (искусственная река), соединяющее два водоема.
Посмотрите на карту России, много ли Рек протекает в лесной зоне Росси?
Да, рек действительно много. Все эти реки равнинные, широкие и имеют медленное плавневое течение. Сейчас мы с вами рассмотрим самые крупные их них. Для того, чтоб нам легче было записать данные о реках подготовим табличку.
Наз. реки | Начало (исток) | Конец (устье) |
| | |
Волга – Самая длинна и широкая река Европейской части. Река Волга – берёт начало с Валдайской возвышенности, протекает по территории всей России с севера на юг и впадает в Каспийское море. Притоки Кама и Ока. Длина реки 3530 км, ширина достигает до 2500 м. Эта река протекает в городе Нижнем Новгороде, который является центром нашей области. Найдём на карте нижний Новгород.
Река Обь – берёт начало в Алтайских горах при слиянии двух рек. Протекает по всей России впадает в Обскую губу и выходит в Карское море. Её длина 3650 км. Приток Иртыш.
Енисей – берёт начало при слиянии рек Большого Енисея и Малого Енисея. Протекает по всей России, большая часть в лесной зоне. Впадает в Карское море. Длина реки 3487 км.
Физкультминутка
Лена – берёт начало на Байкальском хребте. Протекает по всей России, впадает в море Лаптевых. Ее длина 4400 км.
Сказка о реке Лена
Индигирка. Длина реки 1726 км. Берёт начало на одном из хребтов восточных гор при слиянии двух рек.
Колыма. Длина 2600 км. Берёт начало на одном из хребтов восточных гор при слиянии двух рек.
Амур - протекает по территории России и границе России и КНР. Длина — 2824 км, при слиянии рек Шилка и Аргунь в западной Монжурии.
Легенда об Амуре.
Ладожское озеро в Республике Карелия (северный и восточный берег) и Ленинградской области (западный, южный и юго-восточный берег), крупнейшее пресноводное озеро в Европе и второе по величине озеро России после Байкала.
Онежское озеро делят между собой Ленинградская и Вологодская области, но большая его часть — 80% —находится все же на территории республики Карелия. Третье по величине озеро.
Озеро Байкал
Одним из самых удивительных мест на планете можно по праву считать озеро Байкал. Оно является одним из символов России, который известен на весь мир. Озеро Байкал располагается в Южной части Восточной Сибири. Возраст озера примерно 25 миллионов лет. Интересно, что каждый год в течение 25 миллионов лет берега Байкала расходились на 2 см. То есть, у озера есть вполне реальные шансы стать океаном. Еще одна особенность Байкала – его глубина, которая составляет 1620 метров, что делает это озеро самым глубоким в мире. Озеро Байкал питается от 336 рек, самая крупная из них Селенга. И только одна река вытекает из озера. Это река Ангара. Вода в озере отличается особой прозрачностью и насыщенным синим цветом. Максимальная прозрачность воды наступает в июне, и тогда можно рассмотреть сорокаметровую глубину.
Подведение итогов.
Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги урока.
- Что мы изучали на сегодняшнем уроке?
- Что называется каналом?
- Что на уроке было самым интересным?
Давайте попробуем показать на карте реки и озёра, которые мы с вами изучили.
Работа с картой
Оценки за урок
Задание на дом: стр. 72 -74,
отметить реки и озёра в контурных картах