Методическая разработка занятия «Занятие-игра по математике по теме «Векторы»»

3
0
Материал опубликован 19 May 2020

Пояснительная записка к презентации

Аннотация: одной из тем на уроках математики является векторное исчисление. Кейсовый метод обучения, применяемый в детских технопарках «Кванториум» помогает овладеть данной темой в игровой форме.  

Категория обучающихся: методическая разработка предназначена для работы с обучающимися 10-16 лет (4-9 классы общеобразовательной школы).

Цель: содействовать формированию у учащихся элементарных математических представлений, умений и навыков в области векторного исчисления.

Задачи:

1. Обучающие:

  • изучить виды векторов;
  • изучить сложение, вычитание векторов;
  • изучить умножение вектора на число;
  • освоить способы построения векторов и определения их координат.

2. Развивающие:

  • развивать математические способности, левое и правое полушария головного мозга;
  • развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, логическое, пространственное и аналитическое мышление;
  • стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся.

3. Воспитательные:

  • формировать волевые качества для успешной деятельности, такие как самостоятельность, настойчивость, терпение, самоконтроль;
  • формировать коммуникативную культуру учащихся.

Ожидаемые результаты:

1. Обучающие:

  • знание видов векторов;
  • умение складывать и вычитать векторы;
  • умение умножать векторы на число;
  • знание способов построения векторов, умение определять их координаты.

2. Развивающие:

  • развитие аудиальной и визуальной памяти;
  • улучшение внимательности и концентрации внимания, логического, пространственного и аналитического мышления;
  • проявление познавательной и творческой активности обучающихся.

3. Воспитательные:

  • развитие уверенности в собственных силах;
  • выполнение работы самостоятельно, планируя свои действия и координируя их с действиями группы.

Материалы и оборудование: презентация к занятию, проектор.



Ход занятия


         Приветствие педагога, объяснение сути занятия.

         Сегодня мы с вами познакомимся с Векторами. Кто-нибудь слышал слово «Вектор»? Что это такое?

         Педагог объясняет обучающимся, что вектор – это направленный отрезок, который имеет начало и конец. Приводит примеры из других областей науки, таких как генетика (молекула ДНК), биология (грызуны, переносящие заразу), физика (величины, имеющие направление). 

         Сейчас мы с вами проведем игру. Кто-либо из вас видел по телевизору передачу «Своя игра»? Сегодня мы будем играть именно в нее.


         Объяснение правил:     

         Разделитесь, пожалуйста, на команды по 3 человека. Сейчас мы проведем жеребьевку и определим, в какой последовательности команды будут выбирать темы вопросов. Жеребьевка.

         Команда номер 1 выбирает тему и стоимость вопроса.


После озвучивания задания время на обсуждение составляет от 40 секунд до 3 минут (в зависимости от сложности вопросов). Какая команда первая готова дать ответ, поднимает руку. Команды могут пользоваться любыми источниками информации, а также калькулятором. Ответившие верно, выбирают следующий вопрос. За неправильный ответ баллы у команды вычитаются.

         Мы проведем 3 раунда, в течение которых команды будут получать баллы за правильные ответы. Победит тот, у кого после третьего раунда будет большее количество баллов. Во время игры при выборе вопроса вам может попасться «кот в мешке», в этом случае право ответа переходит к сопернику с наименьшим количеством баллов.

         В файле Microsoft PowerPoint для начала игры требуется нажать F5

В первом раунде у нас есть 3 темы по 3 вопроса в каждой. Время на обдумывание или поиск ответа – 1 минута.

Проводим 1 раунд, согласно жеребьевке первая команда выбирает вопрос, кто первый даст правильный ответ – получает баллы (стоимость вопроса) и выбирает следующий вопрос.

Для перехода от вопроса в меню выбора нужно нажать кнопку «продолжить игру»

​​​​​​​

В последнем вопросе тура при нажатии на эту кнопку, включится слайд со 2 туром.

После 1 раунда право выбора вопроса у команды с наибольшим количеством баллов. Правила те же, только на обдумывание дается 2 минуты.

В 3 раунде всего 1 вопрос, у команд есть ровно 3 минуты, чтобы найти ответ.

Далее проводим окончательный подсчет баллов и поздравляем победителей.

Подведение итогов занятия

  1. Вопросы детям: что нового узнали, что понравилось, было ли сложно.
  2. Оценка педагогом работы детей на занятии.






Список информационных источников

  1. Н.Н. Моисеев. Математика ставит эксперимент. Наука. Главная редакция физико-математической литературы, М., 1979. – 222 с.
  2. А.М. Быковских, Г.Я. Куклина. Занимательные задачи по математике: Учеб. Пособие. – Изд-е 2-е. – Новосибирский государственный университет, 2010. – 24 с.
  3. Я.Б. Зельдович, И.М. Яглом. Высшая математика для начинающих физиков и техников. М.: Наука, 1982. 512 с.

 




Предварительный просмотр презентации

1 РАУНД

1 РАУНД Виды векторов Коллинеарные Равные Единичные 10 20 30 10 20 30 10 20 30

Коллинеарные векторы 10 Какие векторы называют коллинеарными? Продолжить игру Два вектора называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых (если координаты равны, противоположны или пропорциональны)

Продолжить игру Коллинеарные векторы 20 Будут ли коллинеарны векторы а(3;-1) и в(2;1)? Не будут

Продолжить игру Коллинеарные векторы 30 При каком значении Х векторы а(6;-2) и в(3;х) будут коллинеарны? Х = -1

Равные векторы 10 Продолжить игру Какие векторы называются равными? Два вектора равны, если они сонаправлены и имеют одинаковую длину

Равные векторы 20 Продолжить игру Найти пары равных векторов? а В С D АВ = СD ВС = АD 2см 3см

Кот в мешке

Равные векторы 30 Продолжить игру Будут ли векторы с координатами (4;-3) и (0;6) равными? Не будут

Единичные векторы 10 Продолжить игру Какие векторы называются единичными? Длина которых равна 1 единице измерения.

Единичные векторы 20 Продолжить игру Построить единичные векторы?

Единичные векторы 30 Продолжить игру Является ли единичным вектор с координатами (-1;1)? Нет

2 РАУНД

2 РАУНД Действия с векторами Сложение и вычитание векторов Умножение вектора на число 20 40 60 20 40 60

Сложение и вычитание векторов 20 Продолжить игру Найти сумму векторов с координатами а(-1;-2) и в(4;-3)? а+в = (-1+4; -2+(-3)) = (3;-5)

Сложение и вычитание векторов 40 Продолжить игру Найти разность векторов с координатами а(-1;4) и в(5;-2)? а-в = (-1-5; 4-(-2)) = (-6;6)

Сложение и вычитание векторов 60 Продолжить игру Найти длину вектора, равного разности векторов с координатами а(-1;2) и в(1;-3)? а-в = (-1-1; 2-(-3)) = (-2;5)

Умножение вектора на число 20 Продолжить игру Построить 2а и -0,5в а в 2а -0,5в

Умножение вектора на число 40 Продолжить игру Даны векторы а(2;-5) и в(6;1). Найти 3а и 0,5в 3а = (3*2; 3*(-5)) = (6;-15) 0,5в = (0,5*6; 0,5*1) = (3;0,5)

Умножение вектора на число 60 Продолжить игру Даны векторы а(3;-1) и в(2;1). Найти координаты вектора 2а-3в 2а = (2*3; 2*(-1)) = (6;-2) 3в = (3*2; 3*1) = (6;3) 2а-3в = (6;-2) - (6;3) = (6-6; -2-3) = (0;-5)

3 РАУНД

Построение векторов Нахождение вектора по двум точкам 40 50 40 50 3 РАУНД Векторы в excel

Построение векторов 40 Продолжить игру Построить вектор А(2;2) В(-1,1)

Построение векторов 50 Построить вектор АВ(-4;2)

Нахождение вектора по двум точкам 40 Найти координаты вектора АВ, если А(2;2) В(-1,1)

Нахождение вектора по двум точкам 50 Найти координаты точек, если координаты вектора АВ(-4;2)

Финал

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.