Методическая разработка занятия «Занятие-игра по математике по теме «Векторы»»
Пояснительная записка к презентации
Аннотация: одной из тем на уроках математики является векторное исчисление. Кейсовый метод обучения, применяемый в детских технопарках «Кванториум» помогает овладеть данной темой в игровой форме.
Категория обучающихся: методическая разработка предназначена для работы с обучающимися 10-16 лет (4-9 классы общеобразовательной школы).
Цель: содействовать формированию у учащихся элементарных математических представлений, умений и навыков в области векторного исчисления.
Задачи:
1. Обучающие:
- изучить виды векторов;
- изучить сложение, вычитание векторов;
- изучить умножение вектора на число;
- освоить способы построения векторов и определения их координат.
2. Развивающие:
- развивать математические способности, левое и правое полушария головного мозга;
- развивать психофизиологические качества обучающихся: память, внимание, логическое, пространственное и аналитическое мышление;
- стимулировать познавательную и творческую активность обучающихся.
3. Воспитательные:
- формировать волевые качества для успешной деятельности, такие как самостоятельность, настойчивость, терпение, самоконтроль;
- формировать коммуникативную культуру учащихся.
Ожидаемые результаты:
1. Обучающие:
- знание видов векторов;
- умение складывать и вычитать векторы;
- умение умножать векторы на число;
- знание способов построения векторов, умение определять их координаты.
2. Развивающие:
- развитие аудиальной и визуальной памяти;
- улучшение внимательности и концентрации внимания, логического, пространственного и аналитического мышления;
- проявление познавательной и творческой активности обучающихся.
3. Воспитательные:
- развитие уверенности в собственных силах;
- выполнение работы самостоятельно, планируя свои действия и координируя их с действиями группы.
Материалы и оборудование: презентация к занятию, проектор.
Ход занятия
Приветствие педагога, объяснение сути занятия.
Сегодня мы с вами познакомимся с Векторами. Кто-нибудь слышал слово «Вектор»? Что это такое?
Педагог объясняет обучающимся, что вектор – это направленный отрезок, который имеет начало и конец. Приводит примеры из других областей науки, таких как генетика (молекула ДНК), биология (грызуны, переносящие заразу), физика (величины, имеющие направление).
Сейчас мы с вами проведем игру. Кто-либо из вас видел по телевизору передачу «Своя игра»? Сегодня мы будем играть именно в нее.
Объяснение правил:
Разделитесь, пожалуйста, на команды по 3 человека. Сейчас мы проведем жеребьевку и определим, в какой последовательности команды будут выбирать темы вопросов. Жеребьевка.
Команда номер 1 выбирает тему и стоимость вопроса.
После озвучивания задания время на обсуждение составляет от 40 секунд до 3 минут (в зависимости от сложности вопросов). Какая команда первая готова дать ответ, поднимает руку. Команды могут пользоваться любыми источниками информации, а также калькулятором. Ответившие верно, выбирают следующий вопрос. За неправильный ответ баллы у команды вычитаются.
Мы проведем 3 раунда, в течение которых команды будут получать баллы за правильные ответы. Победит тот, у кого после третьего раунда будет большее количество баллов. Во время игры при выборе вопроса вам может попасться «кот в мешке», в этом случае право ответа переходит к сопернику с наименьшим количеством баллов.
В файле Microsoft PowerPoint для начала игры требуется нажать F5
В первом раунде у нас есть 3 темы по 3 вопроса в каждой. Время на обдумывание или поиск ответа – 1 минута.
Проводим 1 раунд, согласно жеребьевке первая команда выбирает вопрос, кто первый даст правильный ответ – получает баллы (стоимость вопроса) и выбирает следующий вопрос.
Для перехода от вопроса в меню выбора нужно нажать кнопку «продолжить игру»
В последнем вопросе тура при нажатии на эту кнопку, включится слайд со 2 туром.
После 1 раунда право выбора вопроса у команды с наибольшим количеством баллов. Правила те же, только на обдумывание дается 2 минуты.
В 3 раунде всего 1 вопрос, у команд есть ровно 3 минуты, чтобы найти ответ.
Далее проводим окончательный подсчет баллов и поздравляем победителей.
Подведение итогов занятия
- Вопросы детям: что нового узнали, что понравилось, было ли сложно.
- Оценка педагогом работы детей на занятии.
Список информационных источников
- Н.Н. Моисеев. Математика ставит эксперимент. Наука. Главная редакция физико-математической литературы, М., 1979. – 222 с.
- А.М. Быковских, Г.Я. Куклина. Занимательные задачи по математике: Учеб. Пособие. – Изд-е 2-е. – Новосибирский государственный университет, 2010. – 24 с.
- Я.Б. Зельдович, И.М. Яглом. Высшая математика для начинающих физиков и техников. М.: Наука, 1982. 512 с.