12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баганова Татьяна Васильевна506
Как я пришла в профессию? Ответ прост:" Учитель - это не профессия, учитель - это призвание!" Адольф Дистервег сказал: "Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирождённый такт."
Россия, Московская обл., Кашира
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по ОРКСЭ

по теме: « Любовь и уважение к Отечеству»

Данный урок проводится в 4 классе по учебному курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры».

Представленный урок создаёт условия для формирования у младших школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к Отечеству через призму различных источников на примере самоотверженности и самопожертвования православных христиан.

В ходе этого урока учащиеся обобщат знания и представления о единстве духовных традиций многонационального народа России, расширят представления о понятиях «служение» и «патриотизм», о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.

Рифмованное начало урока мотивирует к активной учебной деятельности, музыкальная викторина не только помогает сформулировать тему урока, но и проникнуться чувством гордости от осознания принадлежности к России.

Формы работы: фронтальная и групповая. Группа формируется с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера работы.

Групповая работа позволяет актуализировать знания, ранее полученные на уроках Основы православной культуры и Окружающего мира. Выполнение задания заставляет каждого члена группы задуматься, вспомнить, поразмышлять: рассказать о государственных символах РФ; вспомнить, какие народы проживают на территории нашего многонационального государства; объяснить лексическое значение слов: культура, духовная культура, внутренний мир; вспомнить золотое правило этики; что объединяет все религиозные культуры и этику? Проводится викторина по государственной символике и символам России.

В организованной дискуссии обучающиеся формулируют вопросы урока. В диалоге, путём размышлений, собственных предположений, с их последующей сверкой с авторским текстом, происходит усвоение нового знания.

Воспитание патриотических качеств личности осуществляется посредством работы с пословицами о Родине и сопоставления названий и дат государственных праздников.

Усвоение нравственно-этических ценностей, понятия «патриотизм» обеспечивается через художественную литературу. На информационно-аналитическом этапе урока используется технология продуктивного чтения, формируется умение извлекать информацию из текста, осмысливать и интерпретировать её. В дискуссии происходит корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Через оценивание поступков героев в определённых ситуациях и выражение своего отношения к ним происходит формирование личностных универсальных учебных действий.

Личностно-ориентированная технология, используемая на уроке, помогает в формировании мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проведении личностной рефлексии.

Домашнее задание является продолжением урока. Носит как инвариантный, так и вариативный характер.

Инвариантное «ядро»: На каждую букву слов «служение» и «патриотизм», подобрать слова, которые ассоциируются с этими понятиями. Вариативное задание носит творческий характер и развивает навыки самостоятельной поисковой работы, формирует умение строить речевое высказывание по теме урока и оформлять свои мысли в письменном виде:

1) Подобрать пословицы о Родине, объяснить их значение.

2) Привести пример служения Родине, который подходит к одной из пословиц:

«Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно» или «Первое дело в жизни – служить Отчизне».

Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) по теме: «Любовь и уважение к Отечеству»

Тема урока

Любовь и уважение к Отечеству


Цель урока

формирование у обучающихся чувства патриотизма, ценностного отношения к Отечеству

Задачи урока

- обобщить знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России; - углубить и расширить представления у обучающихся в понятиях: служение и патриотизм;

- создать условия для развития представлений о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.



Планируемые результаты





Личностные: сформированность истинных ценностей: любви к ближнему, к Отечеству.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: развивать умение высказывать предположение; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в тексте, умение выделять главное в соответствии с учебным заданием.

Предметные: обобщат знания о духовных и культурных традициях многонационального народа России, их значении в жизни человека, семьи, общества; познакомятся с понятиями «служение», «патриотизм».

Ключевые понятия урока

Служение, патриотизм.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык.


Ресурсы:



Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс, словари. Поучительные рассказы (приложение 2 https://yadi.sk/i/jd3GHh17YnfRNw ) .

Компьютерное оборудование, проектор, презентация (https://yadi.sk/d/HPrQB3yAiwC1dA ), аудиозаписи

(https://yadi.sk/d/fUaDIl5_eLLzfQ

https://yadi.sk/d/xuCNtl9aWOjMoQ )

​​​​​​​                 Конспект урока по ОРКСЭ «Любовь и уважение к Отечеству»

Цель урока: формирование у обучающихся чувства патриотизма, ценностного отношения к Отечеству.

Задачи:

- обобщить знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России; - углубить и расширить представления у обучающихся в понятиях: служение и патриотизм;

- создать условия для развития представлений о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.

Ход урока.

Мотивация к учебной деятельности.

- Ни минуты не теряем и урок наш начинаем.

Если будем мы активны, будем думать, рассуждать,

Много сможем мы узнать.

Введение в тему рока. Формулирование темы.

- Сегодняшний урок начнём с небольшой музыкальной викторины. (Слайд 1)

Звучат отрывки мелодий «У моей России длинные косички» Г. Струве,

https://yadi.sk/d/fUaDIl5_eLLzfQ

«Моя Россия, моя страна!» https://yadi.sk/d/xuCNtl9aWOjMoQ

- Что объединяет эти мелодии?

(Они посвящены Родине, России).

- Какими чувствами пронизана музыка, что хотели передать композиторы и поэты? (Чувство любви, восхищения, преданности.)

- Прочтите слова А.С. Пушкина (Слайд 2):

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

- К чему призывает великий русский поэт?

(Выслушиваются ответы детей).

- Какой синоним слово Родина использовал поэт? (Отчизна.)

- Назовите однокоренное слово к слову Отчизна и синоним слова Родина? (Отечество).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, постарайтесь отразить в ней те чувства, которые воспевают поэты и композиторы, посвящая свои творения Отечеству. (Любовь и уважение к Отечеству).

Ш. Работа по теме урока.

1) Постановка проблемных вопросов.

- Подумайте, на какие вопросы вы бы хотели получить ответы на уроке.

(В чём проявляется любовь к Родине? Что значит быть преданным Родине? На какие жертвы во имя интересов Родины способны те, кто любит своё Отечество?)

2) Актуализация.

- У каждой группы есть задание, которое позволит нам вспомнить всё, что мы изучали по теме Родина на уроках православной культуры, окружающего мира.

Задание 1 группе. Рассказать о государственных символах РФ. Вспомнить, какие народы проживают на территории нашего многонационального государства.

Задание 2 группе. Объяснить лексическое значение слов: культура, духовная культура, внутренний мир. Вспомнить золотое правило этики.

Задание 3 группе. Прочитать высказывания.

(Приложение1 https://yadi.sk/i/xzezdiwRSfTLkg ).

Ответить на вопросы: что объединяет все религиозные культуры и этику?

Задание 4 группе. Поработать с 3- 5 абзацами учебника страницы 142-143.

Ответить на вопрос: Как складывались духовные традиции России? Что нас всех объединяет?

Выслушиваются ответы каждой группы.

После ответа первой группы мини-викторина. (Слайды 3-4)

Какая птица изображена на гербе России? (Орёл)

2) Сколько корон на головах двуглавого орла? (Три)

3) Что изображено на груди двуглавого орла?

(Щит, в центре, которого Георгий Победоносец, поражающий копьём змея)

4) С каких слов начинается гимн России?

(Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна…)

5) Красавица русских лесов – символ России? (Берёза)

6) Полюбившийся всем в мире сувенир русской земли, прототипом, которому стала японская игрушка? (Матрёшка)

3) Открытие новых знаний.

- В Православии под словом «культура» всегда понималась именно любовь к ближнему. Приветствовать встречных, помочь незнакомому человеку, стремление не оскорбить неосторожным словом или поступком окружающих - это проявление уважения к ближнему. И если вы сочувствуете и жалеете, пусть даже незнакомого человека, то проявляете христианскую любовь к ближнему.

Любовь – основа нашей жизни.

- К кому же мы испытываем это светлое чувство?

- В чём же ценность любви?

(Выслушиваются ответы детей).

- Проверим истинность ваших высказываний по учебнику.

Комментированное чтение 4-7 абзацев учебника страница 143.
- Как проявляется чувство любви по отношению к родным, друзьям, одноклассникам? (Заботой, вниманием, помощью).

- Значит, любовь – это служение, которое проявляется в делах.

А что значит служить Родине? (Выслушиваются ответы детей).

Послушаем, как об этом сказано в одном из рассказов. Читается отрывок из рассказа «Родине служить». Приложение 2.Часть 1.

(https://yadi.sk/i/jd3GHh17YnfRNw)

- В чём же проявляется любовь к Отечеству?

- Ребята, а как называют тех, кто любит своё Отечество, предан своему народу и готов идти на жертвы во имя интересов своей Родины? (Патриот.)

- У русского народа много пословиц о любви к Родине и патриотизме.

Работа в группах.

- Трём группам, предлагаю задание «Восстанови пословицы». В конвертах есть незаконченные пословицы, которые нужно продолжить и объяснить их значение.

Родина – мать, умей за неё…. (постоять).

Для Родины своей ни сил, ни … (жизни не жалей).

Чужой земли мы не хотим, но и … (своей не отдадим). (Слайд 5)

4 группа выполняет задание на сопоставление названий и дат праздников.

ответ демонстрирует на интерактивной доске. (Слайд 6)

- Сопоставьте даты и название праздников:

День народного единства


12 июня

День Конституции


4 ноября

День независимости России


12 декабря

День Защитника Отечества


9 мая

День Весны и Труда


23 февраля

День Победы


1 мая

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

4). Информационно-аналитический этап.

- В Православии есть немало примеров проявления патриотизма, самопожертвования во имя Отечества. Каждая группа прочитает отрывок из рассказа и ответит на вопрос, в чём проявился патриотизм героя.

Приложение2. Отрывки из рассказа «Родине служить». Части 2-5.

(https://yadi.sk/i/jd3GHh17YnfRNw)

5. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Назовите тему урока.

- Что же мы понимаем под словом Отечество, Родина?

- Какие понятия, были ключевыми на нашем уроке? (Служение, патриотизм).

- В чём же проявляется служение Родине?

- Что же такое патриотизм?

- Запишите в тетрадях слова «служение» и «патриотизм» по вертикали.

Рядом с каждой буквой этих слов надо вписать слова, которые ассоциируются со словами «служение» и «патриотизм». Например, какие слова вы бы записали напротив буквы С? (Сочувствие, сострадание). Напротив буквы П? (Преданный, праведный). (Слайд 7)

Это часть вашего домашнего задания. Продолжите записывать, подходящие слова.

С -

Сострадание, сочувствие, сознательность.

П -

Преданность, праведный, подвиг, подвижник.

Л -

Любовь.

А -

Альтруизм

У -

Уважение.

Т -

Терпение.

Ж -

Жертва, жертвенность.

Р -

Рыцарский, рать.

Е -

Ежедневно.

И -

Искренность

Н -

Наставление.

О -

Отвага, ответственность, ополчение.

И -

Искренность.

Т -

Товарищество.

Е -

Ежедневно.

И -

Истина.



З -

Забота, защита, заповедь.



М -

Мужество, милосердие.

- Вторая часть задания на выбор: (Слайд 8)

1) Подобрать пословицы о Родине, объяснить их значение.

2) Привести пример служения Родине, который подходит к одной из пословиц:

«Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно» или «Первое дело в жизни – служить Отчизне».

VI. Рефлексия. (Слайд 9)

Закончите фразу: Сегодня узнал…

Я понял…

Я буду…

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.