Методическая разработка урока по орксэ по теме: «Любовь и уважение к Отечеству»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по ОРКСЭ
по теме: « Любовь и уважение к Отечеству»
Данный урок проводится в 4 классе по учебному курсу ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры».
Представленный урок создаёт условия для формирования у младших школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к Отечеству через призму различных источников на примере самоотверженности и самопожертвования православных христиан.
В ходе этого урока учащиеся обобщат знания и представления о единстве духовных традиций многонационального народа России, расширят представления о понятиях «служение» и «патриотизм», о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.
Рифмованное начало урока мотивирует к активной учебной деятельности, музыкальная викторина не только помогает сформулировать тему урока, но и проникнуться чувством гордости от осознания принадлежности к России.
Формы работы: фронтальная и групповая. Группа формируется с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера работы.
Групповая работа позволяет актуализировать знания, ранее полученные на уроках Основы православной культуры и Окружающего мира. Выполнение задания заставляет каждого члена группы задуматься, вспомнить, поразмышлять: рассказать о государственных символах РФ; вспомнить, какие народы проживают на территории нашего многонационального государства; объяснить лексическое значение слов: культура, духовная культура, внутренний мир; вспомнить золотое правило этики; что объединяет все религиозные культуры и этику? Проводится викторина по государственной символике и символам России.
В организованной дискуссии обучающиеся формулируют вопросы урока. В диалоге, путём размышлений, собственных предположений, с их последующей сверкой с авторским текстом, происходит усвоение нового знания.
Воспитание патриотических качеств личности осуществляется посредством работы с пословицами о Родине и сопоставления названий и дат государственных праздников.
Усвоение нравственно-этических ценностей, понятия «патриотизм» обеспечивается через художественную литературу. На информационно-аналитическом этапе урока используется технология продуктивного чтения, формируется умение извлекать информацию из текста, осмысливать и интерпретировать её. В дискуссии происходит корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Через оценивание поступков героев в определённых ситуациях и выражение своего отношения к ним происходит формирование личностных универсальных учебных действий.
Личностно-ориентированная технология, используемая на уроке, помогает в формировании мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, проведении личностной рефлексии.
Домашнее задание является продолжением урока. Носит как инвариантный, так и вариативный характер.
Инвариантное «ядро»: На каждую букву слов «служение» и «патриотизм», подобрать слова, которые ассоциируются с этими понятиями. Вариативное задание носит творческий характер и развивает навыки самостоятельной поисковой работы, формирует умение строить речевое высказывание по теме урока и оформлять свои мысли в письменном виде:
1) Подобрать пословицы о Родине, объяснить их значение.
2) Привести пример служения Родине, который подходит к одной из пословиц:
«Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно» или «Первое дело в жизни – служить Отчизне».
Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) по теме: «Любовь и уважение к Отечеству»
Тема урока | Любовь и уважение к Отечеству |
Цель урока | формирование у обучающихся чувства патриотизма, ценностного отношения к Отечеству |
Задачи урока | - обобщить знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России; - углубить и расширить представления у обучающихся в понятиях: служение и патриотизм; - создать условия для развития представлений о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине. |
Планируемые результаты | Личностные: сформированность истинных ценностей: любви к ближнему, к Отечеству. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: развивать умение высказывать предположение; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; обобщать и делать выводы на основе анализа объектов; находить ответы на вопросы в тексте, умение выделять главное в соответствии с учебным заданием. Предметные: обобщат знания о духовных и культурных традициях многонационального народа России, их значении в жизни человека, семьи, общества; познакомятся с понятиями «служение», «патриотизм». |
Ключевые понятия урока | Служение, патриотизм. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, русский язык. |
Ресурсы: | Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс, словари. Поучительные рассказы (приложение 2 https://yadi.sk/i/jd3GHh17YnfRNw ) . Компьютерное оборудование, проектор, презентация (https://yadi.sk/d/HPrQB3yAiwC1dA ), аудиозаписи |
Конспект урока по ОРКСЭ «Любовь и уважение к Отечеству»
Цель урока: формирование у обучающихся чувства патриотизма, ценностного отношения к Отечеству.
Задачи:
- обобщить знания, понятия и представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России; - углубить и расширить представления у обучающихся в понятиях: служение и патриотизм;
- создать условия для развития представлений о значении любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
- Ни минуты не теряем и урок наш начинаем.
Если будем мы активны, будем думать, рассуждать,
Много сможем мы узнать.
Введение в тему рока. Формулирование темы.
- Сегодняшний урок начнём с небольшой музыкальной викторины. (Слайд 1)
Звучат отрывки мелодий «У моей России длинные косички» Г. Струве,
https://yadi.sk/d/fUaDIl5_eLLzfQ
«Моя Россия, моя страна!» https://yadi.sk/d/xuCNtl9aWOjMoQ
- Что объединяет эти мелодии?
(Они посвящены Родине, России).
- Какими чувствами пронизана музыка, что хотели передать композиторы и поэты? (Чувство любви, восхищения, преданности.)
- Прочтите слова А.С. Пушкина (Слайд 2):
«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
- К чему призывает великий русский поэт?
(Выслушиваются ответы детей).
- Какой синоним слово Родина использовал поэт? (Отчизна.)
- Назовите однокоренное слово к слову Отчизна и синоним слова Родина? (Отечество).
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, постарайтесь отразить в ней те чувства, которые воспевают поэты и композиторы, посвящая свои творения Отечеству. (Любовь и уважение к Отечеству).
Ш. Работа по теме урока.
1) Постановка проблемных вопросов.
- Подумайте, на какие вопросы вы бы хотели получить ответы на уроке.
(В чём проявляется любовь к Родине? Что значит быть преданным Родине? На какие жертвы во имя интересов Родины способны те, кто любит своё Отечество?)
2) Актуализация.
- У каждой группы есть задание, которое позволит нам вспомнить всё, что мы изучали по теме Родина на уроках православной культуры, окружающего мира.
Задание 1 группе. Рассказать о государственных символах РФ. Вспомнить, какие народы проживают на территории нашего многонационального государства.
Задание 2 группе. Объяснить лексическое значение слов: культура, духовная культура, внутренний мир. Вспомнить золотое правило этики.
Задание 3 группе. Прочитать высказывания.
(Приложение1 https://yadi.sk/i/xzezdiwRSfTLkg ).
Ответить на вопросы: что объединяет все религиозные культуры и этику?
Задание 4 группе. Поработать с 3- 5 абзацами учебника страницы 142-143.
Ответить на вопрос: Как складывались духовные традиции России? Что нас всех объединяет?
Выслушиваются ответы каждой группы.
После ответа первой группы мини-викторина. (Слайды 3-4)
Какая птица изображена на гербе России? (Орёл)
2) Сколько корон на головах двуглавого орла? (Три)
3) Что изображено на груди двуглавого орла?
(Щит, в центре, которого Георгий Победоносец, поражающий копьём змея)
4) С каких слов начинается гимн России?
(Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна…)
5) Красавица русских лесов – символ России? (Берёза)
6) Полюбившийся всем в мире сувенир русской земли, прототипом, которому стала японская игрушка? (Матрёшка)
3) Открытие новых знаний.
- В Православии под словом «культура» всегда понималась именно любовь к ближнему. Приветствовать встречных, помочь незнакомому человеку, стремление не оскорбить неосторожным словом или поступком окружающих - это проявление уважения к ближнему. И если вы сочувствуете и жалеете, пусть даже незнакомого человека, то проявляете христианскую любовь к ближнему.
Любовь – основа нашей жизни.
- К кому же мы испытываем это светлое чувство?
- В чём же ценность любви?
(Выслушиваются ответы детей).
- Проверим истинность ваших высказываний по учебнику.
Комментированное чтение 4-7 абзацев учебника страница 143.
- Как проявляется чувство любви по отношению к родным, друзьям, одноклассникам? (Заботой, вниманием, помощью).
- Значит, любовь – это служение, которое проявляется в делах.
А что значит служить Родине? (Выслушиваются ответы детей).
Послушаем, как об этом сказано в одном из рассказов. Читается отрывок из рассказа «Родине служить». Приложение 2.Часть 1.
(https://yadi.sk/i/jd3GHh17YnfRNw)
- В чём же проявляется любовь к Отечеству?
- Ребята, а как называют тех, кто любит своё Отечество, предан своему народу и готов идти на жертвы во имя интересов своей Родины? (Патриот.)
- У русского народа много пословиц о любви к Родине и патриотизме.
Работа в группах.
- Трём группам, предлагаю задание «Восстанови пословицы». В конвертах есть незаконченные пословицы, которые нужно продолжить и объяснить их значение.
Родина – мать, умей за неё…. (постоять).
Для Родины своей ни сил, ни … (жизни не жалей).
Чужой земли мы не хотим, но и … (своей не отдадим). (Слайд 5)
4 группа выполняет задание на сопоставление названий и дат праздников.
ответ демонстрирует на интерактивной доске. (Слайд 6)
- Сопоставьте даты и название праздников:
День народного единства | 12 июня | |
День Конституции | 4 ноября | |
День независимости России | 12 декабря | |
День Защитника Отечества | 9 мая | |
День Весны и Труда | 23 февраля | |
День Победы | 1 мая |
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
4). Информационно-аналитический этап.
- В Православии есть немало примеров проявления патриотизма, самопожертвования во имя Отечества. Каждая группа прочитает отрывок из рассказа и ответит на вопрос, в чём проявился патриотизм героя.
Приложение2. Отрывки из рассказа «Родине служить». Части 2-5.
(https://yadi.sk/i/jd3GHh17YnfRNw)
5. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Назовите тему урока.
- Что же мы понимаем под словом Отечество, Родина?
- Какие понятия, были ключевыми на нашем уроке? (Служение, патриотизм).
- В чём же проявляется служение Родине?
- Что же такое патриотизм?
- Запишите в тетрадях слова «служение» и «патриотизм» по вертикали.
Рядом с каждой буквой этих слов надо вписать слова, которые ассоциируются со словами «служение» и «патриотизм». Например, какие слова вы бы записали напротив буквы С? (Сочувствие, сострадание). Напротив буквы П? (Преданный, праведный). (Слайд 7)
Это часть вашего домашнего задания. Продолжите записывать, подходящие слова.
С - | Сострадание, сочувствие, сознательность. | П - | Преданность, праведный, подвиг, подвижник. |
Л - | Любовь. | А - | Альтруизм |
У - | Уважение. | Т - | Терпение. |
Ж - | Жертва, жертвенность. | Р - | Рыцарский, рать. |
Е - | Ежедневно. | И - | Искренность |
Н - | Наставление. | О - | Отвага, ответственность, ополчение. |
И - | Искренность. | Т - | Товарищество. |
Е - | Ежедневно. | И - | Истина. |
З - | Забота, защита, заповедь. | ||
М - | Мужество, милосердие. |
- Вторая часть задания на выбор: (Слайд 8)
1) Подобрать пословицы о Родине, объяснить их значение.
2) Привести пример служения Родине, который подходит к одной из пословиц:
«Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно» или «Первое дело в жизни – служить Отчизне».
VI. Рефлексия. (Слайд 9)
Закончите фразу: Сегодня узнал…
Я понял…
Я буду…