Методическая разработка занятия по теме «Законы Ньютона, виды сил»

3
2
Материал опубликован 12 March 2018
Методическая разработка занятия по теме «Законы Ньютона, виды сил» Саврасова Лариса Алексеевна, преподаватель ГАПОУ БТОТиС, г. Байкальск Занятие в группе по профессии Автомеханик.

Классификация занятия:

по организации: комбинированное;

по методике проведения: систематизация и обобщение изученного материала;

по дидактической цели: занятие повторение.

Структура повторительно-обобщающего занятия:

организационный момент; задание домашней работы;

вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, целеполагание и план занятия;

выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

формулирование выводов;

оценка результатов занятия;

рефлексия, подведение итогов;

задание на дом (репродуктивного и творческого характера).

Цели:

обучающая – формирование навыков по решению количественных задач, качественных задач по законам Ньютона,

формирование навыков проводить самостоятельно физические эксперименты;

умение переводить единицы физических величин в систему «СИ», нахождение физических величин (сила, ускорение, масса),

умение изображать силы, действующие на тела,

формирование умений применять законы Ньютона для заданий профессиональной направленности;

осмысление и систематизация приобретенных ранее знаний, усвоение новых физических знаний.

Воспитательная - способствовать формированию у студентов естественно -материалистического мировоззрения, использовать в учебной и профессиональной деятельности инициативу, эстетическое и нравственное воспитание, воспитание познавательного интереса, культуры умственного труда; формирование гуманных отношений на занятии.

Развивающая - развитие критичности, гибкости мышления,  учить анализировать условия заданий, развивать умение применять знания законов Ньютона в новой ситуации, развивать коммуникативные способности, культуру общения и межличностного взаимодействия в ходе совместной деятельности, развитие потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Методические задачи: формировать у студентов знания, отражаемые в виде идей и теорий, от частных к более широким обобщениям.

Обучить приемам экспериментального исследования и описания физических явлений, приемам обобщения полученной в наблюдениях информации.

Методы обучения: наглядный, словесный, индуктивный и практический, проблемно – поисковый; создание ситуации познавательного спора, ситуации успеха.

Создать условия для формирования общих компетенций: ОК 2.1; 2.3; ОК 3.1; 3.3; 3.4; ОК4.1; 4.3;ОК 6.1; 6.2;ОК 6.4.

Подход в обучении: дифференцированный.

Деятельность обучающихся: самостоятельно - поисковая, исследовательская, проблемная, творческая, совместная и индивидуальная.

Формы познавательной деятельности работы на занятии: индивидуальная, коллективная, фронтальная, групповая.

Виды контроля: устный и письменный, практическое задание, качественные задачи, фронтальные опыты.

Оцениваться деятельность студентов будет по листу учёта, в котором выставляются баллы – за участие в конкурсах, за дополнительный материал. Командам задаются вопросы, на обсуждение каждого воп­роса дается 10 с. Кто быстрее и правильнее отвечает на вопрос, тот и победил. За победу присуждается балл. Участник правильно и быстро ответивший на вопрос получает балл в свою личную «копилку».

Критерии оценивания

Задание

баллы

1

6

5

4

1

2

5

3

1

1

3

2

1

1

0

Итог

баллы

13 – 10

9 - 7

6 - 3

2-0

Оценка

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Технологии: проектная, здоровьесберегающая.

Интеграция предметов: физика, математика, литература, калькуляция.

Методы оформления: электронная презентация, физические приборы, выставка литературы для допол­нительного чтения.

Программно - техническое обеспечение: ПК.

Ожидаемые результаты При проведении занятия обобщения и систематизации знаний будет реализована идея формирования субъективной позиции студента в учебном процессе, произойдёт повышение его активности и развитие потребности в самореализации и самосовершенствовании. В интересной игровой форме студенты закрепят знания, полученные по теме «Законы Ньютона, виды сил», пронаблюдают проявления изученных закономерностей в окружающей жизни. План занятия

Организационный момент. Домашнее задание.

Мотивация студентов на учебную деятельность. Целеполагание.

Актуализация опорных знаний.

Решение задач.

Физическая разминка.

Физический эксперимент.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Организационный момент.

Мотивация студентов на учебную деятельность. Целеполагание. Домашнее задание.(2 мин.)

Преподаватель задает  домашнее  задание  с  учетом  уровня  подготовки  обучающихся:

1 уровень - Ф.10 кл. Автор Мякишев Г.Я глава 3 § 24, 27, 28 повторить

2 уровень - Ф.10 кл. Автор Мякишев Г.Я глава 3 § 24, 27, 28 Упр. 6 №2;

3 уровень – Творческое задание: рассмотреть задачу о Лебеде, Раке и Щуке с точки зрения механики, применяя законы Ньютона.

Знакомит с критериями оценок.

Задание

баллы

1

6

5

4

1

2

5

3

1

1

3

2

1

1

0

Итог

баллы

13 – 10

9 - 7

6 - 3

2-0

Оценка

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

II.Актуализация опорных знаний.

Физическая разминка: «А знаете ли Вы?...» (5 мин.)

Цель: проверка  знания определений, обозначений и единиц измерения физических величин, законов Ньютона.

Фронтальный опрос

От единичного факта - падения яблока - Ньютон приходит к грандиозному обобщению. Какому?

Сегодня яблоко будет символом нашего занятия!

Как читается второй закон Ньютона?

Как читается первый закон Ньютона?

Как читается третий закон Ньютона?

Тест

1.Автобус движется со скоростью 72 км/ч, а мотоциклист - со скоростью 20 м/с. Какое из этих тел движется с большей скоростью?

А) автобус

Б) мотоциклист

В) движутся одинаково

2.В каком направлении будет двигаться пассажир при равномерном движении автомобиля, если машина резко затормозит?

А) вперед по направлению автомобиля

Б) назад против направления движения автомобиля.

Критерий оценок за устный ответ: правильный ответ – 1 балл.

За тест: за каждый правильный ответ – 1 балл.

III. Решение задач (работа в группах). (15 мин.)

Цель: применить проектный метод обучения при решении задачи.

Преподаватель объясняет алгоритм работы по организации мини – проекта.

Блочная структура организации работы студентов в соответствии с этапами её стимулирования:

организационно – подготовительный: организация целеполагания;

ознакомительный текст, рисунок, таблица;

исследовательско – реализуемый: решение задачи, калькуляция, составление инструкции по т/б (8 мин.);

обобщающе – творческий: защита группового исследовательского задания (7 мин.).

Команды получают раздаточный материал: текст, рисунок, таблица. В группе распределяются обязанности: директор, конструкторское бюро, бухгалтер, инструктор по т/б.

Команда №1

Текст задания:

Автомобиль массой 1 т застрял в яме. С какой силой нужно вытаскивать автомобиль, если ускорение машины 2 м/с2. Определите, какую нагрузку должен выдерживать трос. Посчитайте стоимость предоставляемой услуги. Изобразите схематически все силы, действующие на автомобиль. Составьте памятку по т/б.

Команда №2

Текст задания:

Автомобиль массой 3 т застрял в яме. С какой силой нужно вытаскивать автомобиль, если ускорение машины 2 м/с2. Определите, какую нагрузку должен выдерживать трос. Посчитайте стоимость предоставляемой услуги. Изобразите схематически все силы, действующие на автомобиль. Составьте памятку по т/б.

Команда №3

Текст задания:

Автомобиль массой 6 т застрял в яме. С какой силой нужно вытаскивать автомобиль, если ускорение машины 2 м/с2. Определите, какую нагрузку должен выдерживать трос. Посчитайте стоимость предоставляемой услуги. Изобразите схематически все силы, действующие на автомобиль. Составьте памятку по т/б.

Критерий оценок за практическую работу:

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

5-заданий

3-задания

1-задания

0-заданий

IV. Физическая разминка. (1 мин.)

V.Экспериментальные задания.

Физические эксперименты: «Доверяй, но проверяй» (3 мин.)

Цель: формирование навыков проводить самостоятельно физические эксперименты;

Преподаватель просит студентов подумать над утверждением, предлагает проверить опытным путём.

1. Физики утверждают:

если сильно ударить по металлической болванке молотком, то стакан не разобьётся. Вы доверяете физикам?

(Тела большей массы более инертны, чем тела меньшей массы. Масса – это мера инертности тел.)

Представитель от команды проверяет утверждение опытным путем.

Вопрос: Зачем у автомобилей делают впереди бампер из тяжелого металла?

Критерий оценок за экспериментальную работу: правильный ответ – 1 балл.

Домашнее задание (1 мин.)

Ф.10 кл. Автор Мякишев Г.Я глава 3 § 24, 27, 28 повторить;

Ф.10 кл. Автор Мякишев Г.Я глава 3 § 24, 27, 28 Упр. 6 №2.

Творческое задание: рассмотреть задачу о Лебеде, Раке и Щуке с точки зрения механики, применяя законы Ньютона.

История о том, как «Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?

VI. Подведение итогов. ( 4 мин)

Осуществляют  оценку занятия  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Выставляют оценки.

Рефлексия. (2 мин.)

Студенты отвечают на вопросы:

Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

Что вызвало наибольшую трудность?

Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?

С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими занятиями?

Заключительное слово преподавателя. (1 мин)

Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с лег­костью затмил своего соперника. Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесне­велую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался про­цесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.

Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Дидактическая задача

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Приемы и методы, уровень задания

Методическое обеспечение

ПК

1

Организационный момент

1 мин.

ОК 2.1

Подготовить студентов к работе на занятии.

Приветствует, проверяет готовность к занятию, желает  успеха.

Задает домашнее задание.

Студенты заранее делятся на три команды, выбираются капитаны команд.

Приветствие преподавателя.

Записывают домашнее задание.

Беседа преподавателя наглядный, словесный метод

Слайд №1

Мотивация студентов

Целеполага

ние

2 мин.

ОК 2.3

Определить тему, цели занятия.

Создает проблемную ситуацию.  Просит обучающихся прочитать эпиграф и определить автора.

Показывает презентацию.

Организует работу по формулировке темы занятия. Просит на основе  «пробы» поставить цель занятия, определить задачи.

Студенты читают эпиграф и определяют автора. Затем связывают тему занятия с законами Ньютона.

Отвечают на вопросы.

Просматривают презентацию.

Формулируют тему занятия.

Определяют цель и задачи.

 

Слайд №1

2

Актуализация опорных знаний

10 мин.

ОК 3.1

3.3

3.4

Обобщение и систематизация знаний, закрепление навыка решения задач, формирование навыков коллективной работы.

Глубоко и всесторонне проверить знания студентов, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и всю группу к овладению ра­циональными приемами учения и самообразо­вания.

Выработка умений оперировать ранее получен­ными знаниями, решать теоретические и прак­тические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.

Знакомит с критериями оценок.

Показывает презентацию.

Задает вопросы.

Организует работу с текстом.

Задаёт работу с тестом.

Показывает правильные ответы.

Подводит итоги.

Отвечают на вопросы.

Определяют символ занятия (яблоко)

Используют учебник, находят определения Законов Ньютона.

Читают или рассказывают законы.

Пишут ответы на тест.

Смотрят и проверяют правильные ответы.

метод устного контроля

метод письменного контроля

наглядный метод

вид опроса:

фронтальный, дифференцированный подход в обучении.

Слайд №3

Яблоко.

Учебник Ф.10 кл.

Текст с законами.

Тест открытого типа.

3

Решение задач

15 мин.

ОК 4.1

4.3

6.1

6.2

Формирование интереса и позитивного отношения к исследовательской деятельности, познанию законов природы.

Проверка преподавателем глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.

Организует студентов по исследованию проблемной ситуации. Показывает образец троса.

Объясняет алгоритм работы по организации мини – проекта.

Консультирует команды.

Просит подвести итоги по проекту.

Самостоятельно – поисковая, творческая.

В группе распределяются обязанности: директор, конструкторское бюро, бухгалтер, инструктор по т/б.

Выполняют мини – проект. Защищают проект у доски.

Руководители групп оценивают работу каждого студента в группе.

Делают вывод.

метод беседы

наглядный метод

практический метод

проблемно– поисковый

индуктивный

приемы:

работа с текстом,

работа с рисунком,

опора на образы,

анализ итогов практической работы,

выявления причин недостатков.

Слайд №4

Команды получают раздаточный материал: текст, рисунок, таблица,

Приборы.

4

Физкультминутка

2 мин.

 

Организует студентов на выполнение физ. паузы

Выполняют несложные физ. упр.

Наглядный

словесный

Слайд №5

5

Экспериментальная работа

10 мин.

ОК 6.1

6.2

6.3

6.4

Углубление и систематизация знаний закрепление навыков решение экспериментальных задач, навыков логического мышления, развитие умений применять теоретические знания для решения экспериментальных задач.

Создает проблемную ситуацию.  

Просит обучающихся подумать над утверждениям,

предлагает проверить опытным путём.

Задаёт вопрос.

Слушают.

Высказывают мнения. Проверяют опытным путем утверждения.

Анализируют. Делают вывод.

репродуктивный метод,

проблемно - поисковый

наглядный метод

экспериментальный метод

индивидуальный подход

Слайд №6

Физические приборы

6

Заключительная часть:

- подведение итогов;

- домашнее задание.

5 мин.

ОК 6.2

ОК

4.3

Проанализировать и оценить успешность достижения цели, формирование интереса к предмету.

Сообщить студентам о домашнем задании,
разъяснить методику его выполнения и подвес­ти итоги занятия.

Задать домашнее задание в виде самостоятельной работы по трём уровням сложности.

Подводит итоги работы.

Анализирует деятельность студентов.

Определяет победителей.

Вручает дипломы командам.

Объявляет домашнее задание. Объявляет оценки. Проводит рефлексию.

Осуществляют 

оценку 

занятия и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы.

Уточняют домашнее задание.

Беседа преподавателя

Обобщающий.

Слайд №7

Литература к применению

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Просвещение, 1991.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань: Педагогические исследования, 1996.

Алексеева М.Н. «Физика - юным» – М.: « Просвещение», 1980.

Блудов М.И. «Беседы по физике» М.: Просвещение,1992.

Балашов М.М. О природе - М.: «Просвещение», 1991.

Васьковская С.В. Психологические условия формирования профессионального самосознания будущего учителя. – Киев: Наукова Думка, 1987.

Гаргай В.Б. Система повышения квалификации учителей Великобритании. – Новосибирск: Педагогика, 2001.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.

Кабардин О.Р., Орлов В.А. «Тесты. Физика 7 - 9 кл.», Дрофа, 1998.

Ланина И.Я. Не уроком единым. М.: Просвещение,1991.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Соцкий Н.Н. «Физика 10 класс»- Просвещение 2010.

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Соцкий Н.Н. «Физика 11 класс»- Просвещение 2010.

Рымкевич А.П. «Физика задачник 10 - 11 кл.»- Дрофа, 2006.

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Просвещение, 1987.

Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: Агентство «Идеальный сервис», 2004 - 320 с.

Мартынов Д.В., Смольникова И.А. Типология и рекомендации по созданию федеральных электронных общеобразовательных ресурсов. - М.: ИИО РАО, 2006.

Интернет-источники:

http://irodov.nm.ru/ - На этом сайте собраны решения задач по физике из учебника Иродова. Список физических констант. Форумы по учебным материалам.

http://fizik.bos.ru/ - Сайт посвящен курсу физики общеобразовательной школы. Цель: облегчить подготовку учащихся к экзаменам по физике.

http://www.edu.ioffe.ru/apple/ - Виртуальный клуб физики "Ньютон" предназначен школьников 8-11 классов, а также знатоков физики и математики. Вы можете вступить в клуб и участвовать в обсуждении интересных физических задач, общаться с Вашими сверстниками, друзьями и коллегами.

http://metodist.i1.ru/school.shtml - "Методист.Ру" - Методика преподавания физики. Попытка свести воедино информацию по методике преподавания физики.

http://nrc.edu.ru/est/r2/ - "Картина мира современной физики" - Классическая физика и теория относительности. Квантовая механика, ее интерпретация. Элементарные частицы.

http://www.fizika.ru – сайт содержит информацию (учебники, медиаколлекции, тесты, задачи, лабораторные работы) для учащихся и родителей, а также информацию для учителя (методика, форумы и т.д.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Это ведь НЕ статья!

11 April 2018