12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья30
Россия, Елец
1

Внеклассное мероприятие на тему «Виды отдыха. Создание интерактивного коллажа» (8 класс)

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности для учащихся 8 класса

«Виды отдыха. Создание интерактивного коллажа»

 

Работа представляет собой разработку занятия по внеурочной деятельности по английскому языку в рамках учебного курса «Across Cultures» для 8 класса.

ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучающихся, готовых к активной познавательной деятельности способных добывать, анализировать и применять знания на практике. Поэтому при разработке данного занятия был сделан выбор в пользу использования метода проектов как технологии, отвечающей этим требованиям.

 

 

Т.к. одной из задач курса является стремление к познанию окружающего мира посредством общения на иностранном

языке, это требует от преподавателя подбора таких средств, методов и приёмов работы с информацией, которые будут способствовать этому. В качестве основного приёма организации материала и работы с ним, в том числе, формы проектной деятельности для занятия «Виды отдыха» был выбран коллаж.

Коллажирование представляет собой приём построении объекта способом соединения разнородных компонентов. В коллаже могут сосуществовать вербальные и невербальные тексты (картинки, видеофрагменты и т.д.), что делает его одним из универсальных и мобильных способов создания самостоятельного проекта. Коллаж позволяет легко структурировать информацию и, тем самым, облегчить работу с ней, её восприятие и запоминание.

Актуальность данного приёма объясняется тем, что коллаж сегодня – это универсальный принцип построения текстов. Вся визуальная среда, в которой мы живем и действуем, имеет монтажное строение, соответственно, монтажно построенное произведение обладает наибольшей силой воздействия на современного зрителя. В форме коллажа создаются объекты разнообразного назначения – полиграфическая продукция, реклама, плакаты, буклеты и т.д. Это привлекательный, яркий, нестандартный способ кодирования визуальной информации.

Новизна заключается в том, что коллажированию сегодня уделяется мало внимания в методической литературе, этот феномен пока еще системно не описан в науке, не создана технология использования коллажа на уроках иностранного языка. В то время, как он является современным, ярким, нестандартным средством кодирования вербальной и невербальной информации.

В разработке предлагается создание интерактивного коллажа с привлечением онлайн-ресурсов. Одним из онлайн- ресурсов, позволяющих это делать, является Miro. Miro - это виртуальная доска, позволяющая совместно создавать интерактивные коллажи с помощью прикрепления листов-стикеров, а также изображений, видеофрагментов, документов различного формата.

Процесс работы в Miro организован в одном web-пространстве для всех участников. Каждый участник работает за своим компьютером, но при этом видит, что делают остальные, и может с ними взаимодействовать. Это и есть главная особенность ресурса.

Помимо создания коллективного коллажа как результата проектной деятельности виртуальную доску можно использовать для выполнения лексических упражнений, для визуальной опоры при устном ответе, для обмена информацией и её размещения в открытом доступе. На данном занятии предполагается размещение на доске опорных материалов (лексика, текст, языковые клише).

Применение образовательных информационно-коммуникационных технологий (онлайн-ресурсы) предполагается на всех этапах занятия, что способствует реализации компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении, активизирует познавательную и учебно-исследовательскую деятельность. Так, для взаимооценивания результатов работы предлагается использовать онлайн-систему голосования Mentimeter, возможности которой позволяют провести моментальный опрос, оценить работу по заданным критериям и наглядно представить результаты.

В целях повышения мотивации и, соответственно, эффективности обучения предлагается построить занятие в такой современной и привлекательной для обучающихся форме, как квест.

Использование совокупности разнообразных приёмов и форм деятельности, описанных в данной разработке, направлено на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов. Занятие способствует реализации основной цели обучения иностранному языку — развитию коммуникативной компетенции (за счет активизации лексики и развитию навыков устной речи), а также формированию таких важных и актуальных метапредметных навыков, как умение работать с информацией, исследовательские умения. С точки зрения личностных результатов, занятие направлено на развитие умения сотрудничать и уважать чужое мнение, на формирование патриотических и нравственных идеалов.

Помимо предметных знаний по английскому языку, тема и построение занятия требует от учащихся привлечения фоновых знаний, полученных из курсов географии, информатики.

 

 

Технологическая карта занятия

Тема: Types of holidays / Виды отдыха

Цели:

содержательные:

- создать условия для развития иноязычной коммуникативной компетенции с помощью активизации лексики по теме «Виды отдыха» в процессе разработки проекта;

развивающие и деятельностные:

- создать условия для развития навыков работы с различными видами информации, навыков поиска необходимой информации в сети Интернет, познавательного интереса к предмету, инициативы в приобретении знаний и умений, творческих способностей, самостоятельности, навыков сотрудничества.

воспитательные:

- воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, интуиции, сообразительности, самостоятельности),

- воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе (вежливости, тактичности, уважения, самообладания, выдержки), способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру, путешествиям

Задачи:

- активизировать лексику по теме;

- организовать разработку и создание проекта (виртуальный коллаж);

- развивать навыки групповой деятельности, сотрудничества;

- организовать самостоятельную познавательную деятельность;

- развивать языковые речевые умения.

Педагогическая технология

Этапы занятия

 

 

 

 

 

Технология проектной деятельности

1. Подготовительный этап проекта: целеполагание, актуализация знаний, формулировка проблемы.

2. Технологический этап: определение задач проекта, составление плана реализации

проекта, реализация проектного задания, подготовка презентации.

3. Завершающий этап: презентация проектов, взаимооценка, подведение итогов

4. Рефлексия

Методы: метод поиска правильного решения, метод убеждения, метапредметность, исследование, дискуссия.

Приёмы: включение учащегося в активную самостоятельную познавательную и учебно-исследовательскую деятельность, работа в группе, участие в работе группы, оценка и поддержка на каждом этапе поиска, мозговой штурм, инсайт, «лесенка ycпexa», коллажирование.

Планируемые результаты

Предметные:

- уметь употреблять в речи ранее пройденный лексический материал и ранее изученные грамматические конструкции;

- уметь выполнять задания, требующие применения знаний в знакомой и измененной ситуации;

- уметь извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов;

- уметь самостоятельно применять полученные ранее знания

Метапредметные:

Регулятивные:

- научиться

- организовывать учебное сотрудничество;

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели в области проектной деятельности.

Познавательные:

- научиться

- ставить учебную задачу, выбирать способы и находить информацию для её решения,

- работать с информацией, структурировать полученные знания;

- ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

- научиться

- формулировать собственное мнение, учитывать разные мнения;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь

Личностные:

- формировать критическое мышление отношение к информации и избирательности её восприятия;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие;

- формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу.

 

Формы диагностики формирования УУД: фронтальная, индивидуальная и групповая формы устного опроса, групповая работа, работа с текстами, преобразование информации и создание коллажа как конечного результата выполнения проекта, мини-исследовательская работа, презентация проектов, взаимооценка (голосование по данным критериям, анализ результатов)

Методы диагностики формирования УУД: анализ и оценка устных ответов, наблюдение за взаимодействием обучающихся во время групповой деятельности, анализ проектной работы, анализ результатов взаимооценки обучающихся

Ресурсы занятия:

Для преподавателя: учебный курс “Across Cultures / Диалог культур”, ПК, интерактивная доска, виртуальная доска Miro, электронный ресурс для голосования

Для обучающихся: ПK, виртуальная доска Miro, электронный pecypc для голосования.

 

Ход занятия

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

Организационный этап

Преподаватель проверяет готовность обучающихся к занятию. Принимает отчет дежурного по классу.

Дежурный по классу сдает отчет.

Преподаватель организует разделение на 4 группы (по видам отдыха) с помощью карточек, относящихся к разным видам отдыха.

- You see 4 tablets. Now you are going to take а card with а word and decide, where your place is. Please, take а card and find your group.

- Перед вами 4 таблички. Сейчас вам нужно взять карточку и определить по виду отдыха свою команду. Пожалуйста, берите карточки и определяйте свою гpynny.

Учащиеся берут карточки с видами отдыха и рассаживаются за рабочими столами в

соответствии с полученной карточкой.

Подготовительный этап проекта

Целеполагание

Преподаватель организует совместную постановку целей занятия, задаёт вопросы о теме занятия. Предлагает учащимся определить тему, а также цели и план занятия.

- Look at the tablets do you have any ideas about we are going to discuss today? (Types of holidays)

- Посмотрите на таблички. Как вы думаете, какую тему мы будем обсуждать сегодня? (Виды отдыха)

Выдвигают гипотезы темы занятия, определяют цели занятия, планируют

последовательность действий на занятии, направленную на достижение поставленной цели.

Преподаватель объясняет правила «занятия - квеста».

You can see 5 steps of our lesson and before completing each one, you will get а prompt (key).

But to reach it you are to complete some tasks, make mini projects in your groups and present them, of course. Let's open the first one and see the task.

Перед вами 5 этапов нашего занятия и перед тем, как перейти к новому этапу, вы будете открывать подсказки. Но, чтобы получить их, вам нужно будет выполнить задания, сделать мини-проект в ваших гpyппax и, конечно, его представить. Давайте посмотрим, какое же будет первое задание.

Учащиеся открывают картинку-подсказку и строят предположения о содержании и задачах этапа занятия.

Актуализация опорных знаний по теме: «Holidays»

Преподаватель организует повторение тематической лексики с помощью игровых заданий на виртуальной доске Miro.

- Let’s start with matching task and see if you know the words. You need to match the word and the picture. You work оп your own and we see, what everybody’s doing on the starboard.

- Начнём с задания на подбор соответствий и посмотрим, как хорошо вы помните слова по нашей теме. Вам нужно соотнести слово с картинкой. Вы работаете на своих компьютерах, а мы видим на доске, что делает каждый.

Учащиеся выполняют задания:

соединяют картинки и английские слова

решают кроссворд по теме

из набора букв составляют слова по теме, опираясь на картинки, затем находят эти слова в квадрате

соотносят слова с темой

Формулировка проблемы.

Преподаватель организует совместную формулировку проблемы (приём мозговой

YP )

- The first mission is completed and now look at the next prompt. PROJECT. We see that you know the words, you can describe and speak about holidays and different types of holidays and activities. But how could we represent this information, to make it interesting and useful?

- Первый эman пройден. Смотрим следующий — ПPOEKT. Мы увидели, что знаем слова, можем описывать и говорить об отпуске и различных видах отдыха и видах деятельности на отдыхе. А как нам представить всю эту информацию, чтобы это было интересно, доступно и практически применимо?

Формулируют проблему (проблемный вопрос)

Технологический этап (реализация проекта)

Определение задач проекта и составление плана реализации.

Преподаватель объясняет задачу проектной работы составить коллективный коллаж- плакат, представляющий виды отдыха, и подготовить устное сообщение (Мой любимый вид отдыха), с опорой на созданный коллаж и личный социальный опыт, создаёт условия для работы в группах.

Учащиеся работают в группах, с одним из видов отдыха. Составляют план работы над проектом, продумывают содержание, определяют способы сбора информации. Определяют роль лидера в гpyппe.

- You will work in groups. We will only help you.

- Choose а leader (speaker in your group.

- The task is to present your branch оп this poster using the stickers, pictures, the texts and the Internet. And then the leader will make а report “My favourite kind of holiday” using the information from your poster. Make your notes beautiful, attractive, interesting. And don’t forget that you all make one project оп the one poster.

-Think how you will present your work. You have 15 minutes.

- Вы будете работать в гpyппax. А мы будем только помогать. Ваша задача представить свой вид отдыха и рассказать о плюсах и минусах данного вида отдыха, используя стикеры, картинки, текст и сеть «Интернет». После этого лидер вашей группы выступит с устным сообщением «Мой любимый вид отдыха», опираясь на информацию на вашем плакате-коллаже.

- Сделайте свои записи красиво, привлекательно, интересно. И не забудьте, что вы все работаете над одним плакатом- коллажем. Продумайте, как вы будете представлять свою работу. У вас есть 15 минут.

 

Реализация проекта и подготовка

представления проекта.

Преподаватель контролирует и направляет деятельность обучающихся, осуществляет контроль и коррекцию промежуточных результатов

Работают с Интернет-источниками и опорным материалом.

Фиксируют полученные результаты, оформляют результаты в виде коллективного плаката- коллажа, при этом каждая гpyппa работает над своей частью коллажа, готовят устное сообщение.

Завершающий этап

Презентация проектов.

Преподаватель создает условия для презентации проектов.

- You are going to present your projects. Speakers come here. Let’s see what you have done. Others - while you are listening, you should evaluate the works according to these criteria. information, design, presentation.

- Сейчас вы будете представлять свои проекты. Лидеры, выходите. Давайте посмотрим, что вы подготовили. Остальные оцените работы по следующим критериям, информативность, оформление, представление.

Представляют результаты проекта. Лидер группы делает устное сообщение с опорой на информацию в коллаже и свой личный опыт.

Взаимооценивание (голосование)

Преподаватель создаёт условия для взаимооценки

(голосование)

Аспекты оценки: информативность и грамотность, оформление, представление.

- The next mission is voting. Please, follow the link menti.сот and vote.

Следующий эman голосование. Пожалуйста, пройдите no ссылке и отметьте получившиеся у вас результаты.

Осуществляют взаимооценку (голосование).

Подведение итогов.

Преподаватель предлагает соотнести поставленные задачи и результаты проекта,

организует обсуждение проектов по аспектам.

- What stages have you completed? Have you solved the problem?

- Какие этапы мы сегодня прошли? Решили ли мы поставленную задачу?

Соотносят поставленные задачи и результаты проекта, формулируют итоговый результат своей работы на занятии.

Учащиеся высказывают свое мнение о проделанной работе (проекте) по аспектам.

Рефлексия деятельности

Рефлексия.

Преподаватель проводит рефлексию деятельности и рефлексию содержания занятия:

- групповая, «лесенка ycпexa»

- индивидуaльнaя, «KWL»

 

Отвечают на вопросы. Анализируют результаты, делают вывод об успешности или неуспешности, определяют причины:

- устно называют, что они знают, понимают и умеют в результате проделанной работы, делятся мнениями, обсуждают;

- заполняют таблицу «Знаю-хочу узнать-узнал»;

- отвечают на вопросы, почему им нужна / важна / актуальна полученная на занятии информация, где ее можно применить

 

Методические рекомендации по проведению занятия

Структура занятия включает в себя 5 пошаговых этапов (3 этапа работы над проектом), которые наглядно представляются в виде «квеста» (приёмы «лесенка успеха», инсайт). Выделены следующие этапы занятия:

организационный (разделение на группы);

подготовительный этап проекта (постановка целей,

определение темы, актуализация знаний);

групповая работа над проектом;

презентация проектов;

подведение итогов, взаимооценка (голосование), рефлексия.

Этапы зашифрованы в картинках-подсказках, открывая которые, обучающиеся догадываются или строят предположения о задачах каждого этапа.

Такое построение обеспечивает целостное восприятие хода занятия, понимание взаимосвязи всех этапов, повышает мотивацию для достижения целей занятия, а также способствует осознанию обучающимися своей учебной деятельности, оценке результатов деятельности своей и всей группы (рефлексия).

Проектная деятельность на данном занятии предполагает групповую форму работы. Для разделения на группы обучающимся предлагаются карточки с тематической лексикой (названия видов отдыха в составе 4 видов отдыха), что позволяет вспомнить, активизировать и систематизировать необходимые лексические единицы. Обучающиеся распределяются на 4 группы.

Тема занятия определяется обучающимися по картинкам, тематической лексике и названиям команд. Приемы и методы технологии развития критического мышления позволяют сохранить познавательную активность учащегося.

Для актуализации опорных знаний по теме «Виды отдыха» преподаватель организует повторение тематической лексики с помощью игровых заданий на виртуальной доске Miro.

В данном занятии предлагаются следующие упражнения:

соединяют картинки и английские слова

решают кроссворд по теме

из набора букв составляют слова по теме, опираясь на картинки, затем находят эти слова в квадрате

соотносят слова с темой

Упражнения на виртуальной доске можно выполнять как индивидуально, так и совместно, наблюдая при этом за ходом работы друг друга.

Для выполнения работы используются Интернет-источники и опорный текст, размещённый в открытом доступе на виртуальной доске. Текст представляет собой описание видов отдыха.

Во время групповой деятельности преподаватель наблюдает за взаимодействием обучающихся. Необходимо помочь им распределить роли внутри группы, наблюдать за выполнением каждым своих функций (поиск информации, её структурирование и представление, подготовка устного ответа). Виртуальная доска предоставляет преподавателю возможность наблюдать за ходом работы каждой группы, анализировать умения находить и обрабатывать информацию и организовывать учебное сотрудничество.

По окончании выполнения задания обучающиеся представляют результаты проекта. Лидер группы делает устное сообщение с опорой на информацию в коллаже. Устная защита своего проекта является обязательным этапом работы, т.к. способствует развитию умения публично выступать и аргументированно проводить презентацию конечного результата.

После презентации проектов обучающимся предлагается провести взаимооценку выполненных проектов - оценить работу других групп в онлайн-системе голосования по определённым критериям (информативность и грамотность, оформление, представление).

После выполнения упражнений совместно формулируется проблема (творческая задача для проектной работы) с помощью приёма мозговой щтурм.

Задача проектной работы – составить коллективный коллаж-плакат, представляющий виды отдыха, и подготовить устную защиту своей работы - сообщение «Мой любимый вид отдыха», которое включает в себя информацию об одном из видов отдыха, его плюсах и минусах и о своих предпочтениях. Учащиеся работают в группах, с одним из видов отдыха. Результаты оформляются в виде коллективного плаката- коллажа, при этом каждая группа работает над своей частью коллажа, что является отличительной особенностью ресурса Miro.

Работа над решением творческой задачи в группе позволяет создать условия для сотрудничества, взаимодействия, учебную ситуацию для дискуссии, обмена мнениями, для отстаивания своей позиции и воспитания уважения к чужой, для развития чувства ответственности за конечный результат.

Для выполнения работы используются Интернет-источники и опорный текст, размещённый в открытом доступе на виртуальной доске. Текст представляет собой описание видов отдыха.

Во время групповой деятельности преподаватель наблюдает за взаимодействием обучающихся. Необходимо помочь им распределить роли внутри группы, наблюдать за выполнением каждым своих функций (поиск информации, её структурирование и представление, подготовка устного ответа). Виртуальная доска предоставляет преподавателю возможность наблюдать за ходом работы каждой группы, анализировать умения находить и обрабатывать информацию и организовывать учебное сотрудничество.

По окончании выполнения задания обучающиеся представляют результаты проекта. Лидер группы делает устное сообщение с опорой на информацию в коллаже. Устная защита своего проекта является обязательным этапом работы, т.к. способствует развитию умения публично выступать и аргументированно проводить презентацию конечного результата.

После презентации проектов обучающимся предлагается провести взаимооценку выполненных проектов - оценить работу других групп в онлайн-системе голосования по определённым критериям (информативность и грамотность, оформление, представление).

Обучающиеся осуществляют взаимооценку и соотносят поставленные задачи и достигнутые результаты проекта, формулируют итоги своей работы на занятии, обсуждают и анализируют, насколько создание коллажа помогло им в освоении темы, насколько успешным было сотрудничество в группах, трудно или легко было искать, отбирать и структурировать информацию.

На стадии рефлексии проводится анализ этапов квеста, делается вывод об успешности или неуспешности выполнения задач.

Форма организации занятия (в виде квеста) подразумевает чёткое выделение этапов работы, что делает возможным для обучающихся оценить свою деятельность на каждом этапе. Для этого предлагается использовать приём «лесенка успеха». Заполняя карточки или отвечая устно, обучающиеся анализируют, что они знали на каждом этапе и чему они научились с помощью этих знаний. Можно, также, применить приём «Я сделал!» и позволить обучающимся подвести итог своей работы на занятии, структурировав свои результаты на каждом этапе. Помимо рефлексии деятельности, предлагается провести рефлексию содержания материала. Данное занятие является обобщающим по теме «ВС РФ», соответственно, кадеты могут проанализировать, какой предметный материал они усвоили. Для этого уместно использовать приём «инсайт», или «KWL». Обучающиеся заполняют таблицу «Знаю-хочу узнать-узнал», оценивают, тем самым, результаты. Для осознания необходимости обучения, для повышения мотивации целесообразно использовать предложить учащимся порассуждать, почему им нужна/важна/актуальна полученная на занятии информация, и где её можно применить.

Особенностями данного занятия стали коллаж, как форма проектной работы, применение ИКТ на всех этапах, как средство, и квест, как способ организации деятельности.

Использование коллажа как средства обучения кардинально расширяет возможности преподавателя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает занятия яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Работа с интерактивным коллажем интересна тем, что она позволяет каждой группе работать индивидуально, при этом создавая общий проект. Такой вид работы имеет большую общеобразовательную ценность, поскольку направлен на формирование у обучающихся не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.

Построение занятия в форме квеста не только вносит разнообразие в привычный учебный процесс, но и в совокупности с приёмами рефлексии позволяет обучающимся проанализировать результаты своей работы на каждом этапе.

Применение на занятии разнообразных средств, форм, методов обучения в совокупности с информационно- коммуникационными технологиями способствует реализации актуальных подходов в обучении,

создает условия для развития коммуникативных и исследовательских навыков, позволяют оценить полученные результаты своей работы и работы других. Всё это позволяет разнообразить характер заданий, повышает интерес и мотивацию к изучению предмета.

 

Список литературы и электронных ресурсов

Виртуальная доска Miro: [Электронный pecypc]. URL: https://miro.com/app/board/o9J_kl4zNk4=/

Онлайн-система для голосования Mentimeter: [Электронный pecypc]. URL: http://mentimeter.com

Электронное приложения для создания интерактивных заданий: [Электронный pecypc]. URL:

https://learningapps.org/

Семенюченко Н.В., Рыжкина И.В. Коллаж на уроках иностранного языка: теория и практика. - Москва: Логос, 2015;

Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, Т.Б.Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. СПб, 2015;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: [Электронный pecypc]. URL: http://standart.edu.ru

 

Дидактические материалы к занятию

 

Все занятие проходит с использованием онлайн доски Miro

https://miro.com/app/board/o9J_kl4zNk4=/

Актуализация опорных знаний по теме: «Holidays»

Учащиеся выполняют задания:

соединяют картинки и английские слова https://learningapps.org/display?v=pzisvkqx320

решают кроссворд по теме https://www.esolcourses.com/topics/holidays-and-travel.html

из набора букв составляют слова по теме, опираясь на картинки, затем находят эти слова в квадрате

https://www.eslprintables.com/vocabulary_worksheets/holidays_and_traditions/MY_HOLIDAYS_WORDSEARCH_199334/

соотносят слова с темой https://learningapps.org/display?v=pmyovq26j20

Голосование проходит на сайте

http://mentimeter.com

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.