Методическая разработка занятия «Символы Нового года. Новогодняя игрушка»

15
6
Материал опубликован 30 November 2022 в группе

Муниципальное образовательное учреждение

Центр дополнительного образования «Дземги»





Методическая разработка занятия

«Символы Нового года. Новогодняя игрушка»



Целевая аудитория: 5-10 человек

Возрастная группа: 8-14 лет

Направленность: художественная

Ф.И.О. автора: Ломакина Олеся Валерьевна,

методист МОУ ЦДО «Дземги»




Комсомольск-на-Амуре

2022

Оглавление


Пояснительная записка (Актуальность, цель, задачи, форма обучения, тип занятия, возрастная категория участников, методы обучения, методические приемы, ожидаемый результат, условия для проведения мастер-класса)

Описание мастер-класса

Ход мастер-класса по изготовлению новогодней игрушки

Анализ проведенного занятия и полученный результат

Методические рекомендации для обучающихся

Методические рекомендации для педагогов 

Список использованной литературы

Приложения (Загадки и стихи на новогоднюю тематику)


Пояснительная записка

Актуальность

Новый год – праздник, который любят все – и дети, и взрослые. Каждый год миллионы семей по всему миру наряжают традиционный символ этого праздника – новогоднюю ель. В продаже можно найти массу новогодних украшений для елки, но гораздо интереснее сделать его своими руками; это один из лучших вариантов подарка. Сделать игрушку под силу и тем, кто никогда рукоделием не увлекался. Освоить искусство изготовления новогодней игрушки несложно, а материалы и инструменты вполне доступны. Главное – время и большое желание.

 В процессе выполнения новогодних игрушек из фетра часто приходится фантазировать и пускать в ход изобретательность, применять неординарное мышление, создавая те или иные игрушки, используя необычные формы и цвета.

Данная разработка обладает практической значимостью, так как способствует решению задачи программно-методического обеспечения образовательного процесса, является учебно-методической разработкой.

К занятию прилагается технологическая карта, в которой материал изложен связно, логично и соответствует принципу доступности: обучаемые самостоятельно могут выполнить данную игрушку по предложенной карте, так как в ней четко прописаны этапы выполнения работы, предложено фото, используемые материалы и инструменты на каждом этапе.

Цель:  обеспечение гармоничного эстетического развития, развитие творческих способностей обучающихся через приобретение ими практических навыков при создании новогодней игрушки.

Задачи:

Предметные: 

познакомить с историей возникновения праздника «Новый год», с его символами и атрибутами, с традициями празднования Нового года в разных странах мира;

научить обучающихся поэтапно изготавливать елочную игрушку из фетра;

развивать умения обучающихся выполнять работу пошагово, согласно намеченному плану, доводить начатую работу до конца;

научить работать в парах.

Метапредметные: 

создать условия для воспитания потребности в творческом труде;

воспитывать эстетический вкус, внимательность;

развивать у обучающихся мышление, практические навыки, художественный вкус;

развивать самостоятельность, точность, творческую и познавательную активность, фантазию, анализировать полученную информацию;

Личностные: 

прививать навыки культуры труда и аккуратности;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

создать атмосферу творческого сотрудничества.


Назначение готового изделия: праздничное украшение интерьера.

Форма обучения: мастер-класс.

Тип занятия: изучение нового материала, репродуктивно-деятельностный.

Возрастная категория участников: мастер-класс может быть полезен для проведения занятий с детьми 8-14 лет, а также в качестве методического пособия для педагогов и родителей.

Методы обучения: словесный – рассказ, беседа, объяснение; наглядный – образцы изделий, демонстрация готовых работ, презентация.

Методические приемы: метод эмоционального стимулирования; метод иллюстраций и самоконтроля; дедуктивный и практический методы.

Ожидаемый результат: обучающиеся познакомятся с историей возникновения праздника, атрибутами и символами Нового года, узнают традиции празднования Нового года в разных странах, применяемыми  на занятии материалами и инструментами, а также изготовят своими руками новогоднюю игрушку. 

Условия для проведения мастер-класса:

Проветриваемое и хорошо освещенное помещение – учебный кабинет, школьная мебель (парты, стулья), материалы и инструменты для проведения мастер-класса, мультимедийное оборудование для использования ИКТ-технологий: проектор, экран, ПК.

Описание мастер-класса

Тема: «Символы Нового года. Новогодняя игрушка»

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Педагог:  Здравствуйте, ребята! 

II. Подготовительная работа.

1. Эмоциональный настрой. Объявление темы мастер-класса.

Педагог: Приближается долгожданный волшебный и чудесный праздник – Новый год. Его любят все – и взрослые, и дети. А Вы любите Новый год? Думаю, что да! А любите ли Вы наряжать елку? Сегодня я предлагаю изготовить своими руками чудесное украшение – новогоднюю игрушку, представляющий собой заснеженный домик. Кстати, эта игрушка будет еще и музыкальной!

III. Актуализация знаний.

Педагог: Так как сегодня мы будем делать новогоднюю игрушку, давайте вспомним, откуда появилась традиция праздновать Новый год, знаете? А какие символы и атрибуты Нового года Вы можете назвать? (Ответы обучающихся). Вы уверены, что ничего не забыли? Давайте послушаем несколько стихотворений… (Чтение стихов обучающимися по заранее выданному заданию).

Елка

Ну и елка, просто диво,

Как нарядна, как красива.

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие блестят

И качаются игрушки

Флаги, звездочки, хлопушки.

Вот огни зажглись на ней,

Сколько крошечных огней!

И, верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Пятикрылая звезда.

(Е.Благинина)


Елочные игрушки

Висят на елке шарики,

Волшебные фонарики,

И бусы, и снежинки,

И голубые льдинки.


Елочный колокольчик

Вот колокольчик. Но звенеть

Он не умеет, что ни странно,

Ведь он же елочный, стеклянный

И должен на ветвях висеть.

И среди хвои он зеленой

Отлично выглядит, заметь.

Висит на елке не для звона

Для красоты, чтобы смотреть.

Ведь это ясно и ребенку,

Всего лишь украшенье он.

А если хочешь звуков звонких

На это есть курантов звон!


Мандарины

Маленькое солнце в кожуре.

Есть примета точная в народе:

Встретишь мандарины в декабре

Значит, Новый год уж на подходе.

И воображенье оживит

С детских лет знакомую картину:

Елка среди комнаты стоит,

А в зеленой хвое мандарины.

(Е. Тараховская)


Новогодние свечи

Когда предновогодний вечер

В ночь постепенно перейдет,

Тогда зажгите свечи эти

И с ними встретьте Новый год.


Серпантин

Вьётся серпантин, летает,

Вьётся-развивается.

С люстры серпантин свисает,

Над столом качается.

То как змейка шейку выгнул,

То на ёлочку запрыгнул.

Серпантин везде-везде:

У Мороза в бороде

Он колечками свернулся,

На мешок подарков сел,

Яркой лентой обернулся

У Снегурочки в косе.

(В.Шипунова)


Снеговик

Снеговик стоял на горке,

Не одет совсем никак.

Притащил ему Егорка

Папин старенький пиджак.

Шарф ему связала Нина

Вместе с бабушкой своей.

Шляпу вынесла Марина

Ничего, что без полей.

Снеговик детишкам местным

Благодарен от души:

До чего наряд чудесный

Подарили малыши!

(Т. Нестерова)


Про Снегурочку

Она в сапожках белых

И в шубке голубой

Букет снежинок спелых

Приносит нам с тобой.

Белым-бела до пояса

Роскошная коса

И теплые-претеплые

Лучистые глаза.

В прозрачных льдинках варежки

И шапочка на ней.

Нам свет и радость даришь ты,

Любимица детей.

( Татьяна Гусарова)


Снежинки

– Кто снежинки

Делал эти?

За работу

Кто в ответе?

– Я! – ответил Дед Мороз

И схватил меня

За нос!

(Г. Новицкая)


Хлопушка

Новогодняя хлопушка

Очень громкая игрушка.

Посмотрите мне в лицо

Взгляд вполне решительный.

Если дернуть за кольцо,

Хлопну оглушительно!


Елочный шар

Расцветает ландыш в мае,

Астра осенью цветет,

А зимою расцветаю

Я на елке каждый год.

Целый день лежал на полке.

Все забыли про меня.

А теперь вишу на елке,

Потихонечку звеня.

Всю елку до макушки

Украсили игрушки!

Вставайте в хоровод!

Встречайте Новый год!

(Берестов Валентин)


Педагог: Спасибо ребятам за выступления, давайте им все дружно похлопаем! Молодцы! Вы правильно назвали большинство символов Нового года. А когда и откуда взялась традиция праздновать каждый раз новый год? Давайте узнаем…


IV. Теоретическая часть. Просмотр презентации с теоретическим материалом по истории возникновения Нового года как праздника. 

Педагог: Перед тем как приступить к изготовлению новогодней игрушки, я хочу Вас познакомить с историей возникновения этого праздника.

Далеко не всегда Новый год отмечался в ночь с 31 декабря на 1 января.

Наши предки в Древней Руси отмечали приход Нового года весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Новый год начинался 1 марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни. Новый год встречали как праздник солнца, тепла, ожидания нового урожая, новой жизни.

Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, Новый год стали встречать 1 сентября, в самом начале осени. Люди верили, что Бог сотворил мир именно в сентябре.

В 1699 году русский царь Петр I перенес празднование Нового года на 1 января, как это было во всех европейских странах. Царь запретил отмечать новый год 1 сентября.

А 15 декабря 1699 года на Красной площади под барабанный бой был зачитан особый указ, в котором Петр I повелел праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января и всем гулять, радоваться, громко смеяться, кататься на санях.

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.

Традицию наряжать новогоднюю елку царь Петр I позаимствовал у немцев, для которых это вечнозеленое хвойное дерево испокон веков являлось символом вечной молодости, бессмертия, долголетия и верности. Этот обычай показался Петру I очень красивым, с тех пор наряженная елка стала в России символом Нового года.

Но впервые елка засверкала огнями лишь в 1852 году в здании Екатерининского, ныне Московского, вокзала в Петербурге.

Существовали определенные правила украшения елки:

«Вифлеемская звезда» на макушке - наконечник;

«яблоки» (сегодня это шары) – олицетворяли библейский «запретный плод»;

горящие свечи (сегодня это всевозможные электрогирлянды);

обязательно вешались фигурки из вафель – прообраз хлебцев;

сладости, фрукты и орехи.

Украшение елки во все времена было связано с различными мифами, преданиями и легендами. Новогодними шарами елку начали украшать после неурожайного года, когда верующие обратились к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника. С тех пор шары считаются классикой елочных украшений. 

Первые елочные шарики были изготовлены в Германии, примерно в XVIII веке. Изготавливались они из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри тонким слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками. 

 Вскоре, вредное для здоровья свинцовое покрытие заменил слой нитрата серебра, а следом за шарами стеклодувы стали делать стеклянные фигурки – птичек, кувшинчики, дудочки, виноградные гроздья в керамических формах, готовые изделия раскрашивали золотой и серебряной пылью. 

Также в середине XVIII века в Москве открылась фабрика по изготовлению огней «без цвета и запаха», которые называли бенгальскими, так как изобрели его древние пиротехники Бенгалии – части Индии, расположенной вдоль Бенгальского залива. 

Но теперь, в наше время елку можно нарядить по-разному. Существует много техник изготовления новогодних игрушек из разных материалов. С одним из них мы сегодня познакомимся на практической части нашего занятия.

Педагог: А как вы думаете, в других странах отмечают Новый год так же, как и у нас? Давайте послушаем сообщения, которые Вы получили в качестве опережающего задания

Сообщение микрогруппы «Снежные узоры»:

В Австралии Новый год начинается 1 января. Но как раз в это время там стоит жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки в купальных костюмах.

В Италии под Новый год выбрасывают из дома все ненужные вещи, которые накопились за год прямо через окно. Чем больше выбросишь вещей, тем больше богатства принесет Новый год. А что касается стола, то в Италии издревле главное блюдо итальянского новогоднего стола – чечевичный суп, вареные яйца и виноград.

В Испании за минуту до полуночи люди съедают 12 виноградин, что символизирует жизнь каждого месяца нового года.

В Финляндии принято подарки выкладывать заранее, но не открывать их до наступления Нового года. И с этой целью их накрывают перевернутыми тарелками.

В Румынии под Новый год колядуют и исполняют танец «капра», т. е. козы. Обычно его танцуют юноши в специальном костюме и маске козы, которых затем с радостью угощают разными вкусностями во всех домах.

В Шотландии перед полуночью на ферме разводят яркий огонь в камине, вся семья садится вокруг него в ожидании боя часов. Когда стрелки часов приближаются к 12-ти, хозяин открывает молча дверь. Он держит открытой ее до тех пор, пока часы не пробьют последний удар. Так он выпускает старый год и впускает новый.

В Нидерландах и Бельгии существует древний обычай: выборы короля на весь праздник. Для этого хозяйки пекут пирог, в который запекается боб. Тот, кому достается кусок пирога с бобом, становится королем на весь праздник. Король сам подбирает себе королеву, свиту.

Сообщение микрогруппы «Веселые снеговики»:

В Венгрии Новый год не имеет такого значения, как рождество, хотя некоторые рождественские обряды и поверья соблюдались в это время. Очень распространены поверья в первый день Нового года. Если в первый день первой посетительницей в доме стала женщина, то это сулило несчастье. Поэтому часто в дом родственников под каким-либо предлогом отправляли мальчика, после посещения которого не страшен был визит женщины. Много магических действий применялось для того, чтобы в Новом году быть здоровым и богатым. Так, в некоторых местах, умываясь утром, вместо мыла трут руки монетами, чтобы они не переводились в руках весь год.

В Югославии на Новый год много гадали: по посоленным 12-ти долькам лука определяли погоду в том или ином месяце. В некоторых местах Словении на стол выкладывали 10 разных предметов: среди них были сосновая веточка (счастье), кольцо (свадьба), кукла (рост семьи), деньги (богатство) и т.д., которые накрывались меховой шапкой. Каждый гадавший должен был трижды вытащить предмет, и если ему всё время попадался один и тот же, то это означало, что в течение года в его жизни произойдет событие, связанное с символикой данного предмета.

Индусы, в зависимости от места проживания, празднуют Новый год по-разному. Жители северной Индии украшают себя цветами розовых, красных, фиолетовых или белых оттенков. В южной Индии матери помещают на специальный поднос сладости, цветы, небольшие подарки. Утром нового года дети должны с закрытыми глазами ждать, пока их не подведут к поносу. В центральной Индии на здания вывешивают оранжевые флаги. В западной Индии Новый год празднуют в конце октября. На крыше домов зажигают маленькие огоньки. В Новый год индусы думают о богине богатства Лакшми.

В Японии Новый год празднуется 1 января. Чтобы не впустить злых духов, японцы вешают пучки соломы перед входом в дом, что, как они полагают, приносит счастье. В Японии в первую минуту наступившего года все дружно начинают громко смеяться. Японцы уверены, что такой весёлый смех непременно принесёт им удачу в Новом году.

Сообщение микрогруппы «Мерцающие снежинки»:

Китайский Новый год празднуется между 17 января и 19 февраля, во время полнолуния. Уличные процессии – самая захватывающая часть праздника. Тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в Новый год.

Новый год для евреев – это святое время, когда люди думают о совершенных грехах, и обещают искупить их в следующем году добрыми делами. Детям дарят новую одежду. Люди пекут хлеб и едят фрукты.

В Индонезию Новый год приходит в октябре. Все люди принаряжаются и просят друг у друга прощения за неприятности, которые они причинили в прошедшем году.

В Австрии принято дарить фигурки или посылать почтовые открытки с традиционными символами счастья: трубочист, четырехлистный клевер, свинья. Ужин 31 декабря должен быть обильным, чтобы в Новом году жилось хорошо. Обязательным блюдом должен быть заливной поросенок или свинина. Считалось, чтобы быть счастливым, надо съесть кусок свиной головы или рыла.

Венгерцы любят видеть на новогоднем столе жареного, заливного или шоколадного поросенка, который также символизирует благополучие и богатство грядущего года.

Пунктуальные и чистоплотные англичане свои качества переносят на традиции. Под Новый год их дом должен быть убран и чист, одежда выглажена, зашита, вычищена, долги все отданы, книги расставлены в алфавитном порядке, посуда вымыта. Перед полуночью хозяин или хозяйка дома открывает входную дверь, что символизирует уход старого года со всеми трудностями, проблемами и неприятностями и приход Нового – с ожиданиями счастья, удачи, здоровья и радости. После этого большое значение имеет тот факт, кто первым придет в гости. Не очень жалуют женщин, светловолосых и темноволосых людей. Считается хорошей приметой, если первым пришел в гости рыжеволосый ребенок.

V.  Выполнение практической работы. Изготовление сувенира «Фруктовый топиарий».

Просмотр презентации с этапами изготовления новогодней игрушки «Сказочный домик»

Педагог: А теперь давайте создадим свою новогоднюю игрушку – сказочный заснеженный домик из фетра.

Для изготовления данной игрушки нам потребуется:

Материалы и инструменты:

Фетр жесткий толщиной 3 мм голубого цвета, фетр белого цвета толщиной 1 мм;

Синтепон – для набивки;

Атласная лента голубого цвета – для созданий петельки;

Декор: бисер, бусины, пайетки в виде снежинок, бубенец;

Швейные нитки;

Нитки мулине;

Игла для вышивания, игла для бисера;

Ножницы;

Карандаш/мел/маркер для раскроя.

Техника безопасной работы с ножницами:

Педагог: Ребята, во время выполнения практической работы не забываем про технику безопасности:

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота.

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

Работа с иглами:

Хранить иголки и булавки необходимо в игольнице.

Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.


Ход мастер-класса по изготовлению фруктового топиария

Новогодняя игрушка «Сказочный домик»

t1669828690aa.jpg

Материалы и инструменты:

Фетр жесткий толщиной 3 мм голубого цвета, фетр белого цвета толщиной 1 мм;

Синтепон – для набивки;

Атласная лента голубого цвета – для созданий петельки;

Декор: бисер, бусины, пайетки в виде снежинок, бубенец;

Швейные нитки;

Нитки мулине;

Игла для вышивания, игла для бисера;

Ножницы;

Карандаш/мел/маркер для раскроя.

t1669828690ab.jpg



Описание процесса изготовления


Фото

Материалы и инструменты

1

С помощью шаблонов переводим:

- 2 детали домика, 1 деталь двери на голубой фетр;

- 2 детали крыши, 1 деталь дверного проема, 1или 2 детали окна (по желанию) – на белый фетр.

Выкраиваем все детали.


t1669828690ac.jpg


t1669828690ad.jpg

Маркер для раскроя, шаблоны, ножницы, фетр белого и голубого цветов

2

Накладываем деталь крыши поверх детали домика. С помощью ниток мулине белого цвета в 3 сложения пришиваем петельным швом крышу к домику. Аналогично повторяем операции со второй парой заготовок.

t1669828690ae.jpg

Нитки мулине белого цвета, игла, заготовки из фетра

3

Берем деталь двери, накладываем поверх детали проема, пришиваем петельным швом нитками мулине белого цвета в 3 сложения.

t1669828690af.jpg

Нитки мулине белого цвета, игла, заготовки из фетра

4

Накладываем деталь двери с проемом на деталь домика и пришиваем петельным швом нитками мулине белого цвета в 3 сложения. Накладываем деталь окна на вторую деталь домика и пришиваем нитками мулине голубого цвета в 3 сложения двумя большими поперечными стежками в виде креста. Можно пришить 2 детали окна – на Ваш выбор.

t1669828690ag.jpg

Нитки мулине белого и голубого цветов, игла, заготовки из фетра

5

Переходим к декорированию. У нас получилось 2 заготовки – одна с дверью, вторая – с окном. На деталях крыши пришиваем бусины голубого цвета на обеих заготовках. Над дверью и над окном пришиваем фигурные пайетки в виде снежинок (по 3 штуки на каждой стороне).

Технология такая: закрепляем нить, выводим нить на лицевую сторону, нанизываем пайетку, затем нанизываем бисеринку и вводим иглу в то же отверстие в пайетке, откуда выводили изначально нить. Затягиваем нить, пришиваем следующую пайетку с бисеринкой, затем последнюю пару, делаем закрепку.

t1669828690ah.jpg

t1669828690ai.jpg

t1669828690aj.jpg

Нитки мулине белого цвета, игла, игла для бисера, бусины голубого цвета, пайетки в виде снежинок, бисер, заготовки из фетра

6

Физкультминутка «МОРОЗ»

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и скакать.


Пальчиковая игра.

«ЕЛКА»

Мы на елке веселились,

И плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарочки принес.

Дал большущие пакеты,

В них же – вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко и один

Золотистый мандарин.

Движения выполнять

по содержанию текста












Ритмичные хлопки в ладоши.

Вращение кистями рук.

«Шагать» средним и указательным пальцем по столу.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Развести ладошки в стороны.

Загибать на обеих руках пальцы, начиная с большого.

(Переключение внимания, снятие умственного напряжения)









(Гимнастика пальцев рук)

7

На дверь пришиваем декоративный бантик.

t1669828690ak.jpg

Нитки белого цвета, декоративный бантик, игла, заготовки из фетра

8

Складываем 2 заготовки изнаночными сторонами внутрь и сшиваем петельным швом нитками мулине белого цвета в 3 сложения.

Формируем петельку: дойдя до верхней точки крыши домика, вкладываем между деталями атласную ленту, предварительно сформировав петлю (складываем ленту пополам, делаем на концах узел).

t1669828690al.jpg

Нитки мулине белого цвета, игла, атласная лента голубого цвета, заготовки из фетра

9

Когда незашитой остается одна сторона домика, набиваем игрушку синтепоном.

t1669828690am.jpg

Нитки мулине белого цвета, игла, синтепон, заготовки из фетра

10

Пришиваем бубенец. На нить нанизываем бисер (от количества бисеринок будет зависеть длина подвески бубенца), затем нанизываем бубенец, затем нить пропускаем через бисеринки в обратную сторону, к основанию домика, затягиваем нить. Зашиваем оставшееся отверстие.

t1669828690an.jpg

t1669828690ao.jpg

Нитки мулине белого цвета, игла, бубенец, бисер белого цвета, заготовки из фетра

11

Наш сказочный домик готов!


t1669828690ap.jpg

t1669828690aq.jpg



VI. Подведение итогов.

Педагог зачитывает стихотворение:

Елочные шары

Новый год – пора игры,

Здесь простор воображенью.

Что за чудо-украшенье

Новогодние шары!

Скажете, шары – привычный,

Вечный елочный наряд?

Это так, но на обычный,

Не совсем глубокий взгляд.

А фантазией заветной

Взгляд вы поменяйте свой:

Это ж – малые планеты

Из галактики иной

Здесь случайно оказались,

От подруг своих отстав,

Но, про Новый год узнав,

С вами праздновать остались.

И теперь они – шары,

Елочные украшенья…

Новый год – пора игры,

В том числе – воображенья!

(Петр Давыдов)


В услышанном вами стихотворении, ребята, новогодние игрушки традиционной формы – в виде шаров. А мы с Вами научились сегодня изготавливать новогодние игрушки в виде сказочных заснеженных домиков.

На этом занятии мы с вами узнали, как и когда возникла традиция праздновать Новый год, какие символы и атрибуты Нового года существуют, познакомились с традициями разных стран отмечать Новый год, узнали, что нам понадобится для изготовления сказочного домика и выполнили замечательные новогодние игрушки.

Хочется отметить, что очень красивые новогодние игрушки получаются  из природных материалов (шишек, орехов, желудей и др). Необычной получается новогодняя игрушка, выполненная в технике декупажа на ткани. В ход пойдут и макаронные изделия, и старые лоскуты ткани, и салфетки, и конфеты с фруктами, атласные ленты и многое-многое другое. Не смотря на то, что делали вы работы по одному и тому же мастер-классу, у каждого из вас получилось своя, индивидуальная, авторская новогодняя игрушка, так как каждый человек уникален и индивидуален. Посмотрите на свои работы! Вы справились с заданием, я за вас очень рада! Теперь мы можем устроить выставку новогодних игрушек, сделанных вашими руками, а затем вы сможете подарить свои работы друзьям и близким или украсить ими новогоднюю елку.

Анализ проведенного мастер-класса и полученный результат

VII. Рефлексия.

Педагог: Уважаемые ребята, если вам понравилось занятие, выберите, пожалуйста, карточку со снежинкой, если нет – со снеговиком. (Предварительно участникам были розданы карточки с изображением снежинки и снеговика).

А теперь подумайте, может быть, вам что-то не понравилось в вашей работе? Какие были сложности? Что бы вы изменили в своем изделии, если бы делали его заново? Может, цвет домика? Или форму дверей и окон? Или вместо бантика на двери вы использовали бы другой декор – например, рождественский венок/фигурку человека/снеговика? Или вместо основного материала вы бы взяли флис, фоамиран, ткань?

Все ваши задумки и идеи вы можете воплотить в следующий раз, изготовить новую, другую, новогоднюю игрушку, пользуясь знаниями и навыками, которые вы получили сегодня на мастер-классе. Вы можете сделать гирлянду из новогодних украшений, взяв разные символы Нового года за основу, и используя те же цвета и материал, что и в нашем домике: например, рукавичку, снежинку, елочку, снеговика, рождественский носок, птичку и т.д.

Если у кого-то из вас возникли вопросы, вы можете их задать. На этом наше занятие закончено. Желаю всем творческих успехов! А в следующий раз мы изготовим декоративную елочку.

Целью данного мастер-класса было  формирование творческого самовыражения обучающихся через приобретение ими практических навыков при создании новогодней игрушки. Для успешной реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

познакомить с историей возникновения праздника «Новый год»;

познакомить с символами и атрибутами праздника;

познакомить с традициями празднования Нового года в разных странах мира;

научить обучающихся поэтапно изготавливать новогоднюю игрушку из фетра;

развивать самостоятельность, точность, творческую и познавательную активность, фантазию, анализировать полученную информацию;

развивать у обучающихся мышление, практические навыки, художественный вкус;

развивать мелкую моторику пальцев рук;

развивать умения обучающихся выполнять работу пошагово, согласно намеченному плану, доводить начатую работу до конца;

создать атмосферу творческого сотрудничества.

В ходе проведения мастер-класса, цели, поставленные в начале занятия, были достигнуты: все обучающиеся на мастер-классе изготовили новогоднюю игрушку, сказочный домик; каждый из обучающихся смог выразить свою индивидуальность, применяя различный декор (виды декора, сочетания цветов, количество декора, композиционное решение). На мастер-классе была выдержана логика. В ходе работы обучающиеся получили представление об искусстве создания топиария – сначала в теории, а затем на практике.

Кроме того, обучающиеся были не только пассивными слушателями, но и активными участниками мастер-класса. Поставленные цели и задачи были выполнены полностью. Вступительная часть состояла из приветствия, объявления темы мастер-класса.

Все обучающиеся справились с заданием, т.к. удалось активизировать деятельность по применению фетра в изготовлении домика и держать под контролем педагога все этапы изготовления новогодней игрушки.

В заключительной части был подведен итог совместной работы. Рефлексия показала, что обучающиеся (12 человек – 100 %) довольны занятием, т.к. выбрали карточки со снежинкой. Все обучающиеся остались довольны своей работой, некоторые обучающиеся высказали пожелания изготовить новогодние игрушки в этом же стиле, но в виде другой новогодней игрушки, чтобы собрать гирлянду.

Выводы:

Поставленная цель мастер-класса была достигнута.

Тема мастер-класса не оставила обучающихся равнодушными, была возможность узнать что-то новое.

Этапы мастер-класса имели логическую последовательность.

Психологическая атмосфера была доброжелательной.

С практическим заданием все успешно справились.


Методические рекомендации для обучающихся

Не следует использовать много цветов в игрушке: лучше взять 2-3 основных цвета и 1-2 дополнительных для декора – главное, чтобы они сочетались.

Помните про теплые и холодные оттенки, правильно сочетайте их.

Не перегружайте изделие лишним декором и деталями, помните правило: лучше МЕНЬШЕ, да ЛУЧШЕ.

Тщательно подбирайте размеры декора под размеры домика – сочетание не должно выглядеть несуразно.


Методические рекомендации для педагогов

Занятие по изготовлению новогодней игрушки развивает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает чувство формы, глазомер и цветоощущение.

Успех занятия зависит не только от умения, но и от подбора наглядного материала. Кроме образцов изделия следует рассмотреть с обучающимися подборку фотографий с изображением новогодних игрушек, выполненных в различных техниках. Но нельзя от обучаемых требовать обычного копирования.

Детям этот вид декоративно-прикладного творчества очень интересен. Их фантазия неординарна, а фетр помогает им ее воплотить в жизнь. Работу может выполнить как один ребенок, так и группа детей. Изготовление таких работ упражняет мелкую моторику рук, развивает внимательность, усидчивость, аккуратность. Кроме того, позволяет детям изучать окружающий мир, так как можно использовать разные виды материалов – от ткани и фоамирана до бумаги и фольги.

Для реализации задач предлагается провести мастер-класс как репродуктивно-деятельностное занятие с элементами проблемного обучения, т.к. на занятии преобладает деятельность по изготовлению изделия в соответствии с предложенным образцом, однако присутствует элемент творчества, самостоятельного поиска.

Для изготовления и декора новогодней игрушки могут быть использованы различные декоративные или природные материалы: картон, бумага, фольга, фоамиран, ткань, вязальные нитки, атласные ленты, джут, шишки, желуди, зерна кофе, полимерная глина и т.д.

Можно изготовить новогоднюю игрушку в виде другого символа Нового года (колокольчик, рукавичка, елочка, звезда, снеговик, лошадка, рождественский носок и т.д.), можно использовать другое сочетание цветов: красный с белым, красный с зеленым и золотым, белый с серебряным, белый с синим и голубым и серебряным и т.д. Помимо музыкальной новогодней игрушки-подвески, можно изготовить ароматизированную игрушку, пропитанную ванилином, какао, кофе, или используя в качестве декора кофейные зерна и палочки корицы… Можно изготовить игрушку в ретро-стиле или в стиле винтаж, используя кружево, мешковину, либо применяя декупаж по ткани и декупажные карты соответствующей тематики…

Фантазия безгранична, главное – определиться со стилем и назначением, тогда варианты идей появятся сами собой.


Список используемой литературы:

Верхолова, А. «Елочные игрушки из фетра» [Текст] / Питер, 2016. – 16 с. ISBN: 978-5-496-01864-7

Верхолова, А. «Новогодние поделки. Делаем вместе с мамой» [Текст] / Питер, 2016. – 16 с. ISBN: 978-5-496-01863-0

Владимирова, Е. «Фетр. Поделки для детей» [Текст] / Бахметова, Ю. – Феникс, 2017. – 24 С. ISBN: 978-5-222-27901-4

Зайцева А.А. «Новогоние игрушки и украшения из фетра» [Текст] / Эксмо-Пресс, 2016. – 16 С. ISBN: 978-5-699-88103-1

Забылин, М. «Русский народ: его обычаи, предания, обряды, суеверия» [Текст] / М. Забылин. – М., 2003. – 608 с.

Ивановская, Т.В. «Волшебный фетр» [Текст] / Рипол-Классик, 2017. – 256 с. ISBN: 978-5-386-11358-2

Стихи про новогодние атрибуты [Электронный ресурс] // URL: http://playroom.ru/stihi-pro-novogodnie-atributy/ (дата обращения: 22.01.2019).

Как появился новый год [Электронный ресурс] // URL: http://replyon.net/158-kak-poyavilsya-novyy-god.html (дата обращения: 22.01.2019).

Приложения

Новогодние загадки

В тулупе с красным кушаком

И с замечательным мешком.

( Дед Мороз)


Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, белы дома

Ночью к нам пришла…

(Зима)


У неё все ветки

Праздничной расцветки.

(Ёлка)


Она в серебро с жемчугами одета –

Волшебная внучка волшебного деда.

(Снегурочка)


Сколько раз пробьют часы,

Если сдвинуты усы?

(Двенадцать)


Полетают в небесах

И растают на носах.

(Снежинки)


На форточках картинки

Из белой паутинки.

(Иней)


По ледяной дорожке

Бегут стальные ножки.

(Коньки)


Две палки, две дощечки.

– Катайтесь, человечки!

(Лыжи)


Тащим их на горку,

Чтоб устроить гонку.

(Санки)


С метелкой, в шляпе из ведра –

Директор зимнего двора.

(Снеговик)


Стихи на новогоднюю тематику

Под Новый год

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается –

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.


Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания.


Не лениться, не зевать,

И иметь терпение,

И ученье не считать

За свое мучение.


Говорят: под Новый год

Что ни пожелается –

Всё всегда произойдет,

Всё всегда сбывается.

Как же нам не загадать

Скромное желание –

На «отлично» выполнять

Школьные задания.


Чтобы так ученики

Стали заниматься,

Чтобы двойка в дневники

Не смогла пробраться!

(С. Михалков)


Откуда приходит новый год?

Новый год слетает с неба? 

Или из лесу идёт? 

Или из сугроба снега 

К нам приходит новый год? 

Он, наверно, жил снежинкой 

На какой-нибудь звезде 

Или прятался пушинкой 

У Мороза в бороде? 

Спать залез он в холодильник 

Или к белочке в дупло... 

Или в старенький будильник 

Он забрался под стекло? 

Но всегда бывает чудо: 

На часах двенадцать бьёт... 

И неведомо откуда 

К нам приходит Новый год!


Новый год

Снова пахнет свежей смолкой,

Мы у елки собрались,

Нарядилась наша елка,

Огоньки на ней зажглись.

Игры, шутки, песни, пляски!

Там и тут мелькают маски…

Ты – медведь. А я – лиса.

Вот какие чудеса!

Вместе станем в хоровод,

Здравствуй, здравствуй, Новый год!

(Н. Найденова)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересный МК и очень нежную игрушку - красивый новогодний домик! Молодцы!

30 November 2022

Благодарю, Елена Гаврииловна, за проявленный интерес к МК и высокую оценку!

30 November 2022

Спасибо, очень подробный МК, результат замечательный!

2 December 2022

Пожалуйста! Рада, что Вам понравился мастер-класс.

6 December 2022

Поздравляю с победой в конкурсе, желаю дальнейших творческих успехов!

23 December 2022

Спасибо, Егор Игоревич! Очень приятно!

26 December 2022