Методическая разработка занятия театральной студии "БУМ"

1
1
Материал опубликован 4 October

Методическая разработка занятие Театральной студии «БУМ»

«Предлагаемые обстоятельства»



Вершинина Н.А., педагог дополнительного образования МКУ ДО Оричевского Дома творчества



Тема «Предлагаемые обстоятельства»

Пояснительная записка

Актёрский тренинг в театральной студии - это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у детей внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий.

Для построения занятий используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров.

В структуру занятия обязательно входят упражнения по речи. Голосо -речевой тренинг – освобождение природного голоса, формирование навыков открытого общения, систематическое совершенствованию речевого аппарата, постановка правильного дыхания, чёткой дикции.

В процессе занятий используются методы мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех. А так же методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.

Метод усложнения заданий – от простого к сложному обязателен в обучении.


Тип занятия: комбинированное
Формы работы: групповая
Условия проведения занятия, оборудование: мультимедийное оборудование


Цель занятия: Изучение новой темы «Предлагаемые обстоятельства» в процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами.

Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «Предлагаемые обстоятельства»;

- провести практическую работу (тренинг)  по изучению нового материала;


Развивающие:
- развитие творческих способностей: фантазии, воображения, пантомимических навыков;

- развитие познавательных способностей: сценического внимания, памяти, образного мышления;

- формирование навыков групповой творческой деятельности;

- развитие активности, желания самореализоваться у каждого учащегося.


Воспитательные:
- способствовать формированию коммуникативных качеств;

- способствовать формированию творческого отношения к учебному процессу.


Ход занятия:


I Вступительная часть

«Приветствие»

1. Постановка темы и цели занятия

- Ребята, сегодня вы познакомитесь с новым понятием «Предлагаемые обстоятельства» и будете отрабатывать полученные знания на практике. Но, начинаем мы наше занятие с разминки и речевого тренинга.

Разминка (снятие мышечных зажимов)

- Ребята, начинаем разминку с упражнения для снятия мышечных зажимов: начнём с растирания ладоней, пока они не станут горячими, затем легко похлопываем себя по всему телу. Делаем лёгкий массаж.

Сейчас постепенно напрягаем тело от ступней до колен, затем освобождаем.

Переходим к напряжению и освобождению рук:

- Меняем расположение тела по сигналу.

- Кулак - сосредоточить всю энергию в кулаке, стараясь ударить. Злость: напряжение и освобождение мышц тела.

- Разминаем кисти рук: «Красим забор», «Марионетки».

- Молодцы. Переходим к речевому тренингу.


Упражнения по речи

- Ребята, кто помнит, что такое голосо-речевой тренинг и для чего он нужен? (ребята отвечают) Голосо-речевой тренингэто не только комплекс дыхательных, артикуляционных, резонаторных и дикционных упражнений, но также и работа по соединению технических речевых навыков, живого слова и физического действия.

Все упражнения по речи начинаем с массажа, так как любая тренировка начинается с разогрева мышц.

Артикуляционный массаж

Упражнения на опору звука и открытие гортани

- Свободное звучание голоса - необходимое условие публичного общения. Мы учимся с вами говорить чётко, уверенно, чтобы голос звучал громко, но при этом естественно. Для этого мы должны правильно использовать наш голосовой аппарат. Каким образом? (ответы детей). Правильно, ставим звук на опору, что позволяет не нагружать голосовые связки. Начинаем с дыхания.

диафрагматическое дыхание

- Переходим к упражнениям на опору звука. Самое важное в речи: звук должен опираться не на голосовые связки, а на диафрагму. Следующие упражнения помогают нам почувствовать опору звука.

упражнения «Трубочка», «Ав - ав», «Алле – оп!»

- Чтобы звук беспрепятственно проходил через дыхательные пути, нужно хорошо разогреть и расслабить мышцы гортани:

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

упражнения «Глотаем яйцо», «Замёрзшее стекло», «Пёрышко»

Упражнения на развитие дикции и артикуляции

- На экране вы видите дикционные цепочки. Четко, медленно произносите следующие сочетания звуков (каждый звук должен звучать полно, точно, отчетливо):


ПТКА – ПТКО – ПТКУ – ПТКЭ – ПТКЫ – ПТКИ

ПКТА – ПКТО – ПКТУ – ПКТЭ – ПКТЫ – ПКТИ

КПТА – КПТО – КПТУ – КПТЭ – КПТЫ – КПТИ

ТКПА – ТКПО – ТКПУ – ТКПЭ – ТКПЫ – ТКПИ

ТПКА – ТПКО – ТПКУ – ТПКЭ – ТПКЫ – ТПКИ

ГБДА – ГБДО – ГБДУ – ГБДЭ – ГБДЫ – ГБДИ

БГДА – БГДО – БГДУ – БГДЭ – БГДЫ – БГДИ

ДГБА – ДГБО – ДГБУ – ДГБЭ – ДГБЫ – ДГБИ


- Достигнув четкого произношения, пробуйте ускорять темп.


Переходим к завершающему упражнению по дикции и артикуляции – произношение скороговорок. Скороговорки помогают нам формировать чёткое произношение звуков. Внимание на экран, смотрим видео и повторяем скороговорки. Сначала проговариваем медленно и чётко, затем убыстряем темп:

- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. 
- Колпак на колпаке, под колпаком колпак. 
- Стоит копна с подприкопёночком

- Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.



II Изучение нового материала

Знакомство с понятием «Предлагаемые обстоятельства»

- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с понятием «Предлагаемые обстоятельства» и будем учиться работать в предлагаемых обстоятельствах. Это упражнение способствует развитию воображения на сцене, активного фантазирования и основ импровизации.

- Ребята, представьте мы с вами взяли любую сказку и сыграли ее. Откуда мы берем предлагаемые обстоятельства? (от автора)
- Хорошо! А потом я вам даю сценарий этой же сказки, но уже немного переделанный. В этом случае, откуда мы берем предлагаемые обстоятельства? (от режиссера)

- Молодцы! Потом мы начинаем репетировать. И вы, благодаря своему воображению и фантазии, придумываете какие-то новые обстоятельства. Так? Здесь откуда мы берем предлагаемые обстоятельства? (от актера).
- Замечательно, а теперь давайте хором прочитаем и закрепим это определение: Предлагаемые обстоятельства – это обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссером и созданные воображением актера.

Предлагаемые обстоятельства – это предложенные ситуации, которые меняют наши действия и эмоции, побудители действий персонажа. Они нужны для того, чтобы действие было более зрелищным и интересным. В них обозначаются время и место действия.



Практическая часть

- Чтобы вам стало более понятно, перейдём к практической части. Итак, я задаю вам предлагаемые обстоятельства. Ваша задача – существовать в них и действовать правдиво:


1) Упражнение на предлагаемые обстоятельства «Стул»

(Ставлю стул в центр).


- Ребята, что это? (Дети отвечают: стул)
- А давайте представим, что это не стул, а трон, который украшен драгоценными камнями. Покажите мне, пожалуйста, как вы будете сидеть на троне? (дети показывают).

- Очень хорошо, молодцы! Теперь представьте: припекает солнце, дует легкий теплый ветерок, слышен шум прибоя, ведь совсем рядом находится море. Вы сидите уже не на троне, а в шезлонге, вдыхаете морской воздух.
- Умнички! Теперь вы сидите в цирке. Кто перед вами выступает?
- Замечательно! Сейчас вы сидите у шахматной доски. Очень серьезный матч. Ваш ход.

- А теперь вы сидите в кресле у парикмахера…Прекрасно!

2) Упражнение на предлагаемые обстоятельства «В лесу»


- Проделаем ещё одно упражнение. Выходите на площадку и включайте своё воображение.


1) Утро. Вы гуляете по лесу.

2) Ищите грибы.

3) Увидели змею.

4) Вечереет. Поняли, что заблудились.

5) Нашли дорогу домой.

6) Все встретились на опушке леса.

3) Упражнение на предлагаемые обстоятельства с действием «Сидеть»

- Молодцы. А сейчас я попрошу каждого придумать  свои предлагаемые обстоятельства с действием «Сидеть». Вы должны определиться, где вы сидите и что вы сейчас делаете? А все внимательно смотрят и угадывают.

4) Упражнение на предлагаемые обстоятельства «Идём по кругу»

- Ребята, сейчас встаньте все в большой круг. Ваша задача – идти по кругу, но не просто идти, а с учётом предлагаемых обстоятельств:


1)Идем по горячему песку.
2) Идем по дороге, где везде лужи и грязь.
3) Идем по бревну, которое лежит через речку.
4) Идем по узкой горной тропинке.

5)Идём по мягкой траве босыми ногами.

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали! Научились применять предлагаемые обстоятельства на практике и импровизировали. И я считаю, что все замечательно справились с заданиями.





III Подведение итогов:

- В завершении занятия предлагаю повторить то, чему вы сегодня научились:


а) Что такое «Предлагаемые обстоятельства»? (это обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссером и созданные воображением актера).


б) Кто нам диктует предлагаемые обстоятельства в работе над созданием спектакля? (автор, режиссер, актер).


в) Для чего нам нужны «Предлагаемые обстоятельства»? (чтобы действия были зрелищными и интересными)


г) Какими могут быть «Предлагаемые обстоятельства»? (время и место действия).

д) Ребята, а как вы думаете, в обычной жизни мы встречаемся с предлагаемыми обстоятельствами? (да)


Рефлексия

- Какое задание вам показалось наиболее сложным?

Обсуждение занятия, замечания

- Всем спасибо. На этом мы завершаем наше занятие.



Источники:

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/02/07/otkrytoe-zanyatie-predlagaemye-obstoyatelstva

https://www.youtube.com/watch?v=N-gjcoK8xYI

https://znanio.ru/media/trenirovochnye-uprazhneniya-na-formirovanie-diktsii-i-artikulyatsii-2612896

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/10/24/110-skorogovorok-dlya-trenirovki-diktsii





Литература:

Предлагаемые обстоятельства как побудители к сценическому действию" Н.А. Зверева

Станиславский К.С. Собрание сочинений В 9 т. М: Искусство, 1989 Т.

Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям», - С. – П., 2005

Д.М. Шевчук «Актёрское мастерство», - справочник. – М., «Искусство», 2001г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Коллега, сколько по времени длится занятие? Сколько занимает тренинг и новый материал?

4 October