Методическая разработка занятия-игры с детьми-инвалидами «Все профессии важны»
Методическая разработка занятия-игры с детьми-инвалидами
«Все профессии важны»
Пояснительная записка
Изначально на конкурс я хотела представить конспект игры-занятия, посвященного Дню пожилого человека или какого-либо другого мероприятия. На таких групповых занятиях мы в отделении проводим много игр одной направленности.
Но с этим конспектом возникли определенные трудности, так как по многим причинам я не смогу приложить фотографии наших деток. Ребята у нас в большинстве инвалиды, есть тяжелые инвалиды, спрятать в «кружочки» лица всех детишек не получится.
Поэтому решила выложить обычное занятие с ребенком с аутизмом. С такими детишками в принципе любое занятие – это занятие-игра. Порой независимо от их возраста. Потому что некоторые наши (да и не только наши) детки даже в младшем подростковом возрасте (11-14 лет) по уровню развития приравниваются к дошкольникам.
Детки с аутизмом не любят заниматься с обычными игрушками. Я думаю, многие из вас об этом знают не понаслышке. Вот и находим мы с ребятами в пределах кабинета различные предметы для наших необычных игр. Иногда стоим башню из мисочек от бутылочек с шампунем, иногда крутим или пытаемся крутить эти мисочки пальцем, иногда играем в крашеный рис или в шишки и каштаны, строим из них города, дороги, человечков. Порой рисуем горохом, бобами или пеной для бритья. А бывает, что используем в играх крючочки, замочки, карандаши или листья бумаги.
У детей с аутизмом очень слабо развита моторика рук. Именно на ее развитие и направлено большинство наших занятий, во время которых нужно не просто дать ребенку определенные игры, но и задержать его внимание на них как можно дольше.
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи:
- установление контакта с ребенком с аутизмом,
- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- улучшить общую двигательную активность;
- развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.
Правила использования игр:
- При игре с сыпучим материалом или мелкими деталями следить, чтобы ребенок не положил их в рот.
- При игре с мягким конструктором следить, чтобы ребенок не начал его грызть.
- При игре с замочками следить, чтобы ребенок не прищемил пальчики.
- На занятии давать ребенку упражнения по принципу «от простого к сложному».
Кроме этого, мы всегда должны помнить о пяти правилах работы с такими детишками:
- не говорить громко;
-не делать резких движений;
-не смотреть пристально в глаза ребёнку;
-не обращаться прямо к ребёнку;
-не быть слишком активным и навязчивым.
Аудитория
Дети с аутизмом, родители, возможно присутствие других специалистов.
Ход игры – занятия «Все профессии важны»
- «Художники»
Психолог предлагает ребенку вместе создать картину. Для этого заранее нужно подготовить материал – из фетра сделать деревья (можно отдельно вырезать еще и мелкие ягоды к этим деревьям – вишни, яблоки, сливы и т.д.), солнце, облака, траву, животных и многое другое. Подготовленный материал можно выкладывать на полотно из фетра или на любой другой однотонный материал.
Все предметы, животных не обязательно шить, достаточно вырезать контуры.
2. «Строители»
Психолог ставит на стол крышки от освежителей воздуха, от пены для бритья или любые другие. Сначала показывает ребенку как можно эти крышки крутить пальчиком.
Потом начинаем строить из них башню (в дальнейшем крышки по одной заменяются кубиками).
Также эти крышечки можно посчитать.
3. «Поварята»
Психолог достаёт мисочки или тазики с сыпучим материалом, показывает ребенку, как можно перекладывать бобы, макароны, каштаны, желуди и т.д. из тазика в наши крышки и обратно. Также можно наполнить каждую крышку разным сыпучим материалом. В дальнейшем к этому процессу подключается кукла или мягкая игрушка – мы «готовим» ей «еду» и «кормим».
4. «Архитекторы»
Психолог с ребенком строят город из мягкого конструктора (или из любого другого). В дальнейшем в этот город можно поселить жителей – игрушки из «Киндера».
Источники информации
1. Коррекционная работа с ребенком аутистом, с чего начать или "дорогу осилит идущий" - https://www.b17.ru/article/29849/
2. Вебинар «Сенсорная интеграция детей с особенностями развития» - https://www.b17.ru/media/13965/#
3. Вебинар «Игры с особым ребенком» - https://www.b17.ru/media/13963/#
Галина Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна