12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Николаева Л.С.168
Учитель технологии. Заслуженный учитель РФ
Россия, Владимирская обл., Владимир

                                                                                            Автор:                                                                                                                                 Николаева Лариса Сергеевна,                                                                                              учитель технологии                                                                                                          МАОУ г. Владимира " СОШ № 36

«Методическая система работы учителя технологии по выявлению и развитию обучающихся с признаками одаренности»                                                                                                                      Содержание                                                                          I. Пояснительная записка                                                                                                     1. Обоснование выбора темы      2. Цель и задачи         работы                                               3. Формы и методы работы с одаренными детьми                                            II. Основная часть                                                                                                          1. Диагностика общей одаренности обучающихся 5-х классов                                                 2. Приоритетные направления урочной деятельности для личностного развития обучающихся   2.1. Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке технологии через использование передовых приемов педагогической техники     2.2. Современные образовательные технологии для личностно - ориентированного подхода в обучении школьников   2.2.1. Реализация здоровьесберегающих технологий в школе - залог здоровья и успешности учеников  2.2.2.Интегрированные уроки как метод сотрудничества с одаренными детьми  2.2.3. Роль ИКТ в развития личностного потенциала обучающихся          2.2.4. Проектно-исследовательская деятельность как метод развития индивидуальности, креативности и творчества ребенка   2.2.5. Самоуправление на уроках – насыщение социальных позиций «Я» для лидеров                                                                                   3. Выявление и развитие одаренных детей при релизации программ дополнительного образования  3.1. Олимпиады как возможность проявления общей одаренности.  3.2.Кружковые занятия для проявления творчесих способностей  3.3. Проектно - исследовательская деятельности одаренных обучающихся   3.3.1. Школьное научное общество учащихся (НОУ) и одаренные дети   3.3.2. Авторский элективный курс для обучающихся классов предпрофильного социально-экономического направления. 3.3.3. Индивидуальные консультации в сопровождении исследовательской        деятельности детей с признаками одаренности  3.3.4. Социальные проекты                                                        4. Научные конференции - площадка для роста статуса обучающихся                              III. Результативность методической системы выявления и развития     обучающихся с признаками одаренности                                                                               1. Диагностика общей одаренности обучающегося 8 клас                                                       2. «География» мероприятий конкурсного характера за период с 2011/2012 по 2020/2021гг.   c участием обучающихся с признаками общей одаренности                                    3. Результаты методического сопровождения учителем Николаевой Л. С. индивидуального образовательного маршрута обучающихся с признаками одаренности            IV. Библиография

I. Пояснительная записка                                                                                                  1. Обоснование выбора темы работы                                                                  Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, которые, используя свой потенциал, заложенный еще в школе, смогут развивать научные знания и умело использовать их на практике.                                                                                  Одаренность детей среднего и старшего школьного возраста проявляется в способности к высоким достижениям и успехам в учебе, творчестве, спорте, музыкальной сфере или сразу в нескольких сферах.                                                                                                        Являюсь активным членом творческой группы учителей технологии города, осуществляющих в инновационную деятельность по теме: «Система работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО». Мой опыт работы по теме «Создание эффективной методической системы работы учителем технологии и дополнительного образования по выявлению и развитию обучающихся с признаками одаренности 5-11 классов, направленной на реализацию творческого потенциала школьников» обобщен:        - в 2019 году – на муниципальном уровне http://www.gimc.ru/content/pedagogicheskiy-opyt-vnesyonnyy-v-municipalnyy-bank-dannyh-po-itogam-2018-2019-uchebnogo-goda                     - в 2020 году – на региональном уровне https://viro33.ru/deyatelnost/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-regionalnoy-sistemy-obrazovaniya/obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta/materialy-pedagogicheskiy-opyt-2019-2020/                                     

2. Цель  работы: «Создание условий для выявления и развития детей с признаками одаренности в рамках предмета «Технология»   Задачи: выбор оптимальных форм и методов работы с одаренными детьми; разработка и внедрение методических рекомендаций по выявлению и развитию детей с признаками одаренности при изучении предмета «Технология» в школе»; разработка основных и дополнительных программ развивающей направленности для одаренных детей, их практическое применение;  разработка методических рекомендаций по организации участия школьников в конкурсных мероприятиях от школьного до международного уровней.                                                        3. Формы и методы работы с одаренными детьми  Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках технологии: передовые приемы педагогической техники, современные образовательные технологии, самоуправление   Формы и методы работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности:олимпиады, кружковые занятия, проектно-исследовательская деятельность, индивидуальные консультации, участие в конференциях, конкурсах, выставках.                                                                                                          

II. Основная часть                                                                                                          Диагностика общей одаренности обучающихся      Советский и российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одаренности, обучения одаренных детей, создатель научной школы «Психология детской одаренности», доктор педагогических и психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный член Академии педагогических и социальных наук А. И. Са́венков установил определение одаренности как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [17].                                                                              Предмет «Технология» - особый предмет. Именно на этих уроках любые творческие идеи можно воплотить в конкретные действия, здесь имеются все условия для развития проектных и исследовательских навыков, возможно проявление незаурядных способностей при разработке и создании изделий декоративно-прикладного творчества.  Дети впервые приходят к нам на уроки в 5 классе. У каждого ребенка уже есть свой багаж знаний, свой мир открытий.                                                                                                                      Оценку уровня общей одаренности обучающегося начинаю с 5 класса и провожу ее по методике, разработанной А.И. Савенковым. Оценка проводится по пятибалльной системе: «5»– данное свойство чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности, «4» – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко,                                                                    «3» - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга,                  «2» – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому,                                                                                                                   «1» – чётко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется во всех видах деятельности,                                                                                «0» – сведений для оценки данного качества нет.                                        Характеристики: 1) Любознательность. 2) Сверхчувствительность к проблемам. 3) Способность к прогнозированию. 4) Словарный запас. 5) Способность к оценке. 6) Изобретательность. 7) Способность рассуждать и мыслить логически. 8) Настойчивость (целеустремлённость). 9) Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм).                                                                                                     Диагностика общей одаренности (среднестатистический результат обучающегося 5 класса с признаками общей одаренности)

п/п

Качество

Баллы

1

Любознательность

4

2

Сверхчувствительность к проблемам

4

3

Способность к прогнозированию

3

4

Словарный запас

4

5

Способность к оценке

3

6

Изобретательность

4

7

Способность рассуждать и мыслить логически

5

8

Настойчивость

4

9

Перфекционизм

4

Поставленные баллы откладываются на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у обучающегося с признаками общей одаренности 5 класса при объективной оценке обычно получается «звёздочка» сложной конфигурации. Так выявляю направления, по которым намечаю «точки роста» конкретного воспитанника, поскольку график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести разработку индивидуального образовательного маршрута обучающихся.

Пример:

t1645121893aa.png

2. Направления урочной деятельности для личностного развития ребенка

В своей работе «Работа с одарёнными детьми при изучении предмета «Технология» в школе (методические рекомендации)» [9] и одноименной статье в материалах XIX Международной научно-практической конференции по проблемам технологического развития страны [8] отмечаю, что «в процессе урочной деятельности с целью выявления и развития одаренных детей следует выделить следующие приоритетные направления:                            Приоритет индивидуального обучения перед фронтальным                                   Приоритет диалога перед монологом                                                                               Приоритет эффективных образовательных технологий                                                    Приоритет самоуправления перед командно-распорядительным стилем общения

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках технологии:

t1645121893ab.png

2.1. Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке технологии через использование передовых приемов педагогической техники

В монографии «Выявление и развитие детей с признаками одаренности» [10, глава II] мною представлен опыт мотивации познавательной деятельности ученика на уроке технологии через использование передовых приемов педагогической техники. «Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.                        Новизна изложения нового материала с включением интересных фактов и событий через различные педагогические приемы, творческие задания, которые всегда увлеченно выполняют школьницы индивидуально или в группе, причем каждая с учетом своих собственных интересов и способностей. Работа в группе для учащихся особенно эффективна. Совместное творчество, подготовка предложений по разрешению проблемы, коллективная выработка решения способствуют формированию умений работать в коллективе, умений брать на себя и разделять ответственность», что особенно присуще детям с признаками одаренности.                                                                                         На диске - приложении "Приемы педагогической техники" к журналу "Директор школы" (2011 год) представлен мой опыт по применению отдельных приемов педагогической практики

t1645121893ac.pngt1645121893ad.jpg

2.2. Современные образовательные технологии для личностно - ориентированного подхода в обучении школьников.                                                                             2.2.1. Реализация здоровьесберегающих технологий в школе - залог и здоровья, и успешности учеников                                                                                                  Программа курса «Обработка пищевых продуктов» («Кулинария») в предмете «Технология» является отличной платформой для проведения уроков с интег­рацией темы здоровья. Доброкачественность пищевых продуктов определяется на уроках технологии с помощью учебной Санитарно-пищевой мини-экспресс-лаборатории "СПЭЛ-У", рекомендованной Федеральным экспертным Советом по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения.                                                                   Учащиеся, склонные к исследовательской деятельности, успешно проводят исследовательскую работу по выявлению состояния домашнего питания учащихся школы, систематизации и анализу результатов анкетирования; изучению мнение специалистов в вопросах рационального питания и его влиянии на качество жизни человека. Они представляют результаты исследования как на уроках, так и на конкурсах и научно-практических конференциях учащихся различных уровней: школьный «День науки», региональная научно-практическая конференция учащихся «Вектор познания», Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Юность. Наука. Культура».                                                                                                                                            2.2.2. Интегрированные уроки как метод сотрудничества с одаренными детьми При подготовке и проведении таких уроков одаренные дети особенно активно и с большим интересом сотрудничают с преподавателями, совместно выстраивая образовательную траекторию. Интегрированные уроки проводим в нетрадиционной форме.                                Примеры интегрированных уроков по технологии и истории:                                         5 класс: урок- путешествие «Древний Восток: прошлое и настоящее», урок-игра «По страницам телепередач: Древняя Греция и Рим».                                                                 6 класс: «Музей культуры и быта Средневековья», урок - фольклорный праздник «Масленица.                                                                                                                         7 класс: урок - устный журнал «Повседневная жизнь европейцев в Новое время», урок- исследование «Мир новый, доселе неизвестный. Реформы Петра I».                                       8 класс: урок-творческая мастерская «Быт и промыслы России и Владимирской губернии». На интегрированных уроках математики и технологии, физики и технологии раскрывается практическое применение получаемых учащимися знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения.                                         Высокая эффективность таких уроков достигается прежде всего достаточной степенью заинтересованности одаренных детей и в их возможности проявить свои способности при подготовке к уроку и стать лидерами в ходе урока.                                                                2.2.3. Роль ИКТ в развития личностного потенциала обучающихся                Стремительно возрастает роль информационных технологий как мощного средства повышения результативности обучения. Принципиально важными стали отбор и переработка максимального количества учебного материала, выходящего за рамки традиционного учебника и размещенного в сети Интернет.                                                Для сопровождениия проектной деятельности одаренных детей на сайте школы № 36 г. Владимира размещен авторский дистанционный курс «Технология разработки бизнес-плана ученического предприятия», на котором обучаются учащиеся предпрофильных классов социально-экономического направления. http://vladsch36.ru/. Дистанционные курсы в системе Moodle дают возможность учащимся по их усмотрению дозировать общение с учебным материалом и педагогом, задавать свои вопросы по мере необходимости. В ходе изучения курсов, учащиеся вырабатывают идею будущей продукции, изучают рынок, составляют бизнес-проект.                                                                                               Такие проекты более конкурентоспособны на конкурсах. В феврале 2018 и 2019 года во Владимире состоялись III и IV Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Команды учащихся МАОУ СОШ № 36 принимали участие в компетенции «Предпринимательство» (ЮНИОРЫ) и заняли I место в общем рейтинге.                              Электронные журналы мод (программное средство фирмы «ЛЕКО») - это возможность определения своего темпа продвижения при получении новых знаний и умений. Одаренные дети самостоятельно осваивают новые виды декоративно-прикладного творчества с помощью электронных ресурсов: страна мастеров - https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/472,451; своими руками - https://svoimirukamy.com/category/vyshivanie; новости Скрапбукинга - https://scrapnews, а также мастер-классов, видео-уроков на канале https://www.youtube.com/?feature=youtu.beПри изготовления практических объектов используем компьютизированные швейные и вышивальные машины Janome и Bernette, плоттер Brother. Такое оборудование позволяет обучающимся быстро и качественно выполнять самые сложные технологические операции, усваивая и внедряя при этом новые компьютерные технологии.                                            Одаренные дети создают презентации, видеофильмы и видеосюжеты для защиты своих проектов, исследовательских, творческих работ и бизнес- планов, что способствует индивидуальному развитию отдельной личности ребенка.                                             2.2.4. Проектно-исследовательская деятельность как метод развития индивидуальности, креативности и творчества ребенка                                  Уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности, развитие интереса учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность, создают методы проектов и исследований.                                                   При выборе темы проекта целесообразен прием педагогической техники «Эвристическая беседа». На уроке создается творчески-доверительная обстановка, когда каждый обучающийся может свободно выразить свою точку зрения. Обучение в диалоге, когда не предлагаются готовые темы для проектов, а задаются вопросы, направленные на выявление и применение интересов и увлечений школьника, помогает школьникам в выборе идеи проекта в соответствии с их интересами.                                                                          При работе над проектом свою индивидуальность, креативность и творчество школьники проявляют практически на каждом этапе: самостоятельно придумывая названия   проектируемого предприятия и создаваемого продукта творческой деятельности; обосновывая выбор темы проекта, материалов, методов обработки и способов художественной отделки изделий; разрабатывая анкету изучения покупательского спроса; составляя тезисы к проекту.                                                                                     Ежегодно на традиционном Дне науки на секции: «Экономика и Технология» на защиту представляются исследовательские, проектно-исследовательские работы, а также бизнес-планы, созданные учащимися предпрофильного социально-экономического направления в результате изучения ими авторского курса «Технология предпринимательства». Со своими творческими, исследовательскими и бизнес-проектами ученицы успешно участвуют в конференциях, конкурсах, фестивалях, выставках городского, регионального, всероссийского и международного уровней.                                                               Вывод: Современные инновационные технологии позволяют детям с повышенным уровнем интеллектуального развития чётко погрузиться в творческий процесс обучения, воспитывают в них жажду знаний, стремление к открытиям.                                         2.2.5. Самоуправление на уроках – насыщение социальных позиций «Я» для лидеров В ходе коллективного способа обучения происходит насыщение социальных позиций «Я» через различные социальные роли (учебное самоуправление). Распределение общественных поручений в каждом классе происходит на первом же уроке технологии в учебном году путем голосования. При этом, в первую очередь, учитывается личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов.                                     Для успешной организации и проведения уроков кулинарии выбирается бригадир, который распределяет обязанности в бригаде, заполняет лист оценивания по совместно разработанным критериям.                                                                                          Техник – лаборант назначается из детей, проявляющих повышенный интерес к ТСО, ИКТ, аудио - видеоаппаратуре. Он помогает обслуживать на уроке учебный процесс данными средствами обучения.                                                                                         Консультант назначается из наиболее одарённых обучающихся по предмету, он обеспечивает участие одноклассников в   социальных проектах.                                              Ассистент учителя назначается из числа учеников, обладающих хорошими организаторскими навыками и пользующихся абсолютным авторитетом среди детей.   Ассистент организует мастер-классы на уроках творчества; участие одноклассников в школьном дне науки, коллективных конкурсах, викторинах.                                             Область деятельности членов актива класса регламентируется Положениями о бригадире, технике-лаборанте, ассистенте, консультанте. Представители от ассистентов и консультантов входят в состав Совета кабинета. На заседании Совета кабинета обсуждаются вопросы участия отдельных учащихся или коллектива класса в общешкольных благотворительных и научно-методических мероприятиях, а также участия в индивидуальных конкурсах или сетевых Интернет-проектах коллективов класса.

t1645121893ae.png

3. Выявление и развитие одаренных детей во внеурочной деятельности по предмету «Технология»

t1645121893af.png

В своей конкурсной работе «Дополнительное образование как фактор реализации одаренных детей при изучении предмета «Технология», признанной лучшей по результатам VII Всероссийского конкурса педагогов «Педагогический совет» в номинации «Одаренные дети», указываю на возрастание роли дополнительного образования, которое создает предпосылки для самореализации и творческого развития каждого школьника. «Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли дополнительного образования, которое создает предпосылки для самореализации и творческого развития каждого ученика». https://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5681:2017-12-26-06-24-46&catid=62:2010-01-18-09-31-21&Itemid=46                                                           Мною разработана и реализуется программа «Школа олимпийского резерва» по подготовке обучающихся к участию в олимпиадах; конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества, выставках  технического творчества; участию в научно-практических конференциях школьников и в чемпионатах «WorldSkills Russia».                                     3.1. Олимпиады как возможность проявления общей одаренности                  Умение выполнять олимпиадные задания всегда являлось показателем одаренности ребенка. 1) Очная олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал. 2) Дистанционные предметные олимпиады пользуются популярностью среди школьников всех возрастов. Для одаренных и талантливых детей - это дополнительная возможность для развития их творческого потенциала, выявления своих творческих способностей и развития интереса к научной деятельности.                                                                                      Дистанционных олимпиады по «Технологии»:                                                         Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по кулинарии http://www.eidos.ru/olymp/cookery/index.htm                                                   Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по технологии и труду http://www.eidos.ru/olymp/technology/index.htm                                                       Международная олимпиада https://infourok.ru/konkurs                                                Российский конкурс-олимпиада «Эврикум» для школьников 1-11 классов http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3359&Itemid=21542.                                  Международная олимпиада проекта "Вдеоуроки"   https://videouroki.net/olymp/          Ежегодно обучающиеся  5-10 классов становятся Победителями и Призерами очных и дистанционных олимпиад разного уровня.                                                                       3.2. Кружковые занятия для проявления творчесих способностей и рационализаторства Являюсь победителем регионального конкурса авторских программ системы дополнительного образования детей (2015). Моя авторская образовательная программа «Рукодельница» имеет художественно-эстетическую направленность и предусматривает знакомство обучающихся с основами художественной обработки и декорирования изделий. Новизна программы заключается в том, что она не только расширяет и углубляет знания и умения, учащихся по традиционным народным промыслам (вышивание, лоскутное шитье), но и знакомит учащихся с новыми техниками (фелтинг, батик, декупаж, скрапбукинг и кардмейкинг), а также с новейшими видами декоративно-прикладного творчества (термопластика, работа с фоамираном).                                      Программой предусмотрена исследовательская и проектная деятельность учащихся по выбранному ими виду творчества, посещение музеев, тематических выставок; знакомство с деятельностью клубов, студий и центров народного творчества. Работы, выполненные на кружковых занятиях, становятся частью детских творческих учебных проектов; подарками ветеранам, детям из детского дома.                                                                              Ежегодно творческие работы учащихся становятся победителями и призерами городских и региональных выставок технического творчества, изобретателей и рационализаторов, декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам».                                             3.3. Проектно - исследовательская деятельности одаренных обучающихся             3.3.1. Школьное научное общество учащихся (НОУ) и одаренные дети                    Как учитель технологии, как научный руководитель секции «Технология и экономика» школьного научного общества учащихся, также представляю своих учениц в состав Совета НОУ. В работе секции принимают участие обучающиеся 8-11 классов Члены научного общества, как правило, самые активные участники различных мероприятий конкурсного характера. Важно только заметить их, выделить, помочь укрепить уверенность, и они становятся надежными помощниками учителя.                                                                   3.3.2. Авторский элективный курс для вовлечения обучающихся классов предпрофильного направления в практико-ориентированную деятельность. Предпрофильная подготовка обучающихся основной школы - это основа, на которую опирается профильное обучение в старших классах.                                    Пример: авторский факультативный  курс «Проектная деятельность в предпринимательстве» введен в МАОУ «СОШ № 36 г. Владимира» для обучающихся 8 класса предпрофильного социально-экономического направления. Данный  курспобедитель регионального конкурса авторских пролграмм  факультативных курсов, направленных на формирование личностного и метапредметного результа обучения. Значительная часть учебного материала трансформируется в исследовательскую деятельность и в проектный метод. В процессе изучения курса, учащиеся проектируют виртуальное предприятие, пройдя при этом все этапы от выработки предпринимательской идеи и маркетинговых исследований до опытно-конструкторской разработки, и пробного выхода на рынок. Происходит интеграция технологического и социально-экономического направления. Итогом курсовой подготовки является разработка учащимися бизнес - планов создания ученического предприятия по производству товаров или оказания услуг.                3.3.3. Индивидуальные консультации в сопровождении исследовательской деятельности детей с признаками одаренности.                                                   Особая речь о работе с детьми, склонными к более глубокому освоению и изучению программного материала, увлеченными экспериментальной и исследовательской деятельностью. В работе с такими обучающимися составляю индивидуальный образовательный маршрут. использую задания открытого типа.                                 Исследовательская деятельность таких обучающихся – это творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного. Не следует давать готовые ответы на возникающие вопросы обучащихся, важно учить их замечать проблемы, ставить вопросы и находить способы самим получать на них ответы. В самой «формуле» сотрудничества учителя и ученика в процессе исследования заложен принцип равноправия, который достигается благодаря тому, что никто из сторон не знает правильной истины, хотя бы потому, что она до конца не достижима. Поиск же совместной правды создает как раз такую ситуацию, при которой ученик добытые знания в совместной деятельности с учителем принимает для себя как истинные. В процессе учебного исследования идет развитие способности к исследовательскому типу мышления, приобретение учащимися навыков исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции учащегося на основе приобретения субъективно новых знаний. Исследовательские проекты одаренных детей успешно конкурируют в конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней:                                        Всероссийский заочный конкурс «Юность, Наука, Культура» http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=854&Itemid=44      Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» https://project.1september.ru/                                                                                   Открытый межрегиональный конкурс исследовательских, реферативных и творческих работ учащихся «Культура и дети». http://kulturaideti.narod.ru/                Международный конкурс исследовательских проектов учащихся учреждений общего и дополнительного образования «Край, в котором мы живем» http://iq200.ru/index/mezhdunarodnyj_konkurs_kraj_v_kotorom_my_zhivjom/0-80     Междунродный конкурс проектов в сфере образования           http://university.interclover.ru/all/project.html                                                                 3.3.4. Социальные проекты. Одаренные дети зачастую более других способны понимать, сопереживать, ладить с другими. Многие проекты таких учащихся, имеют социальную направленность. Они связаны с заботой о людях, нуждающихся в социальной защите и помощи. Такие проекты реализуются как добровольческая и благотворительная деятельность во время поездок в Детский дом, Дом для престарелых и инвалидов, встреч с ветеранами педагогического труда в школе                                                                          4. Научные конференции - площадка для роста статуса обучающихся                  Одной из форм работы с интеллектуально одарёнными детьми являются очные научно-практические конференции школьников разных уровней.                                              Научно-практическая конференция школьников «Вектор познания»                          Краеведческая конференция «С любовью к Отечеству»                                                     Научно-практическая конференция учащихся «Юность. Наука. Культура».                      Особенность конференций ЮНК в том, что они включает в себя не только выступления учащихся с докладами на секциях, но и предусматривают обучающую программу (мастер-классы, лекции учёных, интеллектуально-творческую турнирную программу). Участие в таких конференциях повышает статус обучающегосяя. Школьники приобретают опыт выражать свои мысли научным языком, приобретают навык ведения дискуссий, знакомятся с современным состоянием науки и интеллектуальным уровнем сверстников                     III. Результативность методической системы выявления и развития                            И если диаграмма исследования общей одаренности пятиклассников имеет сложную форму, то к 8 классу она обретает прктически форму достаточно ровного девятиугольника.

Диагностика общей одаренности (среднестатистический результат обучающегося 8 класса с признаками общей одаренности)

п/п

Качество

Отметкака

1

Любознательность

5

2

Сверхчувствительность к проблемам

5

3

Способность к прогнозированию

4

4

Словарный запас

5

5

Способность к оценке

5

6

Изобретательность

5

7

Способность рассуждать и мыслить логически

5

8

Настойчивость

5

9

Перфекционизм


t1645121893ag.png


2. «География» мероприятий конкурсного характера за период с 2011/2012 по 2019/2020 гг. c участием обучающихся с признаками общей одаренности

Мероприятие

Уровень

Год

Результат

1.

Олимпиады

1.1.

Очная олимпиада по технологии

Муниципальный

2014-2019 2020

Призеры

Победитель

1.2.

Международная дистанционная олимпиада по технологии «Инфоурок»

Международный

2015

Победитель,          II место

1.3.

Исследовательская олимпиада по культурологии «Эврикум»

Российский

 2018

Лауреат II степени               I место

1.4.

IV Международная олимпиада «Интеллектуал»

Международный

2018

Победитель, I место

2.

Выставки декоративно-прикладного творчества

2.1.

Очный конкурс декоративно-прикладного творчества «Подвиг героев бессмертен»

Муниципальный

2013

III место

2.2.

Очная выставка декоративно-прикладного творчества «Безграничный мир творчества»

Муниципальный

2014

III место

2.3.

Очная выставка

«Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла»

Муниципальный

2014- 2021

I место - 4 работы II место - 6 работ III место - 6 работ

Региональный

2017 -2019

2020

         II место                  I место       Два II места

2.4.

Очная выставка технического творчества

Муниципальный

2016

II место

2.5.

Областная очная выставка изобретателей и рационализаторов

Региональный

2016

III место

2.6.

Заочная выставка декоративно-прикладного творчества

Региональный

2017

Два II места

3.

Конкурсы творчества и эрудиции

3.1.

Областной очный конкурс «Юннат-2011»

Региональный

2011

Диплом II степени

3.2.

Заочный конкурс «Креативность. Интеллект. Талант»

Всероссийский

2013-2014 

2020

Два Лауреата     Три Лауреата         Три Победителя

3.3.

Первый интернет-конкурс-выставка «Украшаем дом своими руками»

Всероссийский

2012

«За возрождение традиций»-Диплом

3.4.

Творческий конкурс «Престиж»

Международный

2019

Победитель

3.5.

Конкурс для детей и молодежи «Страна талантов»

Всероссийский

2019

I место

3.6.

Областной конкурс «Удивительный мир театра»

Региональный

2019

Лауреат

3.7.

Конкурс декоративного творчества портала «Солнечный свет»

Международный

2020

Победитель

4.

Конкурсы проектно-исследовательских работ

4.1.

Российский заочный конкурс проектов «Созидание и творчество

Всероссийский

2012

Диплом III степени


Всероссийский открытый конкурс исследовательских работ учащихся «Культура и дети»

Всероссийский

2012

Диплом I степени

4.2.

Конкурс исследовательских и творческих работ  учащихся «Портфолио ученика»

Всероссийский

2012

2 Победителя и 2 Лауреата

4.3.

Российский заочный конкурс «Юность. Наука. Культура»

Всероссийский

2011-2018

Лауреаты I, II и III степени

4.4.

Международный конкурс исследовательских проектов учащихся «Край. В котором мы живем»

Международный

2014

Лауреат

4.5.

Конкурс проектов в сфере образования по инициативе проекта «Interclover»

Международный

2020

2 Диплома Победителя III степени

5.

Чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia)

5.1.

III региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Владимирской области

Региональный

2018

I место

5.2.

IV региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Владимирской области

Региональный

2019

I место


6,

Научно-практическая конференция учащихся (очная)

6.1.

Городская краеведческая конференция «С любовью к Отечеству»

Муниципальный


2013

III место


6.2.

Всероссийская открытая конференция учащихся «Юность Наука. Культура»

Всероссийский

2011 /2012

2013

Лауреат II степени Лауреат III степени Лауреат I степени

6.3.

II и IV научно-практическая конференция школьников «Вектор познания»

Муниципальный

2017- 2019

I и II место             I место

Региональный

2017- 2019

Дипломы III степени

Примечание: Уроки технологии завершаются в школе в 8 классе, но ученицы, заинтересованные проектно-исследовательской деятельностью, склонные к науке и творчеству, продолжают сотрудничество, посещая элективные курсы, занятия в кружках и школе олимпийского резерва. И если такое активное сотрудничество начиналось обычно с 7 класса и продолжалось до 11 класса, то в последние годы наметилась тенденция активного участия в престижных конкурсных мероприятиях школьниц 5-6 класса с достаточно успешными результатами.                                                                                                2018/2019 учебный год: Победитель (I место) городской выставки «Декоративно- прикладное творчество и народные ремесла» - одна обучающаяся 5 класса             2019/2020 учебный год: Призеры (II место) городской и областной выставки «Декоративно- прикладное творчество и народные ремесла» - три обучающиеся 5 класса и Лауреат областного конкурса «Удивительный мир театра-2019» - одна обучающаяся 6 класса.                                                                                                                                    3. Представление опыта работы с одаренными детьми учителем Николаевой Л. С. 3.1. Выступления                                                                                                                  1) «Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности» - Всероссийская научно- практическая конференция, 23.04. 2012 года                                                              2) «Развитие потенциала личности одаренных детей при изучении предмета «Технология» в школе - Всероссийский педагогический практикум в городе Анапа 26. 06. 2014 года.    3.2. Публикации                                                                                                                 1. Николаева Л. С. «Из оыта работы по педагогическому сопровждению проектно-исследовательской деятельности одаренного ребенка». Материалы VII международной заочной научно-практической конференции», г. Ульяновск, 2012 год, стр.355-360              2. Николаева Л. С. «Работа с одаренными детьми при изучении предмета «Технология». Материалы XIX Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования», г. Москва, 2013 год, стр. 118-123                                         3. Николаева Л.С. Работа с одарёнными детьми при изучении предмета «Технология» в школе (методические рекомендации). – Владимир, 2014. – 55 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01006808993 https://rusneb.ru/catalog/002293_000049_RU+VLADIMIR%7C%7C%7CBIBL%7C%7C%7C0002821135/                                                                                                              4. Николаева Л. «Выявление и развитие детей с признаками одаренности»  Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2018 -70 с. https://www.ozon.ru/context/detail/id/154617157/

3.3. Участие в конкурсах для учителей по теме «Одаренные дети»                                1. Диплом за I место во Всероссийской блиц-олимпиаде «Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время в соответствии с ФГОС, 2016 год                                                  2. Диплом I степени VIII Всероссийского конкурса педагогв «Педагогический совет» в номинации «Одаренные дети», 2018 год                                                                                      3. Результаты методического сопровождения учителем Николаевой Л. С. индивидуального образовательного маршрута обучающихся с признаками одаренности

Наименование мероприятия

Уровень

Год

Результат

Пример 1 (обучающаяся школы с 9 по11 класс)

1

Конкурс «Юннат-2011».

Областной

2011

Диплом II степени

2

Заочный конкурс проектов «Созидание и творчество».

Всероссийский

2012

Диплом за III место

3

Заочный конкурс «ЮНК».

Всероссийский

2012

Диплом I степени

4

XXVII Всероссийская открытая конференция учащихся «ЮНК».

Всероссийский

2012

Диплом лауреата III степени

5

V Открытый конкурс исследовательских работ учащихся «Культура и дети».

Межрегиональ-ный

2012

Диплом I степени

6

Заочный конкурс «КИТ»

Всероссийский

2013

Диплом Лауреата

7

Заочный конкурс «Юность, наука, культура».

Всероссийский

2013

Диплом Лауреата II степени

8

XXVII Всероссийская открытая конференция учащихся «ЮНК».

Всероссийский

2013

Диплом Лауреата I степени

9

Краеведческая конференция «С любовью к Отечеству».

Городской

2013

Диплом за III место

10

Конкурс исследовательских проектов учащихся «Край, в котором мы живем»

Международный

2014

Грамота Лауреата

11

Исследовательская олимпиада по культурологии «Эврикум»

Всероссийский

2014


Диплом Лауреата за II место

Пример 2 (обучающаяся школы с 7 по 10 класс)

1

Олимпиада по технологии

Городской

20152016

Дипломы Призера

2

Научно-практическая конференция школьников «Вектор познания».

Муниципальный

2017

Диплом за I место

3

II Научно-практическая конференция школьников «Вектор познания».

Региональный

2017

Диплом III степени

4

Заочный конкурс

«Юность. Наука. Культура».

Всероссийский

2017

Диплом Лауреата II степени

5

III Региональный чемпионат Молодые профессионалы (WorldSkills Russia). Компетенция «Предпринимательство-юниоры»

Региональный

2018

Диплом за I место

6

Отборочные соревнования Молодые профессионалы (WorldSkills Russia).

Всероссийский

2018

Свидетельство участника

7

Исследовательская олимпиада по культурологии «Эврикум»

Всероссийский

2018

Диплом Призера за I место

Пример 3 (обучающаяся школы с 7 по 10 класс)

1

Олимпиада по технологии

Городской

2015/2016

Дипломы Призера

2

Выставка технического творчества.

Городской

2016

Диплом за II место

3

Выставка изобретателей и рационализаторов.

Областной

2016

Грамота за 3 место

4

Выставка «Декоративно

прикладное творчество»

Городской

2016

Диплом за III место

5

Выставка «Декоративно-прикладное творчество»

Городской

2018

Диплом за I место

6

Выставка «Декоративно-прикладное творчество»

Областной

2019

Диплом за I место

7

IV Научно-практическая конференция школьников «Вектор познания». Секция «Технология»

Городской

2019

Диплом Победителя

8

IV Научно-практическая конференция школьников «Вектор познания». Секция «Технология»

Областной

2019

Диплом за 3 место

Вывод: Представленные результаты доказывают, что своевременное выявление и развитие детей с признаками одаренности способствует ускорению процесса реализации их творческого потенциала!

IV. Библиография                                                                                                               1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.                                                                                                               2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Лекция, прочитанная в Стенфордском университете 13 апреля 1959 г. На русском языке опубликована в сборнике переводов «Психология мышления», под редакцией А.М.Матюшкина. – М.: Прогресс, 1965. – 534 с. (с. 433-456)                                                                                                                               3. Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности ДО // Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 124-128.                                                           4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999                                               5. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003.                               6. Г.В. Можаева, И.В. Тубалова Применение дистанционных технологий обучения для развития творческих способностей одаренных детей, Открытое и дистанционное образование. Томск, 2005. №1 (17). С. 36-43.                                                                         7. Николаева Л. С. Из опыта работы по сопровождению проектно-исследовательскойдеятельности одаренного ребенка. Материалы VII международной заочной научно-практической конференции, 14 октября 2012 года по проблемам технологического образования школьников», 2012 г. под общей ред. О.В.Атауловой.-Ульяновск: УИПКРО, 2012.-804 с. С. 355-359                                                                           8. Николаева Л. С. Работа с одаренными детьми при изучении предмета «Технология». Материалы XIX Международной научно-практической конференции по проблемам технологического развития страны //под ред. Ю.Л.Хотунцева. Москва. МГТУ им. Н. э Баумана . 2013 г. С.118-123                                                                                               9. Николаева Л.С. Работа с одарёнными детьми при изучении предмета «Технология» в школе (методические рекомендации). – Владимир, 2014. – 55 с.                                            10. Николаева Л. С. «Выявление и развитие детей с признаками общей одаренности». Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2018 -70 с.                                                11. Панов В.И. Одарённые дети:выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.     12. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.              13. Практические рекомендации по организации дистанционной школы, ориентированной на развитие одаренности у детей и подростков. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", http://www.hse.ru                       14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.                                                               15. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.                                                                                                            16. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. М., 2001.                                 17. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.                                               18. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-отиентированный учебно- воспитательный процесс и развитие одаренности. М., 2001.                                                                         19. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://www.psylist.net/hrestomati/teplov.htm                                                                              20. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.                                                                                                                    21. Хромова Т.В. Панов В.И., Колосова М.А. Образовательная среда для обучения и развития детей с разными видами одарённости // Работа с одарёнными детьми в ОУ г. Москвы. Вып. №2/ Ред. Л.Е. Курнешёва. М., 2004.                                                                   22. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. М., 2000.

15



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.