12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Николаева Л.С.168 Учитель технологии. Заслуженный учитель РФ Россия, Владимирская обл., Владимир |
Методическая система работы учителя технологии по выявлению и развитию обучающихся с признаками одаренности
Автор: Николаева Лариса Сергеевна, учитель технологии МАОУ г. Владимира " СОШ № 36
«Методическая система работы учителя технологии по выявлению и развитию обучающихся с признаками одаренности» Содержание I. Пояснительная записка 1. Обоснование выбора темы 2. Цель и задачи работы 3. Формы и методы работы с одаренными детьми II. Основная часть 1. Диагностика общей одаренности обучающихся 5-х классов 2. Приоритетные направления урочной деятельности для личностного развития обучающихся 2.1. Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке технологии через использование передовых приемов педагогической техники 2.2. Современные образовательные технологии для личностно - ориентированного подхода в обучении школьников 2.2.1. Реализация здоровьесберегающих технологий в школе - залог здоровья и успешности учеников 2.2.2.Интегрированные уроки как метод сотрудничества с одаренными детьми 2.2.3. Роль ИКТ в развития личностного потенциала обучающихся 2.2.4. Проектно-исследовательская деятельность как метод развития индивидуальности, креативности и творчества ребенка 2.2.5. Самоуправление на уроках – насыщение социальных позиций «Я» для лидеров 3. Выявление и развитие одаренных детей при релизации программ дополнительного образования 3.1. Олимпиады как возможность проявления общей одаренности. 3.2.Кружковые занятия для проявления творчесих способностей 3.3. Проектно - исследовательская деятельности одаренных обучающихся 3.3.1. Школьное научное общество учащихся (НОУ) и одаренные дети 3.3.2. Авторский элективный курс для обучающихся классов предпрофильного социально-экономического направления. 3.3.3. Индивидуальные консультации в сопровождении исследовательской деятельности детей с признаками одаренности 3.3.4. Социальные проекты 4. Научные конференции - площадка для роста статуса обучающихся III. Результативность методической системы выявления и развития обучающихся с признаками одаренности 1. Диагностика общей одаренности обучающегося 8 клас 2. «География» мероприятий конкурсного характера за период с 2011/2012 по 2020/2021гг. c участием обучающихся с признаками общей одаренности 3. Результаты методического сопровождения учителем Николаевой Л. С. индивидуального образовательного маршрута обучающихся с признаками одаренности IV. Библиография
I. Пояснительная записка 1. Обоснование выбора темы работы Современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, которые, используя свой потенциал, заложенный еще в школе, смогут развивать научные знания и умело использовать их на практике. Одаренность детей среднего и старшего школьного возраста проявляется в способности к высоким достижениям и успехам в учебе, творчестве, спорте, музыкальной сфере или сразу в нескольких сферах. Являюсь активным членом творческой группы учителей технологии города, осуществляющих в инновационную деятельность по теме: «Система работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО». Мой опыт работы по теме «Создание эффективной методической системы работы учителем технологии и дополнительного образования по выявлению и развитию обучающихся с признаками одаренности 5-11 классов, направленной на реализацию творческого потенциала школьников» обобщен: - в 2019 году – на муниципальном уровне
2. Цель работы: «Создание условий для выявления и развития детей с признаками одаренности в рамках предмета «Технология» Задачи: выбор оптимальных форм и методов работы с одаренными детьми; разработка и внедрение методических рекомендаций по выявлению и развитию детей с признаками одаренности при изучении предмета «Технология» в школе»; разработка основных и дополнительных программ развивающей направленности для одаренных детей, их практическое применение; разработка методических рекомендаций по организации участия школьников в конкурсных мероприятиях от школьного до международного уровней. 3. Формы и методы работы с одаренными детьми Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках технологии: передовые приемы педагогической техники, современные образовательные технологии, самоуправление Формы и методы работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности:олимпиады, кружковые занятия, проектно-исследовательская деятельность, индивидуальные консультации, участие в конференциях, конкурсах, выставках.
II. Основная часть Диагностика общей одаренности обучающихся Советский и российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одаренности, обучения одаренных детей, создатель научной школы «Психология детской одаренности», доктор педагогических и психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный член Академии педагогических и социальных наук А. И. Са́венков установил определение одаренности как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [17]. Предмет «Технология» - особый предмет. Именно на этих уроках любые творческие идеи можно воплотить в конкретные действия, здесь имеются все условия для развития проектных и исследовательских навыков, возможно проявление незаурядных способностей при разработке и создании изделий декоративно-прикладного творчества. Дети впервые приходят к нам на уроки в 5 классе. У каждого ребенка уже есть свой багаж знаний, свой мир открытий. Оценку уровня общей одаренности обучающегося начинаю с 5 класса и провожу ее по методике, разработанной А.И. Савенковым. Оценка проводится по пятибалльной системе: «5»– данное свойство чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности, «4» – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко, «3» - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга, «2» – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому, «1» – чётко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется во всех видах деятельности, «0» – сведений для оценки данного качества нет. Характеристики: 1) Любознательность. 2) Сверхчувствительность к проблемам. 3) Способность к прогнозированию. 4) Словарный запас. 5) Способность к оценке. 6) Изобретательность. 7) Способность рассуждать и мыслить логически. 8) Настойчивость (целеустремлённость). 9) Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Диагностика общей одаренности (среднестатистический результат обучающегося 5 класса с признаками общей одаренности)
№п/п | Качество | Баллы |
1 | Любознательность | 4 |
2 | Сверхчувствительность к проблемам | 4 |
3 | Способность к прогнозированию | 3 |
4 | Словарный запас | 4 |
5 | Способность к оценке | 3 |
6 | Изобретательность | 4 |
7 | Способность рассуждать и мыслить логически | 5 |
8 | Настойчивость | 4 |
9 | Перфекционизм | 4 |
Поставленные баллы откладываются на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у обучающегося с признаками общей одаренности 5 класса при объективной оценке обычно получается «звёздочка» сложной конфигурации. Так выявляю направления, по которым намечаю «точки роста» конкретного воспитанника, поскольку график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести разработку индивидуального образовательного маршрута обучающихся.
Пример:
2. Направления урочной деятельности для личностного развития ребенка
В своей работе «Работа с одарёнными детьми при изучении предмета «Технология» в школе (методические рекомендации)» [9] и одноименной статье в материалах XIX Международной научно-практической конференции по проблемам технологического развития страны [8] отмечаю, что «в процессе урочной деятельности с целью выявления и развития одаренных детей следует выделить следующие приоритетные направления: Приоритет индивидуального обучения перед фронтальным Приоритет диалога перед монологом Приоритет эффективных образовательных технологий Приоритет самоуправления перед командно-распорядительным стилем общения
Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках технологии:
2.1. Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке технологии через использование передовых приемов педагогической техники
В монографии «Выявление и развитие детей с признаками одаренности» [10, глава II] мною представлен опыт мотивации познавательной деятельности ученика на уроке технологии через использование передовых приемов педагогической техники. «Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Новизна изложения нового материала с включением интересных фактов и событий через различные педагогические приемы, творческие задания, которые всегда увлеченно выполняют школьницы индивидуально или в группе, причем каждая с учетом своих собственных интересов и способностей. Работа в группе для учащихся особенно эффективна. Совместное творчество, подготовка предложений по разрешению проблемы, коллективная выработка решения способствуют формированию умений работать в коллективе, умений брать на себя и разделять ответственность», что особенно присуще детям с признаками одаренности. На диске - приложении "Приемы педагогической техники" к журналу "Директор школы" (2011 год) представлен мой опыт по применению отдельных приемов педагогической практики
2.2. Современные образовательные технологии для личностно - ориентированного подхода в обучении школьников. 2.2.1. Реализация здоровьесберегающих технологий в школе - залог и здоровья, и успешности учеников Программа курса «Обработка пищевых продуктов» («Кулинария») в предмете «Технология» является отличной платформой для проведения уроков с интеграцией темы здоровья. Доброкачественность пищевых продуктов определяется на уроках технологии с помощью учебной Санитарно-пищевой мини-экспресс-лаборатории "СПЭЛ-У", рекомендованной Федеральным экспертным Советом по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения. Учащиеся, склонные к исследовательской деятельности, успешно проводят исследовательскую работу по выявлению состояния домашнего питания учащихся школы, систематизации и анализу результатов анкетирования; изучению мнение специалистов в вопросах рационального питания и его влиянии на качество жизни человека. Они представляют результаты исследования как на уроках, так и на конкурсах и научно-практических конференциях учащихся различных уровней: школьный «День науки», региональная научно-практическая конференция учащихся «Вектор познания», Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Юность. Наука. Культура». 2.2.2. Интегрированные уроки как метод сотрудничества с одаренными детьми При подготовке и проведении таких уроков одаренные дети особенно активно и с большим интересом сотрудничают с преподавателями, совместно выстраивая образовательную траекторию. Интегрированные уроки проводим в нетрадиционной форме. Примеры интегрированных уроков по технологии и истории: 5 класс: урок- путешествие «Древний Восток: прошлое и настоящее», урок-игра «По страницам телепередач: Древняя Греция и Рим». 6 класс: «Музей культуры и быта Средневековья», урок - фольклорный праздник «Масленица. 7 класс: урок - устный журнал «Повседневная жизнь европейцев в Новое время», урок- исследование «Мир новый, доселе неизвестный. Реформы Петра I». 8 класс: урок-творческая мастерская «Быт и промыслы России и Владимирской губернии». На интегрированных уроках математики и технологии, физики и технологии раскрывается практическое применение получаемых учащимися знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения. Высокая эффективность таких уроков достигается прежде всего достаточной степенью заинтересованности одаренных детей и в их возможности проявить свои способности при подготовке к уроку и стать лидерами в ходе урока. 2.2.3. Роль ИКТ в развития личностного потенциала обучающихся Стремительно возрастает роль информационных технологий как мощного средства повышения результативности обучения. Принципиально важными стали отбор и переработка максимального количества учебного материала, выходящего за рамки традиционного учебника и размещенного в сети Интернет. Для сопровождениия проектной деятельности одаренных детей на сайте школы № 36 г. Владимира размещен авторский дистанционный курс «Технология разработки бизнес-плана ученического предприятия», на котором обучаются учащиеся предпрофильных классов социально-экономического направления.
3. Выявление и развитие одаренных детей во внеурочной деятельности по предмету «Технология»
В своей конкурсной работе «Дополнительное образование как фактор реализации одаренных детей при изучении предмета «Технология», признанной лучшей по результатам VII Всероссийского конкурса педагогов «Педагогический совет» в номинации «Одаренные дети», указываю на возрастание роли дополнительного образования, которое создает предпосылки для самореализации и творческого развития каждого школьника. «Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли дополнительного образования, которое создает предпосылки для самореализации и творческого развития каждого ученика».
Диагностика общей одаренности (среднестатистический результат обучающегося 8 класса с признаками общей одаренности)
№п/п | Качество | Отметкака |
1 | Любознательность | 5 |
2 | Сверхчувствительность к проблемам | 5 |
3 | Способность к прогнозированию | 4 |
4 | Словарный запас | 5 |
5 | Способность к оценке | 5 |
6 | Изобретательность | 5 |
7 | Способность рассуждать и мыслить логически | 5 |
8 | Настойчивость | 5 |
9 | Перфекционизм |
2. «География» мероприятий конкурсного характера за период с 2011/2012 по 2019/2020 гг. c участием обучающихся с признаками общей одаренности
№ | Мероприятие | Уровень | Год | Результат |
1. | Олимпиады | |||
1.1. | Очная олимпиада по технологии | Муниципальный | 2014-2019 2020 | Призеры Победитель |
1.2. | Международная дистанционная олимпиада по технологии «Инфоурок» | Международный | 2015 | Победитель, II место |
1.3. | Исследовательская олимпиада по культурологии «Эврикум» | Российский | 2018 | Лауреат II степени I место |
1.4. | IV Международная олимпиада «Интеллектуал» | Международный | 2018 | Победитель, I место |
2. | Выставки декоративно-прикладного творчества | |||
2.1. | Очный конкурс декоративно-прикладного творчества «Подвиг героев бессмертен» | Муниципальный | 2013 | III место |
2.2. | Очная выставка декоративно-прикладного творчества «Безграничный мир творчества» | Муниципальный | 2014 | III место |
2.3. | Очная выставка «Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла» | Муниципальный | 2014- 2021 | I место - 4 работы II место - 6 работ III место - 6 работ |
Региональный | 2017 -2019 2020 | II место I место Два II места | ||
2.4. | Очная выставка технического творчества | Муниципальный | 2016 | II место |
2.5. | Областная очная выставка изобретателей и рационализаторов | Региональный | 2016 | III место |
2.6. | Заочная выставка декоративно-прикладного творчества | Региональный | 2017 | Два II места |
3. | Конкурсы творчества и эрудиции | |||
3.1. | Областной очный конкурс «Юннат-2011» | Региональный | 2011 | Диплом II степени |
3.2. | Заочный конкурс «Креативность. Интеллект. Талант» | Всероссийский | 2013-2014 2020 | Два Лауреата Три Лауреата Три Победителя |
3.3. | Первый интернет-конкурс-выставка «Украшаем дом своими руками» | Всероссийский | 2012 | «За возрождение традиций»-Диплом |
3.4. | Творческий конкурс «Престиж» | Международный | 2019 | Победитель |
3.5. | Конкурс для детей и молодежи «Страна талантов» | Всероссийский | 2019 | I место |
3.6. | Областной конкурс «Удивительный мир театра» | Региональный | 2019 | Лауреат |
3.7. | Конкурс декоративного творчества портала «Солнечный свет» | Международный | 2020 | Победитель |
4. | Конкурсы проектно-исследовательских работ | |||
4.1. | Российский заочный конкурс проектов «Созидание и творчество | Всероссийский | 2012 | Диплом III степени |
Всероссийский открытый конкурс исследовательских работ учащихся «Культура и дети» | Всероссийский | 2012 | Диплом I степени | |
4.2. | Конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» | Всероссийский | 2012 | 2 Победителя и 2 Лауреата |
4.3. | Российский заочный конкурс «Юность. Наука. Культура» | Всероссийский | 2011-2018 | Лауреаты I, II и III степени |
4.4. | Международный конкурс исследовательских проектов учащихся «Край. В котором мы живем» | Международный | 2014 | Лауреат |
4.5. | Конкурс проектов в сфере образования по инициативе проекта «Interclover» | Международный | 2020 | 2 Диплома Победителя III степени |
5. | Чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) | |||
5.1. | III региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Владимирской области | Региональный | 2018 | I место |
5.2. | IV региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Владимирской области | Региональный | 2019 | I место |
6, | Научно-практическая конференция учащихся (очная) | |||
6.1. | Городская краеведческая конференция «С любовью к Отечеству» | Муниципальный | 2013 | III место |
6.2. | Всероссийская открытая конференция учащихся «Юность Наука. Культура» | Всероссийский | 2011 /2012 2013 | Лауреат II степени Лауреат III степени Лауреат I степени |
6.3. | II и IV научно-практическая конференция школьников «Вектор познания» | Муниципальный | 2017- 2019 | I и II место I место |
Региональный | 2017- 2019 | Дипломы III степени |
Примечание: Уроки технологии завершаются в школе в 8 классе, но ученицы, заинтересованные проектно-исследовательской деятельностью, склонные к науке и творчеству, продолжают сотрудничество, посещая элективные курсы, занятия в кружках и школе олимпийского резерва. И если такое активное сотрудничество начиналось обычно с 7 класса и продолжалось до 11 класса, то в последние годы наметилась тенденция активного участия в престижных конкурсных мероприятиях школьниц 5-6 класса с достаточно успешными результатами. 2018/2019 учебный год: Победитель (I место) городской выставки «Декоративно- прикладное творчество и народные ремесла» - одна обучающаяся 5 класса 2019/2020 учебный год: Призеры (II место) городской и областной выставки «Декоративно- прикладное творчество и народные ремесла» - три обучающиеся 5 класса и Лауреат областного конкурса «Удивительный мир театра-2019» - одна обучающаяся 6 класса. 3. Представление опыта работы с одаренными детьми учителем Николаевой Л. С. 3.1. Выступления 1) «Психолого-педагогическое сопровождение детской одаренности» - Всероссийская научно- практическая конференция, 23.04. 2012 года 2) «Развитие потенциала личности одаренных детей при изучении предмета «Технология» в школе - Всероссийский педагогический практикум в городе Анапа 26. 06. 2014 года. 3.2. Публикации 1. Николаева Л. С. «Из оыта работы по педагогическому сопровждению проектно-исследовательской деятельности одаренного ребенка». Материалы VII международной заочной научно-практической конференции», г. Ульяновск, 2012 год, стр.355-360 2. Николаева Л. С. «Работа с одаренными детьми при изучении предмета «Технология». Материалы XIX Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования», г. Москва, 2013 год, стр. 118-123 3. Николаева Л.С. Работа с одарёнными детьми при изучении предмета «Технология» в школе (методические рекомендации). – Владимир, 2014. – 55 с.
3.3. Участие в конкурсах для учителей по теме «Одаренные дети» 1. Диплом за I место во Всероссийской блиц-олимпиаде «Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время в соответствии с ФГОС, 2016 год 2. Диплом I степени VIII Всероссийского конкурса педагогв «Педагогический совет» в номинации «Одаренные дети», 2018 год 3. Результаты методического сопровождения учителем Николаевой Л. С. индивидуального образовательного маршрута обучающихся с признаками одаренности
№ | Наименование мероприятия | Уровень | Год | Результат |
Пример 1 (обучающаяся школы с 9 по11 класс) | ||||
1 | Конкурс «Юннат-2011». | Областной | 2011 | Диплом II степени |
2 | Заочный конкурс проектов «Созидание и творчество». | Всероссийский | 2012 | Диплом за III место |
3 | Заочный конкурс «ЮНК». | Всероссийский | 2012 | Диплом I степени |
4 | XXVII Всероссийская открытая конференция учащихся «ЮНК». | Всероссийский | 2012 | Диплом лауреата III степени |
5 | V Открытый конкурс исследовательских работ учащихся «Культура и дети». | Межрегиональ-ный | 2012 | Диплом I степени |
6 | Заочный конкурс «КИТ» | Всероссийский | 2013 | Диплом Лауреата |
7 | Заочный конкурс «Юность, наука, культура». | Всероссийский | 2013 | Диплом Лауреата II степени |
8 | XXVII Всероссийская открытая конференция учащихся «ЮНК». | Всероссийский | 2013 | Диплом Лауреата I степени |
9 | Краеведческая конференция «С любовью к Отечеству». | Городской | 2013 | Диплом за III место |
10 | Конкурс исследовательских проектов учащихся «Край, в котором мы живем» | Международный | 2014 | Грамота Лауреата |
11 | Исследовательская олимпиада по культурологии «Эврикум» | Всероссийский | 2014 | Диплом Лауреата за II место |
Пример 2 (обучающаяся школы с 7 по 10 класс) | ||||
1 | Олимпиада по технологии | Городской | 20152016 | Дипломы Призера |
2 | Научно-практическая конференция школьников «Вектор познания». | Муниципальный | 2017 | Диплом за I место |
3 | II Научно-практическая конференция школьников «Вектор познания». | Региональный | 2017 | Диплом III степени |
4 | Заочный конкурс «Юность. Наука. Культура». | Всероссийский | 2017 | Диплом Лауреата II степени |
5 | III Региональный чемпионат Молодые профессионалы (WorldSkills Russia). Компетенция «Предпринимательство-юниоры» | Региональный | 2018 | Диплом за I место |
6 | Отборочные соревнования Молодые профессионалы (WorldSkills Russia). | Всероссийский | 2018 | Свидетельство участника |
7 | Исследовательская олимпиада по культурологии «Эврикум» | Всероссийский | 2018 | Диплом Призера за I место |
Пример 3 (обучающаяся школы с 7 по 10 класс) | ||||
1 | Олимпиада по технологии | Городской | 2015/2016 | Дипломы Призера |
2 | Выставка технического творчества. | Городской | 2016 | Диплом за II место |
3 | Выставка изобретателей и рационализаторов. | Областной | 2016 | Грамота за 3 место |
4 | Выставка «Декоративно прикладное творчество» | Городской | 2016 | Диплом за III место |
5 | Выставка «Декоративно-прикладное творчество» | Городской | 2018 | Диплом за I место |
6 | Выставка «Декоративно-прикладное творчество» | Областной | 2019 | Диплом за I место |
7 | IV Научно-практическая конференция школьников «Вектор познания». Секция «Технология» | Городской | 2019 | Диплом Победителя |
8 | IV Научно-практическая конференция школьников «Вектор познания». Секция «Технология» | Областной | 2019 | Диплом за 3 место |
Вывод: Представленные результаты доказывают, что своевременное выявление и развитие детей с признаками одаренности способствует ускорению процесса реализации их творческого потенциала!
IV. Библиография 1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005. 2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Лекция, прочитанная в Стенфордском университете 13 апреля 1959 г. На русском языке опубликована в сборнике переводов «Психология мышления», под редакцией А.М.Матюшкина. – М.: Прогресс, 1965. – 534 с. (с. 433-456) 3. Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности ДО // Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 124-128. 4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999 5. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.; Воронеж, 2003. 6. Г.В. Можаева, И.В. Тубалова Применение дистанционных технологий обучения для развития творческих способностей одаренных детей, Открытое и дистанционное образование. Томск, 2005. №1 (17). С. 36-43. 7. Николаева Л. С. Из опыта работы по сопровождению проектно-исследовательскойдеятельности одаренного ребенка. Материалы VII международной заочной научно-практической конференции, 14 октября 2012 года по проблемам технологического образования школьников», 2012 г. под общей ред. О.В.Атауловой.-Ульяновск: УИПКРО, 2012.-804 с. С. 355-359 8. Николаева Л. С. Работа с одаренными детьми при изучении предмета «Технология». Материалы XIX Международной научно-практической конференции по проблемам технологического развития страны //под ред. Ю.Л.Хотунцева. Москва. МГТУ им. Н. э Баумана . 2013 г. С.118-123 9. Николаева Л.С. Работа с одарёнными детьми при изучении предмета «Технология» в школе (методические рекомендации). – Владимир, 2014. – 55 с. 10. Николаева Л. С. «Выявление и развитие детей с признаками общей одаренности». Монография. LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2018 -70 с. 11. Панов В.И. Одарённые дети:выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4. 12. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996. 13. Практические рекомендации по организации дистанционной школы, ориентированной на развитие одаренности у детей и подростков. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики",
15