Редакция от 1 янв 2006
Методики выявления одаренности учащихсяДиагностическая работа с одаренными детьми начинается с поступления учащихся в образовательную организацию и продолжается на протяжении всего периода обучения в соответствии с Планом работы с одаренными детьми.
Для диагностики используются методики, направленные на выявление основных черт личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье, выявление творческого потенциала, мотивации в достижениях, обеспечивающих достижение высоких результатов во многих областях. Благодаря применению методик можно определить черты личности ребенка, способствующие или, наоборот, препятствующие проявлению его одаренности.
Перечень диагностик: психологический профиль одаренного ребенка
Название методики |
Цель |
Тест Кеттела 16-PF (форма А) |
Измерение 16 факторов личности – личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявление эмоциональных, коммуникативных, интеллектуальных свойств, а также свойств саморегуляции. Проводится с учащимися, начиная с 8-го класса |
Тест "Акцентуации характера" |
Выявление типа акцентуации характера, т. е. определенного направления характера. Изучение и коррекция индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений лиц подросткового возраста |
Характерологический опросник Айзенка (вариант В – подростковый) |
Изучение и коррекция индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений лиц подросткового возраста |
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошникова |
Оперативная оценки самочувствия, активности и настроения |
Тест "Шкала социально-психологической адаптированности" К. Роджерса и Р. Даймона в адаптации Т.В. Снегиревой |
Выявление особенностей адаптационного периода личности через интегральные показатели "адаптация", "самоприятие", "приятие других", "эмоциональная комфортность", "интернальность", "стремление к доминированию" |
Опросник "Каков ваш творческий потенциал?" |
Диагностика творческого потенциала, креативности. Вопросы диагностируют границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться |
Тест «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейна |
Изучение представлений о счастье |
Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника |
Самостоятельное определение школьником уровня собственной самооценки |
"Несуществующее животное" |
Диагностика личностных особенностей |
"Пальцем окрашивания тест" |
Выявление значимых характеристик личности |
"Завершение предложения" (вариант В. Михала) |
Диагностика отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям; выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний |
Методики, представленные в таблице, позволяют оценить состояние памяти, утомляемость, активность, устойчивость и распределение внимания; определить избирательность восприятия, уровень зрительного восприятия материала и зрительного самоконтроля.
Название методики |
Цель |
"Заучивание 10 слов" А.Р. Лурии |
Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания |
"Исключение слов" |
Оценка вербально-логического мышления |
Тест "Куб Линка" |
Оценка наблюдательности, пространственных представлений, способностей к анализу и синтезу материала, умения находить и формулировать закономерности (приемы сложения куба), психомоторики испытуемого. Определение степени сообразительности при решении простейшей конструктивной задачи |
Тест на механическую понятливость Беннета |
Выявление технических способностей |
Тест интеллекта "Нарисуй человека" Ф. Гудинаф |
Оценка уровня интеллектуального развития |
Тест на восприятие Мюнстерберга |
Определение избирательности внимания |
Тест "Ведущая репрезентативная система" |
Определение ведущей репрезентативной системы |
На основании методик, входящих в этот раздел, возможно составление профиля уровня интеллектуального развития ребенка, оценка его потенциальных возможностей дальнейшего развития.
Название методики |
Цель |
Тест прогрессивных матриц Равена |
Оценка наглядно-образного мышления у младшего школьника, связанного с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач |
Тест Д. Векслера |
Измерение уровня интеллектуального развития |
Тест Р. Амтхауэра |
Определение коэффициента интеллекта. Выстраивание профиля интеллекта по следующим критериям: дополнение предложений, исключение слова, аналогии, память, мнестические способности, арифметические задачи, числовые ряды, пространственное воображение, пространственное обобщение |
Тест "Интеллектуальная лабильность" |
Экспресс-диагностика лабильности (способность к переключению внимания, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок) мыслительных процессов. Прогнозирование успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности, оценка качества трудовой практики |
Использование диагностического материала позволит провести отбор творчески одаренных детей. Методики направлены на изучение дивергентной продуктивности на образном, символическом и семантическом материале и позволяют оценить следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Также методики определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск, считают себя дети.
Название методики |
Цель |
Тест "Изучение личностных креативных способностей" Е.Е. Туник |
Определение особенностей творческой личности: любознательности, воображения, сложности, склонности к риску |
Тест Медника для детей от 12 лет (адаптация Л.Г. Алексеева, Т.В. Галкина) |
Проверка параметров вербальной креативности: скорости придумывания вербальных ассоциаций, оригинальности, необычности ассоциирования, целенаправленности ассоциаций |
Фигурная форма теста творческого мышления Торренса |
Оценка невербальной креативности |
Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР) |
Комплексная диагностика креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет |
Методика "Предложения" |
Изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом |
Методика "Классификация" |
Изучение дивергентной продуктивности на семантическом материале |
Методика "Две линии" |
Изучение дивергентной продуктивности на образном материале |
Опросник для определения творческих наклонностей у школьников |
Определение творческих наклонностей у школьников |
Вербальный тест творческого мышления "Необычное использование" К.А. Хеллер |
Исследование творческой одаренности детей, начиная с 10–11 лет, и до выпускных экзаменов в школе (17–18 лет) |
Методики позволяют изучить особенности взаимоотношений одаренных детей в социуме и скорректировать их возможные отклонения в адаптации.
Название методики |
Цель |
Тест "Умеете ли вы говорить и слушать?" В. Маклени |
Определение особенностей коммуникации |
Методика изучения коммуникативных и организаторских умений |
Выявление коммуникативных и организаторских склонностей личности (умения быстро и четко устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление к расширению сферы контактов, участия в общественных и групповых мероприятиях, умения влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.) |
Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК) (разработан Е. Бажиным на основе шкалы локуса контроля Д. Роттера) |
Оценка уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями |
Методика "Q -сортировки" В. Стефансона |
Изучение представлений о себе. Определение основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы |
Тест интерперсональной диагностики Т. Лири |
Диагностика межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми |
Методика оценки отношений подростка с классом |
Выявление возможных "типов" восприятия индивидом группы |
Методика "Незаконченные предложения" Джозефа М. Сакса |
Диагностика системы личностных отношений, выявление дисгармоничной системы отношений |
© Материал из Справочная система «Образование»
vip.1obraz.ru
Дата копирования: 14.03.2016
Алчинова Екатерина Леонидовна
Елена Викторовна