Методические рекомендации на тему «Занимательные задачи как средство выявления и развития математической одаренности младшего школьника»
Н.В.Перфилова,
учитель начальных классов, МБОУ «ВСОШ №4 им.Г.Баруди»,
Высокогорский район, РТ
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
Проблема способностей – одна из наиболее интересных и важных для педагогической практики. Её в разных аспектах исследуют психологи, педагоги и методисты. Проблемы способностей лежат в основе дифференциации обучения вообще и обучения математике в частности.
Школа призвана всесторонне развивать всех школьников и тем самым выявлять и учитывать наиболее яркие способности у каждого.
Понятие «способности» употребляется учителем в самых разных сочетаниях: «способный ученик», «одаренный ученик», «талантливый ученик», «у этого ученика есть природные способности», «у него большие задатки» и т.д. В дидактике и методике преподавания математики мы говорим о творческих, исследовательских, познавательных способностях, о способностях к счету или другим видам математической деятельности.
Целями работы учителей школы с одаренными детьми являются:
-выявление одаренных детей;
-создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
-знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми;
-проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности;
-подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
Успешность работы с одаренными обучающимися во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией обучающихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных классов.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.
Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность у младших школьников проходит в два уровня:
1-й уровень – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
2-й уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки).
Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие цели и задачи воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми в начальных классах.
Ц е л и:
-развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей, так как можно развивать природные задатки способностей в определенный благоприятный возрастной период;
-развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).
За д а ч и:
-выявление одаренных детей из числа показавших высокие результаты на приемных собеседованиях и в ходе учебной деятельности психологическими методами диагностики, а также путем анализа результативности умственного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
-обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьника;
-забота о сохранении здоровья: полноценном функционировании нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных потребностей;
-сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности;
-организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);
-стратегия ускорения обучения одаренных детей, допускающая возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при наличии решения психолого-педагогического совета.
Методы и формы работы с одаренными обучающимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием. В качестве материала для выявления математических способностей, для удовлетворения спроса учащихся, обладающих этими способностями, и вообще для показа увлекательности математики человечеством накоплено огромное количество задач. Как правило, это не те задачи, которые решаются в школе на базовом уровне математического образования. Кстати, очень жаль, что указанные интересные, увлекательные задачи недостаточно включены в этот базовый уровень.
Известный популяризатор математики Я.И. Перельман рассматривал одну из особенностей занимательной науки, которая, по его мнению, заключается в том, что «приемы ее не исключают работы ума, а, напротив, пробуждают мысль работать».
Действительно, «умственный труд неразрывно связан с приобретением знаний и занимательная наука ничуть не стремиться освободить от него. Она стремиться лишь сделать этот труд интересным, а потому и приятным, пытаясь опровергнуть тысячелетнюю поговорку о горьком коне учения».
К сожалению, в практике школы не предусмотрено решение задач занимательного характера непосредственно на уроке. Учитель по своему усмотрению может использовать или не использовать подобные задачи, но «ведь для большинства людей, интересующихся математикой, первые живые впечатления от этой науки связываются с задачами или целыми книгами «развлекательного» плана».
Особое значение в развитии у учащихся существенных элементов математического мышления, математической инициативы, которое выражается в желании самому постигнуть проблему, в стремлении к самостоятельным поискам способов и средств решения задачи; сообразительности, логичности, находчивости, гибкости и критичности ума имеют задачи-смекалки.
Также задачи занимательного характера могут служить инструментом для выявления параметров математических способностей учащихся и прекрасным способом вызвать у учащихся интерес к изучению математики.
Учитывая многообразие различного рада увлекательных, шутливых задач, для обеспечения целенаправленного и эффективного их использования существует классификация занимательных задач:
-задачи, не требующие или почти не требующие математических знаний и основанные на сообразительности и догадке;
-задачи, требующие, кроме смекалки, еще и элементарных математических знаний или заставляющие вспомнить эти знания, когда-то полученные в школе;
-вопросы и задачи, имеющие целью проверку и уточнение математических знаний школьника.
На практике учителя начальных классов в основном используют:
-задачи, примыкающие к школьному курсу математики, но повышенной трудности – типа задач математических олимпиад;
-задачи типа математических развлечений. Сюда входят задачи различной степени трудности и, прежде всего, начальные упражнения из цикла внешкольных упражнений, развивающих математическую инициативу, т. е. упражнения, предназначенные для тех, кто делает лишь первые шаги в мир математической смекалки: упражнения, пригодные для различного заполнения досуга.
Приведу некоторые виды задач, используемые на практике:
-«Затруднительные положения» (физические действия, выполнение которых затруднено, но может быть осуществлено средствами математической смекалки). Интуитивно понятный тип задач, к которому можно отнести все задачи повышенной трудности, нуждающихся в описании и уточнении.
-«Геометрия на спичках» (конструирование из спичек модели фигур). Этот вид задач чрезмерно упрощен.
- «Семь раз примерь, один раз отрежь» (преобразование фигур при помощи перекраивания).
-«Умение везде найдет применение» (элементарно-технические и практические вопросы, решение которых требуют участия математической мысли).
-«С математикой и без нее» (математический путь решения или в самом способе, или в сопоставлении способов решения).
-«Математика почти без вычислений» (действий почти нет, но для решения нужны искусные рассуждения). К этой группе задач относятся задачи, для решения которых вычисления могут быть совершенно незначительными или совсем отсутствовать, но необходима цепочка рассуждений. Поиск цепочки рассуждений, обеспечивающей решение подобного рода задач, похож на раскрытие тайны и потому волнующе привлекателен.
Особое значение имеют задачи, которые принято называть логическими. Необходимо подробно раскрыть их содержание и методику решения с учащимися, так как они лежат в основе экспериментального материала для выявления параметров математических способностей.
Среди широко распространенных логических задач широко известны те, которые решаются способом так называемого «здравого рассуждения», способом предположений, составлением различных таблиц, вычерчиванием графов. Один из наиболее элементарных, примитивных случаев состоит в применении способа перебора.
Итак, чтобы использовать занимательные задачи как средство выявления и развития математических способностей учащихся основной школы, можно руководствоваться следующими требованиями:
-задачи должны иметь занимательный характер, быть доступными учащимися, по возможности, опирающимися на программный материал, отличаться от обычных задач, имеющихся в учебниках математики;
-операции, заложенные в структуре решения задачи, должны соответствовать природе диагностируемых параметров математических способностей учащихся;
-задачи должны быть сгруппированы по типам рассуждений.
ЛИТЕРАТУРА
1.Гарднер М. Есть идея! М.: Мир, 1982.
2.Кордемский Б.Л. Очерки о математических задачах на смекалку. М.: Учпедгиз, 1958.
3.Перельман Я.И. Что такое занимательная наука. Народное образование, 1973. №2.